Экономическая мысль Древней Греции
Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Ксенофонт родился в Афинах в 430 г. до н.э. (умер в 355 г. до н.э.), принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии. Он - ученик Сократа. По своим политическим взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской демократии. Экономические взгляды Ксенофонта изложены в его главной работе "Домострой", которое использовалось как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Основные экономические взгляды Ксенофонта: . Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие: "земледелие - мать и кормилица всех искусств". Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. К ремёслам и торговле Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, не достойным свободного грека. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений. 2. Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Он близко подошёл к принципу мануфактурного разделения труда: впервые указав на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объёма рынка зависело расчленение профессий. 3. Деньги же Ксенофонт признавал как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ.
4. У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи: · как потребительной стоимости, с одной стороны, · и меновой стоимости - с другой. Платон (427-347 гг. до н.э.)создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде "Государство". Коренной идеей такого устройства является идея справедливости: каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Основные социально- экономические идеи Платона: . Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное выражение в проекте идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порождённое самой природой, высказав мысль о неизбежности деления государства (города) на две части: на богатых и бедных. 2. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов. 3. Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремёслам. 4. Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. 5. С естественным разделением труда Платон связывал необходимость обмена. Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к торговле, особенно крупной, к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно. 6. В концепции Платона обосновывалось прирождённое неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как нормальное состояние, данное самой природой. В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: · философов, призванных управлять государством; · воинов; · землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производства.
Философы и воины составляли высшую часть общества, о которой Платон проявлял особую заботу. Он предполагал обеспечить им обобществлённое потребление (каждый занимается тем, к чему более приспособлен), что дало повод толковать это как некий "аристократический коммунизм". 7. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей. Аристотель (384 г. до н.э. - 322 г. до н.э.), ученик Платона, известен как воспитатель знаменитого Александра Македонского. Основал философскую школу Ликей в Афинах, занимался научной и педагогической деятельностью, явился автором многочисленных произведений по естественнонаучной тематике, философии, логике, экономике, литературе, истории и т.д. Его политические взгляды изложены в работе " Политика " и других произведениях. Он - противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии. Основные социально-экономические взгляды Аристотеля: . Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. Граждан Греции он делил на пять групп: а) земледельческий класс; б) класс ремесленников; в) торговый класс; г) наёмные рабочие; д) военные. Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду. 2. Основной заслугой Аристотеля в развитии экономической мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности, положив начало экономическому анализу (это проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.) 3. Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хрематистику. · Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей; к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей.
· Под хрематистикой - изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю. В соответствии с этим Аристотель установил два вида богатства: · как совокупность потребительских стоимостей (Источником считал земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями.) · как совокупность меновых стоимостей (этот вид богатства Аристотель называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются.) Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику. 4. Деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали "всеобщим средством обмена" в результате соглашения; 5. Человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку. аквинский экономический канонист аристотель
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|