Компетенции обучающегося, которые формируются в результате освоения дисциплины
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Общекультурные компетенции (ОК): Студенты 2 курса должны владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. (ОК 1). Уметь логически верно, аргументировано, и ясно строить устную и письменную речь. (ОК-2). Понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-3). ОК-6 иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета, владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач; ОК-7 обладать базовыми знаниями основ педагогики и психологии, позволяющими освоить методики преподавания и понять психологические особенности межличностных взаимоотношений. Общепрофессиональные компетенции: ПК-4 иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды; Профессиональные компетенции: Знать и уметь решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы; владеть методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы. (ПК-12) Знать теоретические основы геохимии и геофизики окружающей среды, Владеть методами геохимических и геофизических исследований; владеть методами общего и геоэкологического картографирования. (ПК-13).
владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации и использовать теоретические знания в практике. (ПК-14).
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, общий объем часов 108 ч, в том числе: - лекции 18 ч - практические занятия (семинары) 36 ч. - самостоятельная работа студента 54 ч. Форма контроля – экзамен. Семестр – четвертый
Содержание дисциплины: Раздел 1 Место геоэкологии в системе естественных и общественных наук. В.В. Докучаев, В.И.Вернадский, А.Л. Чижевский – ученые основоположники геоэкологии и прогнозной географии. Геоэкология – наука о гармонизации человеческой деятельности в конкретных географических условиях. Учение о геосистеме. Б.В. Сачава. Роль геофизики и геохимии ландшафта в становлении геоэкологии. Балансовые методы изучения геосистемы. Тепловой и радиационный баланс. Его роль в геоэкологическом прогнозе. Водный баланс геосистемы. Взаимосвязи теплового и водного балансов. Математические методы изучения геосистемы, как природно-территориального комплекса (ПТК). Раздел 2. Антропогенные изменения литосферы и причины их вызывающие. Прогибы земной коры, антропогенные землетрясения. Раздел 3. Антропогенные изменения атмосферы. Метод радиационного и теплового балансов и их значение для геоэкологических прогнозов. Изменения климата во времени и пространстве. Понятие о загрязнении воздушного бассейна. Основные виды загрязняющих веществ. Промышленный смог. Фотохимический туман. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ (ПДК). Понятие о природном потенциале загрязнения атмосферы (ПЗА). Районирование территории России и сопредельных государств по ПЗА. ПЗА на Южном Урале и в Челябинской области. Раздел 4. Экологические проблемы гидросферы. Метод водного баланса как основа для межбассейновых перебросок речного стока. Глобальные и региональные проблемы качества воды. Проблемы, связанные со строительством плотин, водохранилищ, ГЭС и др. сооружений. Типы русловых процессов на реках и их влияние на гидротехнические сооружения.
Раздел 5. Антропогенные изменения биосферы. Глобальные проблемы опустынивания и обезлесения. Глобальные и региональные проблемы орошения, применения удобрений и пестицидов. Глобальные экологические проблемы педосферы (почвенного покрова Земли). Зональность экологических проблем. Эрозия и дефляция почв. Антропогенные нагрузки на пахотные земли. Понятие об эколого-хозяйственном балансе территории (ЭХБ) по Б.И. Кочурову. ЭХБ Челябинской области. Раздел 6. Понятие о разрушительных природных явлениях (РПЯ) в географической оболочке. Классификации РПЯ. Причины возрастания РПЯ в условия НТР. РПЯ Южного Урала и Челябинской области. Роль геоэкологии в решении экологических проблем мира, России, Уральского федерального округа и Челябинской области.. Раздел 7. Проблемы милитаризации. Воздействие милитаризации на современные экологические проблемы России и сопредельных государств. Виды ядерного, бактериологического и химического оружия. Зоны и ареалы экологического бедствия. Раздел 8. Специфика экологических проблем различных сфер материального производства. Добывающей и обрабатывающей промышленности, тяжелой и легкой промышленности, среднего машиностроения, транспорта и сельского хозяйства. Экологическая оценка технологий. Классификация по степени влияния на окружающую среду и человека. Раздел 9. Понятие об экологическом кризисе. Классификация экологических ситуаций по степени остроты. Экологические районы России и сопредельных государств. Принципы их выделения по степени остроты и по рангу (ранжированию ситуаций). Раздел 10. Характеристика экономических районов России и сопредельных государств. Экологические проблемы по регионам. Северо-запад, Север, Урал, Поволжье, Северный Кавказ. Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток, страны ближнего зарубежья. Прогноз развития экологических ситуаций по регионам. Раздел 11. Эколого-хозяйственный баланс территории. Классификация земель по 6-ти степеням антропогенной нагрузки на земельный фонд по Б.И. Кочурову. Понятие об эколого-хозяйственном балансе территории. Понятие о средо- и ресурсосберегающих землях. Коэффициенты абсолютной и относительной антропогенной нагрузки.
Раздел 12. Экологическое образование как важнейший принцип государственной экологической политики страны. Новые формы и методы экологического образования и воспитания. Междисциплинарные подходы при разработке новых концепций и методов обучения экологии.
1.3. Рабочая учебная программа 1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля
Таблица 1 - Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля
Таблица 2 - Темы лекций, их содержание, трудоемкость
1.3.3 Практические занятия/Семинары
Таблица 3 — Состав и объем практического занятия/семинара
1.3.4. Самостоятельная работа студентов
Список литературы Основная
1. Братков В.В., Овдиенко Н.И. Геоэкология. Изд-во СГУ, Ставрополь, 2005. - 448с. 2. Виноградов Ю.Б., Виноградова Т.А. Современные проблемы гидрологии: учебное пособие для студ. высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.-320 с. (*) 3. Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: практика: учебное пособие М.,-«Аспект Пресс».2002.-286с. (*) 4. Заповедники России. М., 2003. -320с. (*) 5. Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование. М.,2003. 192 с. 6. Комарова Н.Г. Основы экологии и геоэкологии. М.: Издательский центр «Академия», 2012.-272 с. (Сер. Бакалавриат). (*) 7. Кочуров Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие. Смоленск: «Маджента», 2003. (*) 8. Милютин, А.Г. Экология. Основы геоэкологии: учебник для бакалавров. М.- Издательство «Юрайт», 2013.-542 с.- Серия: Бакалавр. Базовый курс. (*) 9. Родзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование.- Изд-во «Дрофа», 2003.-549 с. 10. Социально-эномическая география и регионалистика России: Учебник-атлас-М.: Инфра-М.2002.400 с. /Сидоров М.К./ (*) 11. Тетиор А.Н. Городская экология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений- 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 336 с. 12. Хван Т.А.Промышленная экология. Ростов-на-Дону: «Феникс»2003 13. Экологический атлас России. Издательство МГУ.- 2003.(*)
Д ополнительная литература и источники
14. Андреев Ю. А. Вода – наместник Бога на Земле./ Юрий Андреев.-СПб [и др.]: Питер, 2007. – 317 с. 15. Бахманн. К. Вода: загадочная родина жизни [Текст] /Клаус Бахманн//ГЕО/ GEO. – 2008.- № 1.- С 76-92. 16. Борисов В.А., Белоусова Л.С. Охраняемые природные территории мира. М., 1985. 17. Будыко М.И. Климат в прошлом и будущем. М., 1980 18. Булатов В.И. 200 ядерных полигонов СССР. География радиационных катастроф и загрязнений. Новосибирск, 1993. 19. Бурдыкин, Б.Е. Космическая тайна воды [ Текст] Борис Бурдыкин.- СПб.[ и др.] Питер,2007. - 239 с. как планетное явление. М.:Наука,1991.271 с. 20. Гальперин А.М. и др. Техногенные массивы и охрана окружающей среды: учебник для вузов. М.: Изд-во МГУ, 2001.-534 с. 21. Глазовская М.А. Геохимия природных и техногенных ландшафтов. М.: Высшая шк.,1988.327 с. 22. Голубев Г.Н. Геоэкология: учебник для вузов. М.: Изд-во «ГЕОС», 1999.- 337с. 23. Горшков С.П. Концептуальные основы геоэкологии. Учебное пособие.- Смоленск, изд-во Смоленского гуманитарного университета, 1998.- 448с. 24. Егоренков Л.И.Занимательная экология. М.:Прометей,1996-235c 25. Задачи по географии: Пособие для учителей. / под ред. А.С. Наумова.- М.: МИРОС, 1993.-192с.: ил. (*) 26. Звонкова Т.В. Географическое прогнозирование М., Высшая школа.-1987. 27. Иллюстрированный атлас мира.- Изд-во «Ридерс дайджест», 2002. 28. Исаченко АГ. География в современном мире: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988-160с.: ил. (*) 29. Павлов, А.С. Вода и человек.: научн.-попул. изд./ А.С. Павлов.- Магнитогорск:. Дом печати,2007.-47 с. 30. Плотников Н.И. Введение в экологическую гидрогеологию. Научно- методические основы и прикладные разделы. М.: Изд-во МГУ, 1998.240 с. 31. Познай свой край. Челябинская область. Атлас. Учебное пособие /под ред. проф. В.В. Латюшина. Челябинск: АБРИС,2002.-32с.(*). 32. Попов И.В.Загадки речного русла. Л.Гидрометеоиздат1976. 41.Пособие по определению расчетных гидрологических характеристик (Пособие ГГИ). Л.: Гидрометеоиздат.,1984.-448с. (*) 33. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России.- М.: Финансы и статистика, 2001.672 с. 34. Пузаченко Ю.Г. Методологические основы географического прогноза и охраны среды.- М.: Изд-во УРАО,1998 -212 с. (*) 35. Сергеев М.Г. Экология антропогенных ландшафтов. Новосибирск, 1997. -151 с. 36. Сметанин В.И. Защита окружающей среды от отходов производства и потребления. М.Колос, 2000 - 232 с. 37. Социально-эномическая география и регионалистика России: Учебник-атлас-М.: Инфра-М.2002.400 с./Сидоров М.К./ (*) 38. Урал и экология: Учебное пособие.-2 изд.- Екатеринбург: Банк культурной информации. 2001.-284с.: ил. серия «Природа Урала» /Ред. совет: А.М. Черняев и др.; Вып.5. 39. Черняев А.М. Вода в судьбе России /А.М.Черняев, Н.Б. Прохорова, Л.В. Баньковский; Рос. НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов. – Екатеринбург: Изд-во РосНИИВХ, 2003. – 159 с. 40. Чибилев А.А. Степи северной Евразии (эколого-географический очерк и библиография). Екатеринбург: УрО РАН, 1998.-192 с. 41. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1976.-367с. 42. Школьный экологический мониторинг / под ред. Т.Я. Ашихминой. М., 2000. 386 с. 43. Экологическая карта России (состояние окружающей природной среды). Масштаба 1:8000000. ПКО «Картография». Картографическая основа 1999. 44. Экологические основы строительного производства. /сб. Гаев А.Я и др./Свердловск: Изд-во Урал. ун-та,1990.-180 с. (С.147-149). 45. Экологические основы строительного производства. /сб. Гаев А.Я и др./Свердловск: Изд-во Урал. ун-та,1990.-180 с. (С.147-149). (*) имеется в библиотеке ЧелГУ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|