Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенции обучающегося, которые формируются в результате освоения дисциплины




Общекультурные компетенции (ОК):

Студенты 2 курса должны владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. (ОК 1).

Уметь логически верно, аргументировано, и ясно строить устную и письменную речь. (ОК-2).

Понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-3).

ОК-6 иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета, владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач; ОК-7 обладать базовыми знаниями основ педагогики и психологии, позволяющими освоить методики преподавания и понять психологические особенности межличностных взаимоотношений.

Общепрофессиональные компетенции:

ПК-4 иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды;

Профессиональные компетенции:

Знать и уметь решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы; владеть методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы. (ПК-12)

Знать теоретические основы геохимии и геофизики окружающей среды, Владеть методами геохимических и геофизических исследований; владеть методами общего и геоэкологического картографирования. (ПК-13).

владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации и использовать теоретические знания в практике. (ПК-14).

 

1.2. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы,

общий объем часов 108 ч, в том числе:

- лекции 18 ч

- практические занятия (семинары) 36 ч.

- самостоятельная работа студента 54 ч.

Форма контроля – экзамен.

Семестр – четвертый

 

Содержание дисциплины:

Раздел 1 Место геоэкологии в системе естественных и общественных наук. В.В. Докучаев, В.И.Вернадский, А.Л. Чижевский – ученые основоположники геоэкологии и прогнозной географии. Геоэкология – наука о гармонизации человеческой деятельности в конкретных географических условиях.

Учение о геосистеме. Б.В. Сачава. Роль геофизики и геохимии ландшафта в становлении геоэкологии. Балансовые методы изучения геосистемы. Тепловой и радиационный баланс. Его роль в геоэкологическом прогнозе. Водный баланс геосистемы. Взаимосвязи теплового и водного балансов. Математические методы изучения геосистемы, как природно-территориального комплекса (ПТК).

Раздел 2. Антропогенные изменения литосферы и причины их вызывающие. Прогибы земной коры, антропогенные землетрясения.

Раздел 3. Антропогенные изменения атмосферы. Метод радиационного и теплового балансов и их значение для геоэкологических прогнозов. Изменения климата во времени и пространстве. Понятие о загрязнении воздушного бассейна. Основные виды загрязняющих веществ. Промышленный смог. Фотохимический туман. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ (ПДК). Понятие о природном потенциале загрязнения атмосферы (ПЗА). Районирование территории России и сопредельных государств по ПЗА. ПЗА на Южном Урале и в Челябинской области.

Раздел 4. Экологические проблемы гидросферы. Метод водного баланса как основа для межбассейновых перебросок речного стока. Глобальные и региональные проблемы качества воды. Проблемы, связанные со строительством плотин, водохранилищ, ГЭС и др. сооружений. Типы русловых процессов на реках и их влияние на гидротехнические сооружения.

Раздел 5. Антропогенные изменения биосферы. Глобальные проблемы опустынивания и обезлесения. Глобальные и региональные проблемы орошения, применения удобрений и пестицидов.

Глобальные экологические проблемы педосферы (почвенного покрова Земли). Зональность экологических проблем. Эрозия и дефляция почв. Антропогенные нагрузки на пахотные земли. Понятие об эколого-хозяйственном балансе территории (ЭХБ) по Б.И. Кочурову. ЭХБ Челябинской области.

Раздел 6. Понятие о разрушительных природных явлениях (РПЯ) в географической оболочке. Классификации РПЯ. Причины возрастания РПЯ в условия НТР. РПЯ Южного Урала и Челябинской области. Роль геоэкологии в решении экологических проблем мира, России, Уральского федерального округа и Челябинской области..

Раздел 7. Проблемы милитаризации. Воздействие милитаризации на современные экологические проблемы России и сопредельных государств. Виды ядерного, бактериологического и химического оружия. Зоны и ареалы экологического бедствия.

Раздел 8. Специфика экологических проблем различных сфер материального производства. Добывающей и обрабатывающей промышленности, тяжелой и легкой промышленности, среднего машиностроения, транспорта и сельского хозяйства. Экологическая оценка технологий. Классификация по степени влияния на окружающую среду и человека.

Раздел 9. Понятие об экологическом кризисе. Классификация экологических ситуаций по степени остроты. Экологические районы России и сопредельных государств. Принципы их выделения по степени остроты и по рангу (ранжированию ситуаций).

Раздел 10. Характеристика экономических районов России и сопредельных государств. Экологические проблемы по регионам. Северо-запад, Север, Урал, Поволжье, Северный Кавказ. Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток, страны ближнего зарубежья. Прогноз развития экологических ситуаций по регионам.

Раздел 11. Эколого-хозяйственный баланс территории. Классификация земель по 6-ти степеням антропогенной нагрузки на земельный фонд по Б.И. Кочурову. Понятие об эколого-хозяйственном балансе территории. Понятие о средо- и ресурсосберегающих землях. Коэффициенты абсолютной и относительной антропогенной нагрузки.

Раздел 12. Экологическое образование как важнейший принцип государственной экологической политики страны. Новые формы и методы экологического образования и воспитания. Междисциплинарные подходы при разработке новых концепций и методов обучения экологии.

 

1.3. Рабочая учебная программа

1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля

 

Таблица 1 - Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля

  № п/п Наименование тем и разделов Всего часов Аудиторных часов   Самостоятельная работа студента
Лекции практичработы.
  Раздел 1. Место геоэкологии в системе естественных и общественных наук.
1.1 . В.В. Докучаев, В.И.Вернадский, А.Л. Чижевский – ученые основоположники геоэкологии и прогнозной географии.     -      
  Раздел 2. Антропогенные изменения литосферы и причины их вызывающие.
2.1 Антропогенные землетрясения и прогибы земной коры            
  Раздел 3. Антропогенные изменения атмосферы.
3.1 Метод радиационного баланса и его значение для геоэкологических прогнозов     -    
3.2 Метод теплового баланса и его значение для геоэкологических прогнозов.     -    
3.3-3.4 Изменения климата во времени и пространстве.     -      
3.5 Изменения климата на Южном Урале. Проблема озонового слоя.   -      
3.5 Основные виды загрязняющих веществ. Промышленный смог. Фотохимический туман. Понятие о ПДК атмосферы.   -      
3.6 Понятие о природном потенциале загрязнения атмосферы (ПЗА). Районирование территории России и сопредельных государств по ПЗА   -      
  Раздел 4. Экологические проблемы гидросферы.
4.1 Метод водного баланса и его значение для геоэкологических прогнозов.          
4.2 Глобальная и региональная проблема качества воды   -      
  Раздел 5. Экологические проблемы биосферы
5.1 Проблема опустынивания. Экологическая роль леса. Проблема обезлесения          
5.3 Проблема деградации почв. Эрозия и дефляция почвы          
5.4 Проблема применения удобрений и пестицидов. Проблемы мелиорации.          
  Раздел 6. Понятие о разрушительных природных явлениях (РПЯ)
6.1 Гидрометеорологические РПЯ-СГЯ   -      
  Раздел 7. Проблемы милитаризации.
7.1 Экологические проблемы милитаризации в мире, на Урале в Челябинской области   -      
  Раздел 8.Специфика экологических проблем различных сфер материального производства
8.1 Проблемы отраслей промышленности и сельского хозяйства          
  Раздел 9. Понятие об экологическом кризисе.
9.1 Ареалы острой экологической ситуации в России и сопредельных странах   -      
  Раздел 10. Характеристика России экономических районов и сопредельных государств по регионам
10.1 Экономические районы ЕТС и экологические проблемы   -      
10.2 Экономические районы АТС и сопредельных стран и их экологические проблемы   -      
  Раздел 11. Эколого-хозяйственный баланс территории (ЭХБ)
  Составляющие ЭХБ. Ранжирование земель по степени антропогенной нагрузки   -      
  Раздел 12. Экологическое образование
12.1 Роль геоэкологии в системе экологического образования и воспитания   -      
  Всего по предмету          
                 

 

 

Таблица 2 - Темы лекций, их содержание, трудоемкость

п /п Тема лекции Содержание Кол-во часов
  Введение. Ученые основоположники геоэкологии и прогнозной географии Место геоэкологии в системе естественных и общественных наук. Учение о геосистеме. Роль геофизики и геохимии ландшафта в становлении геоэкологии и геопрогнозов.  
  Антропогенные землетрясения и прогибы земной коры Денудационные и аккумулятивные формы рельефа. Типы, виды и разновидности антропогенного рельефа. Причины и следствия антропогенных прогибов и землетрясений.  
  Метод радиационного баланса и его значение для геоэкологических прогнозов Составляющие радиационного баланса. Роль альбедо поверхности в антропогенном преобразовании ландшафтов. Эффективное излучение. Роль в изменении климата. Параметры радиационного баланса для ПТК различного ранга- математическое доказательство закона географической зональности.  
  Метод теплового баланса и его значение для геоэкологических прогнозов Составляющие теплового баланса. Значение метода для гидромелиоративных расчетов. Методика решения прогнозных задач для народного хозяйства.  
  Метод водного баланса. Составляющие водного баланса ПТК. Тепловой сток. Значение метода для геоэкологических прогнозов.  
  Проблема опустынивания. Экологическая роль леса. Проблема обезлесения Опустынивание, как мировая экологическая проблема. География по материкам, странам и РФ. Решение проблемы. Обезлесение как глобальная экологическая проблема. География по материкам, странам, РФ и в Челябинской области.    
  Проблема деградации почв. Эрозия и дефляция почвы Деградация почв как глобальная экологическая проблема. География по материкам, странам, РФ и в Челябинской области. Решение проблемы.  
  Проблема применения удобрений и пестицидов. Проблемы мелиорации. Проблема применения удобрений и пестицидов во времени и пространстве. Последствия интенсификации сельского хозяйства в мире, РФ, Челябинской области.  
  Проблемы отраслей промышленности и сельского хозяйства Отрасли тяжелой промышленности, машиностроения и металлообработки, легкой, лесной и деревообрабатывающей промышленности. Основные отрасли химической промышленности. Сельскохозяйственное производство. Экологические проблемы  
  Итого   18 ч

 

 

1.3.3 Практические занятия/Семинары

 

Таблица 3 — Состав и объем практического занятия/семинара

№ п/п Тема практического занятия Затраты времени, час Литература или электронный источник
1. Антропогенные землетрясения и прогибы земной коры   5,6,33.
2. Изменения климата во времени и пространстве.     Лекции, УМК.
3. Изменения климата на Южном Урале. Проблема озонового слоя.   Лекции по метеорологии и геоэкол.
4. Изменения климата во времени и пространстве.     1,2,3,5,7,15
5. Изменения климата на Южном Урале. Проблема озонового слоя.   Сайт Челябинского ЦГМ chel-pogoda.ru
6. Основные виды загрязняющих веществ. Промышленный смог. Фотохимический туман. Понятие о ПДК атмосферы.   1,2,3,5,45. УМК раздел 5.4.
7. Понятие о природном потенциале загрязнения атмосферы (ПЗА). Районирование территории России и сопредельных государств по ПЗА   26, лекции, УМК раздел 5.3.
8. Глобальная и региональная проблема качества воды   1,2,3,5,12,14,35,37.
9. Проблема деградации почв. Эрозия и дефляция почвы   1,2,3,5,43.
10. Гидрометеорологические разрушительные природные явления - СГЯ   1,2,3,5. Работа с периодической печатью;
11. Экологические проблемы милитаризации в мире, на Урале в Челябинской области   Работа с периодической печатью; 10,17,19, 21,39,42
12. Проблемы отраслей промышленности и сельского хозяйства   1ё,2,3,6. Работа с периодической печатью
13. Ареалы острой экологической ситуации в России и сопредельных странах. Роль геоэкологии в системе экологического образования и воспитания   2,4,17. См. раздел 5.3 и 5.4. УМК
14-15 Проблемы отраслей промышленности и сельского хозяйства   1,2,5,7,22,
  Экономические районы ЕТС, страны и экологические проблемы отраслей специализации хозяйства   2,4,17. См. раздел 5.3 и 5.4. УМК
  Расчеты составляющих эколого-хозяйственного баланса   6, консультация преподавателя
  Роль геоэкологии в системе экологического образования и воспитания   1,2,5,7,22.
  Всего по курсу: 36 ч  

 

 

1.3.4. Самостоятельная работа студентов

 

 

Темы. Изучаемые вопросы Кол-во час Формы отчетности   Формы самостоятельной работы Методическое обеспечение
         
Ученые- основоположники геоэкологии. Антропогенные землетрясения и прогибы земной коры   Сообщения на занятии. Работа с контурной картой и учебной литературой. 1,5,8,21.
Климат Южного Урала ИЗА и ПЗА. Понятие о загрязнении воздушного бассейна. Основные виды загрязняющих в-в и их хим. свойства Изменения климата во времени и пространстве. Климат Южного Урала   Доклады на занятии с презентацией Составление карты -схемы ПЗА - природного потенциала загрязнения атмосферы. Работа в зале Краеведческой литературы ЧБУ с ежегодным докладом «Загрязнение природной среды области». Работа с периодическими изданиями и учебниками химии. 1,5,8, 16,31.
Метод водного баланса. Антропогенные процессы в гидросфере. Типы русловых процессов на реках России и Южного Урала.       Доклады с презентацией на занятии по 6 типам русловых процессов. Работа с учебной и дополнительной литературой и атласами.     5,6,33,43
Антропогенные процессы в биосфере. Глобальные проблемы биосферы. Проблемы мелиорации, пестицидов и удобрений   Доклад на практическом занятии, реферат. Работа с атласами и периодическими изданиями зала краеведения ЧПБ. Лекции, 9,12,22.
           
Экологические районы области, России и сопредельных государств     Сообщение на семинаре.   Работа с лит-рой и эко- картами. 2,4,17. См. раздел 5.3 и 5.4. УМК.
  Охраняемые природные территории мира и РФ   Доклад на занятии Работа с дополнительной литературой.     4,10,11, 21,22,25, 32.    
Роль геоэкологии в системе экологического образования и воспитания   Сообщение на занятии Работа с учебной литературой. 1,5,8,21,22,36.
Итого        

 

Список литературы

Основная

 

 

1. Братков В.В., Овдиенко Н.И. Геоэкология. Изд-во СГУ, Ставрополь, 2005. - 448с.

2. Виноградов Ю.Б., Виноградова Т.А. Современные проблемы гидрологии: учебное пособие для студ. высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.-320 с. (*)

3. Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: практика: учебное пособие М.,-«Аспект Пресс».2002.-286с. (*)

4. Заповедники России. М., 2003. -320с. (*)

5. Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование. М.,2003. 192 с.

6. Комарова Н.Г. Основы экологии и геоэкологии. М.: Издательский центр «Академия», 2012.-272 с. (Сер. Бакалавриат). (*)

7. Кочуров Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие. Смоленск: «Маджента», 2003. (*)

8. Милютин, А.Г. Экология. Основы геоэкологии: учебник для бакалавров. М.- Издательство «Юрайт», 2013.-542 с.- Серия: Бакалавр. Базовый курс. (*)

9. Родзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование.- Изд-во «Дрофа», 2003.-549 с.

10. Социально-эномическая география и регионалистика России: Учебник-атлас-М.: Инфра-М.2002.400 с. /Сидоров М.К./ (*)

11. Тетиор А.Н. Городская экология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений- 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 336 с.

12. Хван Т.А.Промышленная экология. Ростов-на-Дону: «Феникс»2003

13. Экологический атлас России. Издательство МГУ.- 2003.(*)

 

Д ополнительная литература и источники

 

14. Андреев Ю. А. Вода – наместник Бога на Земле./ Юрий Андреев.-СПб [и др.]: Питер, 2007. – 317 с.

15. Бахманн. К. Вода: загадочная родина жизни [Текст] /Клаус Бахманн//ГЕО/ GEO. – 2008.- № 1.- С 76-92.

16. Борисов В.А., Белоусова Л.С. Охраняемые природные территории мира. М., 1985.

17. Будыко М.И. Климат в прошлом и будущем. М., 1980

18. Булатов В.И. 200 ядерных полигонов СССР. География радиационных катастроф и загрязнений. Новосибирск, 1993.

19. Бурдыкин, Б.Е. Космическая тайна воды [ Текст] Борис Бурдыкин.- СПб.[ и др.] Питер,2007. - 239 с.

как планетное явление. М.:Наука,1991.271 с.

20. Гальперин А.М. и др. Техногенные массивы и охрана окружающей среды: учебник для вузов. М.: Изд-во МГУ, 2001.-534 с.

21. Глазовская М.А. Геохимия природных и техногенных ландшафтов. М.: Высшая шк.,1988.327 с.

22. Голубев Г.Н. Геоэкология: учебник для вузов. М.: Изд-во «ГЕОС», 1999.- 337с.

23. Горшков С.П. Концептуальные основы геоэкологии. Учебное пособие.- Смоленск, изд-во Смоленского гуманитарного университета, 1998.- 448с.

24. Егоренков Л.И.Занимательная экология. М.:Прометей,1996-235c

25. Задачи по географии: Пособие для учителей. / под ред. А.С. Наумова.- М.: МИРОС, 1993.-192с.: ил. (*)

26. Звонкова Т.В. Географическое прогнозирование М., Высшая школа.-1987.

27. Иллюстрированный атлас мира.- Изд-во «Ридерс дайджест», 2002.

28. Исаченко АГ. География в современном мире: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988-160с.: ил. (*)

29. Павлов, А.С. Вода и человек.: научн.-попул. изд./ А.С. Павлов.- Магнитогорск:. Дом печати,2007.-47 с.

30. Плотников Н.И. Введение в экологическую гидрогеологию. Научно- методические основы и прикладные разделы. М.: Изд-во МГУ, 1998.240 с.

31. Познай свой край. Челябинская область. Атлас. Учебное пособие /под ред. проф. В.В. Латюшина. Челябинск: АБРИС,2002.-32с.(*).

32. Попов И.В.Загадки речного русла. Л.Гидрометеоиздат1976. 41.Пособие по определению расчетных гидрологических характеристик (Пособие ГГИ). Л.: Гидрометеоиздат.,1984.-448с. (*)

33. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России.- М.: Финансы и статистика, 2001.672 с.

34. Пузаченко Ю.Г. Методологические основы географического прогноза и охраны среды.- М.: Изд-во УРАО,1998 -212 с. (*)

35. Сергеев М.Г. Экология антропогенных ландшафтов. Новосибирск, 1997. -151 с.

36. Сметанин В.И. Защита окружающей среды от отходов производства и потребления. М.Колос, 2000 - 232 с.

37. Социально-эномическая география и регионалистика России: Учебник-атлас-М.: Инфра-М.2002.400 с./Сидоров М.К./ (*)

38. Урал и экология: Учебное пособие.-2 изд.- Екатеринбург: Банк культурной информации. 2001.-284с.: ил. серия «Природа Урала» /Ред. совет: А.М. Черняев и др.; Вып.5.

39. Черняев А.М. Вода в судьбе России /А.М.Черняев, Н.Б. Прохорова, Л.В. Баньковский; Рос. НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов. – Екатеринбург: Изд-во РосНИИВХ, 2003. – 159 с.

40. Чибилев А.А. Степи северной Евразии (эколого-географический очерк и библиография). Екатеринбург: УрО РАН, 1998.-192 с.

41. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1976.-367с.

42. Школьный экологический мониторинг / под ред. Т.Я. Ашихминой. М., 2000. 386 с.

43. Экологическая карта России (состояние окружающей природной среды). Масштаба 1:8000000. ПКО «Картография». Картографическая основа 1999.

44. Экологические основы строительного производства. /сб. Гаев А.Я и др./Свердловск: Изд-во Урал. ун-та,1990.-180 с. (С.147-149).

45. Экологические основы строительного производства. /сб. Гаев А.Я и др./Свердловск: Изд-во Урал. ун-та,1990.-180 с. (С.147-149).

(*) имеется в библиотеке ЧелГУ.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...