Особенности обучения сценическому бою
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Особенностью обучения сценическому бою является отсутствие защитных приспособлений у занимающихся: масок, нагрудников и перчаток. Защитные приспособления, необходимые в спортивном обучении, в обучении сценическому фехтованию не только излишни, но даже вредны, так как задачей курса является обучение такой технике, при которой точно направленный, сильный и быстрый укол или удар был бы остановлен вовремя самим нападающим, не дойдя до тела партнера, в том случае, если партнер не успеет взять защиту. Тренаж защитных действий должен быть поставлен так, чтобы эти навыки были освоены быстрее, точнее и раньше действий нападения. Воспитание чувства партнера, тренируемое специальными упражнениями, помогает довольно быстро справиться с задачей точной защиты и ощущения скорости нападения, для того, чтобы уколы и удары приходились в закрытые защитой части тела. В сценических условиях никогда не бывает защитных приспособлений: обучение следует вести в сценических условиях и конкретными навыками, дабы не переучивать позднее. Методика обучения приему Сложность техники фехтования (а следовательно, и методики обучения) заставляет предварительно рассмотреть методику обучения отдельным приемам. Каждый фехтовальный прием, являясь физическим упражнением с присущей ему нагрузкой, воздействует на организм и представляет собой элемент боевого или бытового действия. В начале обучения прием должен преподноситься с указанием его тактического содержания и сопровождаться образцовым показом для создания представления о технике и назначении движения. В первом периоде занятий внимание должно быть сосредоточено на технике приема. Овладение техникой осуществляется практическим анализом отдельных движений, составляющих данный прием. Освоив составные части, исполняют прием в целом. Таким образом, учащийся овладевает схемой предлагаемого для изучения движения.
После овладения схемой необходимо дать занимающимся небольшой отрезок времени для самостоятельной проработки деталей и закрепления всей схемы. Освоение изученного приема и детализация техники осуществляются повторением приема и соответствующей проверкой. Дальнейшее совершенствование осуществляется путем сочетания изученного приема с другими приемами, применением его в целях тренажа на скорость и выразительность в работе с противником. В соответствии с изложенным, организация занятий должна предусматривать последовательное прохождение обучения: 1. без противника, 2. обучение с противником. Обучение без противника Этот способ применяется при изучении основных положений, движений, некоторых элементов боевых действий и бытовых движений. Методически наиболее удобно для этой работы групповое обучение. Построив группу в одну или две шеренги, в зависимости от количества занимающихся, площади помещения и упражнений дайной части урока, преподаватель, предварительно показав прием, требует исполнения движений по разделениям целой группой. После освоения элементов прием по команде с соответствующим подсчетом повторяется несколько раз. Для проверки желательно повторение приема <потоком> (один выполняет за другим). Во время такого исполнения преподаватель указывает на ошибки исполнения каждому, получая сам впечатление о степени усвоения приема. Не следует добиваться сразу же максимальной точности действия; это почти невозможно на первых уроках; следует требовать правильного исполнения схемы с тем, чтобы в дальнейшем путем повторения можно было бы добиться абсолютно правиль-ного исполнения. Увлечение деталями и стремление к максимальной точности в начале прохождения курса снижает интерес к занятиям и, не достигнув цели, отнимает массу времени, вследствие чего курс может оказаться не пройденным.
Обучение с противником Построив занимающихся друг против друга, преподаватель называет прием атаки для нападающей шеренги и номер защиты для защищающейся, требуя исполнения действия по команде. В первый период обучения ударам необходимо исполнение приемов на дальней дистанции и по разделениям, с таким расчетом, чтобы защищающиеся принимали положение защиты, когда противник замахивается на удар. Убедившись в том, что защищающаяся шеренга действительно правильно исполняет защиту, можно допустить исполнение защиты не в момент замаха, что тактически совершенно неправильно, а в момент нанесения самого удара. Удар сначала исполняется в два движения, с остановкой после замаха. Движение разгибания, т. е. сам удар, также исполняется по команде преподавателя. Убедившись, что техника удара достаточно освоена и что защищающиеся правильно принимают положение защиты, освоили темп приема и чувствуют действие партнера, можно допустить исполнение нападения этим приемом без разделения. Несколько сложнее обстоит дело с обучением защите от укола, где невозможно предварительное исполнение защиты, так как, если оружие станет в положение защиты раньше укола, острие нападающего обязательно дойдет до тела. Обучение защите от укола производится следующим образом: подав команду нападающей шеренге о показе укола в нужном направлении, преподаватель предлагает защищающимся исполнить защиту на вытянутую руку противника, которая поставлена в соответствующем направлении. После неоднократной проверки правильности принятия защиты преподаватель, поставив нападающую шеренгу на дальнюю дистанцию, предлагает защищаться не от показа, а от самого укола, т. е. в момент его нанесения; при дальней дистанции острие, верно направленное, все же не достанет до тела защищающегося даже в том случае, если будет неверно исполнена защита. Убедившись, что вся группа правильно усвоила технику защиты от укола, можно, поставив шеренги на нормальную дистанцию, требовать правильного нанесения укола в указанную точку с тем, чтобы защищающийся не дал возможности себя тронуть, правильно и вовремя исполняя защиту. Следует помнить, что в условиях сценического боя скорость исполнения защиты, а не нападения, является ведущей.
Соединения, перемены соединений, изучение дистанций и их изменения, изучение укола с переводом, с переносом, с двойным переводом, ответные атаки, действия на оружие, завязывания, круговые защиты и приемы обезоруживания могут быть усвоены только в работе с противником. Глава III Удары Основным принципом в исполнении сценических ударов являются большие размахи. Они являются наиболее эффектными и доходчивыми до зрителя действиями нападения. В простых ударах следует добиваться наиболее полноценного, широкого и технически правильно выполненного замаха на удар, так как второе движение - сам удар - является продолжением первого движения, т. е. замаха. Чем лучше будет произведен замах, тем доходчивее до зрителя дойдет ощущение удара. Изучение движения мулинетного типа является как раз той формой, на которой наиболее правильно осваивается техника. При замахе кисть должна быть так закрепощена, чтобы клинок и предплечье составляли прямую линию, идущую от локтя. При ударе по голове эта линия пойдет наклонно вверх. Если на замахе кисть раскрепостится, клинок упадет вниз за спиной бойца, что может травмировать голову или лицо персонажа, находящегося позади. Совершенно недопустимы удары мимо головы и туловища партнера, также как уколы, направленные не в поражаемое пространство, а мимо него. Такие удары могут травмировать людей, находящихся на сцене рядом с дерущимися; они особенно опасны в массовых сценах. Защиты Защиты должны применяться в момент атаки партнера. Они должны быть сильны и точны в своих конечных положениях, так как только это создаст возможность продолжения боя. В защитах есть активное действие оружием вперед, но оно очень ограничено по размаху и нужно только для того, чтобы оказать должное сопротивление нападающему клинку.
Если, обороняясь от уколов, защита будет принята раньше, чем партнер двинулся в атаку, тело окажется открытым и укол дойдет в нужном направлении. Защиты описаны в порядке нумерации, принятой в фехтовании, но проходить их рекомендуется в следующем порядке; вторая, пятая, шестая, первая, третья и четвертая. Изучение круговых защит следует вести следующим порядком:
При составлении фехтовальных фраз не следует злоупотреблять применением круговых защит в исполнении боя XVIII-XIX столетий, и, наоборот, они типичны для XVI-XVII столетий.. Не следует применять эти защиты в массовых фехтовальных сценах, так как они имеют размах, значит опасны, зритель в массовом бою не видит рисунка отдельных бойцов, а изучение их сложнее изучения простых защит, и на тренировочный период требуется большее количество времени, которым не всегда располагает постановщик. Работу по изучению защит следует вести на небольшой скорости, осваивая технику перехода в положение защиты из боевой стойки, а затем из защиты к защите. Чрезвычайно важно сочетать действия защиты с движениями, а затем умение взять защиту после атаки уколом или ударом. Здесь возможны самые разнообразные комбинации, и одна из них чрезвычайно важна: это умение принять положение защиты, уходя с выпада в боевую стойку. Отработку качеств скорости и точности следует вести, построив группу в две шеренги, где имеется возможность создавать реальное нападение. В исполнении защит необходимо добиться полной автоматизации навыков. Мы считаем, что тренажу защитных действий следует уделить первое время значительно большее внимание, чем действиям нападения, так как работа в конкретных сценических условиях (без защитных приспособлений) ставит преподавателя в очень трудные условия в отношении безопасности урока; только при абсолютной уверенности, что техника защит хорошо усвоена, можно переходить к исполнению фехтовальных сочетаний и фраз.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|