Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Психотерапевтические группы




Существуют два основных направления в понимании психокоррекционных групп.

Сторонники первого направления (Бредфорд, Гибб, Беннис) ориентируются на решения конкретных задач, обработку навыков межличностных отношений. Руководитель не устраняется от лидерства и не редко выступает в роли наставника. К таким группам относят: Т-группы, группы тренинга и умений.

Сторонники второго направления (Роджерс, Шутц, Перлз) ориентируются на гуманный демократический стиль руководства. Акцент делается на чувства общности в отношении между членами группы: группы встреч, гештальт группы.

Группы встреч

Группы встреч являются терапевтическими и психокоррекционными группами. Эти группы возникли и достигли пика популярности в 60-70-х г. в США, затем получили распространение по всему миру. Родоначальником группы встреч следует относить Роджерса, Мерфи и Шутца.

Шутц для интенсификации групповых процессов поощрял интенсивность чувств и столкновение участников между собой, использовал различные групповые игры и техники.

Он так же выделил основные признаки группы встреч:

1. Открытость и честность достигается через реализацию групповой ценности, как самораскрытие. В группе встреч поощряются самораскрытие участников друг другу, что позволяет установить доверительные отношения друг с другом.

Лафт выделил условия, при котором возможно самораскрытие:

1) взаимоотношения между людьми строятся на основе взаимопонимания;

2) тема самораскрытия связана с ситуацией, объединяющей людей;

3) самораскрытие происходит постепенно.

Самораскрытию соответствует термин аутентичность. Аутентичность-умение быть в согласии с реальным течением жизненных событий. Аутентичная личность выражает себя спонтанно, открыто, высказывая свои мысли и выражая себя открыто.

Аутентичности человек может достичь, если чувствует себя в безопасности и в окружении доброжелательности и доверия.

2. Осознание самого себя своего телесного и психологического «Я» происходит посредством выражения своих истинных чувств, мыслей и обратной связи между участниками группы.

Самопознание начинается с того, что человек узнает о своих слабых и сильных сторонах. После чего анализируются неудачи в межличностных отношениях.

Для стимуляции к самопознанию используется метод конфронтации, эффективность которого зависит от взаимопонимания в группе. Группа искренне заинтересована помочь своему участнику, тогда как последний, заинтересован в исследовании своих чувств и поведения.

Осознание эмоций способствует сближению людей и сплоченности группы. В группе осознанные эмоциональные реакции апробируются, затем переносятся в повседневную жизнь и способствуют лучшей адаптации во внешней социальной среде.

3. Ответственность. Участники должны отвечать за свое поведение, которое они демонстрируют или от которого отказываются в группе. Кайзер Х. считает, что как только группой процесс сформировался и пациент активно вступил в него, ответственность за исходящее лечение с этого момента должен нести психотерапевт.

4. Внимание к чувствам. Одной из целей психотерапии является создание в группе оптимального эмоционального напряжения, но без психотерапевтического потенциала группа может быстро трансформироваться в деструктивный заряд и распасться.

5. «Здесь и теперь» участники группы ориентированы на события, происходящие настоящее время в группе и за ее приделами.

Исходя из вышесказанного, выделяют основные правила группы встреч:

1) открытость и честность в общении друг с другом;

2) формирование чувств над мыслями;

3) принцип «здесь и сейчас».

На первых сессиях групповой психотерапии предварительно оговаривается, что все участники группы встреч отвечают за себя и результат их изменений зависит от их самих.

Техники, используемые в группах встреч:

1. Установление контактов основывается на желании каждого участника ощутить свою принадлежность к группе. Знакомство начинается с контактов в мини группах или парах. На Западе поощряется физический контакт.

2. Построение доверительных контактов. Некоторые участники могут испытывать затруднения при установлении контактов. Для осознания чувства одиночества и преодоления барьера недоверия используются специальные упражнения.

3. Изучение конфликтов. Часто конфликтные ситуации возникают на той стадии группового процесса, когда на первый план выходят соревнования, соперничество, борьба за лидерство. Психотерапевт поощряет членов группы, вступивших в конфронтацию, способных внимательно выслушивать друг друга, прямо и откровенно высказываться, пытающихся осознать не только свои чувства и поведение, но и поведение соперника. В этом случае могут быть использованы физические упражнения, которая позволяет установить обратную связь между конфликтующими участниками.

4. Анализ сопротивления.

Ялом выделил общие положения группы встреч:

1. Состав группы колеблется около 8-20 человек, такое количество будет достаточно для эффективного взаимодействия между членами группы;

2. Ограничения во времени, часто в сжатые дни и часы;

3. Концентрация «здесь и сейчас»;

4. Трансэтикетность и поддержка группы встреч традиционных общественных взглядов;

5. Ценность межличностной ценности, конфронтации, повышения эмоциональной экспрессивности и самораскрытия.

На сегодняшний день существует несколько модификаций группы встреч. «Группы марафона», которые собираются отно­сительно редко, но работают по 12—48 часов кряду. Этот тип групп, разработанный Фредом Столлером (Stoller, 1972) и Джорджем Бахом (Bach, 1966), ориентирован на психоанализ.

«Группы обнажения», предложенные Полем Биндримом (Bindrim, 1968). Эти группы собираются в теплом бассейне; упражнения в них ориентированы на сенсорные осязания и закан­чиваются обнажением, которое, по мнению Биндрима, помогает уча­стникам полностью снять тревогу по поводу своего тела и стимули­рует к откровенности и самораскрытию.

Недостатками группы встреч, как считает Курт Бак, является интенсивность эмоционального переживания часто возникающие в группе встреч, не всегда полезны для опреде­ленной категории больных. Атмосфера взаимного уважения и под­держки в группах, по его мнению, чаще всего культивируется искус­ственно, и после того, как пациент из «тепличных условий» вновь попадает в обычную среду, адаптироваться ему бывает еще труднее, чем до группы. В итоге, подчеркивает Бак, некоторые пациенты становятся «постоянными участниками групп» и не в состоянии адаптироваться к обычной социальной среде.

В связи с этим встает вопрос о тщательном предварительном от­боре, кандидатов в группы встреч. Это должны быть люди, которые, с одной стороны, достаточно толерантны к конфронтация, эмоциональным встряскам, а с другой — способны перенести групповой опыт в обычную социальную среду.

Valom, Lieberman, 1971; Hartley, Roback, Abramowitz дают психологический портрет тех больных, кото­рым «встречи» приносят ухудшение. Эти люди в большей степени, чем другие, не уверены в себе, имеют низкую самооценку, нереалис­тические ожидания какого-то «особого» эффекта от лечения в груп­пе, а также склонны избегать сложных, психотравмирующих ситуа­ций. Иными словами, это люди, которые чрезмерно уязвимы, не умеют строить адекватных межличностных отношений и возлагают чрез­мерную надежду на «встречи», они должны быть отнесены к группе риска.

И наконец, все сходятся на том, что результат лечения в группах встреч во многом зависит от психотерапевта, от его умения дозиро­вать эмоциональную напряженность в группе, а главное — не делать КЗ группы встреч социального и психологического «протеза», вовре­мя и правильно сориентировать членов группы на адаптацию в реальной социальной среде.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...