Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Недостаточность интеллекта




Интеллект-как понимание.

Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — это способность, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности. Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у гомо сапиенса выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность:

любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;

глубина ума — способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;

гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;

логичность мышления — способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;

доказательность мышления — способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов;

критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);

широта мышления — способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений

Согласно академику Н. Н. Моисееву, интеллект — это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные, и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных[2]. Изучением интеллекта животных занимается сравнительно молодая область науки как когнитивная этология.

Различные взгляды на интеллект

Согласно Линде Готтфредсон интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, по мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации[4].

По И. Г. Виноградову (сетевой псевдоним VIG), интеллект — это способность человека к поиску, восприятию, анализу, систематизации и эффективному использованию информации для достижения поставленной цели. Только недалекий, ограниченный человек, накопленную индивидуумом, несистематизированную, не анализируемую и не применяемую информацию, может воспринять как интеллект индивидуума.

Ф. Н. Ильясов определяет интеллект как «способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи».

Б.В. Рояк, (сетевой псевдоним ЭГТР), интеллект - это качество разумного мышления.

В начале XX века Чарльз Спирман показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, то есть, что все интеллектуальные способности статистически связаны[источник не указан 164 дня]. Спирман ввёл «фактор g» общего интеллекта, показывающий эффективность выполнения всех познавательных задач. На практике оказалось, что «фактор g» трудно измерить напрямую. Однако на его основе удалось сформулировать величины, которые измерить возможно и которые представляют собой приблизительные меры g. Одним из таких параметров является коэффициент интеллекта (IQ). Психолог Джеймс Флинн первый провел обширные исследования в области динамики IQ в разных странах мира за длительный период и показал, что этот коэффициент непрерывно возрастал в течение 50 лет (Эффект Флинна).

Православные отцы церкви термин ум (греч. νους), близкий по значению к интеллекту, иногда заменяли термином дух (греч. πνευμα).

Недостаточность интеллекта

Уровнем Интеллекта называют уровень развития интеллектуальных способностей относительно возраста. Люди с недостаточным уровнем интеллекта больны олигофренией — врожденным слабоумием. Помимо этого, существует и приобретенное слабоумие — деменция.

Выделяют три степени врожденного слабоумия:

дебильность (иногда сохраняется способность к труду),

имбецильность (сохраняется способность к самообслуживанию),

идиотия (не сохраняется способность к самообслуживанию и речи).

 

Ученые уже более сотни лет спорят о том, что же такое человеческий интеллект.Какие теории на этот счет являются основными сейчас и на чем они основаны - вы узнаете из этой статьи.

Что такое интеллект? 4 основных теории

В течение многих столетий люди пытаются дать определение понятию «интеллект». Однако оно до сих пор не дано. К примеру, некоторые считают, что интеллект – это способность приобретать новые знания, навыки и умения и быстро приспосабливаться к обстоятельствам, другие – как способность оптимально решить сложную задачу в кратчайший срок. Таким образом, к настоящему моменту появилось множество теорий о том, что же такое интеллект. Вот четыре основные теории, имеющие наибольшее количество последователей:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...