Западная философия 20 века.
4. Своеобразие, специфика постановки и решения проблем в философских школах Древней Индии. Наиболее близкий к европейскому пониманию термин «даршана» обозначает школу, имеющую открытую структуру и письменно изложенное учение. Центральным исходным понятием философских систем «даршан» является понятие «Небытие». Это же понятие обозначает и конечную цель, и смысл существования человека. Учение о 24 ступенях существования живого и «карме» как законе перерождения. Человек — 12 ступень, на которой открывается возможность быть кем угодно. Для этого нужно слиться с единым (небытием) и становится особенным (быть кем-то), когда это нужно. Последовательное освоение четырех уровней существования в виде человека путем перерождений. Это открывает путь на следующие ступени существования живого. 1. Астика. Это то что есть. Группа даршан, считающих развитие «видения» основным способом достижения синкретизма мира и человека. Выделяются шесть традиционных даршан: 1.1. Санхья. Первопричиной мира является материя, природа. Субстанция дуалистична. «Пракрити» — небытие как непроявленное. «Пуруша» — как видящий. Весь мир проявляется усилием видящего и возвращается в небытие, когда его перестают замечать. Смысл жизни — обучение видению. 1.2. Йога. Индивидуальный путь обретения видения. 8 ступеней. Яма — воздержание от действий, закрывающих видение. Нияма — привыкание к действиям, открывающим видение. Асана — умение преодолевать внешние неудобства тела. Пранаяма — умение извлекать средства для жизни из ничего (воздуха). Эти ступени имеют коллективный характер и проходят под внешним воздействием. Мистические ступени: пратьяхара — отвлечение от внешнего мира, дхарана — сосредоточение, дхьяна — свободное течение сознания, самадхи — слияние с целым или с любой его частью.
1.3. Вайшешика. Небытие едино, но его проявления абсолютны (инобытие) как отличие одной вещи от другой или относительны как существование до и после рождения и вне связи с чем-то. Бытие имеет шесть типов: то, что есть (дравья – 9 видов); качества (гуны – 24); изменения (карма – 5); общее (саманья); особенное (вишеша); существенные связи (самавая). 1.4. Ньяя. Мистическая логика рационального познания небытия через различные виды бытия. Методология познания: восприятие, рациональный вывод, сравнение выводов различных восприятий, свидетельства авторитетов при невозможности восприятия. 1.5, 1.6. Веданта и Миманса. Первая и вторая «философия Вед» Мир — иллюзия, жизнь — сон. Практика пробуждения сознания и достижение неиллюзорного блаженства. Осознание собственного «Я» посредством снятия иллюзий о себе самом. 2. Настика. То, чего нет. Нетрадиционные даршаны. Вносят дополнения и изменения в традиционные основания философских систем. Максимально мистичны. Часто воспринимаются как религиозные учения. Наиболее известны три. 2.1. Буддизм. Имеет значение как одна из мировых религий. Мистическое учение о возможности достижения состояния слияния с небытием (нирвана) в процессе одной человеческой жизни (перерождения). Свобода оставаться человеком после достижения слияния (Бодхисаттва). Обретение четырех истин: жизнь есть страдание; причина страдания — жажда жизни; прекращение страдания — отказ от жажды жизни; срединный путь прекращения страдания — восьмеричен. Высшая ступень пути — сосредоточение. Высшая форма сосредоточения — нирвана. 2.2. Джайнизм. Учение победителей цепи перерождений (кармы) — тиртханкаров. Уход из жизни при жизни. Мирская община и монашество. «Три жемчужины»: правильное поведение, правильное познание и правильная вера.
2.3. Чарвака-локаята. Материалистическое учение. Первоначала или первоэлементы материальны. Познание проходит через ощущение. Цель жизни — наслаждение сущим как форма небытия.
5. Философия Древнего Китая: основные характеристики философских школ. Наибольшее влияние среди многочисленных школ в Древнем Китае получило представление о «пути» как форме жизни, имеющей содержание и смысл вне всякой деятельности. Обретение смысла жизни состоит в воздержании от внешних действий — «увэй». На это затрачивается больше сил, чем на действие. Воздержание от действий позволяет сливаться с природой, служит основой социального благополучия. Выделяются шесть философских школ, первые пять из которых подчиняют всю систему аксиологической составляющей. 1. Конфуцианство. Ядром учения является этическая доктрина правильного пути. Метод — «золотая середина». Идеал — благородный муж, который подает нравственный пример. Традиционализм и практика «исправления имен» — приведение социальной практики в соответствие с традицией. Знание — это понимание людей и умение рассуждать так, чтобы тебя понимали. 2. Легизм. Учение о существовании закона как основы мироздания и о правителе как субъекте привнесения закона в социальную жизнь. Путь есть следование закону. Задача правителя понимать закон и формулировать его требования. Задача подданных — следовать требованиям правителя. «Социальная» концепция пути. 3. Моизм. Смысл пути в наполнении ежедневных практических действий высшим смыслом. Жизнь как ритуал. В этом отношении нет различий в жизни «высших» и «низших». Путь как «жизнь народа», осуществляющего волю Великого Неба. Воздержание от действий против этой воли. 4. Даосизм. Небытие первично, оно есть путь (дао), не имеющий имени. Определив путь, назвав его, мы превращаем небытие в бытие. Все живущее — погибает. Смысл жизни человека — преодолеть жизнь, т.е. обрести бессмертие. Путь бессмертия — обретения знания о том, что выше бытия, достижение состояния «совершенномудрого». 5. «Школа имен». Это учение отражает значение для Китая письменной речи и умения обращаться со словами. Ее основой является представление о пути как о переходе от дао, имеющего имя, к дао, не имеющему имен, посредством изучения сочетаемости слов и построения высказываний. Приведение рассуждений к абсурду или создание логических парадоксов.
6. Натурфилософские системы. Чаще всего исходят из двоичности бытия, разделенного на мужское и женское начала. Путь есть правильное практическое сочетание двух начал во всем, от мышления до питания. Рекомендации этих школ наиболее известны за пределами Китая и популярны вплоть до современности.
6 . Общие характеристики и основные этапы развития античной философии. Античная философия возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII -- VI вв. до н. э. Социальными предпосылками, обусловившими специфику философии Древней Греции, были: высокая степень социального динамизма по сравнению с традиционными обществами Востока; демократическая форма государственного правления и торгово-ремесленные отношения, которые способствовали переходу древнегреческого общества к товарно-денежным экономическим отношениям. В отличие от традиционалистской философии Древнего Востока в философии Древней Греции происходил процесс демифологизации. Античная философия сформировала особый стиль мышления, заключавшийся в стремлении к построению теоретического знания и обеспечению его логической доказательности. Отличительными чертами философской мысли Древней Греции являлись прежде всего онтологизм и космологизм. Онтологизм (греч. ontos-- сущее, loqos -- учение) состоял в устойчивой ориентации философского мышления на постижение сущности и устройства бытия как такового, а также (в противоположность мифологической традиции) в формировании системы категорий как логических средств познания бытия: "субстанция", "единое-многое", "бытие-небытие" и др. Космологизм (kosmos -- организованный мир, loqos -- учение), выражавший устойчивую тенденцию к демифологизации мира, состоял в создании ряда альтернативных моделей Космоса как структурно-организованного и упорядоченного целого. На ранних этапах развития античной философии преобладал интерес к происхождению Космоса, его генезису. Для классического периода характерна разработка моделей космического процесса, в которых акцентированы проблемы его сущности и устройства.
В развитии древнегреческой философии могут быть выделены три основных этапа -- натурфилософский (досократический), гносеологический (сократический) и эллинистический. Для досократической философии (VII-- 1-я пол. IV вв. до н.э.), представленной философами милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), школой Пифагора, элеатами (Парменид, Зенон), атомистами (Левкипп, Демокрит), был свойственен преобладающий интерес к разработке натурфилософских космологических моделей, к проблеме единства и множественности мира, поиску единой основы мироздания (архэ). В VI -- V вв. до н. э. Парменидом была заложена новая стратегия философского мышления, предполагающая исследование скрытой от человека сущности вещей средствами самодостаточного “чистого” мышления. В этот же период в творчестве Гераклита Эфесского -- основателя первой исторической формы диалектики -- впервые была обозначена тема становления бытия. Вершиной и завершением натурфилософского периода явилась атомистическая концепция Демокрита, положившего начало материалистической линии в классической европейской философии. В середине V в. до н. э. в развитии древнегреческой философии совершается поворот к логико-гносеологической, нравственно-этической и социально-политической тематике; центральной для философских рассуждений становится проблема человека. Такой переход был связан с деятельностью софистов (Протагор), и Сократа, положившего начало моральной философии С Сократа -- величайшего рационалиста древности -- начинается оформление философии как рефлексивной теоретической дисциплины, основным предметом рассмотрения которой выступает система субъект-объектных отношений. В творчестве Сократа традиционная для натурфилософии онтологическая тематика дополняется гносеологической. В рамках сократической философии в V -- IV вв. до н. э. в трудах Платона и Аристотеля создаются классические образцы философских концепций, на многие столетия определившие основные проблемные поля и особенности стиля мышления европейской философии. Платоном, в частности, было положено начало идеалистической традиции в европейской классике. Неоплатонизм, восходящий к философии Платона, явился одним из истоков христианского вероучения. Аристотель - великий философ-энциклопедист древности, систематизировавший весь комплекс античного научно-философского знания, явился основоположником формальной логики, теории аргументации.
Стоицизм, кинизм, эпикуреизм -- философские школы эллинистического периода (IV в. до н. э. -- начало I в.) -- возникли в период кризиса античной демократии и полисных ценностей. Преобладание морально-этической проблематики в творчестве киников, Эпикура, римских стоиков Сенеки и Марка Аврелия свидетельствует о поиске новых целей и регулятивов жизни человека в этот исторический период. Завершающий этап в истории античной философии проходит под влиянием неоплатонизма (Плотин, Прокл), ставшего переходным звеном на пути к средневековой философии. Неоплатонизм вывел философские искания за пределы греческого рационализма и послужил основой теоцентризма средневековой философии. Таким образом, в рамках античной философии были заложены основы онтологии и метафизики, гносеологии и логики, антропологии и психологии, философии истории и эстетики, моральной и политической философии. 7 . Античная философия досократического периода: основные проблемы, школы и представители. Пожалуй, основной проблемой досократического периода была проблема поиска первоначала, породившего все сущее. Досократический период можно разделить на: а) Милетскую школу; б) период Гераклита Эфесского; в) Элейскую школу г) школу пифагорейцев (Пифагор); д) атомистов. А) Основными представителями Милетской школы были: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе (огонь, вода, воздух и т.д.) Б) Приблизительно во второй половине VI в. до н. э. возникает сильная философская школа, связанная с именем философа Гераклита из Эфеса 18 (540—480 до н. э.). В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противоположностей из всех досократических мыслителей Гераклит продвинулся наиболее далеко. Его вклад в развитие диалектики исключителен. У Гераклита мы находим и целый ряд других наблюдений, в основном интуитивных, которые в большей или меньшей степени являются угадыванием основных черт диалектики. К ним относится, в частности, универсальность развития (его источником, как мы видели, является борьба противоположностей). Центральным мотивом всего его учения был принцип все течет (панта реи) В) Основными представителями Элейской школы были: Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский. Элеаты в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий к бытию как таковому. Центральное понятие их философии - бытие. Бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, ибо ему неоткуда возникнуть. Бытие однородно и непрерывно, пустого пространства нет, все наполнено бытием. Бытие плотно примыкает к бытию. Оно бесконечно во времени, ограничено в пространстве, шарообразно. Бытие повсюду одинаково, всюду равно отстоит от центра. Г) Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика: первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа); выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием); считали единицу мельчайшей частицей всего; пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.). Д) Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: весь материальный мир состоит из атомов; атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего; атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.); между атомами существует пространство, заполненное пустотой; атомы находятся в вечном движении; существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания. 8. Философия Сократа и сократический метод. В становлении и развитии философии в Древней Греции выдающееся место принадлежит Сократу (470/469 — 399 гг. до н. э.). Сделав философию своей специальностью, он тем не менее не оставил после своей кончины философских произведений. Объясняется это просто: свои идеи Сократ предпочитал высказывать в устной форме ученикам, слушателям и оппонентам. То, что известно о жизни и деятельности Сократа, дошло до нас благодаря работам Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников. И хотя он еще не дошел до платоновского или аристотелевского понимания философии, несомненно то, что он заложил основы их воззрений. Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе. При этом способ доказательства и опровержения высказываемых суждений отличался у Сократа разносторонней и неотразимой формой воздействия. В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: · необходимостью каждому “познать самого себя” · “ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает”. С одной стороны, эти принципы были ему необходимы для борьбы против софистов, которых Сократ резко критиковал за бесплодность их учения, претензии на знание истины и громогласные заявления об обучении истине. С другой стороны, принятие этих принципов должно было побуждать людей к расширению своих знаний к постижению истины. Важнейшим средством, а если говорить на современном философском языке — методом для приобщения людей к познанию выступает ирония, существенной частью которой является признание своего невежества. СОКРАТИЧЕСКИЙ МЕТОД (метод «Сократической» диалектики) - оригинальный метод философствования, основой которого является диалог. Так же известен как майевтика. Майевтика была создана Сократом как искусство извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов. В ходе диалога Сократ вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, задает требующие последовательности вопросы, отвечая на которые, его собеседник формулирует дотоле неизвестные ему утверждения («рождает истину»). Отсюда и связь с повивальным делом: Сократ не делится истиной, а лишь помогает собеседнику самостоятельно создать её. Суть этого метода состоит в противопоставлении внешнего софистического знания внутреннему философскому знанию, которое каждый носит в себе и может в себе открыть. 9. Философия эллинизма: характерные черты, основные школы. Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов. Происходит углубление представлений о личности, развитие самостоятельности индивида. Этого требует и новая обстановка. В Римской империи возникает профессиональная бюрократия, которая требует самостоятельного и развитого индивида, формируется профессиональная интеллигенция, представляющая в литературных произведениях субъективные образы эпохи, в экономике расширяется индивидуальное предпринимательство. Большую самостоятельность обретают рабы, от которых требуются инициатива и самостоятельность. Наконец, все множество полисов, народов, территорий империи объединяются под властью одной личности - монарха. Таким образом, индивидуальное, субъективное начало пронизывает все сферы эллинистического мира. В этот период выделяют 5 основные школы: киников, скептиков, эпикурейцев, стоиков и неоплатонисты. а) Самыми известными представителями киников были ученик Сократа Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н. э.) и его ученик Диоген (ок. 400 — ок. 325 до н. э.). Антисфен выступал за упрощение жизни, считал, что философия должна быть ближе к природе. «Тонкое» мудрствование он считал никчёмным. По его словам, не должны существовать ни правительства, ни государства. Антисфен презирал богатство и роскошь. б) Скептицизм — направление в философи и, возникшее под влиянием античной философии на основе идеи о текучести всего сущего («все течет, все меняется»). Скептики также отмечали разницу между чувственным восприятием и мышлением. Поэтому утверждать ничего в точности не имеет смысла. Основателем скептицизма является Пиррон (360—270 до н. э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит, а также аскеты и сектанты, с которыми Пиррон имел дело в азиатском походе Александра Македонского. Одной из центральных идей философии Пиррона является стремление к безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои идеи устно. в) Самыми яркими представителями эпикуреизма являются Эпикур (341—270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99 — 55 до н. э.). Эпикур развил идеи атомизма. Он не мог принять причинность, царившую в мире атомов Демокрита, согласно которому все создано в результате «столкновений» и «отскакиваний» атомов. Эпикур считает, что жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Знания Эпикур рассматривает как результат осмысления чувственного опыта. Центральной идеей этического учения Эпикура является стремление к наслаждению (принцип гедонизма), часто созерцательному. Высшим благом для философа по Эпикуру является постоянное ощущение наслаждения, то есть избавление от страданий. Для этого он призывает жить разумно и нравственно, проявлять уважение к богам. Лукреций — философ, политик и поэт, автор поэмы «О природе вещей», в которой изящно описывает неуловимое действие испускаемых атомами «эйдолов» на органы чувств, которое вызывают у людей чувства и эмоции. Атомы по Лукрецию не есть минимальные дробные частицы вещества, но своего рода творческие образы, материал для природы. Также как и Эпикур признает существование богов и души, рассматривая её как совокупность из самых гладких частиц. г) Стоицизм как подход в философии просуществовал с III в. до н. э. до III в. н. э. Труды ранних стоиков (Зенона Китийского, Хрисиппа) дошли до нас неполными, поздних (I, II в. Плутарх,Цицерон, Сенека, Марк Аврелий) — в виде отдельных сохранившихся сочинений. Идеал стоика — невозмутимый, даже «бесчувственный» мудрец, свободный от страстей. Стоики в своих учениях уделяли много внимания феномену воли. Философия ранних стоиков строится на том, что мир состоит из четырёх стихий: земли, воды, огня и воздуха. Надо сказать, что стоики верили предсказаниям и астрологии. Основой мироздания считались огонь и воздух. Закон, по которому огонь переходит в другие стихии, вслед за Гераклитом назвали Логосом. Судьба для стоиков есть Логос Космоса: ею упорядочивается все в мире. д) Виднейшим из неоплатоников был Плотин, живший в третьем веке. Мир един, считал Плотин, но не таким образом, что везде, в каждой области вселенной присутствует одно и то же в равной степени. Душа прекраснее косной материи, совокупность идей, Мировой Ум прекраснее Мировой Души (т.е. всех душ), а Единое - Благо прекраснее Мирового Ума. Источником всего прекрасного как раз и является Единое - Благо. 10. Общая характеристика философской системы Платона. Специфика этических воззрений платонизма. Общая характеристика философии Платона. Философская система Платона — первая завершенная синтетическая концепция, где через призму учения о идеях рассматривались все составляющие части античной философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия политики. Главным в философии Платона было учение об идеях. Есть материальный мир, в котором живет человек. Но есть и другой мир — несотворимый и неуничтожимый, т.е. вечный. Это мир причины, чистых форм и сущностей вещей. Это мир, который обозначается понятием «бытие» есть «мир идей». Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи (эйдоса). Материальные вещи изменчивы и со временем прекращают свое существование; идеи вечны и неизменны. Идеи - причины вещей и причина мира в целом, но они не присутствуют в мире. Они пребывают в душе человека. Именно душа содержит знания об идеях, поскольку она до вселения в тело обитала в мире идей. Поэтому идеи познаются не через чувства, а посредством «припоминания» разума. Материальный мир познается, мир идей — «припоминается». Этим и определяется строение души: высший уровень - разумный, с высоты которого человек созерцает вечный мир идей и стремится к благу, и низший - чувственный, с помощью которого он познает мир вещей. Миру идей присуща иерархия. Прежде всего, это идея «общего блага» или «высшего блага». Далее, это идеи: человеческих ценностей (мудрости, справедливости, добра и зла), отношений (любви, ненависти, власти, государственности и т.п.), свойств вещей и т.д. Теория идей имеет практический аспект — обоснование общечеловеческих принципов и норм бытия, ибо с позиции идеалов «мира идей» человек должен оценивать окружающий его мир. Такая система философии называется метафизической (не путать с метафизическим методом, возникшим в XVI - XVII вв.). 11 Философская система Аристотеля. Представления о политии и экономии. 1. Онтология. 1.1. Учение о единстве мира. Четыре причины бытия.
1.2. Учение об энтелехии — превращении возможности в действительность.
2. Гносеология. Учение об Уме (Нус) — Перводвигателе. Его распадение на причины дает энергию (как распад атома). Это — возможность возможности, энергия соединения причин и превращения материальной возможности в действительность. Познание возможного и невозможного. Изучение категорий есть получение энергии от Перводвигателя. Логика — умение находить возможность возможного. 3. Аксиология. Учение о душе. Третий вид души — разумная. Человек обладает разумной душой и есть «политическое животное», т.е. общественное существо. Учение о продолжении рода (семья), совместном существовании (поселение) и государстве. Разделение экономии и политии. Экономия как жизнь в необходимости добывать средства к существованию. Полития как свободная жизнь за пределами необходимости. Идеальное государство (полития) должно освободить человека от добывания средств к жизни (рабы или машины). Что касательно его представлений о политике и экономики: ссылаясь на его труд “Политика” (греч. Πολιτικά) — аристотелевский трактат о государстве (содержащий начала социальной и политической философии, политологии, а также теории управления) Войну Аристотель интерпретирует как «средство для приобретения собственности», прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров — людей «от природы предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться». Домохозяйство (греч. Οικονομικά — экономика) включает в себя три науки: приобретения, пользования и управления Аристотель критикует идеальное государство Платона, отстаивая необходимость сохранения частной собственности и семьи в государстве. Основной аргумент заключается в следующем: «К тому, что составляет предмет владения большого числа людей, прилагается наименьшая забота». По мысли Аристотеля власть должна принадлежать тем, кто «носит тяжёлое вооружение» Он выделял различные формы хозяйственной и финансовой деятельности. «Экономику», то есть натуральное хозяйство, и торговлю, мыслитель выделял в самостоятельные виды активности. Экономика, согласно его мнению, связана с удовлетворением естественных потребностей человеческого сообщества и оправданна. Второй вид хозяйственной деятельности, согласно его мнению, — «хрематистика», к которой он относил крупную торговлю, ростовщичество и все остальные явления экономической активности, связанные с накоплением денег. Хрематистика, согласно Аристотелю, связана с обогащением, бессмысленным накоплением богатства в денежной форме и является аморальной. При этом, как отмечал древнегреческий философ, экономика может совмещаться с хрематистикой. Так, если торговая деятельность продуктивна по своей сути, эти торгово-посреднические операции относятся к сфере экономики, а если цель торговой активности — аморальное обогащение, то такая торговая деятельность относится к хрематистике. 12 Основные характеристики и этапы развития средневековой философии. Философская проблематика патристики и схоластики. Основная характеристика это -сопряженность с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма (общих для иудаизма, христианства и мусульманства). Для средневековой философии характерно: - Теоцентризм философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, и подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. - Ретроспективность и традиционализм, то есть обращенность в прошлое. Чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее — такова максима средневекового сознания. Экзегеза. Иконографический метод философствования (анонимность —Псевдо-Дионисий Ареопагит). Предметом философствования является текст, слово, который всегда полон тайн и загадок, символичен, многозначен. - Дидактизм, учительство, назидательность. Схоластика — искус-ство объяснения. Высшее достоинство философа — эрудиция, энциклопедизм. - Психологическая самоуглубленность, рефлексивость. Средневеко-вому философствованию свойственна непревзойденная искренность. - Познаваемость конечного материального мира, близость человека и мира, непознаваемость сверхразумного и бесконечного бога. Апофатика (отрицательная теология), т.е. уяснение того, чем Бог не может являться. Однако Бог принимал человеческий облик и жил и проповедовал среди людей, следовательно есть способы разумного постижения божества. Отсюда возможность развития катафатики — позитивной теологии. -Патристикой обычно называют совокупность учений отцов христианской церкви II–VIII вв.. Святость жизни; Древность; Ортодоксальность учения; Официальное признание церкви. -Схоластика это си стематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам -Патристика и схоластика По мере завершения работы по оформлению догматических основ христианства патристика постепенно переходит в схоластику. Патристика боролась с язычеством и пропагандировала этико-религиозную доктрину христианства в мире, еще не вполне принявшем новую религию и утверждающую его мораль. Схоластика, опираясь на авторитет Священного писания, философские идеи патристики, стремится включить в обиход философствования наследие языческой античности и прежде всего наследия Платона, Аристотеля, Плотина и Прокла. Делает это она для того, чтобы осмыслить и рационализировать окружающую человека действительность. Одной из важнейших проблем схоластики выступает проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Дело в том, что разум при надлежащем использовании ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Иными словами, истины разума и веры не могут противоречить друг другу. Такова суть одного из главных выводов схоластической средневековой философии. 13 Философия эпохи Возрождения: гуманистические и натурфилософские идеи. Одно из заметных убеждений о том, что человек – высшая ценность. - Гуманизм — мировоззренческая позиция, в рамках которой основная мировоззренческая оппозиция «Я — Мир» изменяется. Категория «Я» раскрывается путем отождествления с категорией «Человек». Основание отождествления — теория естественного равенства, утверждающая тождественность каждого индивида другому как носителя одного качества. Экономический смысл теории гуманизма — труд человека как средство получения прибыли. Учение о животворном характере труда, отличие вещей от предметов природы. «Товарный фетишизм» — внесение божественной сущности в предметы природы. Возрастание стоимости земли посредством ее культивации. - натурфилософия В философии Возрождения развитие натурфилософии связано с новым пониманием природы как субстанции, существующей и актуально, и потенциально, объединяющей в себе и материю, и форму. Материя телесна и является источником движения и причиной всех вещей. Мыслители эпохи Возрождения, не допуская творения природы из ничто, подчеркивают, что в природе ничто не рождается и не исчезает. Согласно Б. Телезио, в природе действуют два начала: одно из них вечно, придает вещам телесность и массу, второе — рождается и умирает, придавая вещам свойства и формы. Тепло и холод — начала движения («О природе вещей»). Согласно Ф. Патриот, материя — причина существования формы и является субстанцией. Все тела состоят из четырех начал — пространства, света, тепла и потока («Новая философия Вселенной»). Творение мира из ничего он заменяет эманацией, потоком. Дж. Бруно, не приемля разделения природы на материю и форму, подчеркивает, что материя, совпадая с формой, является активным, творческим началом. Она — прародительница и мать естественных вещей, всей природы и субстанции.
Читайте также: A. Тарих философиясы Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|