ГЛАВА 10. Приносить в жертву не Аллаху (С.Т.).
Шарх ъаля китаби ат-Таухид аллязий хуа хакку Аллахи ъаляль-ъабид.
"Фатхуль-Маджид". АбдурРахман бин Хасан.
ГЛАВА 10. Приносить в жертву не Аллаху (С.Т.).
Аллах (С.Т.) сказал следующее: Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров. (аль-Анъам: 6/162) Важность намаза. Аллах (С.Т.) сказал следуюшее: Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров. (аль-Анъам: 6/162) В Курратуль Уюн говорится: "Слово "салат" которое упоминается в этом аяте, включает себя любой поклонения, будь то добровольный или обязательный, вплоть до всех видов поклонения, которые входят в сам намаз, такие как мольба, просьба(два вида обращения к Аллаху), восхваление, тасбих, руку, суджуд и похожие вещи, которые вбирают в себя и мольбу в значении поклонения. То, что намаз вбирает в себя оба вида мольбы в смысловом и шариатском значении называется дуа, и то что они оба встречаются одновременно вместе называется "салятом" (намазом)." Слово "Салат" взято от слова "ас-сылату". В значении "встречи" и "лютуф" (добрый, мягкий). Поистине Аллах (С.Т.) вознес своего любимца Мухаммада (с.а.с.) к себе, проявив благосклонность. Это почётное перенесение было в ночь вознесения. Это перенесение является самой значительной встречей между рабом и его Господом. Как известно из хадисов пророк (с.а.с.) имел беседу с Аллахом(С.Т.). Исходя из этого намаз стал нуром его очей и при каждом затруднении он обрашался к Аллаху, совершая при этом намаз. Особенностью же намаза является то, что он отделяет мусульманина от кафира. У того, кто оставляет намаз, есть недостаток в вере и любви к Аллаху. Некто подобный этому как бы не усердствовал, нет между ним и Господом никакой связи. Поклонение должно совершаться искренне ради Аллаха. Ибн Касир сказал: "Посланнику Аллаха (С.Т.) было велено сказать мушрикам, которые поклоняются иприносят жертвоприношения другому помимо Аллаха (С.Т), чтобы поклонение,намаз и жертвоприношение посвящали толко Аллаху (С.Т.). Так как мушрики поклонялись идолам и приносили жертвоприношение им же.Аллах (С.Т.) повелевает противостоять им, отдалятся от всего, что они делают и намеренно, усердно, величественно и искренне направляться к лику Аллаха." Нусук(набожность, богобоязненность). По мнению Муджахида, Саури, Суди, Даххак и Саид б. Субайра слово "нусуки",которое приходот в аяте, означает принесенное мною в жертву. Нусук - это закалывание жертвенного животного во время хаджджа и Умры. Жизнь и смерть. "Жизнь моя и смерть моя" - то, что я совершал при жизни: вера и то праведное издеяний, на чем я умру, все это посвящаю в чистом его понимании ради Аллаха(С.Т.) Господа миров. Нет у него сотоварищей и было мне велено быть искренним." Первый из мусульман. "И я первый из мусульман." Тут имеется ввиду "первый из мусульман этой уммы". Так как каждый посланник должен быть первым мусульманином в своей умме. Ибн Касир сказал: "Призывом всех посланников был ислам, то есть поклоняться Аллаху (С.Т.) Единому, у которого нет сотоварищей. Аллах (С.Т.) сказал: Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (аль-Анбия, 25) И аятов с подобным смыслом довольно таки много." Все деяния должны быть только ради Аллаха (С.Т.). Аллах(С.Т.) своим рабам повелевает привести в исполнение обязанности путем поклонений, к которым относится как намаз, так и жертвоприношение. И какой бы вид поклонения ни был, каждый из них привести в исполнение искренне ради Аллаха (С.Т.). Вместе с этим повелевает не придавать сотоварищей Аллаху (С.Т.) в поклонении. Напротив, если человек посвятит жертвоприношение или любой другой вид поклонения другому помимо Аллаха (С.Т.), этим самым придаст Аллаху (С.Т.) сотоварищей. "Посвящены Аллаху, Господу миров" - из этого выражения становится ясным, что абсолютно все виды поклонения должны быть посвящены Аллаху (С.Т.). Поклоняться кому-либо помимо Аллаха(С.Т.) является ширком. "Нет у Него никаких сотоварищей" В Курратуль-Уюн говорится: Этот аят указывает на то, что раб обязан все свои деяния и поступки, будь то явные, будь то скрытые, направлять только Аллаху(С.Т.) и совершать ради Аллаха(С.Т.). Каким бы оно ни было, каждое поклонение ни в коем случае нельзя совершать ради кого-то или во имя кого-то, кроме Аллаха (С.Т.). Кто пойдет таким заблудшим путем, тот обязательно попадет в ширк, который Аллах (С.Т.) строго запретил. Отдаляться от ширка и мушриков. "Я не из числа мушриков" Куран от начала до конца указывает на такой таухид, который означает таухид в поклонении отказавшись от ширка и отдалившись от ширка, отвернуться от мушриков и не быть из их числа. Важность совершения намаза и жертвоприношения. Аллах (С.Т.) сказал: Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву. (аль- Кяусар, 2) Ибн Таймия относительно этого сказал: "Аллах (С.Т.) повелел совершать намаз и сделать жертвоприношение, оба этих вида поклонения в одном и том же повелении. Так как каждый из них указывает на безусловно сильный иман при этом не проявляя никаких сомнений, чувствуя хорошую предрасположенность, нужду и близость к Аллаху (С.Т.). В то же время указывает на привязанность сердца, оставаясь спокойным и на то, что он приготовил для праведных рабов Аллаха (С.Т.). Здесь полностью указывается на положение высокомерных и избалованных людей, которые не совершают намаз по причине того, что не считают, что не нуждаются в Аллахе(С.Т.), из-за боязни попадания в нищету и нужду, не забивают курбан(жертвенное животное). С этой точки зрения в аяте говорится: " Скажи: "Мой намаз и мое поклонение..." Слово "нусук" в этом аяте обозначает: "забить жертвенное животное во имя Аллаха и ради довольства Аллаха". Намаз и Курбан являются видами поклонения, которые больше всех остальных видов приближают к Аллаху (С.Т.). В суре "аль- Каусар" частица фа в начале слова указывает на причину. Здесь причина заключается в том, чтобы благодарить Аллаха за аль-Каусар. Самым важным из поклонений органами является намаз, а из имущественных забивание жертвенного животного. Раб не сможет никакими другими видами поклонения восполнить намаз. Эту истину знают те, у кого есть сердце. Жертвоприношение же опирается на иман и искренность. Посланник Аллаха (с.а.с.) совершал намаз и ради Аллаха забивал жертвенное животное." Разновидности поклонения, которые включает в себя намаз. Намаз включает в себя такие виды поклонения как дуа, такбир, тасбих, чтение Курьана, произношение слов "Сами Аллаху лиман хамидах", смирение, кыям(стояние), руку саджда, умеренность, икама ради Аллаха, направление к Аллаху, всем сердцем отдаваться Аллаху. Бессомнения, ничего из всех этих видов поклонения нельзя направлять никому, кроме Аллаха (C.Т.). Жертвоприношение не Аллаху также подобно этому. Люди, которых проклял Аллах (С.Т.) "Проклял Аллах того, кто принес жертву не Аллаху, проклял Аллах того, кто проклял родителей, проклял того, кто защищает виновного, проклял Аллах того, изменяет границы надела". (передал Муслим) Так же передал имам Ахмад от Абу Туфайля: " Спросили мы у Алия (р.а.): "Расскажи нам что-нибудь из того, что сказал посланник Аллаха (с.а.с.) тебе по секрету". Ответил Алий (р.а.): "Посланник Аллаха (с.а.с.) ничего такого мне не говорил, чего не донес до остальных. Однако я слышал, что он сказал:"Проклял Аллах того, кто зарезал жертвенное животное не ради Аллаха, проклял Аллах того, кто дал приют(т.е.защитил) преступника, проклял Аллах того, кто проклял своих родителей, проклял Аллах того, кто заменил метки земельного надела." Алий ибну абу Толиб: он имам амируль-муминин, отец аль-Хасана, аль- Хашимий сын дяди пророка (с.а.с.), муж его дочери Фатимы Захра. Был одним из первых опередивших, из участников битвы при Бадре, из тех кто присягнул пророку (с.а.с.), один из десяти обрадованных раем, четвертый из праведных халифов, известен как похвальный, да будет доволен им Аллах, был убит хариджитом ибн Мульджамом в 40 году по хиджре в месяце рамазан. Слово "ляъана" в из слов: "проклял(ляъана) Аллах" обозначает отдаленность раба от милости Аллаха. Говорится: "аль-ляъин" и "аль-мальъун" это тот, кто заслужил проклятие (т.е.отдаленность от милости Аллаха) или тот, на кого призвали проклятие Аллаха. Абу ас-Саадат сказал: Основа значения слова "аль-ляъну" - это изгнание и отдаленность от Аллаха (С.Т.), а от людей порицание и проклятия. Сказал шейхуль-ислам ибн Таймийя (р.х.), что это означает: "Поистине Аллаху Тааля проклинает того, кто заслужил словами, наподобие того, как благословляет Субханаху того, кто заслужил салят из рабов. Сказал Аллах Всевышний: Он – Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас, чтобы вывести вас из мраков к свету. Он милостив к верующим. В тот день, когда они встретят Его, их приветствием будет слово: «Мир!» Он уготовил для них щедрую награду. (аль-Ахзаб, 43-44) А так же сказал: Воистину, Аллах проклял неверующих и уготовил для них Пламя. (аль- Ахзаб, 64) А так же:...будучи проклятыми. Где бы их ни обнаружили, их будут хватать и безжалостно убивать. (аль-Ахзаб, 61) Кур`ан - это слово Аллаха, переданное через Джибриля(а.с.), а он донес его Мухаммаду (с.а.с.), а Джибриль слышал его от него, подобно тому как придет в саляте, инша Аллаху Тааля. А салят - это восхваление Аллаха Тааля, как было упомянуто раньше. А Аллаху Тааля аль-Мусибу(вознаграждающий, воздающий), как указывает на это Кур`ан и Сунна. Так же на это указывали последователи(саляф). Сказал имам Ахмад: "Продолжает Аллах речь, когда пожелает." Жертвоприношения не ради Аллаха. "Кто принесет жертву не Аллаху" Сказал шейхуль-ислям (р.х.): "...что принесено в жертву не ради Аллаха... очевидно это: что эта жертва принесена не Аллаху (С.Т.), побдобно тому как говорит: "Это жертвоприношение для такого то..." Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Всемилостивый. (аль-Бакара, 173) Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах – Прощающий, Милостив. (аль-Маида, 3). Скажи: «Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха». Если же кто-либо вынужден пойти на это, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах – Прощающий, Милостивый.(аль- Анъам, 145). Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи, а также то, что не заколото во имя Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах – Прощающий, Милостивый. (ан- Нахль, 115) "Ихляль" в основе своей означает возвышение голоса и донесение знания. А что касается самого выражения: (امو لهأ ريغل هلل هب" (И то, что забито не ради Аллаха" - означает извещение о том, что он будет будет этим самым становится дающим обет не Аллаху(С.Т.). Не имеет значения, было донесено и извещено до того, как оно было забито, подобно тому как говорится: это овца такого то или такой то, знают люди то, что она принесена в жертву не ради Аллаха, если даже было упомянуто режущим имя Аллаха (С.Т.). Поистине это произношение "басмаля" произнесено попусту, и выражение об истинности заколотого, в том, что содержит в себе цель приближения этим самым другому помимо Аллаха. (Точно так же и то, что предназначено из еды или питья или все остального является обетом и приближением не Аллаху(С.Т.). И вся еда для распределения между предающихся у этих могил и часовен) во их имя и для получения от них благословения, это и есть из того, что заколото не ради Аллаха. Так как нельзя ждать помощи через любой вид поклонения, если оно направлено будь то посланнику, пророку или кому-нибудь другому. Естественно, запрещено делать всякого рода жертвоприношения будь то еда, питье, деньги и т.д., если оно направлено мертвым, пророкам, уалиям, другим существам, идолам и т.д. из-за страха перед ними. Так как такой подход обозначает поклонение кому-то другому помимо Аллаха(С.Т.). Тогда как поклонение принимается, если оно соответствует тому поклонению, к какому призывал Аллах (С.Т.) и Его посланник(с.а.с.). Скот, преподнесенный ради идолов, разрешается забирать. Забирать еду, питье и животных принесенных в жертву идолам и использовать их разрешается. Так как они уже не принадлежат хозяину и могут пригодиться людям. На них не распространяется хукм, который распространяется на мертвечину. Исходя из этого, забирать их является мубахом. Нет ничего в том, чтобы забирать их. Наподобие имущества от которого отказались хозяева и это имущество может забрать каждый, кто хочет... Например, оставленный земледельцем посев для нуждающихся или часть урожая фиников, оставленных на пальме. То, что РасулюЛлах (с.а.с.) забирал имущество, оставленное для Лат, тоже указывает на это. Он даже долг Урвы б. Масуд Сакафи Расулуллах (с.а.с.) уплатил из этого. Ничего зазорного в том, что у лат(а в наши дни у тагутов и статуй) забирать подарки, оставленные там, если кому то это по силам. Надо увещевать, жертвующих идолам. Тому, кто увидит что невежественные люди и мушрики оставляют идолам разного рода жертвоприношения, надо увещевать их и объяснить им о том, что это является великим ширком. Так как, умалчивание в такой ситуации, приведет к тому, что тот считая это дозволенным, он поверит и в то, что посредством этого он сможет приблизиться к Аллаху (С.Т.) и таким образом это послужит тому, что он станет обладателем неправильного вероубеждения. Увидевшему такое, нельзя промолчать, а надо совершающего такую ересь увещевать. Так как ширк есть самый великий грех и надо поторопиться предотвратить это. Совершающим подобное надо донести и препятствовать им, при необходимости. Однако, в том случае, если мусульманин не увидит того, кто это сделал во время оставления им своей жертвы идолу, не будет на нем греха, если он заберет оттуда то, что из оставленных вещей не является хаизом и может пригодится. То, что зарезали мушрики, является падалью. Однако то, что приносят мушрики в жертву варенное мясо, заколотое животное, жир такого животного, бульон - это все является харамом. Так как зарезанное мушриками или подобные вещи, зарезанные не ради Аллаха, хукм всему этому - падаль (т.е. мертвечина). Потому и харам все это, что хукм всему этому - мертвечина. Однако, если жертвенное животное не заколото еще (т.е. принесено в жертву в живом виде), или же жертвоприношение нечто не мясное, или же это еда сваренная не из запретного мяса и жира, то нет ничего зазорного в том, чтобы забрать это оттуда. Так как среди этих вещей нет падали языческой. Исходя из этого, эти вещи являются разрешенными для того, кто их заберет. В отношении денег и вещей положение такое же. (Например, деньги, одежда и другие вещи, оставленные у часовен или в подобных местах, могут забираться и использоваться мусульманами, это является мубах(дозволенным), а с другой стороны является и ъанимой.) Заколотое не во имя Аллаха (С.Т.) Если курбан закалывается не ради Аллаха, сам ли это делает или просит другого об этом, если у него было такое намерение, что бы он не говорил или даже пусть не говорит, всеравно ничего не меняется. К примеру некий произносит: "Я закалываю это во имя Масиха" или же не произносит, но если у него намерение таково, то по причине того, что оно заколото не во имя Аллаха, это очевидно харам (для употребления) и нет в этом никаких сомнений. Для нас же то, что закалываем только ради Аллаха, будет чище и лучше, чем закалывание с намерением есть. Животное, заколотое "во имя Масиха" или "во имя Зухры" внесомнения является харамом(для употребления). И здесь это харамом является из-за слов: ради Масиха или Зухры или же только из-за намерения. Ибо поклонение кому-то, помимо Аллаха это великий куфр. Этот куфр даже больше, чем куфр, проявленный в ожидании помощи не от Аллаха. Исходя из этого, закалывание совершено не ради Аллаха (С.Т.), если даже с целью приближения к Нему, есть не только великий запрет(харам), но и самый великий ширк. Так как Аллах (С.Т.) сказал: 5/72...Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников. Не является заколотое мубахом (дозволенным) не смотря на произношение муртадами слов: "БисмиЛлях", если цель у некоторых лицемеров этой уммы при этом заключается в том, чтобы приблизиться этим самым к звездам и т.д...... Ибо в заколотом животном есть два запрета: Первым из этих двух запретов является то, что оно заколото ради чего-то другого, помимо Аллаха (С.Т.). А второе то, что человек, который принес такое жертвоприношение, становится муртадом(если он был муслимом). В старину во времена джахилии мекканцы совершали подобные жертвоприношения. Расулюллах (с.а.с.) же запретил закалывание ради джиннов. Замахшари сказал: "Мушрики когда покупали жильё, или когда строили дом, или же когда изображали форму луны, опасаясь вреда джиннов, закалывали ради них жертвенное животное и то, что закалывали причисляли к нему." Хукм того, кто защищает провинившегося. "...того, кто защищает провинившегося..." Аллах (С.Т.) проклял того, кто покорился кому бы то ни было из сотворенных. Так как покорность надо проявлять только к Аллаху(С.Т.). К примеру, если кто-то окажет помощь убийце, даст прибежище, приют и будет защищать исходя из вражды к противоположной стороне, то по причине того, что в этом заключается несправедливость, такой будет проклят. Ибн Каййим сказал: "Положение человека, оказавшего приют и того, кого приютили, зависит от величия совершенного им греха. На сколько важно содеянное, настолько и грех велик в рамках содеянного." Хукм того, кто меняет границы надела. "...те, кто меняют границы надела и участка...“ Стирать, убирать или менять направление всяких отметок или указателей, которые предостерегают человека от опасности или указывают на направление, является зульмом (варворством) по отношению к человеку, так как этим он самым подвергает опасности человека и становится причиной заблуждения направления дороги. Расулюллах (с.а.с.) сказал: "Кто на земле совершит несправедливость даже на пядь, Аллах в день суда того накажет наказанием с семикратной тяжести." (Бухари, Мазалим: 13.) Хукм того, кто призывает проклятие. Из этого хадиса мы узнаем о разрешенности призыва проклятия вообщем на тех, кто чинит произвол. Однако на счет отдельной личности о дозволенности призыва проклятия на него, если он чинит произвол, мнения разделились. Закалывать ради кого-то помимо Аллаха является ширком, если даже это муха. Тарик ибн Шихаб рассказывал, что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Из-за одной мухи один человек вошёл в Рай, а другой — в Огонь». Люди спросили: «Как это, о посланник Аллаха?!» Он ответил: «Как-то два человека проездом попали в племя язычников, мимо идола которого никому не разрешали пройти, пока он не принесёт ему что- нибудь в жертву. Идолопоклонники сказали одному из путников: “Принеси что- нибудь в жертву!” Он ответил: “Но у меня нет ничего, что я мог бы пожертвовать”. Они сказали: “Ну тогда принеси в жертву хотя бы муху!” Когда он пожертвовал идолу муху, ему было позволено продолжить путь, а затем он попал в Огонь. Затем идолопоклонники сказали другому путнику: “Принеси что-нибудь в жертву!” На это он ответил: “Кроме Аллаха, Всемогущ Он и Велик, я никому и ничему не делаю жертвоприношений!” Ему отрубили голову, и он попал в Рай». Этот хадис передал Ахмад. (Ахмад в книге «аз-Зухд», стр. 15, от Тарика ибн Шихаба от Салмана аль- Фариси). К удивлению сподвижников, каким мол способом из-за мухи возможно войти в рай, посланник Аллаха (с.а.с.) дал знать о том, что даже такая малость может стать причиной получения великого вознаграждения и входа в рай, и что в то же время из-за той же на первый взгляд мелочи человек может попасть в вечный ад. 6/82. Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путем. Из этого аята становится ясно, что результатом ширка является вход в огонь Геены. В Курратуль-Уюн говорится: "Так как этот некий с намерением в сердце направилися другому, помимо Аллаха(С.Т.), этим самым деянием преклонился перед ним и таким образом стало для него уаджибом войти в джаханнам. Здесь следующий хадис тоже уместен, чтобы напомнили о нем: "Кто встретит Аллаха не приобщившим к Нему сотоварищей, тот войдет в рай, а кто объявится перед Аллахом, придавши Нему сотоварищей, тот войдет в огонь." (Бухари:Джанаиз,9; Муслим:Иман,150-153) Ведь такие животные как верблюд, бык и овца не выхаживались с целью принесения их в жертву помимо Аллаха(С.Т.) к примеру мертвецу, тагуту, надмогильникам, деревьям, камням и т.д. К великому сожалению в этой умме в последнее время увеличилось количество таких мушриков, для кого стало предпочнительным приносить жертвоприношение таким образом. Некоторые даже привязались к этому до такой степени и из опасения стали довольствоваться только такого рода жертвоприношениями. До какой же степени распросстранились невежество и бедствия." Страшиться попадания в ширк. В этом хадисе есть строгое предупреждение от попадания в ширк. Так как человек, сам того не понимая, может попасть в такой ширк, который приведет его в огонь джаханнама. Какое бы намерение ни было у человека, закалывание другому, помимо Аллаха, является ширком. В хадисе указывается на то, как человек вошел в огонь по причине содеянного из страха перед идолопоклонниками, с целью обезопасить себя от их вреда. Ранее этот человек был мусульманином. Если он не был бы таковым, не было бы сказано о нем: "Из-за мухи вошел в огонь." Важность единобожия и искренности. Иначе говоря, указывается на важность и предпочтительность того, чтобы не приносить в жертву другому, помимо Аллаха, если даже это муха. Ни одно из этих обстоятельств нельзя оставлять без внимания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: