Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции
Несколько иначе строится организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. Этих судов значительно больше, чем арбитражных: если последних насчитывается чуть свыше 90, то количество первых исчисляется тысячами. Разумеется, обеспечивать организационно деятельность такого количества судебных учреждений — задача намного более сложная.
Ее успешное выполнение требует соответственно, большего специализированного аппарата, который был бы в состоянии заниматься повседневно и в полном объеме непростой в наше время работой, связанной с добыванием финансовых средств для своевременной выплаты судьям и другим судебным работникам заработной платы, с обеспечением судов необходимыми служебными помещениями, в том числе организацией их строительства и ремонта, оргтехникой (компьютеры, копировальные устройства, пишущие машинки и многое другое), транспортом, средствами связи, а также заниматься организацией и содержанием учебных заведений по повышению квалификации судей и работников аппаратов судов, поддержанием в контрольном состоянии, размножением, закупкой или рассылкой законодательства и иных правовых актов, необходимых для нормальной деятельности судов, и т.д., и т.п.
Возлагать всю такую работу в системе (подсистеме) судов общей юрисдикции, по аналогии с арбитражными судами, на Верховный Суд РФ — значит идти на существенное расширение вспомогательного аппарата этого суда, а главное — на увеличение объема работы, свойственной не судебному учреждению, а учреждению исполнительной власти. Верховный Суд РФ — высшая судебная инстанция, главная задача которой, как отмечено выше, отправление правосудия и обеспечение надлежащей судебной практики судов общей юрисдикции в целом. Возложение на него каких-то других трудоемких обязанностей способно лишь создать совершенно не нужные данному суду сложности и отвлечь его от главного.
Это и ряд других обстоятельств — одна из причин того, что до недавнего времени (а в определенной мере и в наши дни) значительная часть работы по организационному обеспечению деятельности судов в общей юрисдикции выполнялась и отчасти выполнялась Министерством юстиции РФ, его органами и учреждениям.
Однако негативные факторы, сопутствовавшие сотрудничеству (взаимодействию) судов общей юрисдикции и органов юстиции, привели, как отмечено выше, к принятию в законодательном порядке -решения о создании нового органа — Судебного департамента при Верховном Суде РФ (далее— Судебный департамент).
35. Прокуратура — система органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением законодательства, прав, свобод человека и гражданина, а также выполнение иных функций, определённых национальным законодательством. Характеристика функций и основных направлений деятельности прокуратуры. Внутриорганизационные принципы деятельности органов прокуратуры Перечень основных функций прокуратуры содержится в п. 2 ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ". Направлением деятельности прокуратуры, предопределившим необходимость ее создания, является надзор за исполнением законов. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры, и в соответствии с Законом выделяют следующие виды прокурорского надзора, которые являются основными направлениями деятельности:
– надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов;
а) федеральные министерства;
б) государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти;
в) представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;
г) органы местного самоуправления;
д) органы военного управления;
е) органы контроля;
ж) должностные лица перечисленных органов;
з) руководители коммерческих и некоммерческих организаций.
Следует иметь в виду, что проверке законности подлежать только правовые акты, т.н. акты порождающие, прекращающие или изменяющие правовые (юридические) отношения.
– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; Специфика данной отрасли прокурорского надзора определяется сферой общественных отношений, связанных с правами и свободами граждан. Сюда входит исполнение нескольких тысяч нормативных актов, объединенных сферой регулирования прав и свобод человека и гражданина. Непосредственно исполняют эти нормативные акты огромное количество организаций, учреждений, их должностные лица, а также чрезвычайно многочисленные руководители коммерческих и некоммерческих организаций надзору за исполнением законов названными органами выделена в самостоятельную отрасль надзора.
Осуществление прокурорского надзора в рассматриваемой сфере призвано обеспечить права и свободы не только лиц, совершивших преступление, но и потерпевших от конкретного преступления, а также права и свободы иных законопослушных граждан.
– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
2) соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
3) соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;
4) соблюдение установленного порядка проведения расследования;
5) законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Осуществление прокурорского надзора в сфере судопроизводства призвано гарантировать права и свободы не только лицу, совершившему общественно опасное деяние, но и потерпевшим от преступления, а также иным гражданам, вовлеченным в правоотношения.
– надзор за исполнением законов судебными приставами; Предметом рассматриваемого вида надзора является исполнение Федеральных законов "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" судебными приставами.
– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Перечисленные функции в совокупности составляют единый прокурорский надзор, осуществляемый прокурорами от имени Российской Федерации на всей ее территории.
Кроме надзора прокуратура осуществляет и иные направления деятельности:
– участие в рассмотрении дел судами;
– уголовное преследование;
– координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
– участие в правотворческой деятельности;
– международное сотрудничество.
Перечень основных направлений деятельности является исчерпывающим, поскольку на прокуратуру не может быть
возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Основное содержание деятельности прокуратуры составляет прокурорский надзор. Помимо него прокуратура осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния, координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|