Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы психологических исследований.

Тематика кейсов ПО ПСИХОЛОГИИ

(часть 1)

16. Методы психологии. Классификация методов психологии и возможности их использования в педагогической практике. (ПК-4)

 

1. Психология как наука. Развитие представлений о предмете психологии. Строение и методы современной психологии.

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики. Взаимодействие всех живых существ с окружающим миром осуществляется посредством особого рода психических процессов и состояний. Возникнув как раздел философской науки, психология в течение более чем двух тысячелетий была неразрывно связана с ней. В рамках философии было накоплено огромное количество знаний о различных психических процессах и состояниях,исследовались процессы восприятия и познания окружающего мира, эмоциональные процессы, механизмы развития психических явлений, сделаны попытки типологии людей. Биологические основы психического исследовались в медицинской науке.Многие знания о психическом были накоплены в астрологии, так называемых оккультных науках.Накопление знаний о природе и механизмах функционирования психического шло в двух уровнях: эмпирическом (опытном) и теоретическом и привело во второй половине 19 века к появлению психологии как самостоятельной науки.Возникновение научной психологии связано с именем В. Вундта, который в 1879году создал крупнейшую психологическую школу, получившую название структуралистской.

Уже в конце 19 века - начале 20 века появилось множество психологических школ,различавшихся подходами в понимании природы психического: функционализм,бихевиоризм, рефлексология, психоанализ, гуманистические школы, гештальт-психология.

Методы психологических исследований.

Психология, как и другие науки, использует для сбора научной информации

различные методы. Рассмотрим достоинства и недостатки основных методов психологического исследования. Наблюдение

Наблюдение - исторически наиболее древний метод, использующийся

практически всеми науками. В психологии нашли применение различные модификации этого метода: самонаблюдение, объективное наблюдение, которое может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, включенным и сторонним,естественным и лабораторным, систематическим и поисковым.Самонаблюдение или "интроспекция" представляет собой изучение наблюдателем себя, своего внутреннего мира, различных психических реакций.Непосредственное наблюдение предполагает контакт исследователя с объектом наблюдения.При опосредованном наблюдении исследователь знакомится с наблюдаемым объектом заочно, посредством различных документов, например, дневников, автобиографий, результатов творчества. Примером может служить анализ З. Фрейдом личности Ф. Достоевского по его произведениям или анализ Э. Фроммом личности Гитлера по свидетельствам его приближенных и известным фактам биографии.Прямое наблюдение дает информацию о процессах, доступных качественной и количественной оценке.Косвенное наблюдение используется, когда мы хотим при помощи объективных методов исследовать процессы, не поддающиеся прямому наблюдению, например,степень усталости человека.При включенном наблюдении исследователь становиться частью наблюдаемого коллектива. При стороннем наблюдении исследователь в контакт с наблюдаемой ситуацией не входит.

Естественное наблюдение происходит в обычных условиях, а лабораторное – в искусственно созданных, или существенно измененных.Систематическое наблюдение предполагает изучение определенного аспекта поведения, изучению которого посвящено это исследование.Поисковое наблюдение не подчинено определенной цели, но часто меняет всю картину исследования, если исходная гипотеза была неверна.Достоинства наблюдения очевидны, но возможны и различные ошибки в оценке наблюдаемых фактов, связанные с различными эффектами, известными психологии,например, эффектом ореола и эффектом Пигмалиона. Эффект Пигмалиона заключается в том, что выдвигая исходную гипотезу,исследователь стремится потом непроизвольно истолковывать наблюдаемые факты в ее пользу. Эффект ореола, или гала-эффект, приводит к неправомерному обобщению конкретных впечатлений исследователя и перенесения оценок с одной ситуации на другую.

Эксперимент Экспериментом называют метод, при котором исследователь сам вызывает исследуемое явление.Чаще всего при проведении эксперимента испытуемых произвольно или по каким-то признакам делят на две группы - экспериментальную, для которой создают измененные условия деятельности, и контрольную, которая таким изменениям не подвергается.

Анкетирование и тестыДля получения больших объемов информации используют анкетирование, которое является модификацией другого метода - беседы. При анкетировании испытуемым предлагают тщательно разработанный опросник. Исследователь затем по ответам судит о наличии или отсутствии тех или иных психических свойств.Тесты позволяют количественно измерить различные характеристики психики:например, интеллект, внимание, мыслительные операции, память, а также

различные психические состояния, например тревогу, фрустрацию, депрессию.

Проективные методикиПроективные методики основываются на способности индивидов приписывать свои собственные состояния и качества предъявляемым объектам.Наиболее известна методика чернильных пятен Роршаха, при проведении которой испытуемым предъявляют карточки со стандартными чернильными кляксами различных цветов и по тому, что они видят в них, оценивается реалистичность восприятия, уровень тревоги, эмоциональное состояние.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...