Судебная реформа РФ в рамках Посланий Президента Федеральному Собранию в период с 2001 по 2011 год
Характеристика послания
Содержание предложения
Послание Президента Федеральному собранию от 2001 года
1) Одним из наиболее важных решений, принятых в прошлом году, было создание федеральных округов. Более трех с половиной тысяч нормативных актов, принятых в субъектах Федерации, не соответствовали Конституции России и федеральным законам. Четыре пятых из них уже приведены в соответствие. Контроль за соблюдением федеральных законов следует переводить в плановый режим, тесно работая с органами юстиции, прокуратуры, судами.
2)Нам крайне необходима судебная реформа. Арбитражная практика также наталкивается на противоречивую и невнятную законодательную базу. Ведомственное нормотворчество является одним из главных тормозов в развитии предпринимательства. Наша нормативно-правовая база с одной стороны, избыточна, с другой — неполна. Законов принято даже слишком много. Многие из них дублируют друг друга.
3) Любой закон должен быть обеспечен и организационно, и материально.
4) Плохо обстоит дело с процессуальным законодательством — как с гражданским, так и уголовным. Много случаев с необоснованным насилием и произволом при возбуждении уголовных дел, при следствии и в судебном разбирательстве. Вопросы, связанные со статусом судей и порядком их назначения на должности должны быть решены. Кроме того, в уголовном и гражданском процессах необходимо последовательно реализовывать конституционные принципы состязательности и равноправия сторон. В существенном совершенствовании нуждается также законодательство, регулирующее порядок исполнения судебных решений.
5) Пора навести порядок и в муниципальном законодательстве. Оно ближе всего к повседневной жизни граждан и при этом очень низкого качества, перегружено и часто — нелогично.
6) Важнейшей государственной задачей считаю совершенствование работы правоохранительных органов, в том числе и прокуратуры.
Послание Президента Федеральному собранию от 2002 года
1) Мы сделали существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых указов, актов, законов уже принято. Средства на их реализацию - выделены. Теперь нужно четко исполнить принятые решения.
2) В июле этого года вступает в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс. В связи с этим судебные и правоохранительные органы должны решить многие организационные вопросы — чтобы, начиная с 1 июля, этот закон работал в полной мере. На очереди — важнейшие для граждан и экономики страны Гражданско-процессуальный, Арбитражный кодексы, закон о третейских судах.
3) Сегодня разрешение спора и рассмотрение жалобы на принятое решение осуществляется в одном и том же суде. Просил бы внимательно отнестись к этой проблеме.
4) Необходимо также четко разделить компетенцию арбитражных судов и судов общей юрисдикции.
5) Надо привести в соответствие с новыми законодательными актами и положения закона "О Прокуратуре Российской Федерации".
6) Крайне важна гуманизация уголовного законодательства и системы наказаний. Сегодня за преступления небольшой и средней тяжести фактически следуют те же самые санкции, что и за тяжкие.
7) Наша главная цель — добиться неотвратимости наказания, а не его чрезмерной суровости.
Послание Президента Федеральному собранию от 2003 года
1)Мы серьезно продвинулись в создании реально независимого суда. Приняли новые Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы, обеспечив дополнительные гарантии прав человека.
2) Нам следует сформировать эффективно работающий механизм разрешения споров между гражданином и государством за счет совершенствования административных процедур и судебных механизмов.
Послание Президента Федеральному собранию от 2004 года
-
Послание Президента Федеральному собранию от 2005 года
1)Одно из направлений деятельности государства - повышение эффективности правосудия.
2) Если часть российского общества будет по-прежнему воспринимать судебную систему как коррумпированную — говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно.
3)Организация борьбы с преступностью в стране требует принципиально новых подходов. Соответствующие решения будут подготовлены.
Послание Президента Федеральному собранию от 2006 года
-
Послание Президента Федеральному собранию от 2007 года
-
Послание Президента Федеральному собранию от 2008 года
1)Сейчас велико значение Конституции для формирования качественно новой правовой системы и независимого суда. Для избавления от коррупции и правового нигилизма.
2) Сейчас уже вносятся изменения в законы, регулирующие деятельность сотрудников таможни и органов внутренних дел, прокуратуры и Федеральной службы безопасности, судей и служащих аппаратов судов.
3) вводятся меры уголовного наказания за злоупотребление полномочиями лицами, которые исполняют управленческие функции в негосударственных организациях. Они будут соответствовать тем, что применяются к госслужащим.
4) Независимый и честный суд – это основа справедливого общественного порядка. И по мере укрепления нашего демократического государства роль суда будет, естественно, только возрастать.
5) Проблемы формирования судебной системы в значительной части решены. В том числе расширена компетенция судов, связанная с рассмотрением жалоб на действия государственных органов и должностных лиц, а также с возмещением вреда, причинённого их незаконными действиями.
6)Я поручил подготовить заключение о возможности передачи на федеральный уровень вопросов деятельности мировых судей. Решение этой задачи, несмотря на необходимость определённых трат, позволит завершить формирование стройной вертикали судебной власти.
7) Я внесу также законопроект по сокращению сроков рассмотрения гражданских дел и введению дополнительных мер ответственности за создание препятствий, ведущих к затягиванию судопроизводства.
8)Надо установить механизм возмещения ущерба, причинённого гражданам при нарушении их прав на судопроизводство в разумные сроки, на полное и своевременное исполнение судебных решений.
9)Следует принять закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Он распространяется на все суды. И даст людям возможность получать достоверные сведения о функционировании судебной системы. Кроме того, он впервые и достаточно детально закрепит различные формы их обнародования – в том числе через интернет.
10) Подчеркну, исполнение судебных решений – всё ещё огромная проблема. Причём проблема всех судов, включая Конституционный. Причины везде, конечно, разные. Однако отмечу одну общую – это отсутствие реальной ответственности должностных лиц, да и самих граждан, которые не исполняют решения суда. Такая ответственность должна быть введена.
11) Нельзя забывать и о гуманизации закона и порядка его применения. Судам следует более взвешенно относиться к избранию мер пресечения в виде ареста и к назначению наказаний, связанных с изоляцией от общества. В то же время правоохранительная и судебная системы должны обеспечивать действенную защиту прав и интересов лиц, пострадавших от совершённых преступлений.
Послание Президента Федеральному собранию от 2009 года
1) Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества. Именно на это направлены и соответствующие законы, которые вступают в силу в следующем году: об открытости государственных органов и об обеспечении доступа к информации о деятельности судов.
2) Будет установлен порядок размещения информации в сети интернет о деятельности судов. Публикуемые тексты судебных актов позволят получить более чёткое представление о работе судов, о проблемах в законодательстве и судебной практике.
3) Планируется также создание апелляционных инстанций в судах общей юрисдикции. На первом этапе (с 1 января 2012 года) – для гражданских дел.
4) Для полноценного обеспечения апелляционной процедуры, в том числе и на втором этапе – с 1 января 2013 года для уголовных дел, придётся увеличить число судей и изыскать соответствующие средства в государственном бюджете.
5) Квалифицированное правосудие возможно лишь в том случае, когда нагрузка на судей разумна. По их количеству на тысячу граждан мы уже приблизились к европейским стандартам. Но в России на каждого судью приходится в несколько раз больше дел.
6) Наше уголовное законодательство, как и практика его применения, должно стать более современным. Уголовное наказание – как на уровне закона, так и на стадии его применения судами – должно быть адекватным совершённому преступлению и, соответственно, лучше защищать интересы общества и интересы потерпевшего.
Послание Президента Федеральному собранию от 2010 года
1)Нам необходимо высокое качество работы судебной и правоохранительной системы. В обществе должны действовать справедливые законы, функционировать независимые и уважаемые суды и органы правопорядка.
2)Наряду с развитием законодательства о судебной системе, что мы делали и продолжаем делать, мы начали проведение реформы МВД. И на законодательном уровне создаём условия для повышения качества работы следствия и прокуратуры. Этому служат и внесённые мною в Государственную Думу законопроекты «О полиции» и «О Следственном комитете».
3)Я поручил Генеральной прокуратуре, ФСБ, Следственному комитету внести предложения об ответственности тех лиц, которые работали на соответствующих участках и которые обеспечивали правопорядок.
4) Я ещё раз подчеркну: санкция за нетяжкие, малозначительные преступления должна быть по возможности не связана с лишением свободы. Это, кстати, особенно актуально в тех случаях, когда речь идёт о молодых людях, о подростках, о тех, кто впервые нарушил закон.
5) Сегодня я внесу в Государственную Думу закон, который позволит суду применять дифференцированный подход при назначении наказания. По целому ряду составов преступлений будут исключены нижние пределы санкций. У суда появится возможность более широко применять такие альтернативные меры наказания, как штраф и принудительные работы. Но главное, чтобы в отсутствие нижнего предела уголовной санкции суды не воспринимали верхний предел как единственный ориентир при назначении наказания.
6) Я считаю, что посредничество во взяточничестве, так же как и кратный размер штрафа, необходимо внести в уголовный закон.
Послание Президента Федеральному собранию от 2011 года
1) О дальнейших шагах в области уголовного права и судопроизводства. В первом полугодии будут подготовлены законопроекты, предусматривающие формирование системы социальной реабилитации граждан, отбывающих наказание, а также тех, кто отбывает наказание, не связанное с лишением свободы.
2) Мы продолжим работу по улучшению качества судейского корпуса. И один из ближайших шагов – это создание системы самостоятельных экзаменационных комиссий, через которые будут проходить все кандидаты на высокую должность судьи.
3) Надо более активно информировать граждан о возможности разрешить спор с помощью квалифицированного посредника, а также подумать над целесообразностью введения обязательного применения примирительных процедур при разрешении некоторых видов споров.