Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические подходы форм государственного устройства Сибири в составе Российской империи




Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1 Теоретические подходы форм государственного устройства Сибири в составе Российской империи........................................................................................ 5

2 Нахождение Сибири в составе Российского государства........................ 11

2.1 Сибирь до присоединения к России....................................................... 11

2.2 Управление народами Сибири в 18 веке............................................... 23

3 Правовой статус Сибири в 19 веке............................................................ 30

3.1 Сибирские реформы Сперанского......................................................... 30

3.2 Результат реформ.................................................................................... 32

4 Правовой статус Сибири в начале 20 века............................................... 35

4.1 Политика по отношению к аборигенному населению........................... 35

4.2 Правовая и административная политика............................................... 36

Заключение.................................................................................................... 40

Список использованных источников............................................................ 43

 


 

Введение

 

Присоединение Сибири к России во второй половине XVI начале XVII в. сопровождалось военно-политическим и административно-правовым подчинением сибирских народов российской власти, их политико-правовой и культурный интеграцией в российский социум, географическим и историко-этнографическим изучением новых территорий, их хозяйственным освоением государством и переселенцами из России. Присоединение Сибири к России было продолжением русской (восточно-славянской) колонизации и расширения Русью-Россией своей государственной территории, оно обеспечило превращение России в европейско-азиатскую державу.

В исторической литературе существуют разные оценки присоединения Сибири к России. В зарубежной историографии оно трактуется преимущественно как завоевание в рамках концепций «русской восточной экспансии» и «русского империализма». Среди отечественных историков до середины XX в. превалировало мнение о завоевании Сибири, затем возобладала концепция преимущественно мирного и даже добровольного присоединения (или вхождения) сибирских народов в состав России.

В настоящее время признается, что присоединение Сибири к России по своему характеру представляло сложный и противоречивый процесс этнокультурного взаимодействия, в котором переплетались как силовые, военные, так и мирные способы подчинения аборигенов русской власти.

Цель даннoгo исследoвания – рассмoтреть правовой статус Сибири в составе Российской империи.

Задачи исследoвания:

-изучить положение Сибири до присоединения к России;

-рассмотреть особенности управления народами Сибири в 18 веке;

-проанализировать сибирские реформы Сперанского;

-изучить результат реформ;

-изучить политику по отношению к аборигенному населению;

-проанализировать правовую и административную политику.

Oбъект курсoвoй рабoты – механизмы исследования государства и права, право и история Российской империи.

Предмет исследoвания – правовой статус Сибири в составе Российской империи.

При пoдгoтoвке курсoвoй рабoты испoльзoвались как oбщенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и частнoнаучные (сравнительнo-правoвoй и фoрмальнo-юридический) метoды.

Теoретическoй oснoвoй курсoвoй рабoты пoслужили труды специалистoв в oбласти истории государства и права: А.В. Ремнева, Н.Н. Лoктюхинoй, А.В. Мешалкинoй, Е.С. Мирoнoвoй, Л.В. Серегинoй и других ученых.

В качестве инфoрмациoннoй базы исследoвания выступили нoрмативнo-правoвые акты в oбласти права Российской империи, а также теoритическая юридическая литература, материалы судебнoй практики и т.д.

Курсoвая рабoта включает в свoю структуру введение, oснoвную часть, сoстoящую из двух глав, заключение и списoк испoльзoванных истoчникoв.

 


Теоретические подходы форм государственного устройства Сибири в составе Российской империи

 

Первыми вопрос о децентрализации управления России поставили декабристы. П.И. Пестелю принадлежит первое определение термина "федерализм" применительно к отечественной практике. "Федеративными же называются те государства, отмечал он, - в которых области, их составляющие, хотя и признают общую над собой верховную власть и обязываются совокупно действовать во всех сношениях внешних, но при всем том право свое сохраняют законы делать и постановления издавать для собственного своего внутреннего гражданского и политического образования и устраивать свое правление по частному своему усмотрению". Как видим, национальный аспект в дефиниции отсутствует. Конкретный вариант федеративного устройства на основе изложенных выше принципов содержится в конституционном проекте декабриста Н.М. Муравьева, предложившего разделить Россию на 13 держав, в том числе Обийскую и Ленскую в Сибири, во главе с Палатами выборных и Державными думами.

Новый этап разработки российской модели федерализма (регионализма) связан с именами Н.И. Костомарова и АЯ. Щапова. Основу исторической концепции первого составляла идея о наличии у всех народов, населяющих Российское государство, "федеративных начал", которые должны способствовать образованию федерацди

При этом идею федерации Костомаров выводил из национальных различий отдельных народов. С другой стороны, изучая историю Северо-Западной Руси (Псков, Новгород, Тверь), местные вечевые порядки и традиции, он выдвигает принцип "народоправства" как основной элемент общественного самоуправления, который предшествовал самодержавию и противопоставлен ему. Осенью 1859 г. Костомаров стал читать курс лекций по русской истории в Петербургском университете. Лекции историка вызвали большой интерес у студенчества и общества, породили оживленную полемику в печати. Студенты-сибиряки, обучавшиеся в то время в столице, охотно посещали эти лекции. На молодых выходцев из Сибири лекции произвели большое впечатление, о чем неоднократно писали впоследствии ГН. Потанин и Н.М. Ядринцев, характеризовавшие Костомарова как "истинного друга областного возрождения" и федералиста.

В отличие от Костомарова, для Щапова источником теоретических построений была собственно Сибирь, из истории колонизации которой он черпал примеры народного устройства, самобытности развития и инициативы. Земско-областная теория, сформулированная Щаповым, стала крупным событием в истории развития отечественной исторической мысли. Рядом с идеей о народе как решающем факторе исторического процесса Щапов поставил другую мысль - о роли областей как составных частей Российского государства в прошлом, настоящем и будущем этого государства, о необходимости изучения истории окраин. Сущность федерализма для Щапова составлял не национальный аспект, а местные (областные) особенности великорусского народа, сложившиеся в процессе колонизации новых территорий под воздействием природно-климатических, экономических и этнографических условий. Таким образом, Костомаров и Щапов в 50-60-е гг. ХIХ в. сформулировали два противоположных подхода к проблеме федеративного устройства России - по национальному и территориальному (региональному) принципам. Обе эти теории получили достаточно широкое распространение среди студенческой молодежи Петербурга.

Значительным было воздействие на будущих сибирских областников народнических идей, которые господствовали в то время в русском освободительном движении (А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского), и анархо-федералистских представлений М.А. Бакунина.

Для большинства будущих сибирских областников студенческие годы, проведенные в Петербурге, стали временем знакомства с общественно - политической жизнью России. Впоследствии Потанин так определил для себя и своих единомышленников значение пребывания в столице: "Три года, проведенные мной и Ядринцевым в столице, были, может быть, самые важные в нашей жизни, это были годы нашего политического воспитания. В эти годы определялась наша политическая индивидуальность, дано было направление нашим политическим взглядам, было указано нам особое место в общественной деятельности".

Первые практические шаги по организационному оформлению единомышленников относятся к 1852 г., когда в Казани образовалось землячество студентов-сибиряков (А.П. Щапов, Г.З. Елисеев, А.Н. Балакшин, И.Я. Орлов, С.С. Шашков, И.А. Худяков, С.Я. Капустин и др.). Однако гораздо большее значение в формировании общественно-политических взглядов областников сыграло землячество сибирских студентов в Петербурге. Примерно в 1858 г. по инициативе Н.С. Щукина возникает небольшое объединение сибирских студентов, которое раз в неделю собиралось у него на квартире. В землячество вошел Сидоров, выходец из городовых казаков г. Кузнецка Томской губернии, учившийся вместе с Щукиным в Педагогическом институте, а затем перешедший в университет. К ним присоединились М.И. Песков, Буланов, В.И. Перфильев, И.В. Федоров-Омулевский. Члены объединения решили посвятить себя служению Сибири. Щукин считал необходимым издавать в Иркутске литературно-публицистический журнал и открыть в регионе университет. Именно Щукин приобщил к землячеству Потанина, ввел его в круг петербургских общественных деятелей и уговорил написать в "Колокол" разоблачительную статью о сибирских порядках, которая при его посредничестве там была опубликована.

Кружок распался в конце 1859 г. из-за отъезда Щукина в Иркутск и в результате личного конфликта Потанина и Сидорова из- за лидерства. Вновь сибирское землячество оформилось к концу 1860 г., когда Ядринцеву и Потанину удалось объединить около

Уже в первой половине 1860-х гг. участники движения в своих публикациях, переписке, публичных выступлениях формировали подходы к прошлому, настоящему и будущему региона. Заселение Сибири и развитие ее производительных сил, по их мнению, было связано исключительно с деятельностью народных масс, наиболее предприимчивых и вольнолюбивых элементов. "Сибирь завоевана и населена народом; она открыта Ермаком и занята казаками. Все главные предприятия в ее колонизации исполнены частными лицами без правительственного участия", - утверждал в 1860 г. Потанин. Колонизация Сибири, по мнению Ядринцева, была исключительно результатом народного творчества, которое использовало самодержавное государство. "Покажите мне другой народ в истории мира, - восклицал он, - который бы в полтора столетия прошел бы пространство больше пространства всей Европы и утвердился на нем? Нет, вы мне не покажете такого народа".

Таким образом, областники 1860-х гг. рассматривали Сибирь как колонизируемую окраину России. Главными действующими силами этого процесса они считали вольнолюбивые и предприимчивые элементы русского народа. Однако результатами народного творчества воспользовалось государство, превратившее регион в свою экономическую колонию и затормозившее развитие экономики и культуры. Исходя из имеющейся информации и общих представлений о дальнейшем развитии Сибири, сторонники движения сформулировали свою экономическую платформу. Эзоповым языком изложил ее в публичных лекциях С.С. Шашков: для успешного заселения и обработки земли, для рационального устройства и всестороннего развития Сибирской колонии необходимо отбросить старые принципы и покориться новому духу жизни, который уже проносится над землей, сметая вековую удушливую пыль невежества, сваливал старых идолов и вливая новую жизнь в одряхлевшие от сна народы.

Потанин предложил прежде всего установить "равенство шансов для приобретения богатств", а для этого "учредить покровительство сибирской торговле и заводской промышленности", "улучшить быт рабочих на золотых приисках, на горных заводах и на рыболовных оброчных статьях на низовьях Оби и Иртыша", отказаться от насаждения частного землевладения. Вместе с Шашковым он выступил за стимулирование свободного переселения в Сибирь.

Вслед за декабристами особое внимание сибирские областники уделили так называемому "инородческому вопросу", т. е. положению и перспективам развития коренных народов региона. Они констатировали их бедственное положение, обусловленное ничем не ограниченным произволом и грабежом со стороны торговцев, чиновников и собственной родоплеменной знати, названной Шашковым "язвой своего народа". Кроме того, Ядринцев отверг вывод ряда ученых о неизбежности полного вымирания аборигенов Сибири вследствие низкого уровня их культурного развития.

Одно время сторонники движения считали, что разрешить эти проблемы можно путем отделения Сибири от России и создания в крае сибирской государственности по типу США. Позднее они высказывались уже более умеренно и добивались предоставления региону автономии. Однако развить эти идеи дальше областникам не удалось. Над их головами сгущались тучи. деятельность молодых патриотов Сибири не на шутку тревожила местную администрацию. В марте 1865 г. был отдан приказ об аресте Шашкова, и 7 мая в Красноярске на его квартире был произведен обыск. В конце 1864 г. агент-провокатор С.С. Попов в Иркутске донес генерал-губернатору М.С. Корсакову о "дознанной им конспиративной переписке сибирских "сепаратистов", бывших студентов С.-Петербургского университета Григория Потанина в Томске, Николая Ядринцева в Омске, Серафима Шашкова в Красноярске и Николая Наумова, собирающегося из Петербурга в Тобольск".

Дело областников вызвало значительный резонанс в регионе. Отбывавший тогда ссылку в г. Кузнецке Томской губернии В.В. Берви-Флеровский зафиксировал большой интерес общественности к разбирательству в Омске: "После арестов все ознакомились с идеей об автономии Сибири. Сибирский патриотизм оживился, сделался модным". Любое проявление вольномыслия рассматривалось теперь как результат деятельности "партии сепаратистов". Воздействием областников, в частности, пытались объяснить появление в Томске 14 декабря 1865 г. выдержек из прокламации "К молодому поколению". Позднее органы политического сыска искали, правда безуспешно, связи сторонников движения с участниками восстания польских ссыльных на Байкале в 1866 г. и членами революционной организации Н.А. Ишутина - И.А. Худякова.

Потанин был приговорен к 5 годам каторжных работ с последующей ссылкой в отдаленные местности Российской империи. Шайтанов, Щукин, Ядринцев лишались прав состояния и подлежали высылке в отдаленные уезды Архангельской губернии; еще четверо (Ф.Н. и ГН. Усовы, Н.В. Ушаров и А.Е. Золотин) без лишения прав состояния высылались под административный надзор туда же. Остальные, включая А.П. Нестерова, П.А. Тарасенко, С.С. Комарова, Д.Л. Кузнецова, А.А. Тахтарова, освобождались за отсутствием прямых улик.

Перед отправлением на каторгу в крепость Свеаборг (Финляндия) ранним утром 16 мая 1868 г. на левом берегу реки Оми при входе на базарную площадь Омска над Потаниным был произведен обряд гражданской казни, а вечером, закованного в ножные кандалы, его отправили к месту отбывания наказания. Остальные пошли пешком по этапу, добравшись в сентябре до Нижнего Новгорода.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...