Эволюция уголовной ответственности за компьютерные преступления
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ГЛАВА 1. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Эволюция уголовной ответственности за компьютерные преступления
До 1 января 1997 г. – даты вступления в действие нового УК РФ, в России отсутствовала возможность эффективно бороться с неправомерным доступом к компьютерной информации. Несмотря на явную общественную опасность, данное посягательство не было противозаконным, то есть не упоминалось нашим уголовным законодательством. Ситуация, сложившаяся в обществе, потребовала разработки норм уголовного права, которые предусматривали бы ответственность за совершение компьютерных преступлений. Основным средством борьбы с преступными нарушениями нормального функционирования компьютерной техники должно было стать уголовное законодательство. Непосредственно законодательство России в области информатизации начало формироваться с 1991 г. и включало до 1997 г. десять основных законов, где определяются основные термины и понятия в области компьютерной информации (например, такие, как компьютерная информация, программа для ЭВМ, ЭВМ (компьютер), сеть ЭВМ, база данных), регулируются вопросы ее распространения, охраны авторских прав, имущественные и неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием правовой охраной и использованием программного обеспечения и новых информационных технологий[4]. Первой попыткой решить обозначенную проблему стала разработка в 1991 г. проекта Закона РСФСР «Об ответственности за правонарушения при работе с информацией», который предусматривал основания для дисциплинарной, гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности за подобные деяния. Однако он так и не был принят, главным образом из-за общей неразработанности законодательного поля в данной области права. Прорывом в этом направлении правотворчества явилось принятие Верховным Советом России 23 сентября 1992 г. Закона «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»[5], который содержал положение о том, что выпуск под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данных либо незаконное воспроизведение или распространение таких продуктов влечет за собой уголовную ответственность.
В последующие годы высшие органы власти уделяли уже повышенное внимание вопросам упорядочения отношений в сфере информации. В 1992 г. принимается в общей сложности около 60 актов Верховного Совета России, Президента и Правительства в данной области, а в 1993 г. – уже более 100[6]. В 1994 г. был разработан проект закона о внесении дополнений в УК РСФСР, которым устанавливалась ответственность за: незаконное овладение программами для ЭВМ, файлами и базами данных; фальсификацию или уничтожение информации в автоматизированной системе; незаконное проникновение в автоматизированную информационную систему, совершенное путем незаконного завладения парольно-ключевой информацией, нарушение порядка доступа или обход механизмов программной защиты информации с целью ее несанкционированного копирования, изменения или уничтожения; внесение и распространение «компьютерного вируса»; нарушение правил, обеспечивающих безопасность АИС. Но проект не был реализован ввиду постановки новой задачи в виде формирования уже в рамках нового УК РФ преступлений в области компьютерной информации. В январе – феврале 1995 г. был разработан и опубликован проект УК РФ, в который была включена гл. 28 «Компьютерные преступления», устанавливающая ответственность за: самовольное проникновение в автоматизированную компьютерную систему (ст. 271); неправомерное завладение программами для ЭВМ, файлами и базами данных (ст. 272); самовольную модификацию, повреждение, уничтожение баз данных или программ для ЭВМ (ст. 273); внесение или распространение вирусных программ для ЭВМ (ст. 274); нарушение правил, обеспечивающих безопасность информационной системы (ст. 275). Юристами и специалистами в области информационных технологий было указано на существенные недостатки, в частности на отсутствие единой правовой концепции в главе, недостаточную связь с отраслевыми законами, слабую проработку терминологии и стилистику[7].
Важное место в ряду нормативных правовых актов в области информационного права занял Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации»[8], давший определение многих терминов данной сферы деятельности. Этот Закон подготовил правовое поле для принятия нового уголовного законодательства. По отдельным подсчетам, за период с 1992 по июль 1995 г. было издано таким образом около 500 нормативных правовых актов по вопросам информационного законодательства, в том числе 75 – полностью посвященных им[9]. В 1996 г. был принят Модельный уголовный кодекс государств – участников СНГ, содержавший нормы об ответственности за компьютерные преступления. Таким образом, до 1 января 1997 г. на уровне действующего законодательства России не получили достойного отражения в законодательстве права граждан на доступ к информации и защита информации, то есть то, что напрямую связано с компьютерными преступлениями и непосредственно с неправомерным доступом к компьютерной информации. Первое преступление, совершенное на территории СССР с использованием компьютера, официально зарегистрировано в 1979 г. в г. Вильнюсе. Данный факт явился своеобразной отправной точкой в развитии нового вида преступности в нашей стране. Одновременно начался поиск путей уголовно-правового регулирования вопросов ответственности за совершение таких преступлений[10]. С 1 января 1997 г. был введен в действие УК РФ, который содержит гл. 28 «Преступления в сфере компьютерной информации», включившую в себя ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации», ст. 273 «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ» и ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети».
В тот период времени эти нормы в минимальной степени удовлетворяли потребности правоприменительной практики. В настоящее время с компьютеризацией общества, переходом на расчеты финансовых и банковских структур с использованием электронно-вычислительных машин и в связи с транснациональным характером компьютерной преступности упомянутые нормы не могут обеспечить борьбу с компьютерными преступлениями. В них не учтено многообразие общественных отношений, на которые посягают названные преступления (это не только экономические интересы, но и государственная безопасность, конституционные права человека, его честь и достоинство т.д.). Кроме того, отдельные нормативные правовые акты вполне очевидно создавались без необходимых консультаций с техническими специалистами, в связи с чем закрепленные в них правовые положения не работоспособны на практике[11]. Подводя итог, можно отметить, что интенсивное развитие технологий опережает реакцию законодателя, которому требуется время для адекватной регламентации в законах и иных нормативно-правовых актах отношений, возникающих в рассматриваемой сфере.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|