Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечислите подходы к изучению психологической безопасности в образовании

Тема 2: Психологическая безопасность образовательной среды

План:

 

 

1. Перечислите подходы к изучению психологической безопасности в образовании…………………...….............……………………………………....3

2. Разработайте структурную модель образовательной среды вуза……………10

3. Составьте схему, отражающую технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы…………………………….…..11

Список литературы…..……...………..………….........…...………………………12

 

Перечислите подходы к изучению психологической безопасности в образовании

Радикальные социальные, политические и экономические перемены в стране и мире затрагивают и усложняют условия общественной жизни каждого человека, изменяют социокультурную ситуацию, влияющую на становление и развитие личности. Критерии здоровья и безопасности сегодня выдвигаются на первое место, как в государственной политике, так и в системе образования, так как наряду со снижением рождаемости, происходит ухудшение качества здоровья детей, увеличивается уровень социальной дезадаптации и различных вариантов девиантного поведения детей и подростков.

Становится очевидным, что человек, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, нуждается в помощи и психологической поддержке. Такая поддержка может носить личностную ориентацию, а может относиться и к условиям осуществления жизнедеятельности, и, прежде всего, к совершенствованию той общности, в которой происходит непосредственное взаимодействие субъекта. Усиление психологических ресурсов и определение психологических «вложений» здесь имеют не меньшую значимость, чем социальные и экономические составляющие.

Сегодняшняя социокультурная ситуация дает нам многочисленные примеры негативного влияния внешних условий на становление личности человека. Разновидности насильственных действий по отношению к другому достаточно распространены в современном мире. Если ситуации открытых физических насильственных действий являются предметом, однозначно осуждаемым и идет интенсивный поиск средств противодействия им, то психологическое насилие лишь становится предметом обсуждения, как в общественном мнении, так и в научных исследованиях. Особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды школы.

Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивной социальной среде, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием здесь является обеспечение психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды.

Образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение; психологическая сущность этой реальности – совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса. Фиксация данной реальности возможна через систему отношений участвующих в ней субъектов.

Необходимо смоделировать и спроектировать образовательную среду, где личность бы востребовалась и свободно функционировала, где все ее участники чувствовали защищенность и удовлетворенность своих основных потребностей, сохраняли и развивали психическое здоровье. Психически здоровой личность может быть только в определенных условиях.

Одним из важнейших условий является психологическая безопасность образовательной среды.

В настоящее время очень много внимания уделяется проблеме системной (комплексной) безопасности, но пока еще наблюдается определенный крен в сторону технических средств обеспечения безопасности, причем и здесь отдается приоритет техническим средствам охраны. Мы рассматриваем безопасность как достаточно емкую систему, которая обеспечивает практически все аспекты жизнедеятельности и развития любой структуры. В категории безопасности мы выделяем психологическую безопасность, определяя ее как психологическую обеспеченность функционирования системы безопасности.

Под психологическим мониторингом подразумевается систематическое отслеживание текущего состояния среды и прогнозирование возможных изменений в системе безопасности методами и технологиями, наработанными в психологии.

Понятие психологической безопасности мало разработано в психологии. В определении его сущности можно оттолкнуться от концептуального подхода в понимании системы национальной безопасности.

Безопасность – это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество, ни экономика, ни тем более государство. Специалисты по национальной безопасности, называют следующие ее составляющие: политическая, военная, экономическая, социальная, культурная. При таком подходе психологическая безопасность включается в категорию социальной безопасности наряду с медицинской, генетической, потребительской, образовательной, пенсионной и др.

В настоящее время в науке существуют кибернетический, философский, социологический, социально-психологический, правовой, математический и другие подходы к объяснению построению безопасности. Общим для них является утверждение, что безопасность есть одна из характеристик и критериев функционирования и развития социальных, экономических, технических, экологических и биологических систем. Состояние социально-экономической системы и, следовательно, безопасности есть основа национальной безопасности, цель, которой – развитие, здоровье, нормальное, состояние общества и личности.

Социальная безопасность, в структуру которой, как мы уже отмечали, входит и психологическая безопасность, предполагает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны. Она выражается в ряде показателей: качество, продолжительность жизни, уровень психического здоровья и т.д.

Как отмечают специалисты, понятийный аппарат для анализа проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности, еще не сложился. Для этих целей используют такие термины, как «угроза», «опасность», «вред», «ущерб», «риск» и т.д.

Центральным в теории безопасности является понятие «угроза».

Классификация угроз может производиться на основании учета источника их происхождения. Выделяют: угрозы природного порядка; эпидемиологические угрозы; техногенные катастрофы; социальные угрозы, среди которых рассматривают социально-психологические, связанные с уровнем социальной напряженности, конфликтностью.

Источники по проблемам безопасности трактуют ее по-разному. В одних безопасность – это качество какой-либо системы, определяющее ее возможность и способность к самосохранению. В других – это система гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие и защиту от внутренних и внешних угроз. Большинство определений, подтверждают, что безопасность направлена на сохранение системы, на обеспечение ее нормального функционирования.

В современных подходах понятие «психологическая безопасность» используется при изучении чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф, характеризующихся значительными материальными, социальными и экологическими последствиями. В исследованиях предусматривается изучение человеческого фактора, подразумевающего детальный анализ действий людей, занятых на объектах высокого риска.

Второе направление представляет собой новую отрасль знаний – науку о риске. В научной литературе стали появляться работы, исследующие политические, экологические, инвестиционные, кредитные, финансовые и другие риски. Выделим работы о технологическом риске, который обусловлен использованием потенциально опасных технологий. Третье направление представлено еще одной новой дисциплиной – культурой безопасности, которое определяет культуру безопасности как свод убеждений, норм, установок, а также достижений социальной и технологической практики, который ориентирован на уменьшение возможности попадания рабочих, менеджеров и населения в опасные условия.

Считаем возможным применить ряд отмеченных подходов и проблем к анализу психологической безопасности образовательной среды.

Современная школа может быть рассмотрена как объект высокого риска, так как выступает «сверхсложный продукт» – психологически здоровую личность, требующий для своего создания индивидуальных технологий. И здесь есть основания говорить о психологическом риске, обусловленная использованием потенциально опасных психолого-педагогических технологий (или их полным отсутствием). Отсюда крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды, а перечисленные цели культуры безопасности организации приобретают психологический смысл, как условия и возможности, содержащиеся в образовательной среде школы, рассматриваемой в качестве социального института.

Отметим, что образовательное учреждение является одним из широко представленных в обществе социальных институтов, непосредственно участвующих в данном процессе; оно может строить свою локальную (частную) систему безопасности, основываясь на общей теории национальной безопасности.

Представляется конструктивным экстраполировать вышеизложенные идеи на систему отношений «человек-человек», то есть субъект-субъектные отношения и дополнить аспектом психологического травматизма, асаму психологическую проблему «расширить» за счет изучения закономерностей деятельности человека в условиях не только физической, но и психологической опасности.

Под психологической безопасностью мы понимаем состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Именно психологическая безопасность является условием, обеспечивающим позитивное личностное развитие всех участников образовательной среды.

В выявлении сущности психологической безопасности мы отталкиваемся от следующих моментов:

− от концептуального подхода в понимании национальной безопасности, прежде всего, от ее социальной составляющей, куда включается категория психологической безопасности;

− от рассмотрения психологической безопасности в связи с профессиональной деятельностью людей в предметной сфере (инженерная психология, психология труда), куда входит и категория психологической безопасности информационной среды;

− от характеристик психотравмирующего воздействия, возможного в педагогическом общении.

Таким образом, категория психологической безопасности определена в трех аспектах:

1. как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников;

2. как система межличностных отношений, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды); убеждают человека, что он пребывает вне опасности (отсутствие вышеперечисленных угроз); укрепляют психическое здоровье;

3. как система, мер, направленных на предотвращение угроз в целях продуктивного устойчивого развития личности.

Проблема безопасности в современном мире стоит крайне остро в вязи с непрекращающимися проявлениями актов насилия в отношении отдельного человека, групп людей, больших сообществ. Происходящие социальные изменения могут быть продуктивными только, когда школа сможет подготавливать к жизни инициативную личность, способную осуществлять эти изменения на основе выбора грамотного решения, не ущемляющего прав и свобод другого человека. Азбука такого выбора постигается в повседневном взаимодействии в пространстве образовательной среды школы.

Психологическим условием для эффективного педагогического взаимодействия становится образовательная среда, свободная от психологического насилия, референтно значимая для всех участников, удовлетворяющая потребности в позитивном развитии, то есть обладающая психологической безопасностью, гарантированной для ученика, учителя, родителя.

Именно психологическая безопасность является условием, обеспечивающим позитивное личностное развитие всех участников образовательной среды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...