Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды эмоций и их общая характеристика




Глава 16. Эмоции

 

Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение – симпатию или отвращение интерес и любопытство или безразличие. Отдельные свойства предметов, воспринимаемые через ощущения - цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для нас - эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей – это выражается в сложных чувственных переживаниях - радости, горе, симпатии, пренебрежении, гневе, гордости, стыде, страхе - чувства или эмоции.

В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах.

Значение для организма – предупреждение о разрушающем характере каких-либо факторов, т.е. эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Эмоции - более широкое понятие, чувства представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний.

В практической жизни эмоции - это самые разнообразные реакции человека - от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений.

В психологии эмоции - психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Наиболее существенная характеристика эмоций - их субъективность.

Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Например, покраснение или побледнение кожи, изменения уровня адреналина в крови и многое другое.

Эмоции - это очень сложные психические явления.

К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний:

· аффекты,

· собственно эмоции,

· чувства,

· настроения,

· эмоциональный стресс.

Аффект - наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки - сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

Характеристика.

1. Эта реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

2. Неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности - перестает себя контролировать, может не осознавать того, что делает. В состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение - человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия, или, напротив, цепенеет, лишается дара речи. Подобные явления можно наблюдать при различных стихийных бедствиях и технологических катастрофах (землятресения).

3. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов, резко изменяются показатели внимания, оно сконцентрировано только на тех объекты, которые не­посредственно связаны с переживанием, переключиться на что-то другое человек не в состоянии - в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта.

4. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления, снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.

5. Но!!! Даже при самом сильном аффекте человек в той или иной степени отдает себе отчет в том, что с ним происходит - но это индивидуальная особенность, зависит от уровня эмоционально-волевой устойчивости. Эта характеристика является весьма показательной в отношении поведенческой регуляции людей, связана с генетическими особенностями организма конкретного человека и с особенностями воспитания.

Эмоции отличаются от аффектов:

· длительностью состояния;

· это реакция не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.

Характеристика.

1. Сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно как удовольствие, так и неудовольствие. Весьма ярко совмещение положительной и отрицательной окраски эмоциональных переживаний наблюдается при преодолении трудностей.

2. Во многих ситуациях возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, и разрешения или облегчения - с другой - в моменты принятия важных решений, при преодолении затруднений и т.д.

3. Возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит активный характер, связано с деятельностью или с подготовкой к ней, но чрезмерное возбуждение может расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения.

4. По уровню влияния на деятельность человека эмоции делятся на:

· стенические - стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают к поступкам, высказываниям;

· астенические – когда переживания ведут к скованности, пассивности.

В зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение: чувство страха может вызвать повышение мускульной силы и желание броситься навстречу опасности или вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени».

Неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции:

· Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможнстью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

· Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

· Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

· Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

· Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

· Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

· Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

· Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения - явление амбивалентности (двойственности) чувств.

Чувства - это еще один вид эмоциональных состояний. Основные отличия чувств от эмоций:

· чувства в большинстве случаев предметны и конкретны; «смутное чувство» говорит о неопределенности чувств и может рассматриваться как процесс перехода от эмоциональных ощущений к чувствам;

· эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства - с социальной сферой;

· эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании;

· чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.

Характеристика.

1. Чувства - более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер.

2. Отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь, т.е. не в состоянии испытывать чувство любви (или ненависти), если у него нет объекта привязанности или ненависти.

3. Возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека. Способы выражения чувств менялись в зависимости от исторической эпохи.

4. В индивидуальном развитии человека выступают как значимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности и тем трудом, которые ему нравятся и вызывают у него позитивные чувства.

5. Играют значимую роль в построении контактов с окружающими людьми; человек предпочитает находиться в комфортной обстановке, а не в условиях, вызывающих у него негативные чувства.

6. Чувства всегда индивидуальны, т.к. опосредуются системой ценностных установок конкретного человека.

Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений.

В зависимости от предметной сферы, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственные или моральные - чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в котором он живет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т.д. Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам, считаются аморальными, безнравственными.

К нравственным чувствам относят: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т.д.

К аморальным: жадность, эгоизм, жестокость и т. д.

В различных обществах эти чувства могут иметь некоторые различия в содержательном наполнении – есть универсалии и особенности.

Можно выделить морально-политические чувства??? Проявляются в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом; могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков - задача любого государства формирование морально-политических чувств - патриотизма, любови к Родине и др.

Интеллектуальные чувства - переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний.

Интеллектуальные чувства:

· сопровождают познавательную деятельность человека; стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полученных знаний;

· вызывают удивление, любопытство, любознательность,

· чувства радости по поводу сделанного открытия,

· чувства сомнения в правильности решения,

· чувства уверенности в правильности доказательства – яркие свидетельства взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных процессов, выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

Эстетические чувства - эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства - в них специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные чувства.

Эстетическое отношение проявляется через разные чувства - восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др.

Страсть - сложные, качественно своеобразные и встречающиеся только у человека эмоциональные состояния. Страсть - это сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели» (Рубинштейн С.Л., 1998).

Настроение - самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение.

Характеристика.

1. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность, отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства.

2. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.

3. Существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Причины настроения не всегда ясны - безотчетная грусть, беспричинная радость, - это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства - в этом похожи на эмоции и близки к сфере бессознательного. Но причина настроения всегда существует и в той или иной степени может быть осознана - природа, события, выполняемая деятельность и люди.

4. Могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин - возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Настроение может стать устойчивой чертой личности - оптимисты и пессимисты.

5. Имеют огромное значение для эффективности деятельности человека. При хорошем настроении человек в состоянии выполнить гораздо больший объем работы, чем при плохом.

6. Тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повышенное настроение, у лиц же с заниженной самооценкой выраженнее склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов. Настроение может стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения притязаний.

Неоднократно предпринимались попытки выделить общие для всех эмоциональных состояний признаки.

В. Вундт сделал попытку разработать систему чувств. Всю систему чувств можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга. Эта система координат характеризует знак эмоций, степень возбуждения и напряжения.

 

 

Существует еще один особый вид эмоциональных состояний - эмоциональный стресс. Будет рассмотрен позднее.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...