II .2. Методика исследования
Для правильной организации коррекционной работы по преодолению нарушений письма у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида необходимо провести специальное логопедическое обследование. Методика и приемы проведения обследования направлены на изучение устной речи и особенностей нарушений письма у учащихся младших классов с нарушением интеллекта. Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением интеллекта выявило своеобразие психологической базы речи, которая оказывает влияние на особенности речевого развития. Поэтому при анализе речевой патологии необходимо изучать особенности развития психических процессов, которые задействованы в формировании речи. Логопедическое обследование учащихся младших классов с нарушением интеллекта начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сбора сведений об учащихся от специалистов, учителей, воспитателей, родственников. Общие сведения заполняются со слов матери, педагогов, на основании имеющейся документации. Затем исследуется психологическая база речи: внимание, восприятие, мышление. Далее исследуется состояние общей и ручной моторики, артикуляционного аппарата (его аналитических и двигательных особенностей), фонетики, фонетических процессов, лексики, грамматического строя, чтение и письмо. В ходе логопедического обследования на каждого ребенка составляется речевая карта, в которой указываются все полученные данные в определенной последовательности.
Методика исследования. I. Обследование начиналось со сбора общих сведений о ребенке, которые записывались со слов матери. Изучалась медицинская и педагогическая документация: заключения специалистов (психиатр, невропатолог, отоларинголог, окулист), заключение медико-педагогической комиссии. По данным педагогических наблюдений дается краткая характеристика на ребенка (отмечается устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания, отношение ребенка к своему дефекту). Обращается внимание на жалобы родственников. Записываются данные о родителях ребенка (возраст, данные о здоровье, профессия, социальные условия, вредные привычки). Изучается общий анамнез: уточняется от какой беременности ребенок; отличается характер беременности (болезни, травмы, токсикозы, употребление алкоголя во время беременности, курение) и протекание родов (досрочное, срочное, стимулированное, наложение щипцов, асфиксия). Записываются данные о весе и росте ребенка при рождении, на какие сутки выписан из роддома, об особенностях вскармливания (грудное, искусственное) и его питания; отличаются перенесенные ребенком заболевания, травмы, интоксикации. Изучаются данные о раннем психологическом развитии: а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками; б) когда стал держать голову; в) когда стал самостоятельно садиться, ходить; г) когда появились зубы; д) поведение ребенка до года (спокойное, беспокойное, как спал); е) появление навыков самообслуживания. Речевой анамнез: отличается время появления и характеристика гуления, лепета, первые слова фразы; как шло развитие (скачкообразное, с перерывами, постепенно; причины и время отклонения в развитии); с какого времени замечено нарушение речи; речевая среда, в которой рос ребенок; занимается ли с логопедом. Дается характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями, воспитателями).
На основе анамнеза общих сведений о ребенке делается вывод о протекании пренатального, принатального, постнатального периодов (с отклонениями, без отклонений). II. Далее проводилось исследование особенностей состояния психологической базы речи: внимания, восприятия, памяти, мышления. Методики диагностирования развития внимания, восприятия, памяти, мышления адаптировались для данной категории детей. Диагностика развития внимания. Для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации (по количеству сделанных ошибок) использовалась методика “Корректурная проба” (буквенный вариант). Инструкция: “На бланке с буквами отчеркните (вертикально) первый ряд букв. Просматривая ряды букв слева на право, надо вычеркнуть такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно”. Отмечается количество просмотренных букв и количество сделанных ошибок. (Приложение). Методика “Красно-черная таблица” предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайном порядке. Затем показать красные числа в убывающем порядке от12 до 1.(Фиксируется время выполнения Т1 и Т2). Затем ученика просят показать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа – в убывающем (Т3).Показателем переключения внимания является разница между временем Т3 и суммой (Т1 + Т2). (Приложение) Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьеронн-Рузера). Инструкция: “Закодируй таблицу, расставив в ней знаки по образцу”. Анализ результатов. Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания. Диагностика развития памяти. Методика “Долговременная память” Инструкция: “Сейчас я прочитаю вам ряд слов, а вы постарайтесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.” Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 3-5 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по формуле: С = B \ A 100%
Где А - общее количество слов, В - количество запомнившихся слов, С - коэффициент долговременной памяти. Результат: 75-100% высокий уровень; 50-75% средний уровень; 30-50% низкий уровень; ниже 30% очень низкий уровень.
Методика “10 слов”. Диагностика кратковременной слуховой механической памяти. Дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свеча, стол. Воспроизведение 5-6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механической памяти. Диагностика развития зрительной памяти. Методика Д. Векслера. Ребенку предлагается картинка (разрешается смотреть 15 сек.). Затем картинка закрывается и ребенку предлагается перечислить предметы, изображенные на картинке. Диагностика памяти с помощью опосредованного запоминания (А.Н.Леонтьев). Детям предлагаются слова для запоминания: обед, сад, ночь, лошадь, птица, стул, лес, мышь. Предлагается набор карточек, на которых изображено: хлеб, яблоко, стол, кровать, сани, лампа, кошка, гнездо, дерево, земляника, луна, телега, чашка, фонарь. Инструкция: ”Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше их запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово”. На выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд. После каждого выбора следует расспросить ребенка, почему он сделал этот выбор. Затем следует занять ребенка на 15 минут какой-нибудь другой игрой. По истечению этого времени ребенку демонстрируются картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания. Количество правильно названных слов свидетельствует о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания. Диагностика развития восприятия и ориентировки в пространстве. Для выявления отклонений в развитии восприятия и ориентировки в пространстве использовались следующие упражнения: С геометрическим материалом. * Инструкция: “Положи слева квадрат, посерединке листа – круг, справа – треугольник. Расскажи, какие фигуры вы положили и где.” Составление узоров из геометрических фигур по рисунку и по памяти, с выяснением, где какая сторона, верх, низ и т.д.
Работа с рисунками. Рассматривание рисунков в прямом и перевернутом виде. (Приложение) Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. (Приложение) Составление фигур из разрозненных деталей. Предлагаются отдельные деталь какого-либо предмета, ребенок должен соединить их так, чтобы получился заданный предмет. (Приложение) Работа с перечеркнутыми или наложенными друг на друга изображениями. (Приложение) Упражнение “Лабиринты” Упражнения направлены на выявление усвоения пространственных отношений (на, над, под, за и т.д.) Детям предлагались задания и вопросы: -“Положи книгу на парту. Что расположено над доской? Загляни под шкаф. Что лежит на столе? Где на картинке изображена собака?” Оценивается: состояния зрительного гнозиса; виды помощи; количество подсказок, необходимых для выполнения задания. Диагностика наглядно-образного мышления. С целью диагностики наглядно-образного мышления использовалась методика “Лабиринт”. (Приложение) Детям вначале дают вводные задачи, затем по порядку задачи 1-4. Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 1-2 направления поворотов, в задачах 3-4 характер ориентиров и их последовательность. Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок с вводной задачей. “Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. (Экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете домик, а я посмотрю, не ошиблись ли.” Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки. Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит: “Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону. “ Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в “письме”. Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются. Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция. К задачам 1-2: “В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинайте двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его.” К задаче 3: “Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его.”
К задаче 4: “Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметьте домик.” Результаты оцениваются по шкале оценок (А.Ф.Ануфриев) Диагностика развития логического мышления. Методика “ Четвертый лишний”. Ребенку зачитывается четыре слова, три из которых связано между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти “лишнее” слово и объяснить, почему оно “лишнее”. -- книга, портфель, чемодан, сумка; -- трамвай, троллейбус, трактор, автобус; -- добрый, ласковый, злой, веселый; За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный – 0 баллов. (А.Ф.Ануфриев.)
Данные, полученные в ходе обследования, свидетельствуют о уровне развития процессов внимания, памяти, восприятия, логического мышления. Далее в ходе логопедического обследования были использованы методические рекомендации Н.М.Трубниковой. III. Для обследования состояния общей моторики детям предлагались задания, которые выполнялись по показу, затем по словесной инструкции. Исследовалась двигательная память, переключаемость движений и самоконтроль при выполнении двигательных проб. а) ребенку показывалось 4 движения для рук и предлагалось их повторить: руки вперед вверх, в стороны, на пояс; б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного “запретного” движения. Отмечалось качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое. 2. Исследовалось произвольное торможение движений. Ребенку предлагалось маршировать и остановиться по сигналу. Отмечалось: соответствие двигательной реакции сигналу. 3. Исследовалась статическая координация движений. а) ребенку предлагалось встать, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуть вперед, закрыть глаза. Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги. б) стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 секунд. Отмечалось, как ребенок удерживает позу: свободно или с напряжением, с раскачиванием из стороны в сторону; балансирует туловищем, руками, головой; сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза. Исследовалась динамическая координация движений. Ребенку предлагалось маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежуток между шагами. Отмечалось: с какого раза движение выполнено верно; удается ли чередование хлопка и шага. Предлагалось выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках. Отмечалось: напряжение, раскачивание, балансировка туловищем и руками; стоит на носках или на всей ступне. Исследовалась пространственная организация двигательного акта. Детям предлагались задания: повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа; то же выполнить слева; по словесной инструкции. Отмечались ошибки в пространственной координации; незнание сторон тела, ведущей руки. Исследовался темп. а) в течение определенного времени ребенку предлагалось удерживать заданный темп в движениях рук, показанных логопедом. б) письменная проба: предлагалось чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе. Отмечался темп выполнения: нормальный, ускоренный, быстрый, замедленный, медленный. IV. Для обследования произвольной моторики пальцев рук у детей исследовалось: 1.Статическая координация движений. Детям предлагались следующие задания: а) распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в вертикальном положении под счет; б) аналогично выполнить левой рукой; в) удерживание поз “зайчик”, “коза”, “колечко” под счет. Динамическая координация движений. а) выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-8 раз) на правой руке, левой, обеих руках; б) держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-8раз) на правой, левой, обеих руках; в) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, начиная со второго пальца правой руки, затем левой, обеих рук одновременно; г) положить вторые пальцы на третьи на обеих руках (5-8раз). Отмечается качество выполнения проб; напряженность, скованность движений; нарушение переключения от одного движения к другому; наличие синкинезий, невозможность удержания позы. V. Обследование состояния органов артикуляционного аппарата включало: обследование его анатомического строения и двигательной функции. Обследование моторики органов артикуляционного аппарата: 1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводилось после выполнения по показу. Предлагались следующие задания: а) сомкнуть губы; б) округлить губы, как при произношении звука «о»,- удержать позу под счет; в) вытянуть губы в трубочку; г) сделать «хоботок»; д) растянуть губы в «улыбке»; е) поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы); ж) опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы); з) одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю; и) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п». Отмечался диапазон движений, наличие содружественных движений; наличие тремора, саливации, гиперкинезов. 1. Исследование двигательной функции челюсти проводилось по показу, затем по словесной инструкции. Предлагались следующие задания: а) широко раскрыть рот, как при произношении звука «а», и закрыть; б) сделать движение нижней челюстью вправо; в) сделать движение влево; г) выдвинуть нижнюю челюсть вперед. Отмечалось: объем движения челюсти; наличие содружественных движений, тремора, саливации. 3. Исследование двигательных функций языка (объем и качество движений языка) проводилось по показу и словесной инструкции. Предлагались следующие задания: а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет; б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет; в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ; г) сделать язык «лопатой», а затем «иголочкой»; е) выдвинуть широкий язык вперед, а затем занести назад в ротовую полость. Отмечалось: диапазон движений языка; содружественные движения; тремор, гиперкинезы, саливация; удерживается ли язык в определенном положении. 4. При исследовании двигательной функции мягкого неба, детям предлагалось: а) широко открыть рот, четко произнести звук «а» и закрыть; б) сделать движение нижней челюстью вправо, влево, выдвинуть вперед. При выполнении задания отмечался объем движений; наличие содружественных движений, тремора, саливации. 5. Для исследования двигательных функций языка (объема и качества движений) применялись следующие задания: а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет до 5 (на верхнюю губу); б) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ; в) сделать язык «лопаточкой», а затем «иголочкой»; г) упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку; д) стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза (поддерживать рукой спину ребенка). 6. Исследование двигательной функции мягкого неба: а) произнести звук «а» широко открытым ртом; б) при высунутом языке надуть щеки и сделать сильный выдох. Отмечалось: объем движений, наличие содружественных движений, гиперкинезов, саливации; активность небной занавески. 7. При исследовании продолжительности и силы выдоха предлагалось сыграть на духовом инструменте- игрушке; сделать выдох на легкий предмет. При исследовании динамической организации движений, предъявляемый комплекс движений проводился по показу, а затем по словесной инструкции: Оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить за нижние зубы и закрыть рот. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз: «а-и-у», «у-и-а», «ка-па-та», «па-ка-та». Отмечались замены одного движения другим, поиск артикуляции, переключение с одной артикуляционной позы на другую, застревание на одном движении, недифференцированность движений. Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражение черепно-мозговых нервов, что является одним из симптомов дизартрических расстройств речи. 1. Исследование объема и качества движений: - мышц лба: нахмурить брови; поднять брови; наморщить лоб; - мышц глаз: легко сомкнуть веки; плотно сомкнуть веки; подмигнуть; - мышц щек: надуть левую щеку; надуть правую щеку; надуть обе щеки одновременно; втянуть щеки в рот. Отмечается правильность выполнения, появление содружественных движений, объем движения. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз: - выразить мимикой лица: удивление; радость; испуг; грусть; сердитое лицо. 3. Исследование символического праксиса: -свист; поцелуй; улыбка; оскал; плевок; цоканье. Отмечается правильность выполнения; объем движений; появление содружественных движений, саливации, гиперкинезов; напряженность. VI. Обследование фонетической стороны речи. Обследование произношения звуков. Давались задания произнести звук изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях должны быть такие слова, в которых исследуемый звук стоит в начале, середине, конце слова. Проверяются следующие группы звуков: гласные - а, о, у, э, и, ы; свистящие, шипящие, аффрикаты – с, с, з, з, ц, ш, ж,ч; сонорные – р, р, л, л,м, м, н, н; глухие и звонкие парные – п – б; т – д; к – г; ф – в; в твердом и мягком звучании; йотированные гласные. Отмечалось как звук произносится и как он используется в самостоятельной связной речи. Состояние просодики. Отмечалось нарушение просодической стороны речи: голоса, темпа речи, мелодико-интонационная окраска, дыхание. VII. Обследование слоговой структуры слова. Предлагаются для называния предметные картинки, затем логопед называет слова для отраженного произношения: - односложные слова с закрытым слогом; - двусложные слова из 2 прямых открытых слогов, с 1 закрытым слогом; - двусложные слова со стечением согласных в начале (середине, в начале и середине) слова - односложные слова со стечением согласных в начале (в конце) слова; - трехсложные слова из 3 открытых слогов; - трехсложные слова с последним закрытым слогом; - трехсложные слова со стечением согласных; - четырехсложные слова с открытыми слогами; - многосложные слова из сходных звуков. Чтобы выявить негрубые нарушения слоговой структуры слова, для повторения предлагаются следующие предложения: «На перекрестке стоит милиционер». «Космонавт управляет космическим кораблем». Отмечается характер искажения слоговой структуры (сокращение, опускание, уподобление, добавление слогов, добавление звуков, перестановка слогов и звуков). VIII. Обследование состояния функций фонематического слуха. Опознание фонем среди других: - а,у, ы, о, у, а, о, ы, и; - п, н, м, к, т, р. 2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам: - звонких и глухих: п-б, д-т, к-г. ж-ш. з-с,в-ф; - шипящих и свистящих: с, з, щ, ш, ж,ч; -соноров: р, л, м, н; 3.Повторение за логопедом слогового ряда: - со звонкими и глухими звуками: да-та, та-да-та,да-та-да; - с шипящими и свистящими: са-ша-са, шо-су-са,за-жа-за; - сонорами: ра-ла-ла, ла-ра-ла; 4. Выделение исследуемого звука среди слогов: ла, ка, ша, со, ны, ма, си; 5 Выделение исследуемого звука среди слов: лужа, рука, дорога, кровать; 6. Называние слов с исследуемым звуком; 7. Определение исследуемого звука в назывании картинок; 8. Определение места звука в словах (начало, середина, конец); 9. Раскладывание картинок в два ряда: в первый со звуком «с», во второй со звуком «ш». X. Обследование звукового анализа слова. Определить количество звуков в словах: ус, дом, баран,ромашка Выделить последовательно каждый звук в словах: мак, зонт, танкист, самолет. Определить третий звук в слове: сосна, чулки. Определить последний согласный звук в словах: ус, кот, сыр, щенок, стол. Выделить согласный звук из начала слова: сок, шуба, магазин, щука, чай. Сравнить слова по звуковому составу: мак, бак, бык, рак, дом, стул, лук, сук. Закончить слова: бара…, пету…, само…. Отмечается сформированность навыков звукового анализа. XI. Обследование понимания речи. Обследование понимания номинативной стороны речи. а) Показ называемых предметов: называются окружающие ребенка предметы. б) Узнавание предметов по описанию: «Покажи, чем чистят зубы.» в) Понимание слов, обозначающих признаки. г) Понимание действий, изображенных на картинках. д) Понимание пространственных наречий: вверх, в стороны, вправо, влево. 2. Обследование понимания предложения. а) Выполнение действий в одной просьбе, предъявленной на слух в предложениях различной сложности: «Достань книгу из шкафа и положи ее на стол, а сам сядь на стул». б) Понимание инверсионных конструкций типа: - ребенок должен определить, что сделано раньше: «Я умылся после того, как сделал зарядку». - прочитать предложение и ответить на вопрос: «Кто приехал?» (Петю встретил Миша.) Обследование понимания грамматических форм. - Понимание логико-грамматических отношений. - Понимание отношений, выраженных предлогами. - Понимание падежных окончаний. - Понимание числа, рода прилагательных. - Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида. XII. Обследование активного словаря. Обследование слов, обозначающих предметы: а) называние предметов, изображенных на предъявленных картинках; б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда: тетрадь, ручка, учебник; в) называние предмета по его описанию: «Как называется помещение, где читают, выдают и получают книги?» г) называние детенышей домашних и диких животных; 2. Название признаков предмета: а) морковь сладкая, а редька… б) подобрать признаки к предметам: елка какая? 3. Название действий людей и животных: а) повар (почтальон, учитель) что делает? б) кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка… XIII. Обследование грамматического строя. Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картин. Составление предложений по опорным словам. Подстановка недостающего предлога в предложении. Пересказ текста после прослушивания. Рассказ из собственного опыта. Словоизменение: а) употребление существительного в различных падежах; б) образование форм родительного падежа множественного числа существительных; в) употребление предлогов; 7. Словообразование: а) образование уменьшительной формы существительного. Отмечаются нарушения согласования и управления.
XIV. Обследование чтения. Обследование усвоения букв: - назвать указанную букву. - найти буквы, обозначающие звуки (близкие по способу и месту образования и акустическим признакам); - назвать букву, перечеркнутую штрихами; 2. Обследование чтения слогов: - прочитать прямые слоги; обратные; слоги со стечением согласных; - прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными. 3. Обследование чтения слов: - прочитать слова различной звукослоговой структуры (рак, осы, сажа, луна, очки, отряд, рюкзак, снежок, ножницы, полотенце); - при обследовании понимания слов предлагаются задания: а) прочитать слово, напечатанное на карточке, и по памяти найти соответствующую картинку (зуб – суп, жук – сук, папа – баба, коза – коса); б) прочитать слова с пропущенными буквами (руч…а,…апочки, к…ышка). 4. Обследование чтения предложений: - прочитать предложение и выполнить соответствующее действие: «Возьми ручку»; - прочитать предложение, найти соответствующую картинку (предлагаются сюжетные картинки и карточки с предложениями). 5. Обследование чтения текста проводят на основе пересказа и ответов на вопросы о прочитанном. Отмечается не усвоение букв, побуквенное чтение, послоговое чтение, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение понимания читаемого. XV. Обследование письма. Письмо по слуху: Записать буквы: строчные и прописные; близкие по месту образования и акустическим признакам. Записать слоги: прямые, обратные, закрытые, со стечением согласных, слоги, в которых один и тот же согласный звук входит то в мягкий, то в твердый слог, оппозиционные слоги. Диктант слов различной структуры: куст, щука, утка, природа, лыжи, шкаф, сильный, старушка, перепрыгнуть. Запись предложения после однократного прослушивания: На лужайках зеленая трава. Космонавт управляет космическим кораблем. Диктант, включающий слова, содержащие звуки, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам. Списывание с печатного образца: Букв. Слогов: со, се, эс, са,, за, чу, уч, пи, ни, ки, жи, ши, щи. Слов: бант, ус, несет, ножницы, скворец, гнездо, морковь. Предложений: Вот замелькали в воздухе белые пушистые снежинки. Текста: В Москве. Хороша Москва летом. Зеленые деревья украшают город. В садах и на бульварах много цветов. Самостоятельное письмо. Написать прописные гласные буквы, строчные согласные. Подписать предметные картинки. Дать подписи к сюжетным картинкам. Составить предложения из данных слов и записать их: под, лежит, зайка, кустом; на, листья, березе, пожелтели.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|