Занятость является очень важной экономической категорией. Она показывает степень распределения рабочей силы в экономике и уровень жизни в среднем по стране. Данный показатель можно изучать с точкизрения двух подходов: теоретического и практического. Теоретическая занятость представляет собой совокупность работ и трудовых затрат, которые осуществляет работник ради удовлетворения личныхи общественных потребностей и получения за это заработной платы. Практическая занятость в свою очередь характеризует соотношение в величинах трудоспособного населения и общего уровня занятых, что позволяет в целом оценить использование трудового потенциала общества и проанализировать современную ситуацию на рынке труда.
К занятым относятся лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, которые в данный момент выполняли работу по найму за вознаграждение, временно отсутствовали на работе вследствие болезни, отпуска, командировки или выполняли работу на семейном предприятии.
Основными принципами формирования и обеспечения определенного уровня занятости являются следующие.
1. Добровольность труда. Каждый трудоспособный субъект, который обладает всеми необходимыми трудовыми качествами, имеет право свободно распоряжаться своими возможностями и способностямик тому или иному роду деятельности. Кроме того, он может самостоятельно выбрать именно то место работы, которое его полностью устраивает или наиболее подходит по опыту работы, уровню квалификациии образованию. Каждый человек может действовать таким образом, чтобы реализовать себя в жизни,проявить свои навыки, умение или творческое начало.
Очень часто бывает так, что человек и не подозревает о своих потенциальных возможностях и работает «нена своем месте», поэтому не получает абсолютно никакого удовлетворения от своего труда. Экономический субъект, устраиваясь на определенную должность должен прежде всего руководствоваться своими предпочтениями, желаниями и способностями. Чем больше работа будет по душе, тем выше будет производительность труда и удовлетворение.
2. Ответственность государство за создание условий для реализации прав граждан на осуществлениетрудовой деятельности. Трудовое законодательство в первую очередь имеет своей целью предоставление гарантий трудовых прав и свобод субъекта, обеспечение максимально благоприятных условий для протекания трудового процесса, а также защиту интересов как трудящихся, так и самих работодателей. Таким образом, государство должно всячески содействовать и стимулировать индивида к приобретению профессиии карьерному росту.
Практическая сущность оценки трудоспособного населения требует деления занятости на три основных вида:
1) полная занятость может быть описана как состояние экономики, когда уровень вовлечения всего трудоспособного населения в производство и иные сферы деятельности максимален. С одной стороны это хорошо, поскольку исключает наличие безработных, а с другой — наносит ущерб не менее важным сторонам жизни человека: здоровью, воспитанию детей и пр. Состояние полной занятости ресурсов, в томчисле и трудовых, было описано сторонниками классической школы. Они полагали, что такая ситуация возможна исключительно в долгосрочном периоде, когда цены крайне подвижны, а номинальная заработная плата без учета реальной покупательной способности и стоимости потребительской корзины фиксирована. Однако сами работники реагируют на изменение только реальной заработной платы с учетом динамики цен.А поскольку в долгосрочном релевантном периоде она является постоянной величиной, то трудящиеся сокращают предложение труда. Это вызывает изменения в спросе и способствует восстановлению соответствия между величиной оплаты труда и общим уровнем цен, что уравновешивает спроси предложение и стабилизирует ситуацию на трудовом рынке;
2) эффективная занятость представляет собой часть полной занятости, которая обеспечивает достойный доход, здоровье работника, его профессиональный карьерный рост и пр., т. е. способствует улучшению общего уровня жизни и росту общественного благосостояния;
3) социально-полезная занятость представлена количеством трудоспособных лиц, занятых общественно полезной деятельностью, находящихся на военной службе или обучающихся на заочном отделении высшего учебного заведения или занимающихся домохозяйством.