Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-экономическая характеристика рынка овощей Липецкой области




Овощеводство включает большой набор культурных растений, относящихся к разным ботаническим видам. Практически все они требовательны к условиям увлажнения, содержанию питательных веществ в почве. В мировом сельском хозяйстве возделывается порядка 600 видов овощей. В России выращивают лишь около 80 видов, что объясняется климатическими особенностями и традициями. Наиболее распространенные культуры в нашей стране - капуста, томат свекла, морковь, лук, огурец, Овощи возделывают с применением высоких доз органических и минеральных удобрений в составе специальных севооборотов, под которые отводят чаще всего пониженные, богатые органическими веществами массивы земель по долинам рек, террасам озер, на мелиорированных торфянистых почвах, где есть источники воды для орошения. Некоторые из вышеперечисленных культур особо продуктивных сортов выращивают также и в защищенном грунте, наряду с цветной капустой, салатом, редисом и других.

Рассмотрим рынок овощей в Липецкой области.

В Липецкой области различают овощеводство открытого и защищенного грунта. В овощеводстве открытого грунта выращивается широкий ассортимент различных культур. Наибольшее распространение среди них получили такие, как капуста белокочанная, томаты, огурцы, морковь, свекла столовая, лук-репка. Производство овощей защищенного грунта осуществляется в зимних ос­текленных теплицах, весенних пленочных теплицах, пленочных укрытиях. В зимних остекленных теплицах выращивают в основном огурцы, томаты, зелень.

Доля овощного рынка Липецкой области составляет всего 2% на рынке овощей РФ.

Таблица 1 - Посевные площади овощей Липецкой области, тыс. га

  2005 2006 2007 2008 2009 2010 изменение 2010 г. к 2005 г.,%
Хозяйства всех категорий 10,29 9,54 9,46 9,20 9,30 9,50 92,32
Сельскохозяйственные организации 0,50 0,52 0,58 0,20 0,10 0,20 40,00
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели 0,16 0,37 0,36 0,20 0,30 0,30 187,50
Хозяйства населения 9,64 8,65 8,52 8,80 8,90 8,90 92,32

Из таблицы 1 видно, что из всех категорий хозяйств, которые занимаются выращиванием овощей, большую долю занимают хозяйства населения по посевным площадям, и соответственно, по валовым сборам (табл.2).

 

Таблица 2 – Валовой сбор овощей закрытого и открытого грунта по Липецкой области, тыс. ц

  2005 2006 2007 2008 2009 2010 изменение 2010 г. к 2005 г.,%
Хозяйства всех категорий 1187,6 1130,4 1257,8 1257,8 1390,4 1111,3 100,9
Сельскохозяйственные организации 122,4 124,3 116,6 101,8 88,6 108,5 100,9
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели 24,7 74,9 46,3 37,6 42,0 10,2 100,4
Хозяйства населения 1040,4 931,1 1094,9 1118,4 1259,7 992,7 101,0

 

Овощи, как любой товар, реализуются по разным ценам в зависимости от спроса и предложения, места и времени продажи, условий сделки, типа рынка, ценовой информацией и ее полноты, ряда других факторов. Одной из характерных особенностей рынка овощей Липецкой области является ярко выраженное сезонное колебание цен. С начало года цена стабильно повышается и достигает максимального размера к июню, затем она начинает снижаться и минимальной становится в октябре – в момент поступления нового урожая. Рассмотрим основных производителей овощей Липецкой области (рис.3).

Таблица 3 – Производители овощной продукции Липецкой области

Хозяйство

Площадь посевов, га Рентабельность, %
СХПК "Тепличный",  г. Липецк 23,5 20,0
ЗАО "Неженское", Липецкая область, Боринский район 19,0 19,0
ЗАО "Овощевод", Липецкая область, Измалковский район 17,4 19,4

СХПК «Тепличный» - единственное предприятие, которое занимается овощеводством закрытого грунта.

Выделим средние цены производителей овощной продукции за 2005-2009 гг. (табл. 4).

Таблица 4 – Средние цены производителей овощной продукции, кг

Овощи

Годы

Изменение 2009г. к 2005 г.,%

2005

2006

2007

2008

2009

Помидоры

23,8

25,9

28,7

38,9

42,4

178,3

Огурцы

24,3

27,0

31,4

36,9

41,7

171,5

Лук репчатый

5,5

4,9

7,7

8,4

10,9

198,9

Морковь

8,5

6,9

7,3

7,6

8,1

94,8

Свекла столовая

5,2

6,0

6,4

6,4

6,7

127,7

 

Как видно из приведенных данных за 2005-2009 гг., резко выросли цены реализации производителей всех форм хозяйств в Липецкой области по помидорам и огурцам, так как на эти виды овощей затрачивается большое количество различных затрат (на удобрения, семена, оплата труда, прямые затраты труда). Также выросли цены на лук репчатый (на 98%) и на свеклу столовую (на 27,7%). Уменьшились цены на морковь на 5,2%.

Средние цены производителей овощей Липецкой области до июня 2009 года были на уровне 2008 года. Снижение розничных цен началось с июля и продолжалось до ноября 2009 года. И хотя розничные цены на овощи будут расти на протяжении всего зимне-весеннего периода 2009-2010 года, но темпы их будут невысокими.

Ниже представлена таблица, по каким канал происходит реализация овощей (табл. 5).

Таблица 5 - Реализация овощей всего и по отдельным каналам по Липецкой области, тыс. т

  2005 2006 2007 2008 2009
Овощи

 

Реализовано-всего 9,87 8,83 8,95 9,23 8,4
Потребкооперации 0,14 0,08 0,12 0,05 0,01
Другим потребителям (перерабатывающим организациям, организациям оптовой торговли, на рынке, через собственные магазины и др. 9,62 8,54 8,19 7,97 8,38
На биржах и аукционах         2,21
Населению (через систему общественного питания, выдача и продажа в счет оплаты труда) 0,05 0,12 0,64 1,21 0,01
По бартерным сделкам (обменным операциям) 0,06 0,09      
Капуста

 

Реализовано-всего 1,39 0,23 1 0,11 0,2
Потребкооперации 0,01 0,01 0,03 0,01  
Другим потребителям (перерабатывающим организациям, организациям оптовой торговли, на рынке, через собственные магазины и др. 1,33 0,16 0,98 0,09 0,2
Населению (через систему общественного питания, выдача и продажа в счет оплаты труда)       0,01  
По бартерным сделкам (обменным операциям) 0,05 0,05      
Морковь

 

Реализовано-всего 0,1 0,06 0,18 0,09  
Потребкооперации   0,02 0,02    
Другим потребителям (перерабатывающим организациям, организациям оптовой торговли, на рынке, через собственные магазины и др. 0,09 0,01 0,16 0,09  
Населению (через систему общественного питания, выдача и продажа в счет оплаты труда)   0   0,01 0
По бартерным сделкам (обменным операциям) 0,01 0,04      
Огурцы

 

Реализовано-всего 6,21 5,37 5,35 5,72 6,81
Потребкооперации 0,07 0,03 0,03 0,01 0
Другим потребителям (перерабатывающим организациям, организациям оптовой торговли, на рынке, через собственные магазины и др. 6,15 5,34 5,32 5,71 6,81
На биржах и аукционах         1,82
Населению (через систему общественного питания, выдача и продажа в счет оплаты труда)   0,01      
Помидоры          
Реализовано-всего 1,78 2,5 1,72 1,87 1,33
Потребкооперации 0,06 0,03 0,03 0,01 0,01
Другим потребителям (перерабатывающим организациям, организациям оптовой торговли, на рынке, через собственные магазины и др. 1,72 2,47 1,69 1,86 1,32
На биржах и аукционах         0,37
Населению (через систему общественного питания, выдача и продажа в счет оплаты труда)     0,01    
Лук репчатый

 

Реализовано-всего 0,33 0,58 0,67 1,19  
Другим потребителям (перерабатывающим организациям, организациям оптовой торговли, на рынке, через собственные магазины и др. 0,29 0,48 0,03    
Населению (через систему общественного питания, выдача и продажа в счет оплаты труда) 0,04 0,1 0,64 1,19  

 

Овощная консервация занимает почетное место в меню большинства россиян, в том числе лиц, проживающих в Липецкой области. При этом, по мнению экспертов, традиция приготовления домашних заготовок вносит весьма весомый вклад в общий объем потребления консервированных овощей, сокращая тем самым потребление консервации, произведенной на предприятиях

Данное утверждение в основном касается таких сегментов, как консервированные огурцы и помидоры, на которые приходится около 15% от общего объема потребительского рынка консервации Липецкой области.. Так, в 2009 году по сравнению с 2008 годом общий объем потребления консервированных помидоров и огурцов, сократился на 17% и 5% соответственно (диаграмма 1).

Диаграмма 1 – Изменение объема потребления 2009 г. по сравнению с 2008, %

Среди различных сегментов консервированных овощей наибольшее падение объемов потребления отмечено в таких сегментах, как кабачки (-39%), перец (-4%), баклажаны (-9%), баклажанная икра (-7%) и, как ранее уже было отмечено, помидоры (-17%) и огурцы (-5%). Также снизилось потребление зеленого горошка (на 5%), кукурузы (на 2%) и грибов ((на 2%). В то же время, объем потребления оливок, маслин, овощных смесей и фасоли, овощных смесей, кабачковой икры, наоборот, вырос (на 7%, 2%, 11%, 8% и 11% соответственно, что отражено на диаграмме 1).

На рынке замороженных овощей липчани отдают предпочтения овощным смесям. В рейтинге по популярности замороженных овощей находится цветная капуста – 28% потребителей, стручковая фасоль и шампиньоны– 24% и 15% соответственно.

Диаграмма 2 - Популярность замороженных продуктов по видам в Липецкой области, % от числа опрошенных респондентов.

Спрос на замороженные овощи подвержен сильным сезонным колебаниям. Так, на зимние и первые весенние месяцы, когда ощущается нехватка и дороговизна свежих овощей на прилавках, приходится пик продаж. Летом потребительский спрос значительно снижается, что связано со сбором нового урожая свежих овощей, и опять начинает свой рост с октября. Согласно результатам исследования липецкого рынка замороженных овощей, проведенного компанией среди покупателей данного вида продукции, в Липецке почти половина приверженцев замороженных овощей потребляет их круглый год, вне зависимости от сезона (диаграмма 6). Кроме этого, в последние годы эксперты отмечают постоянное уменьшение глубины спада объемов продаж в летние месяцы, что свидетельствует о том, что доля потребителей замороженных овощей и фруктов увеличивается не только в сезон пикового потребления, но и в период спада, а количество покупающих замороженные овощи круглый год будет расти.

 

Диаграмма 3 - Сезонность потребления замороженных овощей в Липецкой области, % от числа потребителей.

Наиболее популярными на рынке замороженных овощей, грибов и ягод в целом по Липецкой области являются овощные смеси –им отдают предпочтение около 30% липчан (диаграмма 4). Цветную капусту покупают 28% потребителей, стручковую фасоль – 24% и шампиньоны -15%

      

Диаграмма 4 - Популярность замороженных продуктов по видам на липецком рынке, %.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что главными факторами выбора для покупателей являются вкус и качество “заморозки”. Ни известность марки, ни объемы производства не являются важными показателями для покупателей. Под качеством понимается соблюдение пропорций в смеси, высокое качество ингредиентов, количество льда в упаковке, отсутствие посторонних элементов в упаковке (например, веточек, листочков и травинок в ягодах или грибах). Поэтому при выборе большинство покупателей руководствуются прошлым положительным опытом приобретения данных продуктов.

Основным местом покупки замороженных овощей, согласно результатам исследования липецкого рынка замороженных овощей среди покупателей данного вида продукции, является супермаркет – 38,3% (диаграмма 5). Данный факт объясняется высоким уровнем доходов целевой аудитории, которая предпочитает покупать продукты в крупных торговых точках.

Диаграмма 5 - Предпочтения потребителей по местам покупки замороженных овощей, %

Что касается прогнозов развития рынка на ближайшую перспективу, то эксперты считают, что рынок замороженных овощей и ягод продолжит динамично развиваться. Основными факторами роста в дальнейшем станет уменьшение свободного времени, рост благосостояния липчан и культуры потребления продуктов, дальнейшее повышение качества продукции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...