Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жилищно-коммунальное хозяйство

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляют деятельность 13 муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства. За 2002 год оценочная величина предоставленных ими услуг (работ) составляет около 6 млрд. рублей.

В настоящее время одной из самых острых проблем ЖКК ЯНАО, тормозящей его реформирование, является значительная величина кредиторской и дебиторской задолженности в структуре баланса предприятий отрасли. Общая задолженность предприятий ЖКК автономного округа перед кредиторами по состоянию на 1 октября 2002 года составила 4,8 млрд. рублей и уменьшилась за 9 месяцев 2002 года на 100 млн. рублей.

Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками увеличилась за девять месяцев 2002 года на 102,6 млн. рублей и составила 1,5 млрд. рублей (30% от общей задолженности), займы и кредиты увеличились на 107,0 млн. рублей и составили 1,2 млрд. рублей (24%). Задолженность бюджетам всех уровней по обязательным платежам и начисленным штрафам и пеням по состоянию на 1 октября 2002 года составила 0,6 млрд. рублей (11,4%) от общей суммы кредиторской задолженности. Кредиторская задолженность по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 октября 2002 года составила 1,4 млрд. рублей, по сравнению с началом 2002 года задолженность снизилась на 28,4 млн. рублей.

Общая дебиторская задолженность муниципальных предприятий ЖКК автономного округа за 9 месяцев 2002 года увеличилась на 11,5% и составила 2,0 млрд. рублей.

В структуре дебиторской задолженности предприятий ЖКК 73,8% составляют неплатежи покупателей и заказчиков (1,5 млрд. рублей), задолженность прочих дебиторов - 15,1% (300,7 млн. рублей), в том числе доля задолженности населения по оплате ЖКУ - 12,5% (238 млн. рублей). Наименьший процент собираемости платежей населения за ЖКУ наблюдается в Приуральском районе (47%) и г. Губкинский (56%).

За счет предпринимаемых предприятиями ЖКК мер (направление исков в суд, размещение информации о задолженности в СМИ) происходит повышение уровня собираемости платежей, так по г. Ноябрьску уровень платежей возрос с 70 до 80 процентов.

В целом по округу предприятиями ЖКХ нарушено платежное сальдо - кредиторская задолженность превышает дебиторскую. На начало 2002 года превышение достигало 2,8 раза, за 9 месяцев 2002г. этот показатель снизился до 2,4 раза.

Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ планировалось к 2003 году свести к нулю дотации из бюджета предприятиям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги населению (ЖКУ), за счет введения 100% оплаты ЖКУ населением. В Ямало-Ненецком автономном округе с 1 января 2003 года уровень платежей за ЖКУ установлен в размере 71,4% от экономически обоснованного тарифа на ЖКУ.

Гражданам (семьям) автономного округа, имеющим совокупный доход ниже величины прожиточного уровня, установленного в ЯНАО, или имеющим расходы на ЖКУ (в пределах социальных нормы площади жилья) более 18% от совокупного дохода, предоставляются жилищные субсидии. В течение 9 месяцев 2002 года в автономном округе правом на получение субсидии воспользовалось 5,8 тысяч семей или 3,7% от количества семей проживающих в муниципальных образованиях округа. В аналогичном периоде 2001 года правом на получение субсидии воспользовалось 3,8 тысяч семей или 2,5%. Общая сумма начисленных субсидий населению на оплату ЖКУ в течение 9 месяцев 2002 года составила 55,1 млн. рублей, что в 6,3 раза больше, чем в аналогичном периоде 2001 года (8,7 млн. руб.). При этом сумма задолженности населения по оплате за ЖКУ на 1 октября 2002 (238 млн. руб.) в сравнении с аналогичным периодом 2001 года (79 млн. руб.) возросла в 3 раза. Причинами увеличения объемов субсидирования являются: увеличение уровня платежей граждан за ЖКУ с 38,7% в сентябре 2001 года до 66,8% в сентябре 2002 года; увеличение фактической величины расходов на производство ЖКУ по обследуемому жилфонду на 35,6% на фоне сохранения уровня совокупного дохода населения.

Сравнительный анализ фактической себестоимости и экономически обоснованного тарифа (ЭОТ) на все виды предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в автономном округе по состоянию на 1 октября 2002 года показал, что средневзвешенная величина фактических затрат по ЯНАО соответствует планируемым тарифам (с незначительными расхождениями). Однако по отдельным муниципальным образованиям наблюдаются расхождения до 50-70% между ЭОТ и фактическими затратами на оказываемые услуги.

В 2002 году на подготовку к зиме планировалось направить 1,2 млрд. рублей бюджетных средств, в основном за счет местных бюджетов (1,0 млрд. рублей), фактически использовано всего 50% этих средств.

Финансы

Доходы консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа за 2002 год составили 43,1 млрд. рублей или 121,7% доходов 2001 года, причём поступления от крупнейших предприятий нефтегазового комплекса: ОАО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз", ОАО "Роснефть-Пурнефтегаз", предприятий ОАО "Газпром", составили 27,7 млрд. руб. или 64,2% всех доходов бюджета ЯНАО.

Доля налоговых доходов в структуре поступлений составила 92,5%, против 93,5% в 2001 году. Незначительный рост неналоговых доходов связан с увеличением доходов от имущества, находящегося в государственной собственности, и от деятельности государственных и муниципальных организаций.

 

С 1 января 2002 года введён налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) Несмотря на отмену платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, данные виды налогов поступали и в 2002 году (по расчётам за 2001 год и в счёт погашения задолженности прошлых лет).

Рост поступлений налога на прибыль организаций во многом вызван повышением цены на газ, добываемый предприятиями ОАО "Газпром", они дали 65,6% всех поступлений по данному виду налога. По сравнению с 2001 годом средняя цена газа по четырём предприятиям выросла на 67,7 руб./тыс.м3.

В тоже время поступления налога на прибыль от крупнейших предприятий нефтедобывающего комплекса (ОАО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз", ОАО "Роснефть-Пурнефтегаз") составили всего 3% от поступлений данного налога в бюджетную систему ЯНАО, что обусловлено низкими отпускными, так называемыми "внутрикорпоративными", ценами на нефть.

Поступления налога на доходы физических лиц увеличились на 26,3 %, что вызвано ростом фонда оплаты труда.

Рост неналоговых доходов в 2002 году вызван, во-первых, низким исполнением годовых бюджетных назначений в 2001 году - 30,2%, во-вторых, значительным увеличением доходов от имущества, находящегося в государственной собственности и от деятельности государственных и муниципальных организаций.

Расходы консолидированного бюджета в 2002 году составили 40,8 млрд. рублей или 116,5% расходов 2001 года (35,0 млрд. руб.).

 

Структура расходов претерпела изменения. Увеличение доли расходов по статье "Промышленность, энергетика и строительство" и снижение по статьям "Жилищно-коммунальное хозяйство", "Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика" вызвано изменением порядка отнесения капитальных расходов по статьям бюджетной классификации. В 2001 году капитальные расходы отражались по соответствующим статьям функциональной классификации. В 2002 году - по статье функциональной классификации "Промышленность, энергетика и строительство".

Рынок труда

На конец 2002 года численность экономически активного населения составила 326 тыс. человек или 64,8% от общей численности населения автономного округа.

В 2002 году основная тенденция заключалась в увеличении численности занятых в экономике и официально зарегистрированных безработных. За 2002 год численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, увеличилась с 8,4 тыс. человек до 8,9 тыс. человек, что на 9,3% больше, чем на 1.01.2002 года. Уровень регистрируемой безработицы в автономном округе на 1.01.2003 года составил 2,7%, против 2,6% на 1.01.2002 года, что превышает уровень среднероссийского показателя в 1,5 раза. Кроме того, автономный округ имеет самый высокий регистрируемый уровень безработицы среди регионов Уральского Федерального округа. Причина роста численности регистрируемых безработных связана с увеличением размера минимального пособия по безработице и расширением деятельности службы занятости автономного округа по информированию населения о ситуации на рынке труда.

Сохраняется значительная дифференциация территорий по уровню регистрированной безработицы. К концу года разрыв между максимальным и минимальным значениями этого показателя достиг 5 раз против 6,4 раза на конец 2001 года. Практически во всех муниципальных образованиях автономного округа уровень регистрированной безработицы превысил среднероссийское значение - 1,7%, кроме городов городов Губкинский и Новый Уренгой, в которых не превысил значения 1,6%.

К относительно благополучным районам, уровень безработицы в которых в течение года не превысил среднеокружной показатель, относятся города Губкинский, Новый Уренгой, Надым, Салехард.

К муниципальным образованиям с наиболее высоким уровнем регистрируемой безработицы (в 1,5-2 раза выше среднеокружного уровня) относятся города Лабытнанги, Муравленко, Красноселькупский, Приуральский, Пуровский, Ямальский районы.

За отчетный период снято с учета 16 тыс. человек, из них по причинам трудоустройства - 7 тыс. человек.

С января по декабрь 2002 года число заявленных вакансий уменьшилось с 3672 до 2369 единиц. Основную долю их занимают рабочие специальности, требующие высокого профессионализма, что затрудняет трудоустройство безработных граждан. Существующее несоответствие между спросом и предложением рабочей силы, а также низкий уровень оплаты труда значительной части заявленных в службу занятости округа вакансий не позволяет в минимальные сроки заполнить вакансии и обеспечить ищущих работу и работодателей услугами, облегчающими процесс отбора специалистов на рабочие места. В результате коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости в расчете на одну вакансию) увеличился по сравнению с 2001 годом на 42,6% и составил к концу года 4 человека на одну вакансию.

За 2002 год было выдано разрешений более 400 предприятиям на привлечение в производстве иностранной рабочей силы в количестве более 15 тыс. человек. Наибольшая доля иностранной рабочей силы работает в городах Салехард (27% от общего числа привлекаемой рабочей силы), Надым (22%), Новый Уренгой (20%).

На территорию автономного округа иностранные работники привлекаются из 25 стран мира, в т.ч. из 13 стран "дальнего зарубежья".

В структуре основных стран экспортеров иностранной рабочей силы сохраняется тенденция прошлых лет: Украина - более 70%, Молдова - 5%, Азербайджан - 2%. Из стран "дальнего зарубежья": Турция - более 10%. Ведущей отраслью, где применяется иностранная рабочая сила, остается строительство - более 80%, на долю геологии приходится около 10%, промышленности - 3%, ЖКХ - 2 процента.

Несмотря на увеличение количества безработных в округе, одновременно увеличивается численность иностранной рабочей силы. Так, количество официально зарегистрированных безработных за 2002 год составило 8884 человек и увеличилось в течение года на 755 человек, численность привлекаемой иностранной рабочей силы возросла на 3 тыс. человек.

В 2002 году уровень безработицы, рассчитанный относительно экономически активного населения, составил 2,7%, привлечение иностранных работников - 4,6% от экономически активного населения.

Занятость иностранцев на предприятиях и в организациях округа позволяет частично решать проблемы заполнения свободных рабочих мест, на которые даже в условиях безработицы нет конкуренции со стороны местных трудовых ресурсов. Однако в сложившихся условиях целесообразно разработать в округе механизм внутренней трудовой миграции, который бы давал возможность привлечения безработных жителей автономного округа для работы на предприятиях округа, возможно и не в месте их постоянного проживания.

Уровень жизни населения

В 2002 году по оперативным данным номинальные денежные доходы населения округа составили 80,3 млрд. рублей и по сравнению с 2001 годом возросли на 24,6 процента.

По сравнению с 2000-2001 годами в 2002 году происходит снижение темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения. Так, если в 2001 году уровень реальных располагаемых денежных доходов населения составил 117,9 % к 2000 году, то в 2002 году - 104,3 % к уровню 2001 года, (по Российской Федерации - соответственно 108,5% и 108,8%).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...