Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Следопытская специальность «Журналист» (с 11 лет)

Кто такой журналист? Думаешь, это тот, кто с микрофоном в руке рассказывает что-то по телевизору, и все? Не только. Журналист – это человек, который старается первым узнать новость, первым ее написать и первым ее опубликовать. Журналист – это профессионал, который рассказывает, что происходит вокруг (и хорошего, и плохого), и рассказывает затем, чтобы жизнь наша стала лучше. У настоящего журналиста есть чутье на важные события, он сможет разговорить самого замкнутого собеседника, он сможет проверить доставшуюся ему информацию и заинтересовать своего читателя.

Если ты любишь сочинять и писать, если тебе нравится читать, если ты любознателен и наблюдателен, то нашивка «Журналист» - это твоя нашивка!

Чтобы получить эту нашивку, ты должен сначала сдать теорию журналистики, а уж потом практику. Все это на самом деле переплетается, но давай попробуем разделить.

 

Теория:

  1. Знать журналистскую этику.
  2. Знать, что такое факт и информационный повод.
  3. Знать, что такое жанр и жанровая теория.
  4. Знать особенности заметки, репортажа, интервью, зарисовки, путевых заметок, отчета.

 

Практика:

  1. Соблюдать журналистскую этику.
  2. Самостоятельно сформулировать вопросы для интервью и заголовки в своих материалах.
  3. Взять интервью у незнакомого или малознакомого человека.
  4. Грамотно, интересно и логично написать заметку, интервью и репортаж; сдать их редактору общелагерной газеты для опубликования. (Сдать – не значит сунуть бумажку на бегу. Сдать – это отдать материал редактору, выслушать замечания, исправить, вернуть исправленный текст и услышать, что твой материал принят для опубликования в «Растопке»).
  5. Сдать не менее пяти речевых игр («наборщик», «ограничения» и т.д.)

 

Полезная информация:

 

Журналист должен понимать, что такое жанр (коротко его можно определить как упаковку всех журналистских текстов, форму подачи журналистских мыслей), и что такое публицистика (проблемный материал на актуальную, злободневную для общества тему, ориентированный на множество читателей /а не друга с соседней парты/, с ярко выраженной авторской позицией, чередованием эмоциональных и логических доводов, с предложением выхода из создавшейся ситуации и т.д.).

Жанры объединяются в систему жанров. «Чистые» примеров жанров сейчас найти все труднее; как правило, в каждом материале есть элементы двух-трех жанров.

 

Система жанров:

Информационные жанры Публицистические жанры Художественно-публицистические жанры
Заметка Корреспонденция Очерк
Отчет Статья Фельетон
Интервью Обзор печати Памфлет
Зарисовка Рецензия Эссе
Репортаж Обозрение  
Путевые заметки Комментарий  
Опрос Расследование  
Рейтинг Колонка  
Легенда Письмо  
     
В основе всего – факт. Метод написания
Сообщение об одном факте Размышления над всеми фактами. Двугорбый верблюд (факт и отношение к нему) Размышления над всеми фактами и образное их изображение

 

Информационный повод – событие, которое может заинтересовать публику: читателей, зрителей или слушателей. ИП позволяет создать информационное сообщение (новость). ИП должен содержать НОВОЕ и ЗНАЧИМОЕ.

 

ЗаметкаМетод ЛИДа (перевернутая пирамида). Сжатость, оперативность. 5 основных вопросов (Кто, Что, Где, Когда и Почему)
Вид Особенности Источник информации
Хроника Двусоставное предложение (кто, где, когда, книжный язык) Информационные агентства
Короткая информация 3-4 предложения. Пирамида. Книжный язык Информационные агентства
Собкоровская Больше объем, занимательная, разг. язык. Мини-рассказ. Корреспондент
Письмо читателя Ярко выраженный разговорный язык Читатель

 

Интервью. Англ. слово. Два значения (метод работы и беседа).

Настрой журналиста: заинтересованность, ценность собеседника. Вопросы: список, темы. Закрытые вопросы (да, нет). Открытые вопросы (однозначного ответа нет). Основные вопросы (заранее!), второстепенные, уточняющие, наводящие (осторожно), альтернативные, провокационные и т.д. Это не допрос! Это не обвинение!

Вид интервью Особенности
И.-монолог Небольшой объем, краткость и конкретность
И.-диалог Беседа. Журналист задает дополнительные??, просит уточнений, высказывает свое мнение, спорит
И. коллективное Мнение группы (встреча, круглый стол и пр.)
И.-зарисовка ? + рассказ об обстановке и ходе беседы, комментарий, свои впечатления, облик собеседника
И.-анкета (блиц-опрос) Самый массовый вид
И.-портрет Элементы биографии героя, его мнения
Пресс-конференция  

 

Репортаж. От латинского слова Reportare – передавать. Впервые в середине XIX в. в Англии. Взгляд очевидца.

а) Автор – свидетель. «С места события» - бессмыслица.

б) настоящее время, «эффект присутствия», о том, что перед глазами.

в) заметка сообщает, р. показывает. Постоянно отвечать на вопрос «Как?»

г) обстановка, детали, картинки, разговоры. Сопереживание, эмоциональность.

С первой фразы заинтересовать читателя.

Виды репортажа Особенности
Событийный О каком-то важном событии. Оперативен, иначе не нужен. Строгая хронология. Самый распростр.
Тематический (познавательный) Идет не от события, а от темы. М.б. связан с памятными датами, коллективом и пр.
Проблемный Факты и -, и +. Выводы, поиски решения.
Ролевой «Журналист меняет профессию»
Фоторепортаж  

 

Отчет. Один из старейших жанров. Кто что сказал (конференция), кто что сделал (спорт, праздник).

Информационный отчет Факты по порядку (кто что за кем сказал, где какая картина висит, кто за кем что сыграл или спел). Детали!
Тематический отчет Описание события выборочно, 2-3 темы, хотя было больше. Главное – выбрать действительно важные??
Аналитический отчет Сообщение о событии + выводы журналиста, рассуждения. Связь выступлений с реальным положением дел.

Путевые заметки. Познавательность (не вымысел), диалоги, картинки. Некрупные масштабы, в отличие от путевого очерка. Трэвел-журналистика.

Зарисовка – художественное описание природы, обстановки, человека, мыслей. Необходимо усилить наблюдательность за окружающим миром, постоянно искать интересное в обычных вещах и заворачивать впечатления в слова, т.е. «набить» руку. В зарисовке всегда показаны две стороны – сам автор и то, с чем он встретился: другой человек или люди, животные и т.д.

 

Журналистская этика

Журналист с уважением относится к личной жизни людей, к их праву на соблюдение тайн, но при этом журналист выступает на стороне общества, а не отдельных личностей. Для получения информации журналист обязан пользоваться честными способами и надежными источниками. В тексте, написанном журналистом, должно быть хорошо понятно, где приведен факт, а где высказано мнение. Право журналиста – высказывать свою точку зрения и критиковать, если надо, руководство. Обязанность журналиста – писать правду, защищать справедливость и помнить, что свобода слова должна быть ограничена законом. Если журналиста заставляют писать неправду, он обязан отказаться от такого задания.

Подробнее об этике журналиста смотри «Кодекс профессиональной этики российского журналиста»: http://www.ruj.ru/_about/code_of_professional_ethics_of_the_russian_journalist.php

 

Речевые игры (для них нужны бумага и ручка. И время. И голова, разумеется).

Во всех играх со словами используются существительные именительного падежа единственного числа (множественное число допустимо только тогда, когда слово в ед. ч. не употребляется, например, «очки»). Продолжительность игры устанавливается заранее. Значение слов должно быть известно играющему. Ласкательно-уменьшительные слова, имена собственные в речевых играх запрещены. Выигрывает тот, кто придумал больше всего слов, не написанных другими участниками игры.

 

«Наборщик». Возьми длинное слово и составь из имеющихся букв (это важно! Именно из имеющихся букв!) как можно больше слов.

Например, из слова «электропоезд» легко составляются «поезд», «лектор», «крот», «клоп», «лето», «рок», «ток» и т.д.

 

«Ограничения». Ведущим задаются какие-либо ограничения в придумывании слов (например, слово должно быть из пяти букв, из них обязательно использовать буквы А и У). Время пошло!

сУмкА, бУлкА, рАзУм, бУркА, скУлА и т.д.

Ограничения могут вводиться и по поводу места расположения букв – например, слово из шести букв, обязательно должны быть буквы О (третья) и К (пятая).

крОшКа, брОшКа, скОбКа, прОбКа и т.д.

 

«Квадрат слов». Выбирается какое-то слово из четырех букв, и из каждой его буквы образуется новое слово, состоящее из четырех букв (выбранное слово пишется по вертикали, новые слова – по горизонтали). Цель – за определенное время сочинить как можно больше квадратов.

Например, выбирается слово «лиса».

Л ето Л упа Л оза

И нок И ней И зба

С ело С оль С ало

А ист А ура А кын и т.д.

 

«Лестница». Выбирается любая буква, кроме твердого - мягкого знаков, ы, й. Задача – вспомнить как можно больше существительных на эту букву. Каждое новое слово должно быть длиннее предыдущего на одну букву. Сложнее всего придумать слово на две буквы. В крайнем случае вы можете договориться группой и поставить на это место междометие. Пропуски между словами (например, вы придумали слово из пяти букв и из семи, а из шести не смогли) ведут к тому, что вашим лучшим результатом будет слово из пяти букв. Выигрывает тот, кто составил самую длинную лестницу без пропусков ступенек-слов.

А

Ар

Акр

Аист

Амбар

Артист

Автомат

Авангард

Абонемент

Автозапуск и т.д.

 

«Словопревращение». Эта игра требует предварительной подготовки ведущего. Заранее придумывается слово, из которого путем преобразований надо будет дойти до другого слова. Ведущий должен проверить возможность перехода. Правила перехода просты: не меняя количества букв, но изменяя за один ход одну букву, мы должны от первого слова прийти ко второму.

Мяч-гол. Ход таков: мяч-меч-мел-мол-гол.

Луг-лес. Луг-лук-лак-лик-лис-лес.

Выигрывает тот, кто за установленное время придет к новому слову с меньшим числом переходов (мяч-меч – это один переход).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...