Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие принципов правосудия и их классификация




Правоохранительная деятельность и её основные признаки.

Правоохранительная деятельность – государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Признаки правоохранительной деятельности:

1) Применение только мер юридического воздействия.

2) Применяемые меры юридического воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона.

3) Правоохранительная деятельность – реализуется в установленном законом порядке, т. е. с соблюдением определённых процедур.

4) Правоохранительную деятельность осуществляют специально уполномоченные государственные органы.

Правоохранительные органы. Общая характеристика.

К правоохранительным органам как таковым можно отнести: суды; учреждения, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов; прокуратуру; некоторые учреждения и должностные лица, призванные выявлять и расследовать преступления; адвокатура; нотариат (?)

Нормативные источники дисциплины и их классификация.

Нормативные источники дисциплины – нормативные акты, содержащие правовые нормы, регламент организации и основу деятельности правоохранительных органов.

Классификация: выделяют 2 классификации нормативных актов: юридическая сила и содержание.

По юридической силе: 1) Международные правовые акты (всеобщая декларация прав человека)

2) Конституция РФ (гл 2, 7)

3) Федеральные нормативные акты: Федерально-конституционные законы (о судебной системе РФ); Федеральные законы (систематизированные(процессуальные кодексы), и не систематизированные (о прокуратуре РФ, о милиции)); Постановления палат федерального собрания РФ (постановление верховного совета РСФСР 1991, о концепции судебной реформы в РСФСР); Указы и распоряжения президента; Постановления правительства РФ (постановление 2006 г. о федерально-целевой программе «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы»); Акты федеральных министерств (МВД РФ и др.) и федеральных служб (ФСБ); Акты Генерального прокурора РФ; Акты конституционного суда РФ; Акты Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.

4) Нормативные акты субъектов РФ: Конституции (устав) субъекта РФ; Законы субъекта РФ; акты исполнительных органов власти субъектов РФ

Классификация по содержанию: 1) Общего характера

2) о судебной власти и судах

3) об организации обеспечения деятельности судов и организациях его осуществляющих

4) о прокурорском надзоре и организации прокуратуры.

5) о расследовании преступлений

6) об оказании юридической помощи

Судебная власть и её роль в обществе.

Судебная власть – возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (т. е. суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы. Признание высокой значимости судебной власти проявилось весьма недвусмысленно в восстановлении конституционного контроля как одного из его полномочий. Это закреплено в конституции РФ, а затем и в законах о Конституционном суде РФ 1991 и 1994 гг. Также можно назвать предоставление судам возможности проверять законность решений местных представительных и исполнительных органов. Конституции РФ 1993 года стала логическим завершение эволюции в данной области. В ч.2 ст. 46 говориться: Решения и действия (и без действия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут обжалованы в суде.

Понятие и принципы построения российской судебной системы.

Судебная система – система судов, связанных между собой отношениями по реализации судебной власти.

Принцип построения судебной системы – основные положения, закрепленные в законе, определяющие построение и действие судов в РФ. (Конституция РФ(гл 7), закон о судебной системе)

7) Федеральная судебная система: См. схему в учебнике стр.62

Судебная система субъектов РФ: См. схему в учебнике стр.62

Понятие и виды судебной инстанции

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел, - принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего, или не вступившего в законную силу.

Суд первой инстанции – суд, который уполномочен принимать решения по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. (Уголовное дело- вопрос о виновности или не виновности, или о применении наказания)

Суд второй (аппеляционной или кассационной) инстанции призван проверять законность, обоснованность и справедливость приговоров и других судебных решений, как правило не вступивших в силу.

Высшая судебная инстанция – синоним Верховного Суда, или Высшего Арбитражного Суда РФ, а иногда Конституционного Суда РФ.

Звено судебной системы.

Звено судебной системы – суды, обладающие одинаковыми положение в судебной системе. С учётом этого федеральные гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трёх звеньев: Основное звено (районные суды); Среднее звено (верховные суды республик, краевые и областные суды, городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов) и Высшее звено – Верховный Суд РФ

Военные суды: основное звено – гарнизонные военные суды; среднее звено – окружные (флотские) военные суды; высшее звено – Военная коллегия Верховного суда РФ.

Арбитражные суды: Основное звено – арбитражные суды субъектов РФ; первое промежуточное звено – арбитражные аппиляционные суды; второе промежуточное звено – федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); Высшее звено – Высший Арбитражные суд.

Понятие, признаки и виды правосудия.

Правосудие – осуществляемая судом правоохранительная деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных судам административных мер, при неуклонном соблюдении закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Признаки: этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами; данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры); оно может осуществляться только особым органом – судьёй. Виды правосудия (?)

Понятие принципов правосудия и их классификация

Демократические основы (принципы) правосудия – это общие руководящие, исходные идеи, положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Различают следующие признаки: законность (соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов соответствующих им правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями, и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами,, иными лицами, находящимся на территории РФ.); обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия; осуществление правосудия только судом; обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда; самостоятельность судов, независимость судей и заседателей; осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; обеспечение права граждан на судебную защиту; состязательность и равноправие сторон; презумпция невиновности, открытое разбирательство дел во всех судах, обеспечение возможности пользования в суде родным языком. Классификация (?)

Остальные вопросы включены в 13 вопрос

24) Присяжный заседатель и его статус. Своеобразие статуса привлекаемых к отправлению правосудия представителей народа в значительной мере обусловлено тем, что они выполняют свои обязанности по разбирательству судебных дел на временной основе. Для характеристики статуса присяжных заседателей важным является не только то, что они наделены в определённых пределах правом участвовать в решении вопросов, возникающих при рассмотрении конкретных уголовных дел, но и то, что они получают свои полномочия в порядке, детально регулируемым законом. Сначала назначается число присяжных заседателей, затем подаётся заявка главе субъекта РФ и лишь за тем случайным образом отбираются присяжные заседатели. Вместе с тем правовое положение представителей народа, привлекаемых в отправлении правосудия, определятся как теми правами и обязанностями которые они могут осуществить при разбирательстве судебных дел и принятии решений по ним, так и мерами, обеспечивающими им защиту от постороннего влияния. А меры эти в целом мало чем отличаются от мер, применяемых для охраны судей.

25) Арбитражный заседатель, его права и статус. Арбитражные заседатели пользуются теми же правами, что и судьи профессионалы. Голос арбитражного заседателя равнозначен голосу судьи, с которым такой заседатель рассматривает дело. Самая существенная особенность арбитражных заседателей по сравнению со статусом присяжных заседателей, заключается прежде всего в своеобразии порядка наделения их полномочиями, установленного федеральным законом об арбитражных заседателяхпринятым 11 апреля 2001(ГД) и одобренным 16 мая 2001 (СФ). В первую очередь это требования предъявляемые к кандидату. А именно это должен быть: гражданин РФ, достигший 25 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее профессиональное образование, и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Срок полномочий арбитражных заседателей – два года.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...