Выбор афоризма и научной дисциплины
Стр 1 из 2Следующая ⇒
Сегодня на едином государственном экзамене по обществознанию выпускнику предлагается шесть высказываний известных авторов, каждое из которых однозначно соотнесено с одной из шести социальных наук: политология, правоведение, социальная психология, социология, философия, экономика. С опорой на «понятийный аппарат и теоретическое содержание данной науки» ему следует проанализировать выбранный афоризм. Выпускник, целенаправленно готовившийся к поступлению в вуз, как правило, имеет какую-то приоритетную социальную дисциплину, которую он знает лучше других. И очень часто, выбирая тему для эссе, он априори ориентируется исключительно на эту дисциплину. Тем самым совершает первую ошибку, ибо успех выполнения заданий данного типа зависит не только от знаний в определенной области, но и от особенностей выбранного афоризма.
Правило двадцатое: выбирая тему для написания эссе на ЕГЭ, не следует заранее суживать поле поиска одной–двумя научными дисциплинами. Нередко высказывание для анализа может быть предложено в рамках дисциплины, не являющейся вашей приоритетной, и в которой вы не обладаете самыми глубокими познаниями, однако по своей структуре именно данный афоризм может позволить применить навыки выполнения заданий подобного типа наиболее результативно.
При оценивании заданий части С9 сегодня действует строжайшее правило: «смысл, раскрытый в рамках другой, отличной от указанной в задании, науки, даже при идеальном соблюдении выпускником требований к выполнению мини-сочинения (эссе) по обществознанию, не может быть основанием для результативного балла». Другими словами, если афоризм, который на данном экзамене отнесен к социологии, вы, пусть даже блестяще, раскроете с позиций философской науки, оценка за эссе будет нулевая!
Чаще всего авторами заданий афоризм вполне адекватно соотносится с той или иной научной дисциплиной, и указанное требование выпускником выполняется само собой. Но бывают исключения, в том числе связанные с тем, что афоризмы по самому своему жанру допускают несколько трактовок, и помимо смысла, лежащего на поверхности, в нем можно найти и более глубокое, на первый взгляд незаметное, содержание. В качестве примера можно рассмотреть встречавшееся на экзаменах и впоследствии опубликованное в пособиях по подготовке к ЕГЭ задание на тему известного высказывания Б.Рассела: «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру... видеть мир таким, как он есть, и не бояться его». Б.Рассел – выдающийся философ ХХ в., и уже один этот факт настраивает на трактовку его слов в русле философской науки, тем более что в содержании афоризма нетрудно разглядеть гносеологическую проблематику. И, конечно же, среди испытуемых были те, которые не обратили внимания на соотнесенность высказывания Рассела в экзаменационном задании с тематикой социальной психологии, пошли по пути его философского анализа, за что и поплатились нулевой оценкой. В то же время увидеть социально-психологический аспект в данном высказывании не так уж и сложно, тем более что страх, упоминаемый в конце, – понятие из области психологии. Почему человек боится увидеть мир таким, каков есть, в чем причина его страха перед истиной? Одно из возможных объяснений, приводящих нас в русло как раз социальной психологии – истина как нечто новое и ранее неизвестное очень часто противоречит существующим представлениям, ценностям и стереотипам, носителями являются не индивиды, а определенные социальные группы. Страх перед истиной, таким образом, есть в первую очередь страх перед потерей этих ценностей, которые для многих в процессе социализации стали неотъемлемой частью собственного Я, «второй» натурой. Рассуждая далее в этом направлении, можно вспомнить известную мысль Курта Левина, объяснявшего неприятие людьми новаций тем, что последние противоречат нормативно-ценностным системам, существующим в их первичных группах. В качестве же примеров, иллюстрирующих данный аргумент, интересно будет привести не только религиозные догматы, в ряде случаев мешавшие развитию научного познания, но и научные парадигмы, также представляющие собой систему устойчивых, а главное – институционально защищенных стереотипов, носителями которых являются сообщества ученых.
Таким образом, готовясь к экзамену или олимпиаде, необходимо отработать навык раскрытия не одного, а нескольких смыслов афоризма, научиться четко и обоснованно соотносить выделенный смысл с проблематикой и инструментарием определенных социальных наук. Овладение подобным навыком значительно расширит ваши возможности и в выборе темы эссе, и в выборе соответствующей дисциплины. Задание для самоподготовки Проанализируйте приведенные ниже высказывания. Приведите несколько формулировок смысла, заключенного в каждом из них, с учетом специфики указанных социальных наук. 1. «Личность – это человек как носитель сознания» (Платонов) (философия, социология, социальная психология). 2. «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (социология, философия) (Шерр). 3. «Законы обязаны своей силой нравам» (Гельвеций) (социология, философия, правоведение). 4. «Люди существуют друг для друга» (М.Аврелий) (социология, социальная психология, философия). 5. «Тому, кто не постиг добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (Монтень) (философия, социология).
В ситуации, когда раскрытие смысла афоризма в рамках только определенной науки является столь значимым требованием, последнее следует реализовать в явном, не допускающем иных трактовок, виде, чтобы даже очень строгий экзаменатор не смог бы придраться к вашему подходу. Но для этого, очевидно, нужно очень хорошо понимать и даже чувствовать методологическую специфику каждой из общественных наук – специфику, которую практически невозможно воспринять в рамках «синтетического» обществоведческого курса, но можно освоить, только изучая отдельные социальные науки в их системной целостности и внутренней логике.
Правило двадцать первое: выбирая тему для выполнения задания «С9», следует обращать внимание не только на содержание афоризма, но и на соотнесенность его в задании с конкретной социальной наукой. В рамках самого эссе желательно явным, недвусмысленным образом продемонстрировать использование инструментария из заданной области знания.
29.2. Раскрытие смысла высказывания через выделение поставленной автором проблемы
После того как вы определились с темой эссе и научной областью, в рамках которой она будет освещаться, можно приступить к подготовке к написанию текста. В соответствии с заданием вы, прежде всего, должны выделить смысл анализируемого высказывания, раскрыв и выявив заключенную в нем проблему. В общих чертах мы уже рассматривали подобные задачи в теме 27, здесь же нам надо будет конкретизировать эти подходы. Первое, что необходимо помнить, преступая к выполнению данного этапа задания, – процесс выделения проблемы есть всегда процесс обобщения. Типичная ошибка, часто встречающаяся на экзаменах и даже олимпиадах, – представление проблемы в виде простого перефразирования, пересказа заданного афоризма. Например: «Рассел затрагивает проблему видения мира таким, как он есть, он призывает не бояться его». Другая типичная ошибка на данном этапе – подмена проблемы авторской позицией. Надо помнить, что проблема – это научный вопрос, явно или косвенно затронутый автором, тогда как авторская позиция – ответ на него. Этот ответ вам также предстоит проанализировать, но уже в заключительной части, так что не надо забегать вперед. Конечно, афоризм – не текст, в котором по разным абзацам могут быть разнесены и постановка проблемы, и подходы к разрешению ее. Чаще всего и то и другое объединяется в нем в рамках одного–двух предложений, но от этого их различение не становится менее важным.
По собственному преподавательскому опыту авторы хорошо знают, что само по себе требование «выделить проблему» нередко пугает школьника, ставит его в тупик. На самом же деле в этом требовании нет ничего выходящего за рамки здравого смысла, ибо афоризм тем и отличается от простого высказывания (вроде «данный стол деревянный» или «данный суп горячий»), что в образной, лаконичной и популярной форме фиксирует некое противоречие. Сделать это противоречие явным, сформулировать его в понятийном аппарате соответствующей науки, а затем показать, как подходит наука к его разрешению – вот одна из первых задач подобного рода эссе. Вспомним рассмотренное выше высказывание Рассела. Действительно, разве не удивительно то, что человек, разум которого по своей природе должен быть нацелен на постижение истины, вдруг, благодаря наличию того же разума, испытывает перед ней страх? Вот противоречие, которое должно задать исходный вектор для развития темы эссе. Проиллюстрируем сказанное на примере афоризма А.Н.Леонтьева, также часто упоминающегося в методических пособиях для подготовки к ЕГЭ: «Личностью не родятся, личностью становятся». Для человека, уже знакомого с азами социальной психологии и социологии, данное утверждение звучит как трюизм, но разве таким же было отношение его к природе личности до знакомства с общественными дисциплинами? Разве и по сей день многие личностные качества человека, которые современная наука объясняет его социальной природой, на уровне обыденного сознания не воспринимаются как нечто врожденное, природой данное? Анализ указанного противоречия между обыденным и научным подходами к объяснению особенностей человека также можно положить в основу написания эссе. Выделение проблемы высказывания – творческий процесс, поэтому здесь не может быть универсальных алгоритмов, следование которым гарантировало бы успех. Тем не менее существует ряд приемов, использование которых может значительно повысить вероятность его достижения. Во-первых, прочитав и осмыслив высказывание, необходимо, прежде всего, его содержание соотнести с определенным разделом, а лучше даже с определенной темой соответствующей дисциплины. Проделав это, во-вторых, следует вспомнить, что любая тема потому и возникла в науке, что решала вполне конкретные задачи и проблемы. Вспомнить про них – это и значит приготовить, мобилизовать инструментарий для выполнения экзаменационного задания.
В качестве примера, поясняющего нашу мысль, рассмотрим другое высказывание Леонтьева, также весьма популярное в материалах ЕГЭ: «Роль – не личность, а изображение, за которым она скрывается». Данный афоризм удобен для анализа тем, что явно и недвусмысленно отсылает к третьей теме нашего курса «Социальные роли, нормы и ценности». Вспомним первый парадокс, который необходимо было усвоить в данной теме и с которого вообще начинается вхождение человека в социологическую науку, – носителем роли, выполняемой личностью, является не сама личность, а группа. Именно в данном пункте мы обнаруживаем, что ролевые характеристики не тождественны характеристикам личности и что между ними могут выстраиваться разнообразные взаимосвязи. Одним из вариантов такой взаимосвязи и является ситуация, когда роль оказывается «изображением», скрывающим личность. Проблему в таком случае можно сформулировать так: «Автор затрагивает проблему автономности роли по отношению к личности, несовпадения личностных и ролевых характеристик». Рассмотрим другое высказывание. «Точное знание об обществе принадлежит к числу наших самых недавних приобретений» (Э.Гидденс). Данное утверждение известного представителя современной западной социологии, автора одного из лучших в мире учебников отсылает нас к темам 22–23 нашего курса и заставляет вспомнить проблемы, обсуждавшиеся в связи с возникновением социологии. Один из главных парадоксов, с которым мы сталкивались, – позднее возникновение нашей науки. Его-то и надо проанализировать (можно для этого использовать черновик) в ходе формулировки проблемы. Действительно, первые теоретические размышления об обществе появляются уже в античной философии (Платон, Аристотель), а в течение последующих двух тысячелетий появились классические труды об обществе и государстве, не утратившие своей актуальности и по сей день. Почему же Конт отказывал прежним социально-философским учениям в статусе научных концепций общества? Причина, как мы помним, состояла в том, что подходы мыслителей прежних времен не отвечали сформировавшимся к ХIХ в. представлениям о строгом, точном научном знании. Проблему, поднятую автором, можно в таком случае сформулировать так: «В своем высказывании Гидденс затрагивает проблему позднего возникновения научной теории общества – возникновения социологии. Действительно, первые теоретические учения об обществе появляются уже в античной философии, и на протяжении последующих двух тысячелетий философами было высказано множество глубоких, а главное сохраняющих актуальность и по сей день мыслей об обществе. Однако датой рождения социологии считаются 30–40 гг. ХIХ в.». Следует помнить, что при формулировании проблемы нередко можно с успехом использовать вопросительные предложения. Например, анализируя афоризм «Личностью не родятся, личностью становятся», можно написать так: «Автор рассматривает проблему социальной природы человека. Какие характеристики человека являются врожденными, а какие в нем формируются в процессе социализации?».
Правило двадцать второе: формулируя проблему, поднятую автором высказывания, прежде всего следует постараться соотнести тематику высказывания с содержанием какой-либо темы курса. Далее необходимо вспомнить проблемы, парадоксы и противоречия, которые затрагивались и обсуждались в ее рамках. Опираясь на них и соотнося их со смыслом афоризма, следует кратко (не более трех предложений) сформулировать поднятую проблему. Задание для самоподготовки В Приложении к настоящему учебнику выберите по одному–двум афоризмам к каждой теме (задание типа «С9») и, опираясь на приведенные выше рекомендации, сформулируйте проблемы, содержащиеся в данных высказываниях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|