Могут ли йоги впадать в анабиоз?
Известно, что йогизм, одно из самых древних культурных наследий Индии, возник в IV-II вв. до н. э. Упоминания о нём встречаются в древних Ведах (молитвенниках и книгах песнопений ранних индоарийцев). Все формы йоги и его учения ставят себе целью мобилизовать «скрытую, потенциальную силу тела», чтобы слиться с «всемирной мощью». Доказано, что применяемая хата-йогой техника - удерживание тела в определённых позах и контроль за дыханием - может привести человека к полному самоовладению некоторыми автономными функциями организма. Йога на санскритском языке означает «единство, связь». в индуистском религиозном смысле этого слова имеется в виду установление связи, слияние индивидуальной души человека, которую считают «искрой всемирной души», со Вселенским духом. Наиболее полно это слияние осуществляется в состоянии, называемом самадхи, которого тренированные йоги добиваются, прибегая к древней индийской технике мысленного самовнушения. По мнению индусов, «дух утопает в глубокой мысли, а тело - в глубоком сне». Индусы верят, что в подобном состоянии дух, находящийся в теле, полностью соединяется с духом Вселенной. Историки предполагают, что первые йоги появились где-то в высокогорьях Тибета и на склонах Гималаев. Для высокогорного климата характерна нехватка кислорода, которая начинает ощущаться на высоте 2 тыс. м. Кислородная недостаточность обычно приводит к увеличению объёма воздуха, проходящего через лёгкие, т. е. к усилению вентиляции лёгких. Волевым уменьшением вентиляции лёгких жители высокогорий Тибета умели ускорять приспособляемость организма, привыкание к нехватке кислорода на уровне тканей. Довольно часто пишут и говорят о том, что йоги владеют анабиозом, при этом обычно ссылаются на то, что путём регулирования дыхания они могут управлять некоторыми процессами жизнедеятельности. По мнению советских физиологов Н.А. Агаджаняна и А.Ю. Каткова, тайна анабиоза йогов скрывается в суммарном действии трёх влияющих на организм физиологических факторов: дозированного голодания, расслабления мускулов и замедленного дыхания (кислородной недостаточности). Попытаемся разобраться в этом и начнем с замедленного дыхания. в этом отношении большие успехи достигнуты не только йогами. Ещё в 1930 г. американский физиолог Е.С. Шнайдер провёл обследование двух пилотов. Один из них, вдохнув чистый кислород, затем сумел остановить дыхание на 14, а другой - на 15 мин. Ловец жемчуга калифорниец Роберт Форстер после того, как дышал кислородом в течение получаса, мог оставаться под водой без акваланга в течение 13 мин. Но и он не был способен погрузиться в гипнотическое состояние, подобно йогам. в этом отношении в природе серьёзные преимущества имеют некоторые виды животных, например тюлени. Они, как и люди, дышат лёгкими. Чтобы иметь возможность долгое время оставаться под водой, у них эволюционным путём выработалась способность к мышечному расслаблению. в связи с тем, что под водой мышечный тонус понижается, потребность в кислороде снижается на 1/3, а ведь потребность организма в кислороде служит главным критерием уровня жизнедеятельности. Не случайно у всех видов
животных, впадающих в зимнюю спячку, мышцы расслаблены, сердце едва-едва бьётся, дыхание поверхностное и очень редкое. Но снижать потребность своего организма в кислороде могут не только тюлени, медведи и ежи, а также йоги и факиры. Это доступно многим. в октябре 1974 г. в Дели на XXVI Международном конгрессе физиологов Р.К. Валайс доложил о результатах своих исследований, о том эффекте, который достигается благодаря умению сосредоточить всё внимание на расслаблении мышц тела. Участвовавшие в исследовании (36 человек) тренировались в течение 2-3 лет. Они научились всего лишь за15 мин. понижать потребление организмом кислорода на 16%. Люди, которые подобными тренировками не занимались, такого эффекта добиться не могут, так как даже во время ночного сна потребление кислорода не уменьшается больше чем на 8%. в Советском Союзе тоже проводились подобные исследования: после соответствующей тренировки люди понижали частоту сердечных сокращений от физиологических 70 до 42 в минуту. в 1950 г. был проведен совершенно невероятный эксперимент с 52-летним йогом Бабашри Рамаджи Джирнари, описанный потом индийским врачом Вейкелем в журнале «Ланцет». На глазах у десятитысячной толпы в Бомбее йог опустился в выкопанную в земле узкую яму-камеру, на дне и стенах которой повсюду торчали гвозди. Затем эту яму загерметизировали цементом. Там в состоянии «мнимой смерти» Рамаджи провёл 56 ч. После этого камера была заполнена водой и он оставался под водой 6,5 ч, и всё же его оживили в одной из бомбейских клиник. Можно ли объяснить это чудо? Разумеется, таких поразительных результатов нельзя добиться только тренировками, умением расслаблять свои мышцы и замедлять дыхание. Перед экспериментом Рамаджи в течение 10 дней пил только воду и ничего не ел.
Помогло ли это? Ещё в начале нашего века советский физиолог В.В. Пашутин выяснил, что повторное, довольно продолжительное голодание, как это ни странно, представляет собой своего рода гимнастику мозга и тела: центральная нервная система всё больше замедляет расход запасов в организме. Этой гимнастике помогает и тот факт, что при дозированном сухом голодании мозг не страдает. в настоящее время известно, что голодание понижает газообмен и организм удовлетворяется меньшим количеством кислорода, выделяет меньше углекислого газа. При голодании дыхание становится поверхностным. Это по-своему тоже способствует расслаблению. Установлено, что замедленное глубокое дыхание (не более четырёх вдохов в минуту) с задержкой на вершине вдоха облегчает приток венозной крови к сердцу. Кроме того, накопление в организме углекислого газа, являющееся результатом замедления дыхания, улучшает питание мускулатуры сердца. Если после задержки дыхания сделать максимально полный выдох, то можно резко замедлить сокращения сердца. Именно таким способом некоторые йоги и факиры добиваются остановки сердца. в 1957 г. это явление было изучено у 32- летнего йога Рамананда. При полном выдохе тот прижимал к груди
подбородок и в течение 15 с максимально напрягал мускулы груди и живота. в результате резко повышалось внутригрудное давление, затрудняя сокращения сердечной мышцы. На рентгеновском аппарате диаметр сердца уменьшился на 1 см. Сердечные тоны не прослушивались, пульс не улавливался, но электрическая активность сердечной мышцы всё же сохранялась. Следовательно, полной остановки сердечной деятельности у йога не наблюдалось, но сокращения сердечной мышцы становились настолько слабы, что не было никакой возможности определить их на слух. Первая попытка тщательного физиологического исследования погребения йогов живьем осуществлена в 1959 г. на кафедре физиологии Индийского института медицинских наук. Вместо гробницы учёные использовали прозрачную стеклянную герметически закрытую камеру. в ней дважды в течение 8-10 ч. находился всё тот же, но уже 34-летний йог Рамананда, за плечами которого был 17-летний опыт в этой области. За время пребывания Рамананды в камере содержание кислорода в ней понизилось до 14,9%, а углекислого газа увеличилось до 5%. При этом самочувствие йога не ухудшилось, частота пульса и дыхания не увеличилась, а потребление кислорода понизилось на 40-50%. Для нетренированного человека это непосильно. Для того чтобы во время операции на грудной клетке понизить потребность в кислороде на 50%, хирургам с помощью наркоза и искусственного охлаждения приходится понижать температуру тела пациента до 28 - 30° С. у йога Рамананды во время опыта температура тела была 38,4°С: столь явно выраженного понижения потребности организма в кислороде он добивался за счёт максимального расслабления мускулов. Как показали опыты советских учёных Н. Агаджаняна, Г. Давыдова и А. Сергиенко, у людей, которые не занимались специальными тренировками по расслаблению мышц, понижение содержания кислорода в воздухе герметически закрытой камеры до 13% и увеличение содержания углекислого газа до 8% (за 16-17 ч) приводило к 13-кратному увеличению вентиляции лёгких, усилению сердцебиения и резкому ухудшению их общего состояния. Советские учёные пришли к выводу, что важное значение в выработке способности впадать в состояние мнимой смерти, кроме умения расслаблять мышцы, имеет тренированность организма в отношении гипоксии (кислородной недостаточности). Вот почему не случайно йоги, прежде чем впасть в состояние анабиоза, резко замедляют свои дыхательные движения. Советские учёные Н.А. Агаджанян и А.Ю. Катков, занимающиеся проблемами анабиоза у человека, пишут, что в книге швейцарского этнографа О. Штоля «Гипноз и внушение в психологии народов» (1904 г.) описывается уникальный сеанс, проведённый в 1837 г. по инициативе магараджи Рунджита Синга и английского офицера Клода Уайта. Жители индийского города Лахора и окрестных деревень собрались, чтобы наблюдать за тем, как йог Харида самовольно впадет в глубокий 6-недельный сон. Перед этим испытанием йога находился на 7-дневной молочной диете, а
в день засыпания промыл свой желудочно-кишечный тракт. Процесс впадания в анабиоз начался с позы расслабления, опускания головы на грудь и монотонного повторения одних и тех же слов, при этом йог стал постепенно задерживать своё дыхание. Когда Харида заснул, слуга залепил ему глаза, нос, уши и рот воском (чтобы туда не проникали насекомые). Комиссия во главе с магараджей Сингом и англичанином Уайтом, чтобы любую исключить возможность обмана, заставила зашить йога в мешок, мешок положить в сундук и, закрыв, оставить его в строго охраняемой комнате. Там йог и проспал целых 42 дня. Перед процедурой пробуждения комиссия убедилась в целости печати на дверях комнаты. Когда их открыли, присутствующие увидели вертикально поставленный деревянный сундук с висячим замком, запечатанный личной печатью магараджи. Открыли сундук и в нём нашли зашитого в мешок из полотна йога. Он находился там в неудобной, сгорбленной позе в состоянии оцепенения. Руки у него сморщились, на ощупь казались деревянными, голова лежала на плече. Врач взял его руку, чтобы найти пульс, но тот не прощупывался. Слуга начал обрызгивать йога тёплой водой и растирать ему руки. После этого он завернул его голову в разогретое тесто из пшеничной муки, удалил восковые тампоны из рта, носа, ушей и глаз, насильно открыл ему рот и вытянул из глубины гортани втянутый туда язык. Последовали длительные процедуры и массаж, и наконец йог вздохнул. Слуга влил ему в рот масло и заставил его проглотить. Йог медленно открыл один глаз, затем другой, по его телу несколько раз прошли судороги. Постепенно к нему вернулся нормальный цвет кожи, и через полчаса после начала пробуждения Харида ожил. Его первые слова, произнесённые медленно, словно он преодолевал неимоверную тяжесть 42-дневного сна, были обращены к магарадже:
«Ну а теперь ты мне веришь?» Примерно через час после этого у Хариды постепенно пришли в норму всё проявления жизнедеятельности. Эту историю многократно пересказывали, зачастую извращая, но всегда оценивали как чудо, называя божественным сном йога. Почти в таком же виде описал её известный болгарский учёный академик Методий Попов, приведя в качестве примера возможного сокращения активных функций человека, известного ещё в давние времена под названием «вита минима» («минимальная жизнь»). в действительности же этот сеанс показал умение йогов в совершенстве управлять собственным телом. Директор Парижской кардиологической клиники Тереза Бросе проводила исследование заживо погребённых (оживших) йогов и обычных людей. Она установила, что после нескольких лет тренировок человек может научиться не дышать 10-15 мин. При этом происходило замедление всех процессов жизнедеятельности, как это бывает у животных во время зимней спячки. у заживо погребённых йогов сердце не останавливается, а резко падает частота и сила сердечных сокращений. Ещё один, можно сказать, невероятный опыт был проведен в предместье столицы Индии Дели - Модел Тауне. Йог Свами Сатиамуртри - довольно пожилой человек с поседевшей бородой - опустился в выкопанную яму размером 2,5 х 2,5 м, дно которой было устлано сеном. Там он принял позу подмазана (позиция «лотос») и совершил религиозный обряд. После этого к ногам и груди йога прикрепили электроды. Доктор Иогеш Чандра Матур, специалист по болезням сердца, провёл последние приготовления, йог остался один в яме, и её накрыли крышкой. Поверх крышки утрамбовали 15-сантиметровый слой земли. Через 7 дней «гробницу» вскрыли и обнаружили Сатиамуртри в состоянии оцепенения в первоначально принятой им позе. Его жена принялась массировать сначала голову и верхнюю часть тела йога подогретым оливковым маслом. Вскоре тот пришёл в себя. Через некоторое время он выпил стакан молока и съел немного фруктов. Прошло 8 ч, за это время йог принял несколько тёплых ванн и выглядел свежим, чувствовал себя хорошо, но похудел на 5 кг. Доктор Матур, свидетель «погребения» йога, вместе со своими сотрудниками круглосуточно контролировал аппаратуру, подключённую к электродам, прикреплённым к телу Сатиамуртри. Все данные тщательно регистрировались на протяжении всего опыта. Прослушивались шумы в сердце йога в течение всех семи суток. Вот что сказал доктор Матур: «Нам долго пришлось ждать, почти сорок часов, пока йог впал в это состояние. Во время предыдущего опыта это ему удалось только через 5 дней. После этого начали происходить странные явления, зарегистрированные аппаратурой: температура тела понизилась до 34,8°С, сопротивление в коже, обычно колеблющееся между 3 и 8 тыс. ом, за несколько часов резко подскочило и превысило чувствительность нашего аппарата, измеряющего сопротивление до 2 млн. ом. Когда йог впал в состояние самадхи, сопротивление в коже понизилось до нормального уровня. в конце второго часа у йога резко сократились дыхательные движения. Биения сердца сначала участились, а затем замедлились». в дальнейшем началось сильное сердцебиение - до 250 ударов в минуту (как при быстром беге). Затем наступил короткий период нарушения деятельности сердца, пока кардиограф неожиданно не сигнализировал: йог остановил сердцебиение- его сердце не работало! Уж не фокус ли это? Доктор Матур категоричен: йог ни в коем случае не мог отключить электроды и «обмануть» чрезвычайно чувствительный микрофон, вмонтированный в его «гробницу». Кроме того, проверка показала, что ни к одному из электродов вообще никто не прикасался. Через 5 ч после наступления состояния самадхи все функции организма, кроме функций центральной нервной системы, прекратились. 5 дней подряд кардиограмма не отмечала никакой деятельности сердца. Как объяснить всё это? По мнению доктора Матура, некоторые йоги обладают способностями почти останавливать сокращения сердца, в значительной степени уменьшать другие биологические функции организма и жить несколько дней без дыхания и кровообращения. Доктор Матура сравнивает это их состояние с зимней спячкой у некоторых пресмыкающихся, земноводных и млекопитающих. По словам известного факира Ивона Ива, позволявшего, чтобы его закапывали в землю живьем, объяснение этой тайны заключается в следующем: «Я зажимаю сонную артерию и чувствую, что теряю сознание. Я впадаю в полулетаргию, пульс у меня почти не прощупывается, дыхание почти прекращается. Только так можно выдержать под землей и не задохнуться». Однако после одного такого сеанса пульсация сердца у него достигла 250 ударов в минуту, и врачи предупредили его, что следующий сеанс может оказаться для него роковым, после чего факир прекратил свою деятельность. Между тем интересен тот факт, что йоги не зажимают свою сонную артерию, а используют другой физиологический метод - постепенно замедляют ритм дыхания и увеличивают паузу между дыхательными движениями. Таким опытом поделился пожилой йог, выглядевший как 20-летний юноша. Он посетил Советский Союз и объяснил, как ему удалось сохранить юношескую внешность: по его словам, он живёт только днём. Ночью он сокращает частоту вдохов и выдохов в 10 раз и «таким образом, живёт всего час вместо десяти». Сочетая дыхательные упражнения с неподвижными позами и системой самовнушения, йогам, вероятно, удается сократить потребление организмом кислорода и перейти к такому уровню жизнедеятельности, при котором внешние признаки жизни исчезают. Но не только йоги умеют «умирать и воскресать». Вот как врач- путешественник Гарри Райт в своей книге «Свидетель колдовства» (1971 г.) описывает практикуемый некоторыми африканскими жрецами обряд воскрешения впавшего в анабиотическое состояние «колдуна»: «На земле лежал здоровый молодой мужчина ростом выше 6 футов (1 фут равен 0,3048 м), с широкой грудью и сильными руками. Я сел так, чтобы загородить его своим телом, и быстрым движением приподнял его веки, чтобы проверить реакцию зрачков по методу Аргила-Робинсона. Реакции не было. Попытался также нащупать его пульс. Пульса не было. Я не обнаружил и признаков того, что у него работает сердце... Нас окружила группа из тридцати человек. Низкими голосами они запели какую-то ритмическую песню. Это было что-то среднее между воем и рычанием. Они пели всё быстрее и всё более высокими голосами. Как будто мёртвый должен был услышать эти звуки. Каково же оказалось моё удивление, когда именно так и случилось - «мёртвый» неожиданно провёл рукой по груди и попытался повернуться. Крики окруживших его людей слились в громкий вопль. Грохот барабанов стал ещё более яростным. в конце концов лежащий на земле всё же повернулся, поджал под себя ноги и медленно пополз. Его глаза, ещё несколько минут назад не реагировавшие на свет, сейчас были широко раскрыты и устремлены на нас. Судя по всему, этот молодой мужчина с помощью самогипноза разработал в коре своего головного мозга контрольный пункт для определённых музыкальных ритмов. и ничто иное, кроме этих музыкальных ритмов, не могло бы его воскресить». Разумеется, наука всё ещё находится в начале изучения явлений подобного рода, но во многих странах проводятся научные обследования йогов, впавших в состояние анабиоза. В настоящее время, кроме врачей и физиологов, методами впадания в состояние анабиоза интересуются и специалисты в области космической биологии. Это одна из любимейших тем писателей- фантастов. Но как бы мог обычный человек или космонавт, отнюдь не йог, в самом деле впасть в состояние анабиоза? Ещё в 1901 г. профессор Бахметьев в своей статье «Рецепт того, как дожить до XXI века» подробно описал, как протекает переход в состояние анабиоза у высших животных: «Сначала теплокровное животное должно превратиться в животное с изменяющейся температурой крови, что достигается с помощью наркоза... Это необходимо для того, чтобы у млекопитающих дыхание могло протекать так же, как у лягушек, насекомых и др., т. е. при понижении температуры оно бы ослабевало. Иначе животное будет напрасно терять силы в борьбе с холодом и это истощит его преждевременно. После наркоза животному надо устроить холодную воздушную ванну, температуру которой следует постепенно понижать с помощью специального регулятора». Теперь достаточно хорошо известно, что наркоз и вообще фармакологические средства способны привести только к кратковременному частичному состоянию анабиоза, что нашло применение в хирургической практике. Продолжительный анабиоз (в течение нескольких месяцев или лет) требует принципиально других решений - к такому выводу пришёл советский академик В.В. Парин. Советские учёные Н.А. Агаджанян и А.Ю. Катков утверждают, что вместо наркоза дыхание можно замедлить, если человек научится управлять своими дыхательными движениями. Когда человек начнет тренироваться, замедляя дыхательные движения, он постепенно будет приучать ткани своего тела к повышению содержания углекислого газа. Излишек двуокиси углерода охлаждает тело за счёт понижения обмена веществ в тканях - главном источнике образования тепла, подавляет центральную нервную систему и ослабляет чувствительность организма к самым различным раздражителям, в том числе и к холоду. Вот почему организм, обогащённый углекислым газом, может дополнительно охлаждаться и дойти до состояния анабиоза. По мнению этих двух советских учёных, принципиальная схема впадания в состояние анабиоза выглядит примерно так: тренировка дыхания - повышение содержания углекислого газа в организме - общее охлаждение тела. От тренировки дыхания зависит приспособляемость организма не только к большим количествам углекислого газа, но и к нехватке кислорода в тканях. Такая приспособляемость организма может предотвратить необратимые явления, которые могли бы возникнуть при охлаждении тела. Ныне методы йогов, в совершенстве владеющих способом впадания в состояние анабиоза, стали объектом обстоятельных научных исследований. Это полезно не только для науки, но и для здоровья и долголетия человека. Весьма вероятно, что этот метод найдёт применение в космической биологии при будущих космических полетах к далеким планетам. Может быть, недалеко то время, когда сбудутся слова Циолковского о неогранич ой (с помощью анабиоза) продолжительности жизни человека, покоряющего Вселенную.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|