Главная | Обратная связь
МегаЛекции

II .2. Методика исследования





Для правильной организации коррекционной работы по преодолению нарушений письма у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида необходимо провести специальное логопедическое обследование.

Методика и приемы проведения обследования направлены на изучение устной речи и особенностей нарушений письма у учащихся младших классов с нарушением интеллекта.

Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением интеллекта выявило своеобразие психологической базы речи, которая оказывает влияние на особенности речевого развития. Поэтому при анализе речевой патологии необходимо изучать особенности развития психических процессов, которые задействованы в формировании речи.

Логопедическое обследование учащихся младших классов с нарушением интеллекта начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сбора сведений об учащихся от специалистов, учителей, воспитателей, родственников. Общие сведения заполняются со слов матери, педагогов, на основании имеющейся документации.

Затем исследуется психологическая база речи: внимание, восприятие, мышление.

Далее исследуется состояние общей и ручной моторики, артикуляционного аппарата (его аналитических и двигательных особенностей), фонетики, фонетических процессов, лексики, грамматического строя, чтение и письмо.

В ходе логопедического обследования на каждого ребенка составляется речевая карта, в которой указываются все полученные данные в определенной последовательности.

Методика исследования.

I. Обследование начиналось со сбора общих сведений о ребенке, которые записывались со слов матери. Изучалась медицинская и педагогическая документация: заключения специалистов (психиатр, невропатолог, отоларинголог, окулист), заключение медико-педагогической комиссии. По данным педагогических наблюдений дается краткая характеристика на ребенка (отмечается устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания, отношение ребенка к своему дефекту).



Обращается внимание на жалобы родственников. Записываются данные о родителях ребенка (возраст, данные о здоровье, профессия, социальные условия, вредные привычки).

Изучается общий анамнез: уточняется от какой беременности ребенок; отличается характер беременности (болезни, травмы, токсикозы, употребление алкоголя во время беременности, курение) и протекание родов (досрочное, срочное, стимулированное, наложение щипцов, асфиксия).

Записываются данные о весе и росте ребенка при рождении, на какие сутки выписан из роддома, об особенностях вскармливания (грудное, искусственное) и его питания; отличаются перенесенные ребенком заболевания, травмы, интоксикации.

Изучаются данные о раннем психологическом развитии:

а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками;

б) когда стал держать голову;

в) когда стал самостоятельно садиться, ходить;

г) когда появились зубы;

д) поведение ребенка до года (спокойное, беспокойное, как спал);

е) появление навыков самообслуживания.

Речевой анамнез: отличается время появления и характеристика гуления, лепета, первые слова фразы; как шло развитие (скачкообразное, с перерывами, постепенно; причины и время отклонения в развитии); с какого времени замечено нарушение речи; речевая среда, в которой рос ребенок; занимается ли с логопедом. Дается характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями, воспитателями).

На основе анамнеза общих сведений о ребенке делается вывод о протекании пренатального, принатального, постнатального периодов (с отклонениями, без отклонений).

II. Далее проводилось исследование особенностей состояния психологической базы речи: внимания, восприятия, памяти, мышления. Методики диагностирования развития внимания, восприятия, памяти, мышления адаптировались для данной категории детей.

Диагностика развития внимания.

Для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации (по количеству сделанных ошибок) использовалась методика “Корректурная проба” (буквенный вариант).

Инструкция:

“На бланке с буквами отчеркните (вертикально) первый ряд букв. Просматривая ряды букв слева на право, надо вычеркнуть такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно”.

Отмечается количество просмотренных букв и количество сделанных ошибок. (Приложение ).

Методика “Красно-черная таблица” предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайном порядке. Затем показать красные числа в убывающем порядке от12 до 1.(Фиксируется время выполнения Т1 и Т2). Затем ученика просят показать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа – в убывающем (Т3).Показателем переключения внимания является разница между временем Т3 и суммой (Т1 + Т2). (Приложение )

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьеронн-Рузера).

Инструкция: “Закодируй таблицу, расставив в ней знаки по образцу”.

Анализ результатов. Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Диагностика развития памяти.

Методика “Долговременная память”

Инструкция: “Сейчас я прочитаю вам ряд слов, а вы постарайтесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.”

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 3-5 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по формуле: С = B \ A 100%

Где А - общее количество слов,

В - количество запомнившихся слов,

С - коэффициент долговременной памяти.

Результат: 75-100% высокий уровень; 50-75% средний уровень; 30-50% низкий уровень; ниже 30% очень низкий уровень.

 

Методика “10 слов”. Диагностика кратковременной слуховой механической памяти.

Дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свеча, стол.

Воспроизведение 5-6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механической памяти.

Диагностика развития зрительной памяти.

Методика Д. Векслера. Ребенку предлагается картинка (разрешается смотреть 15 сек.). Затем картинка закрывается и ребенку предлагается перечислить предметы, изображенные на картинке.

Диагностика памяти с помощью опосредованного запоминания (А.Н.Леонтьев).

Детям предлагаются слова для запоминания: обед, сад, ночь, лошадь, птица, стул, лес, мышь.

Предлагается набор карточек, на которых изображено: хлеб, яблоко, стол, кровать, сани, лампа, кошка, гнездо, дерево, земляника, луна, телега, чашка, фонарь.

Инструкция: ”Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше их запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово”. На выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд. После каждого выбора следует расспросить ребенка, почему он сделал этот выбор. Затем следует занять ребенка на 15 минут какой-нибудь другой игрой.

По истечению этого времени ребенку демонстрируются картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания. Количество правильно названных слов свидетельствует о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

Диагностика развития восприятия и ориентировки в пространстве.

Для выявления отклонений в развитии восприятия и ориентировки в пространстве использовались следующие упражнения:

С геометрическим материалом.

* Инструкция: “Положи слева квадрат, посерединке листа – круг, справа – треугольник. Расскажи, какие фигуры вы положили и где.”

Составление узоров из геометрических фигур по рисунку и по памяти, с выяснением, где какая сторона, верх, низ и т.д.

Работа с рисунками.

Рассматривание рисунков в прямом и перевернутом виде. (Приложение )

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. (Приложение )

Составление фигур из разрозненных деталей.

Предлагаются отдельные деталь какого-либо предмета, ребенок должен соединить их так, чтобы получился заданный предмет. (Приложение )

Работа с перечеркнутыми или наложенными друг на друга изображениями. (Приложение )

Упражнение “Лабиринты”

Упражнения направлены на выявление усвоения пространственных отношений (на, над, под, за и т.д.)

Детям предлагались задания и вопросы:

-“Положи книгу на парту. Что расположено над доской? Загляни под шкаф. Что лежит на столе? Где на картинке изображена собака?”

Оценивается: состояния зрительного гнозиса; виды помощи; количество подсказок, необходимых для выполнения задания.

Диагностика наглядно-образного мышления.

С целью диагностики наглядно-образного мышления использовалась методика “Лабиринт”. (Приложение )

Детям вначале дают вводные задачи, затем по порядку задачи 1-4. Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 1-2 направления поворотов, в задачах 3-4 характер ориентиров и их последовательность.

Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок с вводной задачей.

“Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. (Экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете домик, а я посмотрю, не ошиблись ли.”

Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит:

“Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону. “

Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в “письме”. Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.

Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1-2:

“В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинайте двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его.”

К задаче 3:

“Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его.”

К задаче 4:

“Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметьте домик.”

Результаты оцениваются по шкале оценок (А.Ф.Ануфриев )

Диагностика развития логического мышления.

Методика “ Четвертый лишний”.

Ребенку зачитывается четыре слова, три из которых связано между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти “лишнее” слово и объяснить, почему оно “лишнее”.

-- книга, портфель, чемодан, сумка;

-- трамвай, троллейбус, трактор, автобус;

-- добрый, ласковый, злой, веселый;

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный – 0 баллов. (А.Ф.Ануфриев. )

 

Данные, полученные в ходе обследования, свидетельствуют о уровне развития процессов внимания, памяти, восприятия, логического мышления.

Далее в ходе логопедического обследования были использованы методические рекомендации Н.М.Трубниковой.

III. Для обследования состояния общей моторики детям предлагались задания, которые выполнялись по показу, затем по словесной инструкции.

Исследовалась двигательная память, переключаемость движений и самоконтроль при выполнении двигательных проб.

а) ребенку показывалось 4 движения для рук и предлагалось их повторить: руки вперед вверх, в стороны, на пояс;

б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного “запретного” движения.

Отмечалось качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое.

2. Исследовалось произвольное торможение движений.

Ребенку предлагалось маршировать и остановиться по сигналу.

Отмечалось: соответствие двигательной реакции сигналу.

3. Исследовалась статическая координация движений.

а) ребенку предлагалось встать, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуть вперед, закрыть глаза. Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги.

б) стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 секунд.

Отмечалось, как ребенок удерживает позу: свободно или с напряжением, с раскачиванием из стороны в сторону; балансирует туловищем, руками, головой; сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза.

Исследовалась динамическая координация движений.

 Ребенку предлагалось маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежуток между шагами.

 Отмечалось: с какого раза движение выполнено верно; удается ли чередование хлопка и шага.

Предлагалось выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках.

Отмечалось: напряжение, раскачивание, балансировка туловищем и руками; стоит на носках или на всей ступне.

Исследовалась пространственная организация двигательного акта.

 Детям предлагались задания: повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа; то же выполнить слева; по словесной инструкции.

Отмечались ошибки в пространственной координации; незнание сторон тела, ведущей руки.

Исследовался темп.

а) в течение определенного времени ребенку предлагалось удерживать заданный темп в движениях рук, показанных логопедом.

б) письменная проба: предлагалось чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе.

Отмечался темп выполнения: нормальный, ускоренный, быстрый, замедленный, медленный.

IV. Для обследования произвольной моторики пальцев рук у детей исследовалось:

1.Статическая координация движений.

Детям предлагались следующие задания:

а) распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в вертикальном положении под счет;

б) аналогично выполнить левой рукой;

в) удерживание поз “зайчик”, “коза”, “колечко” под счет.

Динамическая координация движений.

а) выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-8 раз) на правой руке, левой, обеих руках;

б) держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-8раз) на правой, левой, обеих руках;

в) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, начиная со второго пальца правой руки, затем левой, обеих рук одновременно;

г) положить вторые пальцы на третьи на обеих руках (5-8раз).

Отмечается качество выполнения проб; напряженность, скованность движений; нарушение переключения от одного движения к другому; наличие синкинезий, невозможность удержания позы.

V. Обследование состояния органов артикуляционного аппарата включало: обследование его анатомического строения и двигательной функции.

Обследование моторики органов артикуляционного аппарата:

1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводилось после выполнения по показу.

Предлагались следующие задания:

а) сомкнуть губы;

б) округлить губы, как при произношении звука «о»,- удержать позу под счет;

в) вытянуть губы в трубочку;

г) сделать «хоботок»;

д) растянуть губы в «улыбке»;

е) поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы);

ж) опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы);

з) одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю;

и) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».

Отмечался диапазон движений, наличие содружественных движений; наличие тремора, саливации, гиперкинезов.

1. Исследование двигательной функции челюсти проводилось по показу, затем по словесной инструкции. Предлагались следующие задания:

а) широко раскрыть рот, как при произношении звука «а», и закрыть;

б) сделать движение нижней челюстью вправо;

в) сделать движение влево;

г) выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

Отмечалось: объем движения челюсти; наличие содружественных движений, тремора, саливации.

3. Исследование двигательных функций языка (объем и качество движений языка) проводилось по показу и словесной инструкции.

Предлагались следующие задания:

а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет;

б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет;

в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;

г) сделать язык « лопатой», а затем «иголочкой»;

е) выдвинуть широкий язык вперед, а затем занести назад в ротовую полость. Отмечалось: диапазон движений языка; содружественные движения; тремор, гиперкинезы, саливация; удерживается ли язык в определенном положении.

4. При исследовании двигательной функции мягкого неба, детям предлагалось:

а) широко открыть рот, четко произнести звук «а» и закрыть;

б) сделать движение нижней челюстью вправо, влево, выдвинуть вперед.

При выполнении задания отмечался объем движений; наличие содружественных движений, тремора, саливации.

5. Для исследования двигательных функций языка (объема и качества движений) применялись следующие задания:

а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет до 5 (на верхнюю губу);

б) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ;

в) сделать язык «лопаточкой», а затем «иголочкой»;

г) упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку;

д) стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза (поддерживать рукой спину ребенка).

6. Исследование двигательной функции мягкого неба:

а) произнести звук «а» широко открытым ртом;

б) при высунутом языке надуть щеки и сделать сильный выдох.

Отмечалось: объем движений, наличие содружественных движений, гиперкинезов, саливации; активность небной занавески.

7. При исследовании продолжительности и силы выдоха предлагалось сыграть на духовом инструменте- игрушке; сделать выдох на легкий предмет.

При исследовании динамической организации движений, предъявляемый комплекс движений проводился по показу, а затем по словесной инструкции:

Оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот.

Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить за нижние зубы и закрыть рот.

Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз: «а-и-у», «у-и-а»,

«ка-па-та», «па-ка-та».

Отмечались замены одного движения другим, поиск артикуляции, переключение с одной артикуляционной позы на другую, застревание на одном движении, недифференцированность движений.

Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражение черепно-мозговых нервов, что является одним из симптомов дизартрических расстройств речи.

1. Исследование объема и качества движений:

- мышц лба: нахмурить брови; поднять брови; наморщить лоб;

- мышц глаз: легко сомкнуть веки; плотно сомкнуть веки; подмигнуть;

- мышц щек: надуть левую щеку; надуть правую щеку; надуть обе щеки одновременно; втянуть щеки в рот.

Отмечается правильность выполнения, появление содружественных движений, объем движения.

Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз:

- выразить мимикой лица: удивление; радость; испуг; грусть; сердитое лицо.

3. Исследование символического праксиса:

-свист; поцелуй; улыбка; оскал; плевок; цоканье.

Отмечается правильность выполнения; объем движений; появление содружественных движений, саливации, гиперкинезов; напряженность.

VI. Обследование фонетической стороны речи.

Обследование произношения звуков.

Давались задания произнести звук изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях должны быть такие слова, в которых исследуемый звук стоит в начале, середине, конце слова. Проверяются следующие группы звуков: гласные - а, о, у, э, и, ы; свистящие, шипящие, аффрикаты – с, с, з, з, ц, ш, ж ,ч; сонорные – р, р, л, л ,м, м, н, н; глухие и звонкие парные – п – б; т – д; к – г; ф – в; в твердом и мягком звучании; йотированные гласные.

Отмечалось как звук произносится и как он используется в самостоятельной связной речи.

Состояние просодики.

Отмечалось нарушение просодической стороны речи: голоса, темпа речи, мелодико-интонационная окраска, дыхание.

VII. Обследование слоговой структуры слова.

Предлагаются для называния предметные картинки, затем логопед называет слова для отраженного произношения:

- односложные слова с закрытым слогом;

- двусложные слова из 2 прямых открытых слогов, с 1 закрытым слогом;

- двусложные слова со стечением согласных в начале (середине, в начале и середине) слова

- односложные слова со стечением согласных в начале (в конце) слова;

- трехсложные слова из 3 открытых слогов;

- трехсложные слова с последним закрытым слогом;

- трехсложные слова со стечением согласных;

- четырехсложные слова с открытыми слогами;

- многосложные слова из сходных звуков.

Чтобы выявить негрубые нарушения слоговой структуры слова, для повторения предлагаются следующие предложения:

«На перекрестке стоит милиционер».

«Космонавт управляет космическим кораблем».

Отмечается характер искажения слоговой структуры (сокращение, опускание, уподобление, добавление слогов, добавление звуков, перестановка слогов и звуков).

VIII. Обследование состояния функций фонематического слуха.

Опознание фонем среди других:

- а ,у, ы, о, у, а, о, ы, и;

- п, н, м, к, т, р.

2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам:

- звонких и глухих: п-б, д-т, к-г. ж-ш. з-с,в-ф;

- шипящих и свистящих: с, з, щ, ш, ж,ч;

-соноров: р, л, м, н;

3.Повторение за логопедом слогового ряда:

- со звонкими и глухими звуками: да-та, та-да-та ,да-та-да;

- с шипящими и свистящими: са-ша-са, шо-су-са ,за-жа-за;

- сонорами: ра-ла-ла, ла-ра-ла;

4. Выделение исследуемого звука среди слогов: ла, ка, ша, со, ны, ма, си;

5 Выделение исследуемого звука среди слов: лужа, рука, дорога, кровать;

6. Называние слов с исследуемым звуком;

7. Определение исследуемого звука в назывании картинок;

8. Определение места звука в словах (начало, середина, конец);

9. Раскладывание картинок в два ряда: в первый со звуком «с», во второй со звуком «ш».

X. Обследование звукового анализа слова.

Определить количество звуков в словах: ус, дом, баран ,ромашка

Выделить последовательно каждый звук в словах: мак, зонт, танкист, самолет.

Определить третий звук в слове: сосна, чулки.

Определить последний согласный звук в словах: ус, кот, сыр, щенок, стол.

Выделить согласный звук из начала слова: сок, шуба, магазин, щука, чай.

Сравнить слова по звуковому составу: мак, бак, бык, рак, дом, стул, лук, сук.

Закончить слова: бара…, пету…, само… .

Отмечается сформированность навыков звукового анализа.

XI. Обследование понимания речи.

Обследование понимания номинативной стороны речи.

а) Показ называемых предметов: называются окружающие ребенка предметы.

б) Узнавание предметов по описанию: «Покажи, чем чистят зубы.»

в) Понимание слов, обозначающих признаки.

г) Понимание действий, изображенных на картинках.

д) Понимание пространственных наречий: вверх, в стороны, вправо, влево.

2. Обследование понимания предложения.

а) Выполнение действий в одной просьбе, предъявленной на слух в предложениях различной сложности: «Достань книгу из шкафа и положи ее на стол, а сам сядь на стул».

б) Понимание инверсионных конструкций типа:

- ребенок должен определить, что сделано раньше: «Я умылся после того, как сделал зарядку».

- прочитать предложение и ответить на вопрос: «Кто приехал ?»

(Петю встретил Миша.)

Обследование понимания грамматических форм. - Понимание логико-грамматических отношений.

- Понимание отношений, выраженных предлогами.

- Понимание падежных окончаний.

- Понимание числа, рода прилагательных.

- Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида.

XII. Обследование активного словаря.

Обследование слов, обозначающих предметы:

а) называние предметов, изображенных на предъявленных картинках;

б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда: тетрадь, ручка, учебник;

в) называние предмета по его описанию: «Как называется помещение, где читают, выдают и получают книги?»

г) называние детенышей домашних и диких животных;

2. Название признаков предмета:

а) морковь сладкая, а редька…

б) подобрать признаки к предметам: елка какая?

3. Название действий людей и животных:

а) повар (почтальон, учитель) что делает?

б) кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка…

XIII. Обследование грамматического строя.

Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картин.

Составление предложений по опорным словам.

Подстановка недостающего предлога в предложении.

Пересказ текста после прослушивания.

Рассказ из собственного опыта.

Словоизменение:

а) употребление существительного в различных падежах;

б) образование форм родительного падежа множественного числа существительных;

в) употребление предлогов;

7. Словообразование:

а) образование уменьшительной формы существительного.

Отмечаются нарушения согласования и управления.

 

XIV. Обследование чтения.

Обследование усвоения букв:

- назвать указанную букву.

- найти буквы, обозначающие звуки (близкие по способу и месту образования и акустическим признакам);

- назвать букву, перечеркнутую штрихами;

2. Обследование чтения слогов:

- прочитать прямые слоги; обратные; слоги со стечением согласных;

- прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными.

3. Обследование чтения слов:

- прочитать слова различной звукослоговой структуры (рак, осы, сажа, луна, очки, отряд, рюкзак, снежок, ножницы, полотенце);

- при обследовании понимания слов предлагаются задания :

а) прочитать слово, напечатанное на карточке, и по памяти найти соответствующую картинку (зуб – суп, жук – сук, папа – баба, коза – коса);

б) прочитать слова с пропущенными буквами ( руч…а,…апочки, к…ышка).

4. Обследование чтения предложений:

- прочитать предложение и выполнить соответствующее действие: «Возьми ручку»;

- прочитать предложение, найти соответствующую картинку (предлагаются сюжетные картинки и карточки с предложениями).

5. Обследование чтения текста проводят на основе пересказа и ответов на вопросы о прочитанном.

Отмечается не усвоение букв, побуквенное чтение, послоговое чтение, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение понимания читаемого.

XV. Обследование письма.

Письмо по слуху:

Записать буквы: строчные и прописные; близкие по месту образования и акустическим признакам.

Записать слоги: прямые, обратные, закрытые, со стечением согласных, слоги, в которых один и тот же согласный звук входит то в мягкий, то в твердый слог, оппозиционные слоги.

Диктант слов различной структуры: куст, щука, утка, природа, лыжи, шкаф, сильный, старушка, перепрыгнуть.

Запись предложения после однократного прослушивания: На лужайках зеленая трава. Космонавт управляет космическим кораблем.

Диктант, включающий слова, содержащие звуки, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам.

Списывание с печатного образца:

Букв.

Слогов: со, се, эс, са,, за, чу, уч, пи, ни, ки, жи, ши, щи.

Слов: бант, ус, несет, ножницы, скворец, гнездо, морковь.

Предложений: Вот замелькали в воздухе белые пушистые снежинки.

Текста: В Москве.

Хороша Москва летом. Зеленые деревья украшают город. В садах и на бульварах много цветов.

Самостоятельное письмо.

Написать прописные гласные буквы, строчные согласные.

Подписать предметные картинки.

Дать подписи к сюжетным картинкам.

Составить предложения из данных слов и записать их: под, лежит, зайка, кустом; на, листья, березе, пожелтели.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.