Понятие об эмоциях и чувствах. Роль чувств в практической деятельности человека
Речь и познавательные процесс (восприятие, память, мышление) Речь тесно связана с познавательными процессами 1.с восприятием(чтобы оно было осмысленным необходимо участие речи, чем ярче и образнее речь, тем ярче представление) 2.с памятью (владение языками требует хорошо развитой памяти) 3.с мышлением (сильная связь при словесно-логическом мышлением и неочень сильное при образном) 4.с чувствами и эмоциями(на русском и англ. читать про опыт с лягушкой) 5.с вниманием(благодаря речи можно управлять вниманием) Общая характеристика воображения и его роль в деятельности чел-ка Воображение-процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с процессом памяти и мышления. Воображение присутствует 1. В формировании образов, которые мы никогда не воспринимаем (представление лит.героя) 2. Связано с эмоциональными переживаниями(мечты о счастливом будущем) 3. Связано с реализацией наших действий(представление результата деятельности до её начала) Создание образов воображения: анализ->синтез *агглютинация-кентавр Виды воображения По степени волевых усилий · Преднамеренные(воссоздающие, творческое, мечта) · Непреднамеренное(сон, дремотное состояние) По степени активности 1.активные(воссоздающие, творческое, мечта) 2.пассивные(сон, грезы) Грезы-преднамеренное, пассивное воображение воссоздающее-по описанию творческое-самостоятельное создание образов мечта-преднамеренное, активное воображение Роль воображения в учебе, научн. и худ.творчестве В школьном возрасте происходит важный сдвиг в воображении. В процессе обучения ребенок получает новые представления об окруж. мире и для того, чтобы их усвоить ребенок активно использует воображение.т.е. образы восприятия перерабатываются в образы воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.
Вообще воображение играет огромную роль в творческом процессе. Возможность творить обеспечивается имеющимися у чел-ка знаниями, способностями, целеустремленностью. Долгое время считалось невозможным научить творческому процессу. Однако Уолиссу удалось выделить 4 стадии творческого процесса: 1.подготовка 2.созревание 3.озарение 4.проверка Анализ-синтез Понятие об интеллекте. Виды интеллекта. Интеллект и креативность Интеллект-способность научаться из опыта, используя возможности познавания, чтобы ускорить процесс научения, а также способность адаптироваться к окр.среде. Гардмер-6 видов интеллекта 1.лингвистический 2.логико-математический 3.музыкальный 4.пространственный 5.телесно-кинестетический 6.личностный(внутриличностный-управление своими чувствами, межличностный-замечать чувства других) Хеб: 1.интеллект А(потенциал в момент зачатия) 2.интеллект Б(потенциал + окр.среда) Интеллект 1.учебный(решение учебных задач) 2.практический(решение каждодневных проблем) 3.творческий(в нестандартных ситуациях) 4.социальный(сопереживание, понимание других) Терстоун(7 первичных умственных способностей) 1.счетная способность 2.вебральная гибкость 55 (продолжение) 3.вербальное восприятие 4.пространственная ориентация 5.память 6.способность к рассуждению 7.быстрота восприятия сходства или различия Воля. Общаяхар-ка волевого процесса. Импульсивные волевые действия. Функции воли. Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, выражающееся в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.
Функции: 1. Побудительная (я должен) 2. Тормозная (я не буду) Волевой процесс: побуждение к совершению действия – желание (влечение) – осмысление цели действия – принятие решения действовать – волевое усилие – исполнение волевого действия. Поведение (действие): непроизвольное(импульсивное и неосознанное); произвольное (сознательное) Волевые: отличаются уровнем сложности – подъём на гору Структура волевого процесса. Борьба мотивов и индивидуальные особенности принятия решения. Локус контроля Волевой процесс: Осознание цели и стремление её достичь Осознание возможности достижения цели Появление мотивов, утверждающих (отвергающих) эти возможности Борьба и выбор мотивов Осуществление принятого решения Преодоление препятствий до достижения целей Борьба мотивов – столкновение нескольких желаний Типы решительности: 1. Разумная решительность 2. После затянувшейся нерешительности – выбор неверного 3. Автоматическое, лишь бы не останавливаться 4. Внутренний перелом – решительность 5. Волевое усиление одного из мотивов Локус контроля – склонность человека приписывать результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или наоборот, собственным усилиям, способностям. Волевые качества личности. Связь воли с процессами сознания. Волевое усилие Волевые качества: 1. Целеустремлённость (сознательная активная направленность личности на достижение результата) 2. Настойчивость (стремление к достижению цели) 3. Инициативность (реализация возникших идей) 4. Самостоятельность (не поддаваться влиянию различных факторов) 5. Решительность (отсутствие излишних колебаний) Сила воли – обобщённая способность преодолевать затруднения на пути к поставленной цели. Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующие физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Волевое действие осознанно. Проявления мышления требует постановки цели и выбор средств достижения. Понятие об эмоциях и чувствах. Роль чувств в практической деятельности человека Эмоции – форма отражения, ранее других проявляющаяся в филогенезе и онтогенезе, свойственная человеку и животному, объединяющая субъективные переживания и физиологические реакции.
Чувства – форма отражения, свойственная только человека, обобщающая эмоциональное и понятийное отражение. Чувство = эмоция + понятие Эмоции сопровождаются физиологическими реакциями, чтобы вызвать адекватную реакцию на ситуацию (страх – сердцебиение – выброс адреналина – нужное действие(убегать)) Большинство эмоциональных состояний отражаются на особенностях поведения человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|