Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

SWOT-анализ, как фактор конкурентоспособности фирмы




 

Сегодня в жесткой конкурентной борьбе уже недостаточно использовать только широко применяемые инструменты финансового анализа, первоочередной становится необходимость думать и действовать проактивно, регулярно проводя стратегический (качественный) анализ внешней и внутренней среды предприятия, который уделяет особое внимание двум группам факторов, во-первых, условиям в отрасли и конкуренции; во-вторых, конкурентоспособности, положению на рынке, сильным и слабым сторонам компании.

Анализ деятельности компании в контексте внешней среды должен охватывать такие сферы, как экономика, политика, технология, международное положение и социально-культурное поведение ("дальнее окружение"). Предполагает также анализ общей ситуации и конкурентных условий отрасли ("ближнее окружение"). Цель такого анализа - оценка ключевых факторов внешней среды:

1. Основные экономические характеристики отрасли.

2. Формы и интенсивность конкуренции.

3. Причины изменений в структуре конкуренции и внешней среде.

4. Сильные и слабые конкуренты.

5. Возможные действия конкурентов.

6. Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе.

7. Общая привлекательность отрасли и перспективы прибыльности факторы привлекательности и непривлекательности, специфические проблемы отрасли, благоприятные и неблагоприятные перспективы получения прибыли).

В процессе анализа положение компании исследуется по параметрам:

· эффективность действующей стратегии компании;

· сильные и слабые стороны компании, возможности и угрозы;

· конкурентоспособность компании по ценам и издержкам;

· устойчивость конкурентной позиции компании по сравнению с основными соперниками;

· стратегические проблемы компании.

Для получения ответа на эти вопросы как основной инструмент используется SWOT-анализ - определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды): сильные стороны - преимущества организации; слабости - недостатки организации; возможности - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке; угрозы - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к возможностям и угрозам внешней среды определяет наличие у компании стратегических перспектив и возможностей их реализации.

Понятно, что при этом будут возникать препятствия (угрозы), которые необходимо преодолевать.

Методология построения SWOT матрицы заключается в разделении окружения на две части - внешнюю среду и внутреннюю (саму компанию), а затем события в каждой из этих частей - на благоприятные и неблагоприятные.

 

В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы (рис.4).

 Рисунок 4 - Матрица первичного стратегического анализа.

 

В соответствующие ячейки матрицы заносятся сильные и слабые стороны фирмы, а также рыночные возможности и угрозы:

· сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая ему дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у вас опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.;

· слабые стороны предприятия - это отсутствие какого-то важного для функционирования предприятия фактора или то, что пока не удается осуществить по сравнению с другими компаниями, ставящее вас в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.;

· рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, увеличение налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.;

· рыночные возможности - благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. Следует также отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все благоприятные обстоятельства, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать конкретное предприятие. Важный момент: один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью.

В заполненной матрице SWOT-анализа виден полный перечень основных сильных и слабых сторон предприятия, а также открывающиеся перед предприятием перспективы и грозящие ему опасности.

Задачей SWOT-анализа, как глубоко внутреннего инструмента компании, работающей на рынке с плотной конкуренцией, является выявление проблемных полей организации по сравнению с конкурентами в проекции возможностей и угроз внешней среды. Поэтому результаты данного анализа являются базой для разработки взаимосвязанного комплекса стратегий, мероприятий по конкурентной борьбе, оптимизации бизнес-процессов и т.д.

Итак, после проведения SWOT-анализа более четко представляются преимущества и недостатки компании, ситуация на рынке. Это позволит выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями. Правильно и вовремя принятые стратегические решения играют сегодня ключевую роль в успешной деятельности организации. В конечном счете, именно они оказывают решающее влияние на конкурентоспособность как продукции, так и предприятия в целом.


Заключение

 

Подводя итог отметим, что функционирование предприятий в рыночных условиях, происходит в форме постоянной конкуренции, непрерывного соперничества.

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов. Каждая из представленных в работе групп факторов имеет право на существование, а их использование будет зависеть от цели проводимого исследования и от того принципа, который положен в ее основу.

Анализ конкурентоспособности фирмы очень важный и сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами, сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.

Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения.

Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности.

Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.

Таким образом, достижение конкурентных преимуществ на рынке во многом определяется конкурентоспособностью организации, природа которой обусловлена, прежде всего, наличием множества детерминирующих ее внутренних и внешних факторов. Очевидно, что чем шире у организации набор конкурентных преимуществ, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности рынке или отдельных сегментах этого рынка.


Список использованной литературы

 

1. Анализ конкурентоспособности фирмы / В.Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2007.

2. Основы маркетинга: Учебник / Е.П. Голубков. Финпресс, 2006.

3. Факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества организации.

4.  Проблемы Экономики отраслей и предприятий / Л.Е. Замураева. 2007.

5. Основы маркетинга. Пер. с англ. / Ф. Котлер. Прогресс, 2008

6. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия / В.А. Мошнов. Стратегии управления,2006.

7. Конкуренция. Учебное пособие. / М. Портер. - М.: Международные отношения, 2009.

8. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. ИНФРА-М, 2007.

9. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия / А.А. Швец, А.Н.Морозов. Проблемы региональной экономики ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики,2005.

10. Конкуренция: теория и практика. Учебное пособие / А.Ю. Юданов. ГНОМ-ПРЕСС, 2009.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...