Политика занаятости в Республике Беларусь.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Неспособность рынка труда при несовершенном его виде самостоятельно, автоматически саморегулироваться вызывает необходимость его регулирования. Субъектом таких действий становится государство. На основе Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» принципами государственной политики в области занятости в Республике Беларусь признаны: 1) обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь; 2) обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы; 3) предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным; 4) содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к произ- SJ водительному и творческому труду; 5) принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью; 6) участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами; 7) международное сотрудничество в решении проблем занятости. В соответствии с основными принципами разработана и одобрена правительством Республики Беларусь Программа занятости населения, направленная на практическую реализацию политики занятости. Главной целью Программы провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости граждан Республики Беларусь. Осуществление этой цели предусматривает решение следующих задач: • оказание материальной помощи в трудоустройстве граждан; • материальная поддержка незанятого населения; • профессиональная подготовка и переподготовка незанятого населения; • бронирование, квотирование и создание рабочих мест на действующих предприятиях для граждан, не способных на равных конкурировать на I рынке труда;
• содействие предпринимательству и самозанятости как источникам со- | здания новых рабочих мест; • развитие республиканской службы занятости, обеспечивающей компьютеризованный учет спроса и предложения рабочей силы в разрезе категорий граждан. Программа занятости конкретизируется по годам. Основные ее ориентиры исходят из реальных явлений, происходящих в сфере занятости населения Республики Беларусь. В связи с этим Программой предусмотрено: • реальное оказание помощи в трудоустройстве; • направление на подготовку и переподготовку с выплатой стипендий; • оказание материальной помощи по безработице. Кроме того, для трудоустройства лиц, не способных конкурировать на равных на рынке труда (инвалиды, молодежь и т. п.), Программа предусматривает создание на предприятиях и в организациях рабочих мест с частичной компенсацией затрат из средств государственной службы занятости, а также образование специализированных малых предприятий для инвалидов и молодежи при службе занятости. Государственные программы содействия и субсидирования занятости с 80-х годов не являются редкостью и для стран с развитой рыночной экономикой. Как правило, они принимаются на основе социального партнерства государства, предпринимателей и профсоюзов. Основными способами финансового стимулирования работодателей к участию в увеличении занятости служат: • возврат части налогов; . установление льгот по налогам на прибыль; • предоставление льготных кредитов и т. п. Так, в Великобритании для стимулирования перераспределения работников из сферы услуг в обрабатывающую промышленность был введен «селективный налог на занятость»: в обрабатывающей промышленности при увеличении там занятых часть суммы налога на занятость возвращалась, а в сфере услуг и банковской системе - нет. В США с 1978 г. по решению Конгресса тем предпринимателям, которые нанимали людей, длительно не работавших, давалась налоговая скидка в размере 4,5 тыс. долл. США в год за каждого принятого на работу на срок не менее двух лет. В Японии действует свыше 10 видов государственных субсидий. Они выделяются обычно на два года. Так, региональные субсидии предназначены для тех регионов, где уровень безработицы на 1/2 выше, чем в целом по стране. Отраслевые субсидии предназначены для поддержки неблагополучных по складывающейся конъюнктуре отраслей данного региона.
Решение стоящих перед государством задач в области занятости населения требует длительного времени, поэтому обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени. Стратегическая цель определяет следующие тактические задачи: 1) на 2006 – 2010 гг. – содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда; 2) после 2010г. – достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.
5. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД За время своей деятельности государственная служба занятости накопила огромный опыт борьбы в области заянтости, который целесообразно продолжить и распространить на возрастающие объемы безработицы в связи с возможным высвобождением работников из производства. Чтобы не произошло взрыва социальной напряженности в стране в случае роста открытой безработицы, необходимо начать работу по высвобождению с предприятий и трудоустройству избыточных работников совместными усилиями нанимателей, органов государственной службы занятости, участников института социального партнерства. На уровне предприятий это означает активную кадровую работу по проведению анализа внутренних рынков труда предприятий, сегментации персонала предприятия, определению размера и структуры избыточной численности персонала, размера вакансий и качественных характеристик персонала на их замещение, по составлению заявки в службу занятости о наличии свободных мест и вакансий.
Наиболее сложным является вопрос о разработке мероприятий в трудоизбыточном сегменте (предприятии). Здесь необходимо сделать оптимальный выбор из возможных альтернатив: высвобождение персонала; сохранение персонала и финансовая поддержка предприятия; развитие самозанятости вне предприятия. Важным элементом регулирования занятости на региональном уровне должны стать разработка и принятие пакета специализированных подпрограмм в рамках областных программ занятости населения. К разработке таких программ необходимо привлекать не только соответствующих специалистов областных, региональных служб занятости и органов исполнительной власти, но и специалистов региональных учебных заведений, занимающихся данной тематикой, областных объединений работодателей и профсоюзов, руководителей и специалистов заинтересованных предприятий. Наиболее актуальными для Беларуси представляются следующие направления: - разработка комплекса мероприятий по определению, высвобождению и трудоустройству избыточного персонала трудоизбыточных предприятий; - разработка взаимоувязанного комплекса мероприятий по подготовке и трудоустройству работников для трудонедостаточных предприятий (регионов); - разработка мероприятий по кадровому обеспечению реструктуризации предприятий города; - разработка комплекса мер поддержки местными органами власти развития различных форм самозанятости населения, управления отраслевой структурой малого и среднего частного предпринимательства; - разработка комплекса мер содействия внутрирегиональной миграции населения с целью более эффективного перераспределения предложения труда в пределах региона.[8, c. 41]. Комитету по занятости населения Республики Беларусь можно предложить следующие меры для регулирования эффективной занятости: - повысить размер пособия по безработице;
- ввести систему страхования риска безработицы; - ввести систему профилирования безработных, особенно маргинальных слоев. Для реализации указанных мероприятий недостаточно существующей нормативно-правовой базы. Необходимо принятие новых документов: 1. на макроуровне – внесение дополнений в закон о банкротстве предприятий, в закон о социальном банкротстве, в положение о взаимодействии профсоюзов с нанимателями при проведении массовых сокращений; 2. на региональном уровне – разработка положения о взаимодействии органов государственной службы занятости с предприятиями, участниками института социального партнерства, органами исполнительной власти при проведении сокращений работников и при банкротстве предприятий; внесение дополнений в Положение о городских (региональных) центрах занятости населения, в должностные инструкции их сотрудников; 3. на уровне предприятий – изменение положения об отделе кадров, внесение дополнений в должностные инструкции его сотрудников, принятие методических указаний для выполнения аналитической работы. Традиционные отделы кадров отечественных предприятий такую политику регулирования занятости разработать и реализовать пока не в силах. Поэтому важными являются соответствующая организация кадровой функции на предприятии, внесение необходимых изменений в организационную структуру управления предприятием и отдела кадров, а также подготовка руководителя и сотрудников службы управления персоналом. Реализация указанных мероприятий имеет смысл только при соответствующей макроэкономической среде, ориентированный на реальные рыночные преобразования в экономике и состоящей в поддержании факторов, способствующих эффективной занятости. К числу таких факторов в Республике Беларусь можно отнести: 1. трансформацию отношений собственности путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего частного бизнеса; 2. равноправие всех форм собственности и условий хозяйствования для всех субъектов хозяйствования; 3. облегчение правил и процедуры регистрации субъектов хозяйствования; 4. образование и обучение; 5. участие в международном разделении и кооперации труда; 6. инвестиционно-структурную и финансово-кредитную политику государства, ориентированную на обеспечение эффективной занятости. Совокупность указанных факторов будет способствовать формированию рациональной структуры размещения и использования человеческого капитала страны благодаря активизации важнейшего рыночного механизма межотраслевого, внутриотраслевого и территориального перераспределения занятости по критерию экономической эффективности – механизма конкуренции и банкротства предприятий, при котором приоритетное развитие получают те формы занятости, которые обеспечивают выпуск качественной и конкурентоспособной продукции (услуг) и высокую доходность труда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|