Рекомендуемые правовые источники
УПК — ст. 34, 117, 118, 119, 120, 125, 127 и 212. Закон о прокуратуре — ч. 4 ст. 14, ч. 3 ст. 15, ст. 16, ч. 1— 4 ст. 411, ст.404 и ч. 1, 2, 5, 7, 11 и 12 ст.48. Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. — ст. 8 и 10 (СЗ РФ, 1995, № 15, ст. 1269). Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 6 июля 1998 г. № 806 — п. 8 (СЗ РФ, 1998, № 28, ст. 3320; № 32, ст. 4384; № 41, ст. 5004; 1999, № 2, ст. 267). Федеральный закон "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. — ст. 13 и14 (СЗ РФ, 1996, № 22, ст. 2594; 1997, № 29, ст. 3502). Федеральный закон "О внешней разведке" от 10 января 1996 г. — ст. 6 (СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 143). Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. — ст. 1— 3 и 13 (СЗ РФ, 1995, № 33, ст. 3349; 1998, № 30, ст.3613; 1999, №2, ст. 233). Положение о Министерстве внутренних дел Российской федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039 — п. 7 (СЗ РФ, 1996, № 30,ст. 3605; 1997, № 36, ст. 4133; 1998, № 17. ст. 1915; 1998, № 22, ст. 2413;1998, № 43, ст. 5333; 1999, № 50, ст. 6197). Перечень подразделений центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, реализующих основные задачи Министерства, утвержденный Указом Президента РФ от 24 апреля 1998 г. № 433 (СЗ РФ, 1998, № 17, ст. 1915; 1998, № 49, ст. 6010). Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 г. №1422 — п. 1—4,8—13 (СЗ РФ, 1998, № 48.ст.5923). Положение о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1190 — п. 1 и 2 (СЗ РФ, 1996, № 43, ст. 4916). Закон РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 r.—cт. l, 2,8 и 9 (ВВС, 1991, № 16, ст., 503; 1993, № 33, ст. 1316; СЗ РФ, 1996, №25, ст. 2964; 1999, № 14, ст. 1666; № 49, ст.5905).
Таможенный кодекс РФ. Утвержден 18 июня 1993 г. — ст. 222—225 (ВВС, 1993, № 31, ст. 1224; 1995, № 26, ст. 2397; 1996, № 1, ст. 4; 1997, №30, ст.3586; №47, ст.5341,1999, №7, ст.879). Закон РФ "О Государственной границе Российской федерации" от 1 апреля 1993 г. — ст. 30 (ВВС, 1993, № 17, ст. 594; СЗ РФ, 1994, № 16, ст. 1861;1995, № 50,ст. 5610; 1997,№ 29,ст.3507; 1998, № 31,ст. 3805; 1998, № 31; ст. 3831; 1999, № 23, ст. 2808). Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г. — ст. 2 и 8 (ВВС, 1993, № 29, ст. 1114; СЗ РФ, 1995, № 51. ст. 4973). Положение о Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 25 сентября 1999 г. № 1272 (СЗ РФ, 1999, № 39, ст. 4590). Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11 марта 1992 г. — ст. 3—5 и 7 (ВВС, 1992, № 17, ст. 888). Контрольные вопросы 1. Дайте общую характеристику выявления и расследования преступлений как правоохранительной функции. 2. Каковы виды деятельности по выявлению и расследованию преступлений? 3. В чем заключается понятие оперативно-розыскной деятельности и какие органы ее осуществляют? 4. Назовите органы дознания и основные их полномочия. 5. Перечислите виды дознания по уголовному делу. 6. Охарактеризуйте статус милиции как органа дознания. 7. С какой целью создана милиция общественной безопасности? 8. Какова компетенция криминальной милиции? 9. Дайте понятие предварительного следствия, перечислите виды и принципиальную структуру следственных аппаратов. 10. Охарактеризуйте статус следователя как органа предварительного следствия. Глава XVII ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ § 1. Юридическая помощь: содержание и значение Обеспечение квалифицированной юридической помощью всех, нуждающихся в ней, в наши дни считается важным конституционным положением. Ему посвящены ст. 48 Конституции РФ и немало других законодательных предписаний, в первую очередь тех, которые призваны гарантировать рассмотренные выше (см. § 9 и 11 гл. IV учебника) право гражданна судебную защиту и право подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту по уголовным делам.
Внимание законодателя к тому, чтобы каждому (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, физическому или юридическому лицу) предоставлялась квалифицированная юридическая помощь, объясняется прежде всего широким признанием сравнительно простого исходного положения: реализация прав и свобод человека и гражданина возможна в полной мере, когда они отстаиваются со знанием дела, квалифицированно. Такую реализациюсамостоятельно может осуществлять далеко не всякий. Для нее требуются не только умение читать законодательство, но и умение понимать и толковать его, навыки по быстрому отысканию того акта, который нужен для решения возникшего вопроса, опыт ведения дел в правоохранительных и иных органах, способность предвидеть возможные юридические последствия конкретных поступков или действий, знание тех правовых мер, которые следует предпринятьсвоевременно, чтобы нейтрализовать или исключить в будущем нежелательные последствия таких поступков или действий, и многое другое. Коротко говоря, чтобы обеспечить эффективную помощь, нужен специалист. Именно это имеет в виду упомянутое конституционное положение. "Каждому, — говорится в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ,— гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно". По своему содержанию юридическая помощь охватываетширокий круг действий: поиск нужного нормативногоакта, разъяснение его содержания, содействие в составлении заявления или ходатайства, другого документа, подбор аргументов, определение органа, который наиболее эффективно может разрешить возникшую проблему, осуществление представительства в суде или ином органе, ведение защиты по уголовному делу или отстаивание законных интересов гражданина, привлекаемого к административной ответственности, и т д. Как показывает многолетний опыт, такого рода деятельность в состоянии наиболее результативно осуществлять прежде всего создаваемое специально для этих целей учреждение — адвокатура. Именно на ее долю приходится основной объем работы в данной области. Об этом может свидетельствовать хотя бы тот факт, что в последнее время адвокаты ежегодно оказывают юридическую помощь в среднем примерно 8 — 10 млн. граждан, иных лиц и организаций.
Однако адвокатура не является единственной структурой, призванной оказывать содействие в осуществлении прав и свобод. Значительная роль в этом деле отводилась и отводится функционирующим в государственных и негосударственных организациях юридическим службам. Вместе с тем содействие осуществлению прав и свобод оказывают в тойили иной мере многие другие организации и лица, занимающиеся частным предпринимательством. Кним могут быть отнесены, к примеру: государственные и частные нотариусы; фирмы, специализирующиеся на издании и реализации юридической литературы, распространении информации о правовых актах с помощью, скажем, компьютерной техники; общественные объединения и производственные кооперативы; даже частные детективы, помогающие гражданам отыскать юридически ценные документы. С учетом значимости выполняемой работы, ее объема и содержания ниже внимание и будет соответственно уделено прежде всего адвокатуре, иным организационным формам оказания юридической помощи и нотариату. Адвокатура. 1. Понятие и задачи адвокатуры. Под адвокатурой принято понимать организованное особым образом объединение юристов-профессионалов, главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается. В ваши дни перед ней официально поставлены задачи содействия охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц, отправлению правосудия, соблюдению и укреплению законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, свободам, чести и достоинству других лиц. Осуществлению этих задач подчинены основные направления деятельности адвокатуры:
— дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устных и письменных справок по действующему законодательству; — представительство в судах и других государственных органах по гражданским и административным делам; — составление заявлений, жалоб и других документов правового характера; — участие адвокатов при производстве по уголовным делам в качестве защитников подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков; — оказание правовой помощи трудовым коллективам. Консультирование по вопросам применения законодательства является важным участком работы адвокатов. Оно чаще всего заключается в разъяснении действующего гражданского, семейного, трудового, административного и уголовного законодательства. Большое место в этой работе занимают советы по судебным делам. Другой участок деятельности адвокатов — юридическое обслуживание организаций, не имеющих своих юрисконсультов. Оно осуществляется на основании договоров с юридическими консультациями, в которых предусматриваются обязанности сторон. Адвокат, обслуживающий предприятия, учреждения, все виды коммерческих структур, фермерских хозяйств и т.д., проверяет законность издаваемыхими приказов и других правовых решений, участвует в оформлении преддоговорных документов и договоров, ведет претензионную работу и дела в судах, дает консультации по правовым вопросам административно-управленческому персоналу, рабочим и служащим и т.д. Участие адвоката в уголовном судопроизводстве — важная форма адвокатской деятельности. Общество заинтересовано в том, чтобы ни один гражданин не был привлечен к уголовной ответственности и осужден без достаточных оснований. Закон, как отмечалось выше, предусматривает обеспечение подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, подсудимым права на защиту. И оно в значительной мере реализуется адвокатами, которым для этого предоставлены достаточно широкие возможности. В частности, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает широкий круг прав, предоставляемых адвокату-защитнику как при судебном рассмотрении (в стадиях разбирательства и последующей проверки законности и обоснованности вынесенных по конкретному делу приговоров), так и на предварительном следствии или при производстве дознания. Права такого рода постоянно совершенствуются. Например, в мае 1992 г. в УПК были вынесены существенные поправки, в соответствии с которыми адвокаты-защитники стали допускаться к участию в деле с момента задержания подозреваемого, заключения под стражу или предъявления обвинения. При этом они могут знакомиться с протоколом задержания или постановлением об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ареста), иметь свидания с подзащитным без ограничения их числа и продолжительности, участвовать в его допросах и т. д. Тогда же в УПК были включены положения о праве защитника приносить жалобы на неправомерность ареста лица, которое он защищает, или продления срока такого ареста.
Во многих случаях, определенных в УПК, привлекаемое к уголовной ответственности лицо обязательно должно иметь защитника. Если этот гражданин или его родственники почему-либо не проявляют инициативу по приглашению адвоката, то он должен быть назначен по предложению следователя, прокурора либо судьи. Такой адвокат пользуется темиже правами, что и адвокат, приглашенный обвиняемым или его родственниками. Его труд должен оплачиваться за счет средств государственного бюджета. Адвокат, участвующий в рассмотрении уголовных дел, обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность, и оказывать обвиняемому необходимую юридическую помощь. При рассмотрении уголовного дела адвокат может участвовать в деле в качестве не только защитника обвиняемого, но и представителя интересов потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика. Адвокат принимает также участие в разбирательстве гражданских дел в качестве представителя истца, ответчика и третьих лиц. 2.Становление и эволюция российской адвокатуры. Появление профессиональной адвокатуры в России связано с судебной реформой 1864 г. Получив законодательное закрепление в судебных уставах, она стала новым юридическим учреждением России. В дореформенное время на протяжении нескольких веков роль адвокатов выполняли частные лица— стряпчие или ходатаи по делам. Их функции не были законодательно регламентированы, каких-либо требованийк ним (в виде наличия специального образования и иных) не предъявлялось. Как правило,их обязанности ограничивались составлением некоторых документов (бумаг),их подачей и т.д. И даже создание в 1832 г. института присяжных стряпчих в силу сословного характераих деятельности не могло гарантировать всем социальным слоям России защиту их интересов в суде и других учреждениях. По судебным уставам 1864 г. лица, призванные выполнять адвокатские функции, объединялись в особую корпорацию — сословие присяжных поверенных. Для таких корпораций было характерно внутреннее самоуправление в виде выборных органов (кое-где сформировались советы присяжных поверенных) и надзор за их деятельностью со стороны судебных органов и органов юстиции. В задачи адвокатуры помимо защиты по уголовным делам входило представительство сторон в гражданском процессе и оказание иной юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных. Присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и пять лет судебной практики в качествечиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного. В некоторых советах присяжных поверенных (например, Петербургском) для кандидатов устраивались экзамены с целью проверки их практической подготовленности. Определенное распространение в это время получил институт помощников присяжных поверенных. К ним относились лица, получившие юридическое образование, но нигде не служившие. В качестве органов самоуправления корпораций присяжных поверенных действовали (но далеко не во всех губерниях) советы присяжных поверенных. Они состояли из председателей, товарищей председателя и членов совета, чьи должности были выборными. Выборы в совет проводились отдельно на каждую должность простым большинством голосов. Совет переизбирался ежегодно на общем собрании присяжных поверенных после отчета предыдущего состава. Совет осуществлял свою деятельность по различным направлениям. Он принимал и увольнял присяжных поверенных, осуществлял дисциплинарную практику, распределял "бесплатные" дела среди присяжных поверенных, урегулировал различные споры междуними и т.д. Свои решения он принимал большинством голосов. Деятельность совета контролировалась соответствующей судебной палатой. 6 июня 1874 г. был издан закон, учредивший наряду с присяжной адвокатурой институт частных поверенных. Основанием утверждения в должности частного поверенного и получения права на участие в производстве гражданских дел у мировых судей и в общих судебных установлениях было получение особого свидетельства, выдававшегося теми судами, в округе которых частный поверенный осуществлял ходатайство по делам. В подобном виде институт присяжной и частной адвокатуры просуществовал до ноября 1917 г. Декрет о суде № 1, упразднив существовавшую ранее адвокатуру, допустил в качестве защитников по уголовным делам и поверенных по гражданским делам всех "неопороченных граждан обоего пола", пользующихся гражданскими правами. Однако специального органа, призванного защищать права граждан, Декретом создано не было. Декретом о суде № 2 предусматривалась организация коллегий правозаступников при Советах рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Чтобы стать членом такой коллегии, требовалась рекомендация местного Совета. Правозаступничество осуществлялось в форме общественного обвинения и общественной защиты. Коллегии были едиными для общественных обвинителей и общественных защитников. Кромеуказанных обвинителей и защитников в судебных прениях могли принимать участие один обвинитель и один защитник из присутствующих на судебном заседании лиц. Совершенствование судопроизводства изменило и деятельность правозаступников. Постепенно более четко разделяются функции обвинения и защиты, намечается урегулирование вопроса о заработной плате членов коллегии правозаступников, сужается, а затем и ликвидируется допущение бесконтрольной защиты в судах. Положение о народном суде от 39 ноября 1918 г. устанавливало, что для содействия суду в деле наиболее полного выяснения всех обстоятельств, касающихся интересов обвиняемого или сторон, участвующих в гражданском процессе, при уездных и губернских исполкомах Советов должны учреждаться коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Члены коллегии считались должностными лицами,им устанавливалась заработная плата в размере оклада, выплачиваемого народным судьям. Несмотря на ряд мер по улучшению организации коллегий правозаступников, деятельность последних не отвечала тем требованиям, которые кним предъявлялись. Поэтому Положение о народном суде от 31 октября 1920 г. упразднило коллегии правозаступников и установило новую форму судебной защиты. Осуществление защиты рассматривалось как общественная повинностьвсех граждан, способных выполнять эту обязанность. Граждане, могущие выполнять обязанности защитника, включались в списки, составляемые в соответствии с Инструкцией об организации обвинения и защиты на суде от 23 ноября 1920 г. Лица, привлекаемые в качестве защитников, освобождались от основной работы на требуемый срок; за ними сохранялась заработная плата на время участия в процессе или выплачивались суточные из государственных средств в размере минимума заработной платы. При недостатке защитников из числа указанных лиц суды привлекали в качестве таковых консультантовотделов юстиции. Такая форма организации защиты просуществовала до судебно-правовой реформы 1922-1924 гг. Положение об адвокатуре, утвержденное 26 мая 1922 г., определяло адвокатуру как самоуправляющуюся организацию, призванную оказывать юридическую помощь населению. При губернских отделах юстиции образовывались коллегии защитников по уголовным и гражданским делам. Члены коллегий защитников первого созыва подбирались губернскими отделами юстиции с последующим утверждением их губернскими исполнительными комитетами. В дальнейшем право приема новых членов предоставлялось президиуму коллегии защитников. Губисполком имел право отвода принятых новых членов коллегии. Члены коллегии защитников не имели права занимать должности в государственных учреждениях и предприятиях, за исключением лиц, занимающих государственные должности по выборам, профессоров и преподавателей юридических наук. Кроме членов коллегии защитников правом осуществлять защиту на суде обладали близкие родственники обвиняемого и потерпевшего, представители предприятий, учреждений и ВЦСПС. После принятия Конституции СССР в 1936 г. было разработано новое Положение об адвокатуре, утвержденное СНК СССР 16 августа 1939 г. В соответствии сэтим Положением коллегии адвокатов создавались в пределах края, области, автономной и союзной республики, где не было краевого (областного) деления. Членами коллегии адвокатов могли быть лица: имеющие высшее юридическoe образование; окончившие юридические школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года, не имеющие юридического образования, но проработавшие не менее трех лет в тех же должностях. Лица, окончившие юридические школы, но не имеющие стажа практической работы в судебных, прокурорских ииных органах юстиции, принимались в коллегии адвокатов в качестве стажеров. Органами управления коллегии являлись: общее собрание адвокатов, президиум областной, краевой и республиканской коллегии адвокатов и ревизионная комиссия. Всю работу адвокаты вели в юридических консультациях. Общее руководство коллегиями адвокатов возглавлялось на союзно-республиканский Наркомат юстиции СССР и его местные органы были наделены весьма широкими полномочиями, дозволявшимиим беспрепятственно вмешиваться в дела коллегий и командовать ими. Эффективность деятельности адвокатов, особенно по уголовным делам, в 30—40-е гг. была снижена по ряду причин. К ним следует отнести негативное отношение к участию адвокатов в уголовном судопроизводстве судебных работников, руководителей наркомата юстиции и других правоохранительных органов. Огромную негативную роль сыграли постановления ЦИК СССР от 1декабря 1934 г. и от 14 сентября 1937 г., установившие особый порядок судопроизводства по делам о террористических организациях и террористических актах, контрреволюционном вредительстве и диверсиях. Рассмотрение этих дел в суде велось упрощенно, в частности, без участия обвинения и защиты. Основы законодательства о судоустройстве 1958 г. установили, что коллегии адвокатов действуют в целях осуществления защиты на суде, а также оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и действуют на основании Положения, утвержденного Верховным Советом союзной республики. Во исполнение указанного акта все союзные республики приняли свои положения об адвокатуре. В РСФСР такое Положение было утверждено Верховным Советом РСФСР 25 июня 1962 г. В 1977 г. впервые в истории советской адвокатуры ее правовое положение было закреплено в Конституции СССР 1977 г. (ст.161). В 1979 с. был принят Закон "Об адвокатуре в СССР". Этим Законом регулировались вопросы организации и деятельности адвокатуры в общесоюзном масштабе. В пределах каждой союзной республики действовало свое положение об адвокатуре (в РСФСР Положение утверждено 20 ноября 1980 г.). Начавшаяся во второй половине 80-х гг. судебная реформа не обошла стороной и адвокатуру. С самого начала вновь разгорелись шедшие до того момента в течение многих лет дебаты по поводу переустройства данного института. Одним из главных объектов этих дебатов был вопрос о дальнейшем расширении самостоятельности и независимости адвокатуры от государственных органов, прежде всего органов юстиции и судов, а также местных исполнительных органов. Появились и новые аспекты в поисках путей совершенствования системы оказания квалифицированной юридической помощи — это довольно активные разговоры о необходимости покончить с монополизмом адвокатуры, который-де отрицательно сказывается на качестве оказываемой помощи и мешает становлению соответствующих "велению времени" форм оказания правовых услуг. В такой атмосфере было подготовлено несколько проектов законов, большинство из которых совершенно игнорировало российские реалии. Некоторые из них были настолько "суперрадикальными", что их принятие и попытка насаждения могли привести к полному развалу существующей адвокатуры и, естественно, к оставлению тех, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, без нее. Параллельно с попытками ревизовать законодательство об адвокатуре шел процесс практического совершенствования данного института, без внесения официальных законодательных корректив. Пожалуй, самыми существенными результатами явилось то, что коллегии адвокатов наконец-то добились отказа от устанавливавшихся органами юстиции так называемых лимитов их численности. Произошел также отказ от жесткого ограничения адвокатских гонораров за оказываемые ими услуги и призвана возможность заключения соглашений с клиентами со свободным определением размера таких гонораров с учетом сложности дел, уровня квалификации адвоката и других факторов. Министерство юстиций РФ и его органы на местах практически постепенно преобразовались в учреждения, основная задача которых — сотрудничество с коллегиями адвокатов, оказание содействия им в решении организационных вопросов, установлении нормальных взаимоотношений с местными органами государственной власти и самоуправления, урегулировании вопросов, возникающих в связи с идущим весьма бурно процессом формирования различного рода коммерческих структур, активно вторгающихся в сферу оказания правовой помощи. 3. Коллегии адвокатов и их организация. Согласно Положению об адвокатуре в РСФСР коллегии адвокатов — это добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Они образуютсяна основе добровольности по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициативе соответствующего исполнительного органа. Предложение об образовании коллегии адвокатов направляется в Министерство юстиции РФ, которое при согласии с предложением представляет его администрации субъекта Федераций для регистрации. Принцип добровольности организации адвокатуры неразрывно связывается с коллективной формой ее деятельности. Поэтому не случайно коллегия адвокатов определяется как объединение, поскольку считалось и считается в ваши дни, что исторически выработанная коллективная форма деятельности адвокатов наиболее удобна и демократична. В Российской Федерации объединения адвокатов строятся по территориальному принципу. В республиках образуются республиканские коллегии адвокатов, в краях и областях — краевые и областные коллегии адвокатов, а в случаях, предусмотренных Положением об адвокатуре РСФСР, — городские коллегии адвокатов (в наши дни они имеются в Москве и Санкт-Петербурге). Коллегии адвокатов — это не просто добровольные объединения граждан Российской Федерации, а объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Последнее указание обусловлено тем, что адвокатскую деятельность может осуществлять не каждый человек, а лишь специалист, имеющий юридическое образование и соответствующий опыт работы. Реальным проявлением демократизма построения коллегий адвокатов является самоуправление. Его сущность состоит в том, что адвокаты вправе самостоятельно решать все повседневные вопросы, относящиеся к организации и деятельности коллегий. Это выражается в наличии таких органов управления, как общие собрания (конференции) членов коллегии адвокатов, президиумы и ревизионные комиссии. С самоуправлением коллегий адвокатов тесно связана независимость адвокатуры от суда, прокуратуры, органов дознания, т.е. тех органов, с которыми адвокаты сталкиваются при осуществлении профессиональных функций — защиты обвиняемых или оказания иной юридической помощи гражданам и организациям. Независимость адвокатуры обеспечивается самоуправлением, не допускающим вмешательства суда, прокуратуры, органов дознания во внутренние дела коллегий адвокатов; организацией коллегий адвокатов по территориальному принципу, а не при судах; недопущением возложенияна суд и прокуратуру функций государственного руководства адвокатурой. Дальнейшим развитием демократических принципов построения адвокатуры явилось создание в 1989 г. Союза адвокатов Российской Федерации— общественной организации, которая объединила на добровольных началах адвокатов, работавших во всех концах страны, и ставила своей задачей прежде всего обеспечение независимости адвокатуры, повышение ее роли в системе правоохранительных органов, в деле укрепления законности и охраны прав граждан (в 1994 г. был создан Всероссийский федеральный союз адвокатов). Независимость адвокатуры вовсе не означает ее полную изоляцию от государственных органов. В настоящее время с коллегиями адвокатов сотрудничают исполнительные органы субъектов Российской Федерации, в том числе и органы юстиции (см. § 5 гл. XIV учебника), а равно органы местного самоуправления. Коллегии адвокатов обеспечиваются собственными средствами, образуемыми из сумм, получаемых за оказание юридической помощи. Часть этих средств идет на оплату труда адвокатов, а часть (не более 30% от всей суммы) — на общие нужды коллегии: на уплату взносов по социальному страхованию, оплату отпусков, оплату юридической помощи, оказываемой гражданам бесплатно, оплату труда стажеров, содержание аппарата управления коллегии, а также на другие нужды, определяемые общим собранием (конференцией) членов коллегии. Органами коллегии адвокатов являются: общее собрание, президиум коллегии адвокатов, ревизионная комиссия. Организационные функции выполняют также юридические консультации. Общее собрание членов коллегии адвокатов является высшим ее органом. В коллегии адвокатов, насчитывающей более 300 человек, вместо общего собрания может созываться конференция. Общее собрание (конференция) созывается не реже одного раза в год по инициативе президиума коллегии адвокатов, по предложению Министерства юстиции РФ или республики либо отделов (управлений) юстиции, а также по требованию не менее одной трети состава коллегии. Общее собрание считается правомочным при участии в нем не менее двух третей состава членов коллегии. Конференция членов коллегии адвокатов созывается исходя из норм представительства, устанавливаемых президиумом коллегии адвокатов, и считается правомочной при участии в ней не менее двух третей делегатов, избранных по юридическим консультациям. Все вопросы общее собрание (конференция) решает большинством голосов адвокатов, участвующих в голосовании, Общее собрание (конференция) обладает широкими полномочиями и может решать любые вопросы, имеющие отношение к деятельности коллегии адвокатов. Оно избирает для осуществления повседневного руководства и контроля за деятельностью коллегии адвокатов президиум коллегии адвокатов и ревизионную комиссию. После избрания этих органов общее собрание обладает правом осуществлять контрольза их работой. С этой целью оно заслушивает и утверждает отчеты о деятельности президиума коллегии адвокатов и ревизионной комиссии. Общее собрание (конференция) разрешает также другие организационные и финансовые вопросы, относящиеся к деятельности адвокатов, устанавливает численный состав, штаты, смету доходов и расходов с последующим утверждением исполнительными органами, определяет порядок оплаты труда адвокатов, утверждает по согласованию с профсоюзными органами правила внутреннего трудового порядка, рассматривает другие вопросы, связанные с деятельностью коллегии адвокатов. Общему собранию (конференции) членов коллегии адвокатов принадлежит право досрочного отзыва членов президиума и ревизионной комиссии, не оправдывающих оказанногоим доверия. Решение общего собрания (конференции) членов коллегий адвокатов может быть пересмотрено только общим собранием (конференцией) членов коллегии. Президиум коллегии адвокатов является исполнительным органом, постоянно действующим в период между общими собраниями адвокатов. Он избирается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов тайным голосованием сроком на три года в количестве, определяемом общим собранием в зависимости от числа членов коллегии и объема работы. Избранными в состав президиума считаются кандидаты, получившие большинство голосов участвующих в голосовании адвокатов. В случае выбытия из состава президиума одного из его членов на очередном общем собрании (конференции) адвокатов могут быть проведены, довыборы. Члены президиума, занимающие штатные должности, получают заработную плату из средств коллегии и имеют право заниматься адвокатской практикой. Председатель президиума по закону должен избираться открытым голосованием на заседании президиума из числа его членов. Однако в некоторых коллегиях отступают от этого правила: его избирает непосредственно собрание (конференция) тайным голосованием из числа нескольких выдвинутых собранием кандидатов. Президиум наделен широкими полномочиями, необходимыми ему для осуществления управления коллегией адвокатов. Он созывает общие собрания (конференция) членов коллегии адвокатов; организует в установленном порядке юридические консультации и руководитих деятельностью; проводит проверки работы юридических консультаций и отдельных адвокатов; назначает и освобождает от работы заведующих юридическими консультациями; принимает в члены коллегии и в ее состав стажеров; организует стажировку; распределяет адвокатов по юридическим консультациям, решает вопросы их перевода из одной консультации в другую, а также отчисляет и исключает из членов коллегии и состава стажеров; утверждает штаты и сметы юридических консультаций; проводит мероприятия по повышению квалификации членов коллегии. Президиум решает и другие вопросы. Его деятельность строится на основе коллективного руководства, гласности, регулярной отчетности перед членами коллегии адвокатов, широкого привлечения адвокатов к работе президиума. При президиуме коллегии могут образовываться действующие на общественных началах органы, оказывающие ему помощь. Президиум коллегии адвокатов проводит свои заседания при наличии не менее половины его членов. Он вправе рассматривать вопросы приема в коллегию, отчисления и исключения из нее при наличии на заседании не менее двух третей состава президиума. Его решения принимаются большинством голосов. При равенстве голосов рассмотрение обсуждаемого вопроса переносится на очередное заседание президиума с вызовом отсутствующих его членов. Постановление президиума коллегии адвокатов может быть пересмотреносамим президиумом или общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов. Ревизионная комиссия является контрольно-ревизионным органом коллегии адвокатов и избирается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов тайным голосованием сроком на три года в количестве, определяемом собранием. Избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов участвовавших в голосовании адвокатов. Ревизионная комиссия коллегии адвокатов открытым голосованием избирает из своего состава председателя и заместителя председателя ревизионной комиссии. В случае выбытия из состава ревизионной комиссии одного из ее членов на очередном общем собрании (конференции) могут быть проведены выборы вместо выбывшего в установленном порядке. На ревизионную комиссию возложена обязанность проводить ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии адвокатов, юридических консультаций, а также осуществлять контроль за порядком и сроками рассмотрения предложений, заявлений, жалоб. Юридические консультации создаются президиумами коллегий для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи в районах, городах, а иногда и в других населенных пунктах. В настоящее время в стране действует свыше 4 тыс. юридических консультаций. Местонахождение юридической консультации и количество работающих в ней адвокатов определяются президиумом коллегии адвокатов по согласованию с местными органами государственной власти или самоуправления. Юридические консультации являются основным рабочим звеном адвокатуры. Члены коллегии адвокатов входят в состав какой-либо юридической консультациии там проводят свою работу. Юридические консультации строятся, как и вся коллегия адвокатов в целом, по территориальному принципу. По общему правилу на территории края, области, города действует несколько юридических консультаций. Состав и местонахождениеих определяются президиумом коллегии адвокатов с учетом интересов более полного и рационально
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|