Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендуемые правовые источники




 

УПК — ст. 34, 117, 118, 119, 120, 125, 127 и 212.

Закон о прокуратуре — ч. 4 ст. 14, ч. 3 ст. 15, ст. 16, ч. 1— 4 ст. 411, ст.404 и ч. 1, 2, 5, 7, 11 и 12 ст.48.

Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. — ст. 8 и 10 (СЗ РФ, 1995, № 15, ст. 1269).

Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 6 июля 1998 г. № 806 — п. 8 (СЗ РФ, 1998, № 28, ст. 3320; № 32, ст. 4384; № 41, ст. 5004; 1999, № 2, ст. 267).

Федеральный закон "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. — ст. 13 и14 (СЗ РФ, 1996, № 22, ст. 2594; 1997, № 29, ст. 3502).

Федеральный закон "О внешней разведке" от 10 января 1996 г. — ст. 6 (СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 143).

Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. — ст. 1— 3 и 13 (СЗ РФ, 1995, № 33, ст. 3349; 1998, № 30, ст.3613; 1999, №2, ст. 233).

Положение о Министерстве внутренних дел Российской федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039 — п. 7 (СЗ РФ, 1996, № 30,ст. 3605; 1997, № 36, ст. 4133; 1998, № 17. ст. 1915; 1998, № 22, ст. 2413;1998, № 43, ст. 5333; 1999, № 50, ст. 6197).

Перечень подразделений центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, реализующих основные задачи Министерства, утвержденный Указом Президента РФ от 24 апреля 1998 г. № 433 (СЗ РФ, 1998, № 17, ст. 1915; 1998, № 49, ст. 6010).

Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 г. №1422 — п. 1—4,8—13 (СЗ РФ, 1998, № 48.ст.5923).

Положение о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1190 — п. 1 и 2 (СЗ РФ, 1996, № 43, ст. 4916).

Закон РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 r.—cт. l, 2,8 и 9 (ВВС, 1991, № 16, ст., 503; 1993, № 33, ст. 1316; СЗ РФ, 1996, №25, ст. 2964; 1999, № 14, ст. 1666; № 49, ст.5905).

Таможенный кодекс РФ. Утвержден 18 июня 1993 г. — ст. 222—225 (ВВС, 1993, № 31, ст. 1224; 1995, № 26, ст. 2397; 1996, № 1, ст. 4; 1997, №30, ст.3586; №47, ст.5341,1999, №7, ст.879).

Закон РФ "О Государственной границе Российской федерации" от 1 апреля 1993 г. — ст. 30 (ВВС, 1993, № 17, ст. 594; СЗ РФ, 1994, № 16, ст. 1861;1995, № 50,ст. 5610; 1997,№ 29,ст.3507; 1998, № 31,ст. 3805; 1998, № 31; ст. 3831; 1999, № 23, ст. 2808).

Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г. — ст. 2 и 8 (ВВС, 1993, № 29, ст. 1114; СЗ РФ, 1995, № 51. ст. 4973).

Положение о Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 25 сентября 1999 г. № 1272 (СЗ РФ, 1999, № 39, ст. 4590).

Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11 марта 1992 г. — ст. 3—5 и 7 (ВВС, 1992, № 17, ст. 888).

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику выявления и расследования пре­ступлений как правоохранительной функции.

2. Каковы виды деятельности по выявлению и расследованию пре­ступлений?

3. В чем заключается понятие оперативно-розыскной деятельнос­ти и какие органы ее осуществляют?

4. Назовите органы дознания и основные их полномочия.

5. Перечислите виды дознания по уголовному делу.

6. Охарактеризуйте статус милиции как органа дознания.

7. С какой целью создана милиция общественной безопасности?

8. Какова компетенция криминальной милиции?

9. Дайте понятие предварительного следствия, перечислите виды и принципиальную структуру следственных аппаратов.

10. Охарактеризуйте статус следователя как органа предваритель­ного следствия.

Глава XVII

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ

§ 1. Юридическая помощь: содержание и значение

Обеспечение квалифицированной юридической помощью всех, нуждающихся в ней, в наши дни считается важным конституцион­ным положением. Ему посвящены ст. 48 Конституции РФ и немало других законодательных предписаний, в первую очередь тех, кото­рые призваны гарантировать рассмотренные выше (см. § 9 и 11 гл. IV учебника) право гражданна судебную защиту и право подозревае­мого, обвиняемого и подсудимого на защиту по уголовным делам.

Внимание законодателя к тому, чтобы каждому (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, физическому или юридическо­му лицу) предоставлялась квалифицированная юридическая помощь, объясняется прежде всего широким признанием сравнительно про­стого исходного положения: реализация прав и свобод человека и гражданина возможна в полной мере, когда они отстаиваются со знанием дела, квалифицированно.

Такую реализациюсамостоятельно может осуществлять дале­ко не всякий. Для нее требуются не только умение читать законо­дательство, но и умение понимать и толковать его, навыки по быс­трому отысканию того акта, который нужен для решения возникшего вопроса, опыт ведения дел в правоохранительных и иных органах, способность предвидеть возможные юридические последствия кон­кретных поступков или действий, знание тех правовых мер, кото­рые следует предпринятьсвоевременно, чтобы нейтрализовать или исключить в будущем нежелательные последствия таких поступков или действий, и многое другое. Коротко говоря, чтобы обеспечить эффективную помощь, нужен специалист. Именно это имеет в виду упомянутое конституционное положение. "Каждому, — говорится в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ,— гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотрен­ных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно".

По своему содержанию юридическая помощь охватываетширо­кий круг действий: поиск нужного нормативногоакта, разъяснение его содержания, содействие в составлении заявления или ходатайст­ва, другого документа, подбор аргументов, определение органа, кото­рый наиболее эффективно может разрешить возникшую проблему, осуществление представительства в суде или ином органе, ведение защиты по уголовному делу или отстаивание законных интересов гражданина, привлекаемого к административной ответственности, и т д. Как показывает многолетний опыт, такого рода деятельность в состоянии наиболее результативно осуществлять прежде всего созда­ваемое специально для этих целей учреждение — адвокатура. Имен­но на ее долю приходится основной объем работы в данной области. Об этом может свидетельствовать хотя бы тот факт, что в последнее время адвокаты ежегодно оказывают юридическую помощь в сред­нем примерно 8 10 млн. граждан, иных лиц и организаций.

Однако адвокатура не является единственной структурой, при­званной оказывать содействие в осуществлении прав и свобод. Зна­чительная роль в этом деле отводилась и отводится функционирующим в государственных и негосударственных организациях юри­дическим службам.

Вместе с тем содействие осуществлению прав и свобод оказы­вают в тойили иной мере многие другие организации и лица, зани­мающиеся частным предпринимательством. Кним могут быть отне­сены, к примеру: государственные и частные нотариусы; фирмы, специализирующиеся на издании и реализации юридической лите­ратуры, распространении информации о правовых актах с помощью, скажем, компьютерной техники; общественные объединения и про­изводственные кооперативы; даже частные детективы, помогающие гражданам отыскать юридически ценные документы.

С учетом значимости выполняемой работы, ее объема и содер­жания ниже внимание и будет соответственно уделено прежде все­го адвокатуре, иным организационным формам оказания юридичес­кой помощи и нотариату.

Адвокатура.

1. Понятие и задачи адвокатуры. Под адвокатурой принято понимать организованное особым образом объединение юристов-профессионалов, главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается.

В ваши дни перед ней официально поставлены задачи содей­ствия охране прав и законных интересов всех физических и юри­дических лиц, отправлению правосудия, соблюдению и укреплению законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного ис­полнения законов, уважения к правам, свободам, чести и достоин­ству других лиц.

Осуществлению этих задач подчинены основные направления деятельности адвокатуры:

— дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устных и письменных справок по действующему законодательству;

— представительство в судах и других государственных орга­нах по гражданским и административным делам;

— составление заявлений, жалоб и других документов право­вого характера;

— участие адвокатов при производстве по уголовным делам в качестве защитников подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков;

— оказание правовой помощи трудовым коллективам.

Консультирование по вопросам применения законодательства является важным участком работы адвокатов. Оно чаще всего зак­лючается в разъяснении действующего гражданского, семейного, трудового, административного и уголовного законодательства. Боль­шое место в этой работе занимают советы по судебным делам.

Другой участок деятельности адвокатов — юридическое обслу­живание организаций, не имеющих своих юрисконсультов. Оно осу­ществляется на основании договоров с юридическими консультаци­ями, в которых предусматриваются обязанности сторон. Адвокат, обслуживающий предприятия, учреждения, все виды коммерческих структур, фермерских хозяйств и т.д., проверяет законность изда­ваемыхими приказов и других правовых решений, участвует в офор­млении преддоговорных документов и договоров, ведет претензионную работу и дела в судах, дает консультации по правовым вопро­сам административно-управленческому персоналу, рабочим и слу­жащим и т.д.

Участие адвоката в уголовном судопроизводстве — важная форма адвокатской деятельности. Общество заинтересовано в том, чтобы ни один гражданин не был привлечен к уголовной ответственности и осужден без достаточных оснований. Закон, как отмечалось выше, предусматривает обеспечение подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, подсудимым права на защиту. И оно в значительной мере реализуется адвокатами, которым для этого пре­доставлены достаточно широкие возможности. В частности, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает широкий круг прав, предоставляемых адвокату-защитнику как при судебном рас­смотрении (в стадиях разбирательства и последующей проверки законности и обоснованности вынесенных по конкретному делу при­говоров), так и на предварительном следствии или при производстве дознания.

Права такого рода постоянно совершенствуются. Например, в мае 1992 г. в УПК были вынесены существенные поправки, в соответ­ствии с которыми адвокаты-защитники стали допускаться к учас­тию в деле с момента задержания подозреваемого, заключения под стражу или предъявления обвинения. При этом они могут знакомить­ся с протоколом задержания или постановлением об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ареста), иметь свидания с подзащитным без ограничения их числа и продолжительности, участвовать в его допросах и т. д. Тогда же в УПК были включены положения о праве защитника приносить жалобы на неправомер­ность ареста лица, которое он защищает, или продления срока та­кого ареста.

Во многих случаях, определенных в УПК, привлекаемое к уго­ловной ответственности лицо обязательно должно иметь защитни­ка. Если этот гражданин или его родственники почему-либо не про­являют инициативу по приглашению адвоката, то он должен быть назначен по предложению следователя, прокурора либо судьи. Та­кой адвокат пользуется темиже правами, что и адвокат, приглашен­ный обвиняемым или его родственниками. Его труд должен оплачи­ваться за счет средств государственного бюджета.

Адвокат, участвующий в рассмотрении уголовных дел, обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность, и оказывать обвиняемому необхо­димую юридическую помощь.

При рассмотрении уголовного дела адвокат может участвовать в деле в качестве не только защитника обвиняемого, но и представи­теля интересов потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.

Адвокат принимает также участие в разбирательстве граждан­ских дел в качестве представителя истца, ответчика и третьих лиц.

2.Становление и эволюция российской адвокатуры. Появление профессиональной адвокатуры в России связано с судебной рефор­мой 1864 г. Получив законодательное закрепление в судебных уста­вах, она стала новым юридическим учреждением России.

В дореформенное время на протяжении нескольких веков роль адвокатов выполняли частные лица— стряпчие или ходатаи по делам. Их функции не были законодательно регламентированы, ка­ких-либо требованийк ним (в виде наличия специального образова­ния и иных) не предъявлялось. Как правило,их обязанности огра­ничивались составлением некоторых документов (бумаг),их подачей и т.д. И даже создание в 1832 г. института присяжных стряпчих в силу сословного характераих деятельности не могло гарантировать всем социальным слоям России защиту их интересов в суде и дру­гих учреждениях.

По судебным уставам 1864 г. лица, призванные выполнять ад­вокатские функции, объединялись в особую корпорацию — сосло­вие присяжных поверенных. Для таких корпораций было характерно внутреннее самоуправление в виде выборных органов (кое-где сфор­мировались советы присяжных поверенных) и надзор за их деятель­ностью со стороны судебных органов и органов юстиции. В задачи адвокатуры помимо защиты по уголовным делам входило предста­вительство сторон в гражданском процессе и оказание иной юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных.

Присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и пять лет судебной практики в качествечиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного. В некоторых советах присяжных поверенных (например, Петербургском) для кандидатов устраивались экзамены с целью проверки их практической подго­товленности.

Определенное распространение в это время получил институт помощников присяжных поверенных. К ним относились лица, полу­чившие юридическое образование, но нигде не служившие.

В качестве органов самоуправления корпораций присяжных поверенных действовали (но далеко не во всех губерниях) советы присяжных поверенных. Они состояли из председателей, товарищей председателя и членов совета, чьи должности были выборными.

Выборы в совет проводились отдельно на каждую должность про­стым большинством голосов. Совет переизбирался ежегодно на об­щем собрании присяжных поверенных после отчета предыдущего состава.

Совет осуществлял свою деятельность по различным направ­лениям. Он принимал и увольнял присяжных поверенных, осуществ­лял дисциплинарную практику, распределял "бесплатные" дела среди присяжных поверенных, урегулировал различные споры междуними и т.д. Свои решения он принимал большинством голосов. Деятельность совета контролировалась соответствующей судебной палатой.

6 июня 1874 г. был издан закон, учредивший наряду с присяж­ной адвокатурой институт частных поверенных. Основанием утвер­ждения в должности частного поверенного и получения права на участие в производстве гражданских дел у мировых судей и в об­щих судебных установлениях было получение особого свидетельства, выдававшегося теми судами, в округе которых частный поверенный осуществлял ходатайство по делам.

В подобном виде институт присяжной и частной адвокатуры просуществовал до ноября 1917 г.

Декрет о суде № 1, упразднив существовавшую ранее адвока­туру, допустил в качестве защитников по уголовным делам и пове­ренных по гражданским делам всех "неопороченных граждан обо­его пола", пользующихся гражданскими правами. Однако специаль­ного органа, призванного защищать права граждан, Декретом создано не было.

Декретом о суде № 2 предусматривалась организация колле­гий правозаступников при Советах рабочих, солдатских, крестьян­ских и казачьих депутатов. Чтобы стать членом такой коллегии, тре­бовалась рекомендация местного Совета. Правозаступничество осуществлялось в форме общественного обвинения и общественной за­щиты. Коллегии были едиными для общественных обвинителей и об­щественных защитников. Кромеуказанных обвинителей и защитни­ков в судебных прениях могли принимать участие один обвинитель и один защитник из присутствующих на судебном заседании лиц.

Совершенствование судопроизводства изменило и деятельность правозаступников. Постепенно более четко разделяются функции обвинения и защиты, намечается урегулирование вопроса о заработ­ной плате членов коллегии правозаступников, сужается, а затем и ликвидируется допущение бесконтрольной защиты в судах.

Положение о народном суде от 39 ноября 1918 г. устанавлива­ло, что для содействия суду в деле наиболее полного выяснения всех обстоятельств, касающихся интересов обвиняемого или сторон, участ­вующих в гражданском процессе, при уездных и губернских испол­комах Советов должны учреждаться коллегии защитников, обвини­телей и представителей сторон в гражданском процессе. Члены кол­легии считались должностными лицами,им устанавливалась зара­ботная плата в размере оклада, выплачиваемого народным судьям.

Несмотря на ряд мер по улучшению организации коллегий пра­возаступников, деятельность последних не отвечала тем требовани­ям, которые кним предъявлялись. Поэтому Положение о народном суде от 31 октября 1920 г. упразднило коллегии правозаступников и установило новую форму судебной защиты. Осуществление защиты рассматривалось как общественная повинностьвсех граждан, спо­собных выполнять эту обязанность. Граждане, могущие выполнять обязанности защитника, включались в списки, составляемые в со­ответствии с Инструкцией об организации обвинения и защиты на суде от 23 ноября 1920 г. Лица, привлекаемые в качестве защитни­ков, освобождались от основной работы на требуемый срок; за ними сохранялась заработная плата на время участия в процессе или выплачивались суточные из государственных средств в размере минимума заработной платы. При недостатке защитников из числа указанных лиц суды привлекали в качестве таковых консультантовотделов юстиции. Такая форма организации защиты просущество­вала до судебно-правовой реформы 1922-1924 гг.

Положение об адвокатуре, утвержденное 26 мая 1922 г., опреде­ляло адвокатуру как самоуправляющуюся организацию, призванную оказывать юридическую помощь населению. При губернских отде­лах юстиции образовывались коллегии защитников по уголовным и гражданским делам. Члены коллегий защитников первого созыва подбирались губернскими отделами юстиции с последующим утвер­ждением их губернскими исполнительными комитетами. В дальней­шем право приема новых членов предоставлялось президиуму кол­легии защитников. Губисполком имел право отвода принятых новых членов коллегии. Члены коллегии защитников не имели права зани­мать должности в государственных учреждениях и предприятиях, за исключением лиц, занимающих государственные должности по выборам, профессоров и преподавателей юридических наук.

Кроме членов коллегии защитников правом осуществлять защиту на суде обладали близкие родственники обвиняемого и потерпевшего, представители предприятий, учреждений и ВЦСПС.

После принятия Конституции СССР в 1936 г. было разработано новое Положение об адвокатуре, утвержденное СНК СССР 16 августа 1939 г. В соответствии сэтим Положением коллегии адвокатов создавались в пределах края, области, автономной и союзной республики, где не было краевого (областного) деления. Членами коллегии адвокатов могли быть лица: имеющие высшее юридическoe образование; окончившие юридические школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года, не имеющие юридического образования, но проработавшие не менее трех лет в тех же должностях. Лица, окончившие юридические школы, но не имеющие стажа практической работы в судебных, прокурорских ииных органах юстиции, принимались в коллегии адвокатов в качестве стажеров. Органами управления коллегии являлись: общее собрание адвокатов, прези­диум областной, краевой и республиканской коллегии адвокатов и ревизионная комиссия. Всю работу адвокаты вели в юридических консультациях. Общее руководство коллегиями адвокатов возглавлялось на союзно-республиканский Наркомат юстиции СССР и его местные органы были наделены весьма широкими полномочиями, дозволявшимиим беспрепятственно вмешиваться в дела коллегий и командовать ими.

Эффективность деятельности адвокатов, особенно по уголовным делам, в 30—40-е гг. была снижена по ряду причин. К ним следует отнести негативное отношение к участию адвокатов в уголовном судопроизводстве судебных работников, руководителей наркомата юстиции и других правоохранительных органов. Огромную негативную роль сыграли постановления ЦИК СССР от 1декабря 1934 г. и от 14 сентября 1937 г., установившие особый порядок судопроизвод­ства по делам о террористических организациях и террористичес­ких актах, контрреволюционном вредительстве и диверсиях. Рас­смотрение этих дел в суде велось упрощенно, в частности, без уча­стия обвинения и защиты.

Основы законодательства о судоустройстве 1958 г. установили, что коллегии адвокатов действуют в целях осуществления защиты на суде, а также оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адво­катской деятельностью, и действуют на основании Положения, ут­вержденного Верховным Советом союзной республики.

Во исполнение указанного акта все союзные республики при­няли свои положения об адвокатуре. В РСФСР такое Положение было утверждено Верховным Советом РСФСР 25 июня 1962 г.

В 1977 г. впервые в истории советской адвокатуры ее правовое положение было закреплено в Конституции СССР 1977 г. (ст.161). В 1979 с. был принят Закон "Об адвокатуре в СССР". Этим Законом регулировались вопросы организации и деятельности адвокатуры в общесоюзном масштабе. В пределах каждой союзной республики действовало свое положение об адвокатуре (в РСФСР Положение утверждено 20 ноября 1980 г.).

Начавшаяся во второй половине 80-х гг. судебная реформа не обошла стороной и адвокатуру. С самого начала вновь разгорелись шедшие до того момента в течение многих лет дебаты по поводу переустройства данного института. Одним из главных объектов этих дебатов был вопрос о дальнейшем расширении самостоятельности и независимости адвокатуры от государственных органов, прежде всего органов юстиции и судов, а также местных исполнительных органов. Появились и новые аспекты в поисках путей совершен­ствования системы оказания квалифицированной юридической помо­щи — это довольно активные разговоры о необходимости покончить с монополизмом адвокатуры, который-де отрицательно сказывает­ся на качестве оказываемой помощи и мешает становлению соответ­ствующих "велению времени" форм оказания правовых услуг.

В такой атмосфере было подготовлено несколько проектов за­конов, большинство из которых совершенно игнорировало российс­кие реалии. Некоторые из них были настолько "суперрадикальными", что их принятие и попытка насаждения могли привести к пол­ному развалу существующей адвокатуры и, естественно, к оставле­нию тех, кто нуждается в квалифицированной юридической помо­щи, без нее.

Параллельно с попытками ревизовать законодательство об адво­катуре шел процесс практического совершенствования данного ин­ститута, без внесения официальных законодательных корректив. Пожалуй, самыми существенными результатами явилось то, что коллегии адвокатов наконец-то добились отказа от устанавливавшихся органами юстиции так называемых лимитов их численности. Произошел также отказ от жесткого ограничения адвокатских гоно­раров за оказываемые ими услуги и призвана возможность заклю­чения соглашений с клиентами со свободным определением разме­ра таких гонораров с учетом сложности дел, уровня квалификации адвоката и других факторов. Министерство юстиций РФ и его органы на местах практически постепенно преобразовались в учрежде­ния, основная задача которых — сотрудничество с коллегиями ад­вокатов, оказание содействия им в решении организационных воп­росов, установлении нормальных взаимоотношений с местными орга­нами государственной власти и самоуправления, урегулировании вопросов, возникающих в связи с идущим весьма бурно процессом формирования различного рода коммерческих структур, активно вторгающихся в сферу оказания правовой помощи.

3. Коллегии адвокатов и их организация. Согласно Положению об адвокатуре в РСФСР коллегии адвокатов — это добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Они образуютсяна основе добровольности по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициативе соответствующего исполнительного органа. Предложение об образовании коллегии адвокатов направляется в Министерство юстиции РФ, которое при согласии с предложением представляет его администрации субъекта Федераций для регистрации.

Принцип добровольности организации адвокатуры неразрывно связывается с коллективной формой ее деятельности. Поэтому не случайно коллегия адвокатов определяется как объединение, поскольку считалось и считается в ваши дни, что исторически выработанная коллективная форма деятельности адвокатов наиболее удобна и демократична.

В Российской Федерации объединения адвокатов строятся по территориальному принципу. В республиках образуются республи­канские коллегии адвокатов, в краях и областях — краевые и обла­стные коллегии адвокатов, а в случаях, предусмотренных Положе­нием об адвокатуре РСФСР, — городские коллегии адвокатов (в наши дни они имеются в Москве и Санкт-Петербурге).

Коллегии адвокатов — это не просто добровольные объедине­ния граждан Российской Федерации, а объединения лиц, занимаю­щихся адвокатской деятельностью. Последнее указание обусловле­но тем, что адвокатскую деятельность может осуществлять не каж­дый человек, а лишь специалист, имеющий юридическое образова­ние и соответствующий опыт работы.

Реальным проявлением демократизма построения коллегий ад­вокатов является самоуправление. Его сущность состоит в том, что адвокаты вправе самостоятельно решать все повседневные вопро­сы, относящиеся к организации и деятельности коллегий. Это выра­жается в наличии таких органов управления, как общие собрания (конференции) членов коллегии адвокатов, президиумы и ревизионные комиссии.

С самоуправлением коллегий адвокатов тесно связана незави­симость адвокатуры от суда, прокуратуры, органов дознания, т.е. тех органов, с которыми адвокаты сталкиваются при осуществлении профессиональных функций — защиты обвиняемых или оказания иной юридической помощи гражданам и организациям. Независи­мость адвокатуры обеспечивается самоуправлением, не допускаю­щим вмешательства суда, прокуратуры, органов дознания во внут­ренние дела коллегий адвокатов; организацией коллегий адвокатов по территориальному принципу, а не при судах; недопущением воз­ложенияна суд и прокуратуру функций государственного руковод­ства адвокатурой.

Дальнейшим развитием демократических принципов построения адвокатуры явилось создание в 1989 г. Союза адвокатов Россий­ской Федерации— общественной организации, которая объединила на добровольных началах адвокатов, работавших во всех концах страны, и ставила своей задачей прежде всего обеспечение незави­симости адвокатуры, повышение ее роли в системе правоохранитель­ных органов, в деле укрепления законности и охраны прав граждан (в 1994 г. был создан Всероссийский федеральный союз адвокатов).

Независимость адвокатуры вовсе не означает ее полную изоля­цию от государственных органов. В настоящее время с коллегиями адвокатов сотрудничают исполнительные органы субъектов Россий­ской Федерации, в том числе и органы юстиции (см. § 5 гл. XIV учеб­ника), а равно органы местного самоуправления.

Коллегии адвокатов обеспечиваются собственными средствами, образуемыми из сумм, получаемых за оказание юридической помо­щи. Часть этих средств идет на оплату труда адвокатов, а часть (не более 30% от всей суммы) — на общие нужды коллегии: на уплату взносов по социальному страхованию, оплату отпусков, оплату юри­дической помощи, оказываемой гражданам бесплатно, оплату тру­да стажеров, содержание аппарата управления коллегии, а также на другие нужды, определяемые общим собранием (конференцией) членов коллегии.

Органами коллегии адвокатов являются: общее собрание, пре­зидиум коллегии адвокатов, ревизионная комиссия. Организацион­ные функции выполняют также юридические консультации.

Общее собрание членов коллегии адвокатов является выс­шим ее органом. В коллегии адвокатов, насчитывающей более 300 че­ловек, вместо общего собрания может созываться конференция. Общее собрание (конференция) созывается не реже одного раза в год по инициативе президиума коллегии адвокатов, по предложению Ми­нистерства юстиции РФ или республики либо отделов (управлений) юстиции, а также по требованию не менее одной трети состава кол­легии.

Общее собрание считается правомочным при участии в нем не менее двух третей состава членов коллегии. Конференция членов коллегии адвокатов созывается исходя из норм представительства, устанавливаемых президиумом коллегии адвокатов, и считается правомочной при участии в ней не менее двух третей делегатов, избранных по юридическим консультациям. Все вопросы общее со­брание (конференция) решает большинством голосов адвокатов, уча­ствующих в голосовании,

Общее собрание (конференция) обладает широкими полномочи­ями и может решать любые вопросы, имеющие отношение к деятель­ности коллегии адвокатов. Оно избирает для осуществления повсед­невного руководства и контроля за деятельностью коллегии адвока­тов президиум коллегии адвокатов и ревизионную комиссию. После избрания этих органов общее собрание обладает правом осуще­ствлять контрольза их работой. С этой целью оно заслушивает и утверждает отчеты о деятельности президиума коллегии адвокатов и ревизионной комиссии.

Общее собрание (конференция) разрешает также другие орга­низационные и финансовые вопросы, относящиеся к деятельности адвокатов, устанавливает численный состав, штаты, смету доходов и расходов с последующим утверждением исполнительными орга­нами, определяет порядок оплаты труда адвокатов, утверждает по согласованию с профсоюзными органами правила внутреннего тру­дового порядка, рассматривает другие вопросы, связанные с деятель­ностью коллегии адвокатов.

Общему собранию (конференции) членов коллегии адвокатов принадлежит право досрочного отзыва членов президиума и реви­зионной комиссии, не оправдывающих оказанногоим доверия. Ре­шение общего собрания (конференции) членов коллегий адвокатов может быть пересмотрено только общим собранием (конференцией) членов коллегии.

Президиум коллегии адвокатов является исполни­тельным органом, постоянно действующим в период между общими собраниями адвокатов. Он избирается общим собранием (конферен­цией) членов коллегии адвокатов тайным голосованием сроком на три года в количестве, определяемом общим собранием в зависимости от числа членов коллегии и объема работы. Избранными в состав пре­зидиума считаются кандидаты, получившие большинство голосов участвующих в голосовании адвокатов. В случае выбытия из соста­ва президиума одного из его членов на очередном общем собрании (конференции) адвокатов могут быть проведены, довыборы. Члены президиума, занимающие штатные должности, получают заработ­ную плату из средств коллегии и имеют право заниматься адвокат­ской практикой.

Председатель президиума по закону должен изби­раться открытым голосованием на заседании президиума из числа его членов. Однако в некоторых коллегиях отступают от этого пра­вила: его избирает непосредственно собрание (конференция) тайным голосованием из числа нескольких выдвинутых собранием кандидатов.

Президиум наделен широкими полномочиями, необходимыми ему для осуществления управления коллегией адвокатов. Он созы­вает общие собрания (конференция) членов коллегии адвокатов; ор­ганизует в установленном порядке юридические консультации и ру­ководитих деятельностью; проводит проверки работы юридических консультаций и отдельных адвокатов; назначает и освобождает от работы заведующих юридическими консультациями; принимает в члены коллегии и в ее состав стажеров; организует стажировку; рас­пределяет адвокатов по юридическим консультациям, решает вопросы их перевода из одной консультации в другую, а также отчисляет и исключает из членов коллегии и состава стажеров; утверждает штаты и сметы юридических консультаций; проводит мероприятия по повышению квалификации членов коллегии. Президиум решает и другие вопросы. Его деятельность строится на основе коллективного руководства, гласности, регулярной отчетности перед членами коллегии адвокатов, широкого привлечения адвокатов к работе президиума. При президиуме коллегии могут образовываться действующие на общественных началах органы, оказывающие ему помощь.

Президиум коллегии адвокатов проводит свои заседания при наличии не менее половины его членов. Он вправе рассматривать вопросы приема в коллегию, отчисления и исключения из нее при наличии на заседании не менее двух третей состава президиума. Его решения принимаются большинством голосов. При равенстве голосов рассмотрение обсуждаемого вопроса переносится на очередное заседание президиума с вызовом отсутствующих его членов. Постановление президиума коллегии адвокатов может быть пересмотреносамим президиумом или общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов.

Ревизионная комиссия является контрольно-ревизионным органом коллегии адвокатов и избирается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов тайным голосованием сроком на три года в количестве, определяемом собранием. Избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов участвовавших в голосовании адвокатов. Ревизионная комиссия коллегии адвокатов открытым голосованием избирает из своего состава председателя и заместителя председателя ревизионной комиссии. В случае выбытия из состава ревизионной комиссии одного из ее членов на очередном общем собрании (конференции) могут быть проведены выборы вместо выбывшего в установленном порядке.

На ревизионную комиссию возложена обязанность проводить ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии адвокатов, юридических консультаций, а также осуществлять контроль за порядком и сроками рассмотрения предложений, заявлений, жалоб.

Юридические консультации создаются президиумами коллегий для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи в районах, городах, а иногда и в других населенных пунктах. В настоящее время в стране действует свыше 4 тыс. юридических консультаций.

Местонахождение юридической консультации и количество ра­ботающих в ней адвокатов определяются президиумом коллегии адвокатов по согласованию с местными органами государственной власти или самоуправления.

Юридические консультации являются основным рабочим зве­ном адвокатуры. Члены коллегии адвокатов входят в состав какой-либо юридической консультациии там проводят свою работу.

Юридические консультации строятся, как и вся коллегия адвокатов в целом, по территориальному принципу. По общему правилу на территории края, области, города действует несколько юридических консультаций. Состав и местонахождениеих определяются президиумом коллегии адвокатов с учетом интересов более полного и рационально

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...