Проблемы устойчивого развития туризма Брестской области
Глава 1. Теоретико – методические аспекты изучения природных и культурно – исторических условий в целях развития устойчивого туризма Брестской области
Анализ литературы по природным и культурно – историческим условиям Брестской области
При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях Республики Беларусь, нормативно-законодательные акты Республики Беларусь. Основными источниками раскрывающими теоретические основы устойчивого туризма Брестской области и в частности Ивановского района, явились работы Гайдукевич Л.М., Тарасенок А.И., Решетников Д.Г., Полещук Н.И., Локотко А.И., Пирожник И.И., Потаев Г.А. и других авторов. В данных источниках подробно расписаны понятия туризма Беларуси в целом и интересующего нас региона. В данном случае Брестской области. Раскрыты основные перспективные направления туризма данного региона, условия необходимые для устойчивого развития данной отрасли в области. А так же и проблемные для развития туризма вопросы. На основе работ «Туризм в Беларуси» Гайдукевич Л.М., Тарасенок А.И., Решетников Д.Г., Полещук Н.И., «Туристская энциклопедия Беларуси.» – Мн., 2007., подробно рассмотрена теоретическая часть, основные понятия и термины туризма. Для анализа историко – культурного потенциала Брестской области в целях развития устойчивого туризма в данной работе использовались следующие литературные источники: «Историко-культурные регионы Беларуси» Локотко А.И., «Помнiкi гiсторыi i культуры Беларусi.» Самусiк А.Ф., «Туризм в Беларуси» Гайдукевич Л.М., Тарасенок А.И., Решетников Д.Г., Полещук Н.И. На основе информации полученной из работ «Проблемы рекреационного природопользования в Беларуси» Пирожник И.И., «Экологический туризм и рекреационное природопользование в Беларуси.» Тарасенок А.И., «Рекреационные ландшафты: охрана и формирование.» Потаев Г.А., был произведен анализ природного потенциала области в целях развития туризма в выбранном регионе.
Так же с помощью работ «Приоритетные направления туристской политики по оптимизации факторов конкурентноспособности туристического комплекса Беларуси» Решетников Д.Г., «Приоритетные направления международного сотрудничества Беларуси в сфере туризма» Гайдукевич Л.М., «Туризм и туристские ресурсы в Республике Беларусь. Статистический сборник.» – Мн., 2007., был произведен анализ экономической части развития туризма, рассмотрен принцип работы туристической деятельности в целом. Выделены проблемные вопросы для развития данной отрасли и перспективы дальнейшего развития.
Основные понятия
Туризм – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. В современной литературе понятие «туризма» трактуется по-разному согласно одной из них, туризм рассматривается как путешествие в свободное время. Существует подход, который характеризует туризм как отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного жительства или как сегмент рынка, удовлетворяющий спрос туристов на товары и услуги. Так в настоящее время используются следующее понятия: Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянным местом жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. Оценка туристского потенциала и доступных туристских ресурсов тех или иных территорий - одна из важнейших задач для организаторов туристской деятельности. Для этого необходимо четко различать содержание этих понятий, владеть методами оценки потенциала.
Многие ученые давали свою трактовку понятия «туристский потенциал». Сам термин «потенциал» в своем этимологическом значении происходит от латинского слова «potentia» и означает «скрытые возможности», которые в хозяйственной практике благодаря труду могут стать реальностью. В отечественной экономической литературе этот термин в широком понимании трактуют как возможности, имеющиеся силы, запасы, средства, которые могут быть использованы, или как уровень мощности в каком-либо отношении, совокупность средств, необходимых для чего-либо. В «Большом экономическом словаре». В развитии современных представлений о потенциале можно выделить три направления. Представители первого Д. Черников, С. Белова, Е. Фигурнов и др. утверждают, что потенциал – это совокупность необходимых для функционирования или развития системы разных видов ресурсов без учета их взаимосвязей. Определяя исследуемую категорию, необходимо принять во внимание положение академика Л.И. Абалкина о том, что понятие «потенциал» и «ресурсы» не следует противопоставлять. Другая группа авторов, придерживающаяся второго ресурсного подхода, трактуют потенциал как совокупность ресурсов, способных производить определенное количество материальных благ, то есть учитывается взаимодействие ресурсов. Ученые третьего направления рассматривают потенциал как способность комплексов ресурсов экономической системы выполнять поставленные перед ней задачи. Потенциал, по их мнению, - это целостное представление о единстве структуры и функций объекта, выявление их взаимосвязи. В общих толковых, а также в энциклопедических словарях термином "потенциал" (от латинского potentia - сила) обозначаются "возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи".(Советский энциклопедический словарь, 1989) Определение понятия потенциала имеет не только важное научное, но и практическое значение, поскольку представление о сущности определяет подход к его оценке, измерению и управлению. Вышесказанное справедливо и для понятия «туристский потенциал региона».
По мнению Николаенко Т. В. туристским (рекреационным) потенциалом территории понимается всю совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской (рекреационной) деятельности на данной территории. А вот определение рекреационного потенциала, а точнее «рекреационного потенциала ландшафта» дано в толковом словаре по охране ландшафтов. Определение гласит: «Рекреационный потенциал ландшафта - совокупность природных и культурных условий, оказывающих положительное влияние на человеческий организм и обеспечивающих путем сочетания физических и психических факторов восстановление работоспособности человека». Одним из существенных в этом определении служит слово совокупность. Именно поэтому термин «потенциал», при всей его близости термину «ресурс», отличается от последнего тем, что хотя и применяется в форме единственного числа, но всегда подразумевает совокупность характеристик, предметов, явлений. Еще одно отличие потенциала от ресурса состоит в том, что потенциал достаточно четко связан с конкретной задачей, для решения которой он определяется, в то время как ресурс хотя и рассматривается в контексте своего назначения, но его связь с конкретным пользователем не столь определенна. Так, например, водные ресурсы территории могут использоваться и туристами, и промышленностью, и сельским хозяйством. Описание потенциала какого-либо объекта, как правило, предполагает и оценку этого потенциала в сравнении с потенциалом другого объекта. Итак, туристский потенциал региона – это совокупность условий, способствующих развитию туризма в определенном регионе, сложившаяся под воздействием ряда определенных факторов. Таким образом, понятие «туристский потенциал» по отношению к понятию «туристский ресурс» выступает как более широкое, в некотором смысле как собирательное. Туристские ресурсы делятся на два вида: непосредственные и косвенные. К первым относятся природные и историко-культурные ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими (привлекательность ландшафта, оздоровительные средства местности, объекты познания и т. д.). Косвенные (социально-экономические) туристские ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов; их подразделяют на материальные, технические, финансовые, трудовые и др.
Н. П. Крачило весь комплекс туристских ресурсов делит на три группы: 1.природные: климат, водные ресурсы, минеральные источники и лечебные грязи, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, природные памятники и заповедники, живописные ландшафты, уникальные природные объекты и др.; 2.культурно-исторические: музеи, выставки, театры, археологические, исторические, архитектурные памятники, этнографические особенности, фольклор, центры прикладного искусства и т. д.; 3.социально-экономические: транспортная доступность и уровень развития транспортной сети, экономико-географическое положение, уровень экономического развития, современная и перспективная территориальная организация, уровень обеспечения обслуживания населения, трудовые ресурсы, особенности населения. Популярными являются классификации туристских ресурсов, предложенные польским экономистом М. Труаси и французским экономистом П. Дефером. В основе классификации М. Труаси лежит деление туристских ресурсов на созданные и не созданные трудом человека. М. Труаси выделяет три группы туристских ресурсов: природные туристские ресурсы, определяемые как «потенциальный туристский капитал»; туристские ресурсы, созданные трудом человека; «дополнительные» туристские ресурсы (инфраструктура, экономические удобства). Проанализировав все выше сказанное, можно сделать вывод, что туристский потенциал – это совокупность взаимосвязанных ресурсов, необходимых для достижения определенных целей. Ресурсы в свою очередь делятся на три группы: природные, культурно-исторические и социально-экономические.
Проблемы устойчивого развития туризма Брестской области
Но современное состояние международного туризма в Брестской области говорит о том, что она еще не занимает высокого положения в экономике, как в развитых странах. Несмотря на имеющийся туристический потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого природного и культурного наследия, область занимает скромное место на мировом туристическом рынке и существенно отстает от соседних регионов. Следует отметить, что главная причина отставания Брестской области от лидирующих регионов в области международного туризма не из-за плохого качества туристских услуг, а из-за неэффективного использования. Также большим препятствием служит отсутствие рекламно-информационного поля, низкое качество услуг в отдельных регионах, несовершенство информационно-статистической базы - все это существенно ограничивает возможности анализа современного состояния туристического комплекса и выработки практических рекомендаций по повышению эффективности его функционирования и развития.
Так же отрицательно влияет и то, что высокая стоимость въездной визы и длительные процедуры, связанные с пограничными формальностями, оказывают негативное влияние на туристов. Паритетный принцип установления величины консульского сбора за выдачу въездной визы в условиях низкой туристической привлекательности Беларуси на международной арене не стимулирует расширение въездных потоков. Геополитическое положение области в целом является выгодным и характеризуется соседством с европейским рынком, аккумулирующим 58% мирового спроса на услуги международного туризма; отсутствием ярко-выраженных социально-политических конфликтов и природных бедствий внутри страны и на сопредельных территориях. Однако существует еще одна немало важная проблема, как придорожный сервис. Несмотря на то, что количество увеличивается, но качество остается на прежнем уровне. Что касается природных комплексов и историко-культурного наследия Брестской области, то данные туристические ресурсы по своей ценности, запасам и другим характеристикам позволяют разработать диверсифицированный конкурентоспособный туристический продукт, включающий различные виды туров для иностранных посетителей: экологические, охотничьи, этнические, сельские, фольклорно-этнографические, программы кратковременного обслуживания транзитных и трансграничных потоков, различные виды специализированных программ (для любителей балета, спорта, учебно-образовательные программы для студентов, посещение радиационно-экологического заповедника и др.). Область имеет конкурентные преимущества в потенциале развития экологического туризма. Отдельные природные комплексы (национальный парк «Беловежская пуща»). В области также имеется предприятия, выпускающих сувенирную продукцию, однако отсутствуют единые технологические цепочки, соединяющие производителей сувенирной продукции, организаторов путешествий и иностранных туристов. Качество впечатлений иностранных посетителей во многом определяется уровнем квалификации туристических кадров. Следует отметить явный недостаток опыта привлечения и приема иностранных туристов, нехватку специалистов, владеющих иностранными языками в регионах, недостаточное знание туристических возможностей республики и конъюнктуры зарубежных рынков работниками туристических предприятий. Также к сдерживающим факторам следует отнести острую проблему нехватки гостиниц, особенно в областных и районных центрах. Например, единовременная вместимость гостиниц в польском Августове с населением в 30 тыс. человек превышает 4 тыс. мест. Для сравнения, гостиницы всей Брестской области могут вместить лишь 2,5 тыс. человек. Небольшой чешский городок Глубоко с населением всего в 3,5 тыс. человек насчитывает 26 гостиниц различного класса, тогда как небольшие, но популярные среди туристов города Брестской области имеют в лучшем случае по одной гостинице. Следует сделать вывод о том, что в настоящее время в Брестской области создана и функционирует определенная база для обслуживания въездного туризма, которая в достаточной степени развита, но требует значительных затрат на ее обновление, совершенствование и развитие. Динамика туристского потока Брестской показывает, что приоритетными для региона внешними рынками являются Россия, Польша, страны Прибалтики, Великобритания, Германия, США, Италия, Израиль.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|