Следопытская специальность «Журналист» (с 11 лет)
Кто такой журналист? Думаешь, это тот, кто с микрофоном в руке рассказывает что-то по телевизору, и все? Не только. Журналист – это человек, который старается первым узнать новость, первым ее написать и первым ее опубликовать. Журналист – это профессионал, который рассказывает, что происходит вокруг (и хорошего, и плохого), и рассказывает затем, чтобы жизнь наша стала лучше. У настоящего журналиста есть чутье на важные события, он сможет разговорить самого замкнутого собеседника, он сможет проверить доставшуюся ему информацию и заинтересовать своего читателя. Если ты любишь сочинять и писать, если тебе нравится читать, если ты любознателен и наблюдателен, то нашивка «Журналист» - это твоя нашивка! Чтобы получить эту нашивку, ты должен сначала сдать теорию журналистики, а уж потом практику. Все это на самом деле переплетается, но давай попробуем разделить.
Теория:
Практика:
Полезная информация:
Журналист должен понимать, что такое жанр (коротко его можно определить как упаковку всех журналистских текстов, форму подачи журналистских мыслей), и что такое публицистика (проблемный материал на актуальную, злободневную для общества тему, ориентированный на множество читателей /а не друга с соседней парты/, с ярко выраженной авторской позицией, чередованием эмоциональных и логических доводов, с предложением выхода из создавшейся ситуации и т.д.). Жанры объединяются в систему жанров. «Чистые» примеров жанров сейчас найти все труднее; как правило, в каждом материале есть элементы двух-трех жанров.
Система жанров:
Информационный повод – событие, которое может заинтересовать публику: читателей, зрителей или слушателей. ИП позволяет создать информационное сообщение (новость). ИП должен содержать НОВОЕ и ЗНАЧИМОЕ.
Интервью. Англ. слово. Два значения (метод работы и беседа). Настрой журналиста: заинтересованность, ценность собеседника. Вопросы: список, темы. Закрытые вопросы (да, нет). Открытые вопросы (однозначного ответа нет). Основные вопросы (заранее!), второстепенные, уточняющие, наводящие (осторожно), альтернативные, провокационные и т.д. Это не допрос! Это не обвинение!
Репортаж. От латинского слова Reportare – передавать. Впервые в середине XIX в. в Англии. Взгляд очевидца. а) Автор – свидетель. «С места события» - бессмыслица. б) настоящее время, «эффект присутствия», о том, что перед глазами. в) заметка сообщает, р. показывает. Постоянно отвечать на вопрос «Как?» г) обстановка, детали, картинки, разговоры. Сопереживание, эмоциональность. С первой фразы заинтересовать читателя.
Отчет. Один из старейших жанров. Кто что сказал (конференция), кто что сделал (спорт, праздник).
Путевые заметки. Познавательность (не вымысел), диалоги, картинки. Некрупные масштабы, в отличие от путевого очерка. Трэвел-журналистика.
Зарисовка – художественное описание природы, обстановки, человека, мыслей. Необходимо усилить наблюдательность за окружающим миром, постоянно искать интересное в обычных вещах и заворачивать впечатления в слова, т.е. «набить» руку. В зарисовке всегда показаны две стороны – сам автор и то, с чем он встретился: другой человек или люди, животные и т.д.
Журналистская этика Журналист с уважением относится к личной жизни людей, к их праву на соблюдение тайн, но при этом журналист выступает на стороне общества, а не отдельных личностей. Для получения информации журналист обязан пользоваться честными способами и надежными источниками. В тексте, написанном журналистом, должно быть хорошо понятно, где приведен факт, а где высказано мнение. Право журналиста – высказывать свою точку зрения и критиковать, если надо, руководство. Обязанность журналиста – писать правду, защищать справедливость и помнить, что свобода слова должна быть ограничена законом. Если журналиста заставляют писать неправду, он обязан отказаться от такого задания. Подробнее об этике журналиста смотри «Кодекс профессиональной этики российского журналиста»: http://www.ruj.ru/_about/code_of_professional_ethics_of_the_russian_journalist.php
Речевые игры (для них нужны бумага и ручка. И время. И голова, разумеется). Во всех играх со словами используются существительные именительного падежа единственного числа (множественное число допустимо только тогда, когда слово в ед. ч. не употребляется, например, «очки»). Продолжительность игры устанавливается заранее. Значение слов должно быть известно играющему. Ласкательно-уменьшительные слова, имена собственные в речевых играх запрещены. Выигрывает тот, кто придумал больше всего слов, не написанных другими участниками игры.
«Наборщик». Возьми длинное слово и составь из имеющихся букв (это важно! Именно из имеющихся букв!) как можно больше слов.
Например, из слова «электропоезд» легко составляются «поезд», «лектор», «крот», «клоп», «лето», «рок», «ток» и т.д.
«Ограничения». Ведущим задаются какие-либо ограничения в придумывании слов (например, слово должно быть из пяти букв, из них обязательно использовать буквы А и У). Время пошло! сУмкА, бУлкА, рАзУм, бУркА, скУлА и т.д. Ограничения могут вводиться и по поводу места расположения букв – например, слово из шести букв, обязательно должны быть буквы О (третья) и К (пятая). крОшКа, брОшКа, скОбКа, прОбКа и т.д.
«Квадрат слов». Выбирается какое-то слово из четырех букв, и из каждой его буквы образуется новое слово, состоящее из четырех букв (выбранное слово пишется по вертикали, новые слова – по горизонтали). Цель – за определенное время сочинить как можно больше квадратов. Например, выбирается слово «лиса». Л ето Л упа Л оза И нок И ней И зба С ело С оль С ало А ист А ура А кын и т.д.
«Лестница». Выбирается любая буква, кроме твердого - мягкого знаков, ы, й. Задача – вспомнить как можно больше существительных на эту букву. Каждое новое слово должно быть длиннее предыдущего на одну букву. Сложнее всего придумать слово на две буквы. В крайнем случае вы можете договориться группой и поставить на это место междометие. Пропуски между словами (например, вы придумали слово из пяти букв и из семи, а из шести не смогли) ведут к тому, что вашим лучшим результатом будет слово из пяти букв. Выигрывает тот, кто составил самую длинную лестницу без пропусков ступенек-слов. А Ар Акр Аист Амбар Артист Автомат Авангард Абонемент Автозапуск и т.д.
«Словопревращение». Эта игра требует предварительной подготовки ведущего. Заранее придумывается слово, из которого путем преобразований надо будет дойти до другого слова. Ведущий должен проверить возможность перехода. Правила перехода просты: не меняя количества букв, но изменяя за один ход одну букву, мы должны от первого слова прийти ко второму. Мяч-гол. Ход таков: мяч-меч-мел-мол-гол. Луг-лес. Луг-лук-лак-лик-лис-лес. Выигрывает тот, кто за установленное время придет к новому слову с меньшим числом переходов (мяч-меч – это один переход).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|