Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое теория консультирования?




ХРЕСТОМАТИЯ

КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ

(РАБОЧАЯ КНИГА ПРАКТИКУЮЩЕГО ПСИХОЛОГА)

 

 

Составители: В.А. Петровский, М.В. Бороденко.

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Что Вы должны помнить и знать перед каждой встречей с клиентом?........ 5

 

1.1. Психологическое консультирование..................................... 5

 

1.1.1. Что такое консультирование? Р.Нельсон-Джоунс................... 5

Консультирование как вид отношений помощи. Консультирование как

репертуар воздействий. Консультирование как психологический процесс.

Цели консультирования. Кто занимается консультированием? Консультирование и психотерапия

Что такое теория консультирования?..............................8

Что такое теория? Функции теорий консультирования. Теории как

концептуальные структуры. Теории как языки. Теории как наборы гипотез исследования. Источники теорий консультирования. Ограничения теории

консультирования. Как изучать теории консультирования. Цели консультирования. Цели консультирования и жизни. (По К.Роджерсу и

А.Маслоу)

1.1.2. Виды психологического консультирования. А.Н.Елизаров.......... 21

Проблемно-ориентированное консультирование. Личностно-

ориентированное консультирование. Решение-ориентированное консультирование. Наиболее часто применяемые приемы. Дистантное

психологическое консультирование

Пространственные и временные аспекты консультативной работы

Ю.Е.Алешина.................................................. 25

1.2. Психологическое консультирование и психотерапия..................... 27

1.2.1. Определение психотерапии и содержание основных понятий.

Б.Д.Карвасарский.............................................. 27

Определение психотерапии и содержание основных понятий.

Психотерапевтическое вмешательство. Клинико-психологические

вмешательства. Психологическая коррекция. Психологическое

консультирование. Теория психотерапии. Методы психотерапии.

Личностный подход в психотерапии. Общие факторы психотерапии.

Показания к психотерапии.

Общее представление о психологическом консультировании.

Ю.Е.Алешина.................................................. 41Психологическое консультирование. Психологическая коррекция. Психотерапия.

Сущность и специфика психологического консультирования.

А.Н.Елизаров.................................................. 45

Психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия

1.3. Психологическое консультирование и психология......................... 50

Понимающая психотерапия как психотехническая система.

Ф.Е.Василюк.................................................... 50

От психологической практики – к психотехнической теории.

Методологический смысл психологического схизиса. Общепсихологические

основания психотехнической системы «понимающей психотерапии».

 

1.4. Методология консультирования........................................ 56

Принципы консультирования. Ю.Е.Алешина........................56

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. Ориентация на

нормы и ценности клиента. Запрет давать советы. Анонимность.

Разграничение личных и профессиональных отношений. Включенность

клиента в процесс консультирования. Принятие клиентом ответственности

за происходящее с ним.

 

1.5. «Идеальный консультант» - что это значит?............................. 61

1.5.1. Консультант в процессе. Клиент в процессе. Р.Нельсон-Джоунс........ 61

Конгруэнтность. Безусловное позитивное отношение. Эмпатия.

Требования к личности психолога-консультанта. Модель

эффективного психолога-консультанта. А.Н.Елизаров................ 66

Аутентичность. Открытость собственному опыту. Развитое

самопознание. Сильная идентичность. Толерантность к неопределенности.

Принятие личной ответственности. Стремление к глубине межличностных

отношений. Постановка реалистичных целей. Типичные ошибки

психолога-консультанта.

1.5.3. Путешествие психотерапевта. Дж.Бьюдженталь.................... 72

Мотивы ведения консультативной работы

1.5.4. Самоопределение терапевта. Э.Берн................................ 75

1.6. Профессиональные риски............................................. 76

Феномен альтруизма и его искажения. А.Н.Моховиков............... 76

Синдром сгорания. Синдром сверхчеловека. Измена друзьям.

«Хождение во власть»

 

2. С чего начать? Что делать? Как завершить?.............................. 80

 

2.1. Общая структура консультативной беседы.............................. 80

2.1.1. Организация консультативной беседы. Ю.Е.Алешина............... 80

Пространство беседы. Время беседы. Процесс беседы. Начало беседы.

Расспрос клиента. Оказание психокоррекционного воздействия.

Завершение беседы.

2.1.2. Уровень общения в процессе консультирования. Дж.Бьюдженталь.... 96

Формальное общение. Поддержание контакта. Стандартные беседы.

Критические обстоятельства. Интимность.

2.1.3. Недирективное консультирование. А.Н.Моховиков............... 100

Систематическое выслушивание (искусство выслушивания).

Принятие и позитивное отношение. Эмпатия и вербализация

(эмпатическое отражение). Искренность и личная конгруэнтность.

 

2.1.4. Психологический контакт. «Присутствие». Дж.Бьюдженталь...... 122

Уровень общения. Эволюция присутствия. Присутствие

психотерапевта и альянс. Достижение большей глубины

психотерапевтического объединения. Уровень общения психотерапевта.

Понимание глубинной цели сопротивления. Концепция

«параллелирования». Тематическое параллелирование.

Параллелирование чувств. Эмоции и психотерапия. Степень

параллельности клиента психотерапевту. Рефлексия. Параллелирование

рамок. Параллелирование локуса. Соотношение объективации и субъективного. Паттерны, объективирующие заботу. Паттерны с

тенденцией к объективации. Паттерны с тенденцией к субъективности.

В основном субъективные паттерны.

 

Психотерапевтическая техника понимающей психотерапии.

Ф.Е.Василюк.................................................... 202

Эмпатия. Кларификация (прояснение). Майевтика. Интерпретация.

Психотехнические расширения. Регистры сознания. Типология

жизненных миров. Модель образа сознания. Структура

психотерапевтической ситуации. Психотерапевтические методики.

ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ И ЗНАТЬ ПЕРЕД КАЖДОЙ ВСТРЕЧЕЙ С КЛИЕНТОМ?

Психологическое консультирование.

Что такое консультирование?

Р. НЕЛЬСОН ДЖОУНС.

(Р. Нельсон-Джоунс. Теория и практика консультирования. – СПб., 2001)

 

Термин «консультирование» применяется в нескольких случаях. Например, консультирование можно рассматривать как особый вид отношений помощи, как некий репертуар возможных воздействий, как психологический процесс. Кроме того, консультирование можно рассматривать с учетом его задач или его отношения к психотерапии, а также с точки зрения консультантов. Я последовательно остановлюсь на каждом из этих вариантов.

 

Консультирование как вид отношений помощи.

Фактически все консультанты соглашаются с тем, что хорошие отношения помощи необходимы для эффективной работы с клиентами. Некоторые специалисты полагают, что наличие этих факторов не только необходимо, но и достаточно для того, чтобы с клиентами произошли конструктивные изменения (Rogers, 1957). Ряд консультантов считают необходимым оговаривать основные характеристики отношений помощи.

Сейчас будет достаточно отметить, что эти предлагаемые консультантами характеристики - иногда их называют «стержневыми (сердцевинными) условиями» - следующие: эмпатическое понимание, уважительное отношение к потенциальной возможности клиента самому строить свою жизнь, конгруэнтность, или подлинность (искренность), отношений. Также реализовать отношения помощи можно посредством «активного слушания» или «слушания в сочетании с вознаграждением». Большинство специалистов, рассматривающих консультирование преимущественно как особый вид отношений помощи, являются приверженцами теории и практики личностно-центрированного консультирования.

Консультирование как репертуар воздействий.

Большинство консультантов не считают использование отношений помощи достаточно эффективным для того, чтобы у клиента произошли конструктивные изменения. Поэтому многие специалисты вынуждены использовать определенный репертуар воздействий в дополнение к отношениям помощи. Альтернативой воздействиям являются методы консультирования и стратегии помощи. Консультанты, имеющие репертуары воздействий, должны определить, какие воздействия следует применять по отношению к различным клиентам, и какова вероятность успеха. Репертуары воздействий, используемые консультантами, отражают их теоретическую ориентацию: например, консультанты-психоаналитики используют психоаналитические воздействия, специалисты в области рационально-эмотивного поведенческого консультирования прибегают к рационально-эмотивным поведенческим воздействиям, а гештальт-консультанты применяют гештальт-воздействия. Некоторые консультанты являются эклектиками и пользуются воздействиями, которые описываются в различных теориях. Корсини идет даже дальше и пишет: «Я убедился, что в психотерапии имеет значение, кто делает, как и кому, кто-как- кому фактор» (Corsini, 1989, р. 10). Корсини предполагает, что наряду со специфическими воздействиями большое значение имеют личность консультанта и отношения в диаде консультант—клиент.

 

Консультирование как психологический процесс.

В данной книге слово «консультирование» применяется в качестве сокращенного варианта термина «психологическое консультирование». Рассматривается ли консультирование как особый вид отношений помощи, характеризующихся «стержневыми условиями», или как репертуар воздействий, которые описываются в различных теориях, консультирование является психологическим процессом. Основные причины фундаментальной связи между психологией и консультированием следующие.

Во-первых, цели консультирования имеют связанный с сознанием аспект. В различной степени все консультационные подходы фокусируются на изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы люди могли жить более эффективно.

Во-вторых, процесс консультирования является психологическим. Консультирование не является чем-то статичным, оно подразумевает обмен мыслями между консультантами и клиентами, а также протекание мыслительных процессов отдельно у консультантов и у клиентов. Кроме того, большая часть информации, полученной при консультировании, проявляется в сознании клиентов в интервалах между занятиями, а также в периоды, когда клиенты пытаются помочь себе сами после окончания консультирования.

В третьих, основополагающие теории, из которых «произрастают» цели консультирования и использующиеся в нем воздействия, являются психологическими. Многие главные теоретики консультирования, например, Роджерс и Эллис — психологи. Некоторые ведущие теоретики, например, Бек и Берн, — психиатры.

В четвертых, большой вклад в создание теории консультирования внесли специалисты, проводящие психологические исследования; кроме того, результаты психологических исследований используются при оценке процессов консультирования и его результатов.

Цели консультирования

Консультанты могут иметь разные цели в отношении разных клиентов. Например, специалисты в области консультирования могут помогать клиентам выходить из депрессивного состояния, связанного с эмоциональными потерями в прошлом, справляться с текущими проблемами, переживать переходные периоды, принимать решения, выходить из кризисных ситуаций, развивать специфические жизненные умения. Иногда цели консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией), и цели, связанные с обеспечением роста или развития.

Разделительная линия между исправлением слабостей и развитием сильных сторон является нечеткой. Достижение как целей, связанных с коррекцией, так и целей, связанных с развитием, может обеспечивать выполнение профилактических функций. Хотя по большей части консультирование является коррекционным, консультанты фокусируют свое внимание на решении задач развития, причем на решении задач развития подавляющего большинства обычных людей, а не на удовлетворении потребностей меньшинства, более заметно выведенного из состояния душевного равновесия.

Задачи развития — это задачи, с которыми люди сталкиваются на разных этапах своей жизни. Например, это переход к независимому существованию, поиски партнера, воспитание детей и адаптация к старости. Для достижения целей, связанных с развитием, необходимо как подавление негативных черт, так и усиление положительных качеств. В консультировании большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта и сохранению душевного здоровья (Jahoda, 1958). Описав характерные качества людей, полностью реализующих свои способности (самоактуализирующихся), Маслоу сделал попытку рассмотреть цели консультирования скорее с учетом их отношения к развитию, чем к лечению (Maslow, 1970). По Маслоу, полная самоактуализация подразумевает реализацию творческих способностей, автономию, социальную реализацию и способность сосредоточиться на решении проблем.

Консультанты, независимо от избранного ими теоретического направления, придают особенно большое значение повышению личной ответственности клиентов за ход их собственной жизни. Клиентам необходимо делать выбор, который даст им возможность чувствовать, думать и действовать эффективно. Клиенты должны быть способны испытывать и выражать чувства, думать рационально и предпринимать эффективные действия, только тогда они смогут добиваться своих целей. Клиенты постоянно делают выбор. Как отмечает Маслоу: «Выбирать развитие и рост вместо страха по дюжине раз на дню значит, дюжину раз в день делать шаги по направлению к самоактуализации» (Maslow, 1971,).

Консультанты работают наиболее эффективно тогда, когда им удается научить своих клиентов помогать самим себе после окончания консультирования. Итак, конечная цель консультирования — научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами.

 

Кто занимается консультированием?

Консультированием занимается широкий круг людей. Ниже перечислены четыре категории людей, которые практикуют консультирование, но не обязательно являются консультантами как таковыми.

Во-первых, это профессионалы, работающие в различных службах помощи, в том числе консультирующие психологи, специалисты, помогающие «сделать карьеру», социальные работники, психиатры.

Во-вторых, это консультанты-добровольцы, умеющие оказывать квалифицированную помощь. Такие люди работают в брачных агентствах, консультационных молодежных центрах, различных добровольных агентствах.

В-третьих, это люди, использующие элементы консультирования в

своей работе, например, работники сферы социального обеспечения, медицинские сестры, учителя, инспекторы, священнослужители, врачи, профсоюзные деятели.

В-четвертых, это неформальные консультанты, помогающие окружающим наладить повседневные взаимоотношения.

Практически каждый может оказывать помощь в развитии потенциальных способностей другим — брачным партнерам, коллегам по работе, детям, друзьям.

 

Консультирование и психотерапия

Невозможно провести четкую границу между консультированием и психотерапией. И консультирование, и психотерапия представляют собой скорее многоэлементные, чем однородные области знания и деятельности. Более правильным будет рассматривать консультационные подходы и методы психологической терапии. И консультирование, и психотерапия основываются на «плановом применении методик, разработанных на базе общепринятых психологических принципов» (Meltzoff, Когnreich, 1970, р. 6).

Попытки провести четкую границу между консультированием и психотерапией основываются на следующих различиях между ними: психотерапевты делают акцент на личной перемене какого-либо рода, в то время как консультанты стремятся прежде всего помочь людям в использовании имеющихся у них ресурсов и в улучшении качества их жизни (Tyler, 1961). По сути, консультирование и психотерапия представляют собой одно и то же. Отличие между ними только количественное и состоит оно в том, что психотерапевты больше, по сравнению с консультантами, слушают своих клиентов и меньшее время тратят на информирование, предложение советов и объяснения (Corsini, 1989). Психотерапевты имеют дело с более тяжелыми расстройствами, и «психотерапия» является в большей степени медицинским термином, чем «консультирование».

Как консультанты, так и психотерапевты используют одни и те же теоретические модели и «подчеркивают, что необходимо ценить клиента как личность, выслушивать его сочувственно, воспринимать сказанное и поощрять стремление клиента помогать самому себе и отвечать за свои поступки» (BPS Division of Clinical Psychology, 1979, p. 6).

Многие психологи, например Труа и Каркхуфф (Truax and Carkhuff, 1976), Кори (Corey, 1993), Паттерсон (Patterson, 1974, 1986), используют термины «консультирование» и «психотерапия» попеременно, а Паттерсон делает вывод, что существенных различий между этими понятиями не существует. Я согласен с утверждением, что в консультировании и психотерапии есть много общего. Тем не менее в этой книге я преимущественно использую термины «консультирование» и «консультант», а не термины «психотерапия» и «психотерапевт». Отчасти я делаю это для того, чтобы быть последовательным, а отчасти потому, что я считаю термин «консультирование» менее «элитным», чем термин «психотерапия».

 

Что такое теория консультирования?

Что такое теория?

Холл и Линдсей пишут: «Теория — это неподтвержденная гипотеза, предположение, касающееся реальности, относительно которой еще точно не известно, такова ли она, как это предполагается. Когда теория подтверждается, она становится фактом» (Hall, Lindzey, 1970, p. 10). Эти авторы проводят слишком четкую границу между теорией и фактом. Суть теории, скорее, заключается в формулировании принципов, лежащих в основе определенного наблюдаемого феномена, подлинность которого в какой-то мере доказана. Критерием действенности теории является степень верности разработанных на основе данной теории прогнозов, которые подтверждаются (или не подтверждаются) после сбора относящихся к делу данных. Чем больше теория получает подтверждений, чем больше находится доказательств верности этой теории, тем она точнее. Факты скорее усиливают, чем заменяют теории.

Теории состоят из набора сформулированных исходных положений и концепций, в идеале связанных друг с другом и соответствующих друг другу по содержанию. Исходные положения и концепции теории должны образовывать содержательную структуру, с помощью которой можно охватить феномен, который данная теория стремится описать и объяснить. Вполне допустимо использовать исходные положения и концепции теории с целью создания гипотез для проверки обоснованности данной теории. Более того, с помощью теории можно расширять соответствующую область знаний посредством стимулирования изучения отношений между явлениями, которые ранее не исследовались.

 

Функции теорий консультирования.

Что именно несут в себе теории консультирования? Почему они полезны? Консультанты не могут не быть теоретиками консультирования. Каждый консультант делает предположение относительно того, как клиент стал тем, кем он является на данный момент, и думает о том, какой должна быть перемена. Тремя главными функциями теорий консультирования являются обеспечение концептуальными структурами, разработка терминологии и проведение исследований.

Теории как концептуальные структуры.

Консультанты постоянно принимают решения. Они постоянно решают, как можно интерпретировать поведение клиентов, как следует обращаться с ними и реагировать на их слова в каждый конкретный момент консультационных встреч. Теории дают консультантам концепции, позволяющие им систематично думать о человеческом развитии и консультационной практике.

Главные элементы консультационных теорий следующие:

1) формулировка основных положений, лежащих в основе теории;

2) объяснение сведений о «полезном» и «бесполезном» поведении;

3) объяснение приверженности неадекватному поведению и постоянного совершения полезных или бесполезных поступков;

4) объяснение того, как можно помочь клиентам изменить свое поведение и закрепить достижения после окончания консультирования.

На рис. 1.1 показано, как можно рассматривать теории консультирования в качестве структур, содержащих модель человеческого развития и модель практики.

Рис. 1.1. Представление элементов теории и их взаимосвязей в виде диаграммы.

 

 

Читая о различных теориях консультирования, вы можете обратить внимание на то, что многие, пожалуй даже большинство, имеют своего рода провалы в концептуальной структуре, причем весьма заметные. Эти теории являются скорее неполными, чем всеобъемлющими. Отсутствие некоторых концепций в теориях неявное. Теоретики выбирают для более полной обработки те элементы теории, которые они считают наиболее важными. Например, рационально-эмотивная теория поведения Эллиса включает в себя несколько различных концепций, объясняющих, почему поведение индивидуума на данный момент именно такое, а не то, каким оно было изначально.

Олпорт (Allport, 1962) предположил, что, каким бы превосходным ни было зрение консультантов, они всегда смотрят на своих клиентов через профессиональные очки с тремя видами линз, достойными специального исследования. Эти линзы следующие:

а) рассматривание людей в качестве реагирующих существ (как в бихевиоризме);

б) рассматривание людей в качестве существ, реагирующих глубоко в подсознании (как в психоанализе);

в) рассматривание людей в качестве «существ в процессе становления» (как в так называемой гуманистическо-экзистенциальной психологии).

Сейчас, спустя более чем 30 лет, набор из трех линз Олпорта следует пополнить «когнитивными» и «когнитивно-поведенческими» линзами.

Кроме того, все большее число консультантов находят, что отдельные линзы излишне ограничивают поле зрение, и предпочитают либо интеграцию (объединение различных элементов теории в общее объемное целое), либо эклектичность (извлечение необходимых элементов из различных теорий в соответствии с требованиями практики) (Garfield, 1982; Zook, Walton, 1989).

Теории как языки.

Другая функция теорий подобна той функции, которую обеспечивают языки. Языки подразумевают наличие словарей и лингвистических символов, с помощью которых можно обмениваться сведениями о различных явлениях. Подобно тому, как люди развивают главные разговорные языки (английский, французский, испанский, китайский и

т. д.), различные теоретики развивают языки для специального описания явлений, например, поведенческий, психоаналитический, личностно-центрированный языки.

Язык может как объединять, так и разделять. Он может способствовать формирова­нию связи между людьми, говорящими на одном языке, но может и препятствовать налаживанию связи в случае, когда люди говорят на разных языках. Каждая теория включает в себя концепции, для описания которых используется уникальный язык. Однако уникальность языка может маскировать общие элементы теорий. Например, концепция условий оценки в личностно-центрированном консультировании подобна концепции Супер-эго в психоанализе, хотя вы не поняли бы этого по языку!

Процесс консультирования включает ряд бесед, для ведения которых требуются соответствующие языки. В любом виде контактов при консультировании можно выделить, по крайней мере, четыре вида речи: это внутренняя и внешняя речь консультанта и внутренняя и внешняя речь клиента (Nelson-Jones, 1986).

Все консультанты, которые работают на базе определенных теоретических структур, по всей вероятности, говорят сами с собой о клиентах на языке, соответствующем используемой структуре. В различных степенях их практика консультирования находится в соответствии с их языком. Консультанты не всегда действуют согласно тому, что они думают. Консультанты также в различной мере «разделяют» свой теоретический язык с клиентами. Например, в отличие от транзактного анализа, языком, который применяется для описания личностно-центрированной теории, наряду с консультантами пользуются и клиенты. Личностно-центрированные консультанты стремятся отражать внешнюю речь клиентов и отвечать им в соответствии с этой речью.

Клиенты также являются теоретиками, хотя обычно они не так искушены, как консультанты. Консультанты, предпочитающие рационально-эмотивное поведенческое консультирование и консультирование по жизненным умениям, стремятся активно влиять на язык, на котором клиенты разговаривают сами с собой с целью повышения эффективности занятий. В некотором смысле язык консультантов передается клиентам, в результате чего клиенты могут более действенно помогать самим себе по окончании консультирования. Используя указанные подходы, консультанты обучают клиентов общаться с самими собой подобно специалистам в области рационально-эмотивного поведенческого консультирования или консультирования по жизненным умениям.

 

Теории как наборы гипотез исследования

Социальный психолог Курт Левин утверждал: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория». Перефразируя его, можно сказать: «Нет ничего более научного, чем хорошая теория». Теории могут и базироваться на исследовании, и двигать его вперед. Например, бихевиоральная теория основана как на изучении поведения животных, включая голубей, крыс, собак и котов, так и на изучении поведения человека. Кроме того, бихевиоральная теория способствовала развитию консультирования и проведению исследования, в ходе которого была оценена эффективность бихевиористских вмешательств.

Теории могут также индуцировать проведение исследований посредством «предложения новых общих идей или пробуждения недоверия и стимуляции сопротивления» (Hall, Lindzey, 1985, стр. 7).

Например, психоаналитическая теория Фрейда способствовала как открытию «новых важных путей исследования», так и генерации «специфических суждений, верность которых можно проверить».

Консультирование — это сложный процесс, протекание которого зависит от консультанта, клиента, от характера применяемых консультантом воздействий и того, насколько эффективно он их использует, а также от контекстных переменных. Корсини (Corsini, 1989) рассматривает психотерапию как искусство, основанное на науке, и предполагает, что не может быть никаких простых процедур в столь сложной деятельности. Комментарии Корсини не снижают ценность исследований, которые проводятся на основе теорий консультирования. Делая такие комментарии, Корсини скорее подразумевал, что при разработке планов исследований требуется большая осторожность и что исследователям следует избегать интерпретации полученных результатов.

Теории обеспечивают консультантов структурами, в рамках которых можно создавать гипотезы-прогнозы. Все консультанты являются исследователями-практиками, независимо от того, признают они это или нет. Консультанты строят гипотезы каждый раз, когда решают, как работать с определенными клиентами и как реагировать на то, что говорят клиенты. Клиенты также являются исследователями-практиками, которые пытаются предсказать, какой образ жизни окажется наиболее эффективным. Если теории консультирования доходят до сознания клиентов, увеличивается точность, с которой клиенты могут предсказывать последствия своих поступков и, следовательно, повышается эффективность контроля клиентами собственной жизни.

 

Источники теорий консультирования.

Откуда берут начало теории консультирования? Вот некоторые предположения.

Исторические и культурные источники.

Теории не появляются в вакууме. Теоретики находятся под влиянием исторических и культурных факторов. Например, подавление человеческой сексуальности в Австрии в начале двадцатого столетия повлияло на Фрейда таким образом, что он создал теорию, в которой большая роль отводится подавленной сексуальности. Рассмотрим другой пример. В первой половине двадцатого века родители, как правило, доминировали над своими детьми больше, чем в наше время. Карл Роджерс был воспитан в первой четверти столетия. Разработанное им личностно-центрированное консультирование отражает потребность индивидуумов преодолеть влияние чрезмерно критичного семейного воспитания для того, чтобы они смогли «стать личностями» (Rogers, 1961, 1980). Популярность экзистенциального консультирования в конце двадцатого столетия в какой-то степени объясняется реакцией на безструктурность современного общества (Yalom, I980). Старые бесспорные истины, поддерживаемые такими учреждениями, как семья и церковь, больше не существуют в прежнем объеме, и многие люди ощущают необходимость увидеть в жизни свой собственный смысл.

Культурные факторы также оказывают большое влияние на теорию. Например, представления о желательном поведении существенно отличаются в западных и восточных культурах. В западных теориях консультирования подчеркивается ценность индивидуализма, который могут не принимать люди, воспитанные на востоке, где основной акцент делается на групповой гармонии (Но, 1985).

 

Истории жизни отдельных личностей.

Некоторые консультанты-теоретики, по всей видимости, предрасположены к созданию теорий, которые смогут помочь не только их клиентам, но и им самим. Разработанный Фрейдом самоанализ позволил ему написать свою основную работу «Толкование сновидений» (Freud, 1976; Jones, 1963). В основе логотерапии Франкла лежит отчаяние, овладевшее им в юном возрасте в связи с очевидной бессмысленностью жизни (Frankl, 1988).

Роджерс рассказывает о полученном им воспитании: «Я знал, что мои родители любят меня, но мне никогда не пришло бы в голову поделиться с ними какими бы то ни было личными сокровенными мыслями или чувствами, потому что я знал, что все мои идеи и переживания будут подвергнуты критике и признаны не стоящими внимания» (Rogers, 1980, р. 28). Роджерс как личностно-центрированный консультант проявляет сочувствие и бескорыстную сердечность, которых Роджерс не нашел в своих родителях и которые были необходимы ему для развития и роста.

В 1993 году я присутствовал при разговоре с Альбертом Эллисом, во время которого он вспоминал, как, будучи подростком, регулярно ходил в Ботанические сады Бронкса, в Нью-Йорке, и заставлял себя садиться рядом с женщинами, отдыхающими на скамьях парка, и завязывать с ними беседы для того, чтобы научиться бороться со своей застенчивостью и получить навыки общения. Таким образом, уже на заре своей жизни Эллис старался думать и поступать более рационально в одной из своих проблемных областей. Разработанная мною теория консультирования по жизненным умениям отражает мою собственную борьбу и мои попытки развивать и поддерживать сильные стороны характера, а не слабости (Nelson-Jones, 1992, 1993).

Индивидуальности. Консультанты-теоретики нередко разрабатывают теории не только с целью оказания самим себе помощи в решении своих проблем, но также с целью отражения собственной личности. Например, Корсики отмечает, что психоанализ Фрейда, при котором аналитик сидит позади полулежащего на кушетке клиента и внимательно слушает его рассказ, отражает застенчивую, развившуюся главным образом при чтении книг натуру Фрейда (Corsini, 1956, 1989). Корсини, будучи в свое время клиентом и студентом Роджерса, знал его и как личность, и как общественного деятеля. Корсини отмечает, что личность Роджерса и разработанная им система полностью соответствовали друг другу. Хотя Роджерс не был лишен амбиций и иногда вел себя агрессивно, в разработанной им теории личностно-центрированного консультирования, видимо, нашли отражение присущие ему нежность и чувствительность. С другой стороны, теоретики, например Эллис и Перлс, похоже, чувствуют себя гораздо комфортнее, когда бросают вызов клиентам, окружившим себя иррациональными идеями и дымовыми завесами. Возможно, это характерная черта Эллиса и Перлса, которая проявляется как в их частной, так и в профессиональной жизни.

У консультантов-теоретиков есть как сходные, так и различные характерные личностные черты. Общей характерной чертой является то, что все они — творческие мыслители, способные разрабатывать и использовать новые методы работы. Кроме того, энергетический уровень многих теоретиков очень высок.

Заинтересованность в записи и передаче идей. Теоретики должны уметь не только теоретизировать, но и писать достаточно хорошо для того, чтобы их работы можно было опубликовать. Изучая биографические сведения, необходимые для написания этой книги, я был поражен тем, как много теоретиков в начале своего жизненного пути проявляли интерес к писательскому труду. Будучи подростком, Лазарус помогал редактировать журнал, посвященный бодибилдингу. Бек был редактором газеты во время учебы в средней школе, а на последнем курсе университета специализировался в области английской лингвистики. Специализацией Скиннера был английский язык, одно время Скиннер вообще собирался стать писателем. Эллиса также привлекала писательская карьера, и он исписал горы бумаги, стремясь стать Великим Американским Романистом. Учась в колледже, Мэй интересовался главным образом английской литературой. Берн, будучи студентом последних курсов университета, изучал английский язык наряду с психологией и медициной, а его мать была журналисткой. В пожилом возрасте, по крайней мере, два теоретика, Скиннер и Ялом, принялись писать романы (Skinner, 1948; Yalom, 1991).

Стремление довести до сознания людей определенные идеи, стать известным и, возможно, получить материальное вознаграждение за опубликованные работы, может также обусловливать литературную активность теоретиков. Однако следует с осторожностью приписывать теоретикам связанные с коммерцией мотивы. Эллис более 30 лет жертвовал весь свой авторский гонорар, а также доход от занятий с клиентами и проведения семинаров Институту рационально-эмотивной терапии.

Все теоретики думают, что они могут предложить людям кое-что ценное, и хотят этим поделиться. Например, практикуя консультирование и разрабатывая новые подходы, Роджерс был очень заинтересован в том, чтобы воздействовать на других. Хотя мотивации большинства теоретиков достаточно сложны, вероятно, альтруизм, социальный интерес и желание получить удовольствие также способствуют порождению и распространению идей.

Профессиональный опыт и разочарования. Хотя бихевиоральная теория многим обязана экспериментальной психологии, теории консультирования в основном создают люди, которых можно считать как практиками, так и теоретиками. Разочарования, творческие озарения, клиническое экспериментирование и внимательное наблюдение вносят свой вклад в развитие теории консультирования. Бек, Бе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...