Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

с максимальной эффективностью

Ткаченко Т.А.

Т 48 Фонетические рассказы с картинками. Звуки R РЬ. — М.:

АРКТИ, 2005. —33 с: ил. (Биб-ка практикующего логопеда: Учим произносить правильно).

ISBN 5-89415-457-Х

В пособии представлены 15 рассказов и сказок, модифициро­ванных либо составленных известным московским логопедом-прак­тиком с целью автоматизации правильного произношения у до­школьников и младших школьников. Все тексты снабжены специаль­ной фонетической символикой, а также цветными сюжетными кар­тинками, обеспечивающими наглядную базу для коррекции звуко-произношения, развития лексико-грамматических представлений и связной речи детей.

УДК 373

ББК 74.902 + 74.100.5

© Ткаченко Т.А., 2005
ISBN 5-89415-457-Х © АРКТИ, 2005


 

Библиотека практикующего логопеда Учим произносить правильно

Татьяна Александровна Ткаченко

ФОНЕТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ С КАРТИНКАМИ Звуки Р, РЬ

Главный редактор И.Ю. Синельников

Ответственный за выпуск В.Е. Дрёмин

Редактор И. В. Сецкая

Корректор Ю.В. Петрова

Оформление СО. Вашакидзе

Верстка И.В. Орлова

Оформление обложки И.В. Орлова

Лицензия серия ИД № 04186 от 06.03.2001 Подписано к печати 10.06.2005. Формат 60x90/8. Объем 4 п.л. Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Тираж 3000 экз. Заказ №

Налоговая льгота (Постановление Правительства РФ№ 41 от 23.01.03).

Издательство «АРКТИ»

125212, Москва, Головинское шоссе, д. 8, кор. 2 Тел.: (095)742-1848


Советы автора

Уважаемые педагоги и родители!

Неправильное произношение у детей бывает либо самосто­ятельным дефектом речи, либо является составной частью бо­лее сложных нарушений, таких как алалия, дизартрия, ринола-лия, общее недоразвитие речи и пр.

И в том и в другом случае логопед, вслед за вызыванием* чи­стого, устойчивого звука, занимается автоматизацией (закреп­лением) правильного произношения.

Автоматизируется звук в строго определенной последова­тельности: в слогах, словах, предложениях, стихах и наконец — рассказах.

Рассказы — это вид связной речи, наиболее близкий к разго­ворному (в отличие от стихов). Воспроизводя рассказы, ребе­нок окончательно закрепляет вызванный логопедом звук, а за­тем переносит его в самостоятельные высказывания.

Очень важно, чтобы ребенок повторял и заучивал рассказы дословно. В противном случае, произвольно пересказывая текст, ребенок может употребить те слова, звуки в составе кото­рых еще не скорректированы.

Однократное употребление дефектных звуков не опасно. Од­нако при многократном повторении как правильно, так и не­правильно произносимые звуки автоматизируются. Т.е., зак­репляя один правильный звук (например, ЛЬ), взрослый одно­временно будет закреплять неправильное, дефектное произ­ношение нескольких более сложных звуков. Такое положение недопустимо!

На важность соблюдения этого принципа (принципа фоне­тической доступности) указывали многие авторы: Ф.Ф. Pay, Е.Ф. Pay, М.Е. Хватцев, Н.А. Никашина, ГА. Каше и др. К сожале­нию, этот важнейший принцип логопедии нередко игнорирует­ся как в специальной литературе, так и на практике.

 

* Термин «вызывание звука», по нашему представлению, более пред­почтителен, чем «постановка звука», особенно в случаях коррекции про­изношения по подражанию.


 

Следовательно, для эффективности коррекционной работы сложные звуки следует вводить в заучиваемые тексты постепен­но, по мере их уточнения.

Ранее в специальной литературе уже публиковались расска­зы авторов: А.Н. Ассмус, Т.Б. Филичевой, ГА. Каше, А.И. Богомо­ловой, Е.А. Алифановой, Н.Е. Егоровой и др.

Отдавая должное значимости пособий перечисленных авто­ров, отметим, что рассказы в них являются лишь небольшой со­ставной частью и не могут обеспечить полностью потребности практикующих логопедов.

При работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, когда автоматизация одного или группы звуков может длиться не­сколько месяцев, постоянно ощущается необходимость в новых текстах. Мы подобрали именно то количество рассказов, которое окажется достаточным для коррекции недостатков звукопроизношения при самой сложной и полиморфной его патологии.

Составляя рассказы и сказки, мы стремились разнообразить их тематическую палитру, с тем чтобы максимально расши­рить лексические рамки детской речи. Это особенно важно для детей с общим недоразвитием речи.

В группах названного профиля, когда в первом периоде обу­чения дети произносят правильно только самые простые соглас­ные звуки: М, Н, В, Ф, П, Б, Д, Т, Г, К, X, их мягкие варианты* (и все!), логопеду бывает особенно сложно подобрать рассказы для работы. Такие тексты мы поместили в альбом «Фонетичес­кие рассказы с картинками. Звук ЛЬ».

Каждый рассказ (во всех альбомах) максимально насыщен автоматизируемым звуком. В части рассказов исключены смешиваемые с основным, оппозиционные или более сложные звуки. Определить текст, наиболее подходящий для каждого ре­бенка (с учетом его произносительных возможностей и этапа обучения), позволяет наша фонетическая символика.

 

* Все мягкие согласные звуки мы обозначаем с помощью мягкого зна­ка, чтобы было понятно любому читателю.

 


В символике мы используем не все звуки, а только те, произ­ношением которых дети (4-6 лет) не овладевают в подавляю­щем большинстве случаев. Для краткости назовем перечень та­ких звуков основным фонетическим рядом. Итак, наша сим­волика охватывает следующие звуки основного фонетического ряда: С, СЬ*, 3, ЗЬ, Ц (свистящие); Ш, Ж, Ч, Щ (шипящие); ЛЬ, Л, Р, РЬ (сонорные).

Буквы, соответствующие названным звукам, помещены нами в верхней части каждой страницы с текстом. Различные их ком­бинации и составляют авторскую фонетическую символику, заключающуюся в следующем:

— буквы в левом верхнем углу страницы символизируют ос­новные автоматизируемые звуки;

— буквы со знаком «плюс» указывают на звуки, которые, по­мимо основных, присутствуют в тексте;

— буквы со знаком «минус» указывают на звуки, отсутствую­щие в тексте.

Такая фонетическая символика существенно облегчает ло­гопеду выбор рассказа, наиболее подходящего для ребенка на данном этапе обучения.

Заметим, что количество звуков, указанное в символике со знаками «плюс» или «минус», отражает уровень сложности тек­ста с произносительной точки зрения.

Чем больше звуков (из основного фонетического ряда) указа­но со знаком «минус», тем легче ребенку произносить текст, так как отмеченные звуки в нем не использованы.

Чем больше звуков указано со знаком «плюс», тем бо2лыиая звуковая нагрузка ложится на ребенка, а текст оказывается слож­нее в произносительном плане.

Рассказ выбирается логопедом с учетом того звука, автома­тизация которого на данном этапе коррекции произношения бо­лее предпочтительна.

Пособие снабжено цветными иллюстрациями. Немало­важно, что каждая из них помещена на том же развороте, что и текст, причем с левой стороны, т.к. ребенок обычно сидит во время индивидуальных занятий слева от взрослого. Рассмат­ривая картинку, ребенок эмоционально полнее воспринима­ет содержание текста, что, естественно, увеличивает обуча­ющий эффект.

 

 

Обращаем внимание логопедов на то, что желательно, чтобы родители имели дома набор пособий с фонетическими рас­сказами на все нарушенные у ребенка звуки. В таком случае логопеду не придется переписывать рассказы для домашних за­нятий с ребенком, а работа родителей, в свою очередь, окажет­ся более продуктивной.

Напомним, что только при совместной работе логопеда и ро­дителей коррекционный эффект окажется наилучшим.

Альбомы с фонетическими рассказами можно использовать не только на индивидуальных занятиях по коррекции недостат­ков звукопроизношения у детей, но и на групповых логопеди­ческих занятиях.

Рекомендуем данное пособие воспитателям массовых групп детских образовательных учреждений для занятий по звуковой культуре речи.

 

 


Как пользоваться пособием

с максимальной эффективностью

 

■ Логопед выбирает рассказ, наиболее соответствующий этапу обучения, индивидуальным и произносительным возможностям ребенка. Быстрой ориентировке в звуко­вом составе рассказа поможет фонетическая символи­ка, данная нами в верхней части каждого листа с текстом.

■ Взрослый (логопед либо, по его заданию, воспитатель или родитель) выразительно читает ребенку весь рассказ целиком. В это время ребенок рассматривает картинку к рассказу и усваивает его содержание.

■ Взрослый выясняет, насколько понят ребенком смысл все­го рассказа, а также отдельных слов и выражений (оркест­ранты, фрак, арфа, снимать мерку и др.). Особое внима­ние уделяется анализу рассказов со скрытым смыслом («Первый концерт», «Воробей на крыше», «Смешной фрак», «Карнавальный костюм» и пр.). При необходимо­сти дается нравственная оценка поступков героев. Важ­но, чтобы такая работа проводилась перед заучиванием текста. Таким образом, обеспечивается его смысловая доступность.

■ Заучивание рассказа (сказки) проводится путем повто­рения предложений по одному, а при необходимости — по два или по три. Затем весь текст повторяется цели­ком. Очень важно, чтобы на этом этапе и взрослый, и ре­бенок произносительно выделяли основной автомати­зируемый звук (в каждом рассказе он выделен жирным шрифтом).

■ Рассказ или сказка, снабженные сюжетной картинкой, — прекрасная база для различных лексико-грамматических упражнений. Например, можно предложить ребенку выбрать из рассказа маленькие слова (предлоги), закон­чить предложения по их началу, поупражняться в согласо­вании слов, словообразовании и словоизменении. Однако следует помнить, что при выполнении лексико-грамматических упражнений ребенок пользуется не заучен­ной, а самостоятельной речью. Автоматизация вызван­ного звука в этом виде речи относится к заключительному этапу.

■ Когда рассказ выучен, на его базе полезно поработать
над совершенствованием связной речи. Можно пред­ложить ребенку:

 

— подробно описать предметы, объекты, героев, мест­ность, время года и пр.;

— добавить в рассказ предшествующие или последующие события;

— составить аналогичный рассказ со сменой времени дей­ствия;

— рассказать услышанную историю от первого лица или лю­бого из действующих лиц и т.п.

 

Однако следует помнить, что во всех названных упражнениях ребенок будет пользоваться самостоятельной речью, т.е. бо­лее сложной по сравнению с заученной. Автоматизация вызван­ного звука в этом виде речи относится к последнему — заключи­тельному этапу.

■ И, наконец, если ребенок уже овладел грамотой, можно
использовать наши рассказы и сказки для самостоя­тельного чтения. Детям с нарушением произношения
полезно читать тексты, насыщенные автоматизируе­мым звуком.

Успехов вам!

Отличник просвещения,

логопед высшей квалификации

Ткаченко Т.А.

 

 



 


ВОРОБЕЙ НА КРЫШЕ

На крыше огромного кирпичного дома сидел маленький Воро­бышек и внимательно смотрел во двор. Там, внизу, добрая ста­рушка стояла около гаражей и кормила птиц. Из прозрачного пакета она сыпала на землю крупу, зёрна и хлебные крошки.

Сначала прилетела стая серых воробьев. Но скоро три крупные чёрные вороны налетели на воробьев и прогнали их от корма.

Наблюдавший за происходящим маленький Воробышек рас­сердился. Он распушил перышки и громко прочирикал: «Когда я вырасту, то обязательно стану Вороной!»

 

 



 


ВОТ ТАК ИГРА!

Пришел Рома первый раз в старшую группу детского сада. Подбежал к игрушкам. Постройку из кубиков развалил. У грузо­вичка дверку оторвал. Робота бросил в аквариум с рыбками.

Потом Рома направился к самой нарядной девочке Рае. Дёр­нув её за рукав, Рома громко сказал: «Давай в войну поиграем!»

Рая посмотрела на Рому, потом на беспорядок, который он устроил в группе, и тихо ответила: «В войну ты уже поиграл!»

 



 


ДОБРЫЙ ЛЕОПАРД

На дороге к цирку стоял Кролик и громко плакал. Проходил мимо старый Леопард и спросил: «Кто тебя расстроил, корот­кохвостый?». Маленький Кролик, рыдая, ответил: «Я билет поте­рял. А сердитая Ворона меня не пропускает».

Старый Леопард задумался. Затем предложил Кролику: «Прекрати реветь! Мы перехитрим Ворону. Сунь под мышки по батону и иди со мной рядом».

Гордый Леопард и дрожащий от страха Кролик приблизились к цирку. Строгая Ворона пропустила Леопарда, а Кролику с бато­нами загородила дорогу. «Без билета в цирк не пущу!» — прокар­кала Ворона. Леопард принял грозный вид и возразил Вороне: «Разве ты не понимаешь, Ворона, что я в цирке могу проголодать­ся?». И, указывая на Кролика, прорычал: «Аэто мой гам-бур-гер!»



 


 

СТАРЫЕ ИГРУШКИ

У сестёр Веры и Иры было много разных игрушек. Как-то мама убиралась в детской комнате. Она решила все старые игрушки выбросить на помойку. Картонную коробку со старьём мама от­несла к мусорному контейнеру.

Вечером Вера и Ира играли во дворе. Увидев коробку с игруш­ками, сестры очень обрадовались. Их игра продолжалась до темноты.

Когда радостные сестры вернулись с прогулки, в руках они держали картонную коробку со старыми игрушками.

 



 


СОРНЫЕ КУРЫ

Оказывается, у простой курочки Рябы есть на свете много раз­ных родственников. К куриной родне относятся и куропатка, и тетерев, и глухарь. Даже маленький перепел приходится курице прямым родственником.

Все перечисленные птицы производят потомство одинаково. По много дней подряд они согревают яйца своим теплом.

Но в Австралии живут особые, сорные куры. Они устраивают интересный инкубатор: сгребают в кучу разный сор или зарыва­ют яйца в горячий морской песок. В таком инкубаторе быстро появляются шустрые птенцы, которые в первый же день прини­маются летать.

 



 


СМЕШНОЙ ФРАК

Пётр Петрович купил красивый дорогой материал. Он пришёл в ателье, чтобы сшить себе праздничный фрак.

Мастер предложил мужчине раздеться. Он взял в руки санти­метр и стал снимать мерку. Когда мастер измерял грудь Петра Петровича, тот от щекотки стал громко смеяться. При этом Пётр Петрович размахивал руками и крутился во все стороны. Мас­тер с трудом завершил работу.

Затем закройщик отправился готовить фрак к примерке. Че­рез три дня Петр Петрович пришёл на примерку. Он надел фрак, и его лицо стало грустным. При этом мастер не мог удержаться от громкого смеха!

 



 


БИТВА С КОМАРОМ

Аркадий лежал в кровати и перелистывал интересный жур­нал. Вдруг над его ухом раздался противный комариный писк. Аркадий свернул журнал в трубочку и попытался прихлопнуть комара.

Сначала удары с грохотом сыпались на кровать. Затем Арка­дий стал барабанить журналом по портьерам и картинам. Скоро пришла очередь телевизора.

Однако маленький комар упорно продолжал летать по комнате. Бегая за комаром, разъярённый Аркадий разбил хрустальную вазу, а затем опрокинул торшер... Обессилев, Аркадий сел в крес­ло и закрыл глаза. Рядом раздался противный комариный писк...

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...