Общие методические указания к выполнению завязываний
После выполненного завязывания или «обволакивания» нападать можно не только уколами, но и ударами. В зависимости от положения клинков это могут быть и круговые удары. Естественно, что следует изучать защиты от этих приемов, применяя те, которые наиболее выгодны при данном приеме. Защиты от завязываний Всценическом фехтовании применяются три вида защит от завязываний: отходом, силой и уступающие. Защиты отходом заключается в том, что обороняющийся отступает и как бы вытягивает свой клинок из опасного захвата. Защиты силой и уступающие выполняются с достаточно сложной техникой. Защиты силой применяются в самом начале завязывания, выполняемого противником, а уступающие — когда противник уже почти успел выполнить завязывание. Часто уступающая защита выполняется с одновременным отходом назад. Это приводит к окончанию схватки, поскольку противники окажутся вне соединения. Выбор того или иного способа защиты без применения оружия зависит от задачи, которую ставит перед собой постановщик боя. Защиты силой менее интересны, так как клинки упираются друг вдруга, обороняющийся отходит на дальнюю дистанцию — и таким образом, завязывания не происходит. При уступающих защитах, напротив, весь прием завязывания удается выполнить, защита берется без движения назад, создавая тем самым удобную и выгодную позицию для продолжения фехтовальной фразы. Однако техника исполнения этих приемов сложна, она требует высокой подготовленности, поскольку опоздание может привести к травме атакуемого. Упражнение № 94. Защита силой от полукругового завязывания из четвертого соединения во второе Построение: парное. Исходное положение: средняя дистанция в четвертом соединении.
Техника исполнения. Когда противник подводит клинок средней частью, следует резко подтянуть свой локоть возможно ближе к корпусу, приподнять острие шпаги выше головы, почти вертикально, принимая положение низкой четвертой защиты. Следует, нажимая на рукоять большим пальцем, оказать силовое сопротивление противнику. Шпага партнера будет вынуждена остановиться. Примечание: исполнители хорошо ощущают взаимодействие клинков, однако зрителю эти действия почти не видны. Есть смысл применять силовые приемы в сценах только в моменты сближенной дистанции. Упражнение № 95. Защита силой от кругового завязывания Построение: парное. Исходное положение: четвертое соединение. Техника исполнения. В момент, когда противник, вытягивая руку, подводит среднюю часть своего клинка к слабой части защищающегося, партнер должен быстро вытянуть руку вперед, с силой противопоставить середину своего клинка клинку нападающего и, развернув кисть в нужную сторону, принять положение защиты, как правило, третьей или четвертой. Упражнение № 96. «Уступающая» защита от кругового завязывания из шестого соединения или третьей защиты Построение и дистанция те же, что в предыдущем упражнении. Исходное положение: шестое соединение. Техника исполнения. Ощутив начало завязывания, следует, сохраняя руку в шестой позиции, раскрепостить кисть руки и дать возможность партнеру выполнить прием до момента, когда после обволакивания и отжима вправо, он начнет движение на укол в правое плечо. Быстро повернув кисть ладонью вниз, принять положение третьей защиты, оказывая сопротивление сжатием пальцев и кисти. Для удачной защиты не надо отрывать свое оружие от клинка партнера, которому это тоже нужно, потому что помогает выполнять завязывание. Момент взятия защиты должен быть выбран очень точно, действия должны быть быстрыми, так как даже небольшое запаздывание грозит уколом в правое плечо.
Примечание. Пальцы должны крепко держать оружие, чтобы оно не было выбито из руки. Подобный вариант грозит не только уколом, но и провалом сцены, поскольку обезоруживание иногда происходит непроизвольно. Всякая случайность создает неловкость на сцене, а потеря оружия, если она не предусмотрена сценарием боя, недопустима. Упражнение № 97. Уступающая защита от полукругового завязывания из четвертого соединения Построение и дистанция те же, что в предыдущем упражнении. Техника исполнения. На атаку партнера полукруговым завязыванием из четвертого во второе следует действовать так же, как в предыдущем упражнении, то есть крепко держать шпагу и сохранять острие в четвертой позиции. Только тогда, когда противник начнет движение вперед на укол, следует из шестого соединения, куда на проходном движении попадет оружие защищающегося, приподняв локоть и кисть с оружием, перевести их через клинок противника и принять положение низкой четвертой защиты. Перенос руки и шпаги должен выполняться очень точно, и в тот момент, когда партнер, полностью закончив завязывание, начнет движение вперед на укол. Примечание. Приемы уступающих защит — эффектные действия, но требуют высокой техники для их применения. С точки зрения характеристики образа — это показатель высокого фехтовального мастерства. Такие приемы характерны на колющей шпаге, они типичны для конца XVII столетия и более поздних периодов. Глава XII УКЛОНЕНИЯ Под этим названием подразумеваются действия корпусом, при которых можно было бы быстро уклониться от атаки партнера. Как правило, эти движения выполняются вправо и влево, иногда назад. Основной технический признак — это умение, оставляя одну ногу на боевой линии, другой отходить в одно из указанных выше направлений. Уход ногой в сторону или назад повлечет соответствующее движение корпуса. Уклонения с вытягиванием руки вперед создают серию опасных для сцены приемов контрнападения. Эти приемы в спортивном фехтовании объединены названием «действия в контртемп». В сценическом фехтовании, где встречается сценическое подобие подлинных приемов, уклонения являются средством защиты,
а движения шпаги вперед, создающие опасность для партнера, в них отсутствуют. Настоящие уколы и удары «а темпо» категорически запрещены в сценическом исполнении. Только высококвалифицированные мастера сценического боя имеют право на некоторые приемы подобного типа. Исполнять их можно только тем, кто совершенно уверен в правильном сценическом, а значит, безопасном выполнении такого приема. Поскольку даже в историческом бою на шпагах подобные приемы имели место только в определенные моменты, в сценических условиях вместо вытягивания руки к партнеру, заменяют его соответствующей по ситуации защитой. В этом случае прием становится безопасным для обоих противников, хотя внешне выглядит правдоподобно и исторически достоверно. В сценическом фехтовании приняты три способа уклонений. Они выполняются при атаках прямым уколом или уколом с переводом, а именно: —уклонение левой ногой вправо, совмещенной с первой или четвертой защитой (подобие «инквартатто»); —уклонение левой ногой влево, совмещенное со второй или третьей защитой шпагой (подобие «карточчо»); —уклонение правой ногой назад, совмещенной со второй защитой. Упражнение № 98. Уклонение левой ногой вправо с четвертой защитой Построение: парное. Исходное положение: боевая стойка в четвертом соединении с партнером. Техника исполнения. В момент, когда противник наносит прямой укол в живот или из шестой позиции переводом, следует, принимая рукой положение четвертой защиты, перенести левую ногу вправо на расстояние 50-70 см от боевой линии, одновременно передавая на эту ногу тяжесть тела. В момент исполнения этого сложного движения рука со шпагой берет защиту, отводя клинок противника с несколько меньшей амплитудой, чем при обычной защите. При уклонении достаточно только придержать шпагу противника — ее острие пройдет мимо, так как тело обороняющегося отодвинется вправо. В момент этого приема рука немного вытягивается вперед,
выводя острие чуть влево. Делается это для того чтобы рисунок положения тела возможно ближе походил на настоящее боевое уклонение с действием «а темпо», то есть «инквартатто». В этом случае, если фраза не заканчивается на приеме, защищающийся немедленно возвращается левой ногой на боевую линию и продолжает бой. Упражнение № 99. Уклонение левой ногой влево со второй или третьей защитой Исходное положение: то же, что в упражнении № 98. Техника исполнения. Когда противник наносит прямой укол в шестом соединении или укол с переводом из четвертого соединения, следует, принимая рукой положение второй или третьей защиты, перенести левую ногу на 60-80 см левее боевой линии, одновременно перенося на эту ногу вес тела. Левая нога выполняет при этом обычный фехтовальный выпад, правая нога совершенно выпрямляется, оставаясь на боевой линии. Вооруженная рука также остается на боевой линии, принимая положение указанной защиты. Все остальные замечания те же, что и при уклонении вправо. Упражнение № 100. Уклонение с переносом правой ноги назад Исходное положение: то же, что в упражнении № 98. Техника исполнения. В момент, когда противник атакует уколом в правую стопу, колено или бедро, следует, сохраняя вес тела на левой ноге, правой ногой шагнуть назад, поставив ее на носок за стопой левой ноги. Когда правая нога начнет движение назад, вооруженная рука берет вторую или круговую вторую защиту с небольшим отбивом шпаги противника вправо. Методические указания. Это красивое уклонение создает хорошие условия для ответной атаки. Данный вариант наиболее удобен, если фраза еще не заканчивается. В этом случае свободная от нагрузки правая нога может мгновенно начать движение вперед, продолжая фразу. Если фраза носит тренировочный характер, то ответная атака может быть выполнена приемами уклонения. Подобные упражнения тренируют координацию на самом высоком уровне, техника этих упражнений сложна. Она требует постоянного внимания противников друг к другу. Выполнение ответных атак с помощью этих приемов позволяет усилить динамику боя, поскольку амплитуда всех движений становится широкой. Примечание: уклонение вниз под шпагу противника — типичный прием итальянского фехтования «пассато да сотто», в сценическом бою никогда не применяется из-за опасности поразить лицо актера. Все эти приемы требуют высокого уровня подготовленности, ловкости, внимания, чувства партнера и техники безопасности. Они доступны только отлично фехтующим актерам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|