ГЛАВА 9. Возвеличивание камней, деревьев и других вещей.
Шарх ъаля китабит-Таухид, аллязий хуа хакку Аллахи ъаляль-ъабид
Составитель: АбдурРахман ибн Хасан.
ГЛАВА 9. Возвеличивание камней, деревьев и других вещей.
Не видели ли вы аль-Лат и аль-Уззу, и еще третью – Манат? Неужели у вас – потомки мужского пола, а у Него – потомки женского пола? Это было бы несправедливым распределением. Они – всего лишь имена, которыми нарекли их вы и ваши отцы, относительно которых Аллах не ниспослал никакого доказательства. Они следуют только предположениям и тому, чего желают души, хотя верное руководство от их Господа уже явилось к ним. (ан-Наджм,19-23) Упоминаемые в этом аяте идолы Лат принадлежал племени Сакиф, Узза - племени Курайш и бану Кинана, Манат же принадлежал племени Хилал. А л - Л а т. Во-первых, что касается "ал-Лат", некоторые читали "та" в облегченном варианте, а другие как ибн Аббас, ибн аз-Зубайр, Муджахид, Хамид, абу Салих, Руайс, читали удвоенно. Аъмаш же сказал: "Ал-Лат" образовано от "аль-Илях", а Узза от "аль-Азиз". Ибн Джарир сказал: "Они образовали ее имя от имени Всевышнего Аллаха, и сказали: "ал-Лат" женский род от Возвышенного имени Аллаха Всевышнего." Сказали: " А так же Узза от аль-Азиз." Ибн Касир сказал: "Ал-Лат - это белая скала, на ней располагался дом, относящийся к Таифу. Обнесен перегородкой, вокруг него большая площадь, по мнению жителей Таифа и они из племени Сакиф, которые поклонялись и следовали им. Эти хвастались этим перед другими арабами. Сказал ибн Хишам: "Отправил посланник Аллаха (с.а.с.) аль-Мугиру-бну Шаъба, а тот разбил ее и сжег." Во-вторых, ибн Аббас сказал: "Некий мужчина готовил еду для паломников. Когда он умер, на его могиле люди стали поклоняться." В версии у Бухарий передается: Сказал ибн Аббас:"Продавал мужчина сарик(суп) и жир у скалы. А люди приходили и просили у него. Когда умер этот продавец супа, племя Сакиф стали поклоняться ему из почтения." От Муджахида передается подобная версия со следующей добавкой: "...а когда он умер, стали поклоняться ему." (передал Саъид ибн Мансур) Так же ибн Абу Хатим передает от ибн Аббаса, что "они поклонялись ему". Тоже самое говорит большая часть из носителей знаний. Нет противоречий между двумя мнениями. Поистине они поклонялись скале и могиле и этим возвысили и обожествили их. Подобным образом люди построили на могилах часовни и мечети и сделали их объектом поклонения. Из этого становится ясно, что невежественные люди поклонялись праведникам и идолам. Аль - У з з а. Что касается Уззы: Сказал ибн Джарир: "Между Меккой и Таифом находилось дерево. У него покрывало и изготовления из пальмы. Возвеличили Курайшиты его. Наподобие того как бахвалялся в день Ухуда Абу Суфьян, говоря:"У нас Узза, а у вас нету Уззы." Сказал посланник Аллаха (с.а.с.): "Скажите им: "Аллах наш Попечитель, а у вас нет попечителя". У Насаи передается от абу Тафийля версия: "Когда посланник Аллаха (с.а.с.) вошел в Мекку, отправил Холида ибн Уалид к пальме, где была Узза, который стоял на трех ногах, и разрубил ноги(подставки) и разбил дом, на котором он стоял, потом пришел к пророку (с.а.с.) и рассказал ему обо всем. А он (с.а.с.) сказал: "Вернись, ибо ты ничего не сделал." Вернулся Холид ибн Уалид и когда осмотрелся внимательно, увидел, что как прятали идола в пещере, приговаривая при этом: "О Узза! О Узза!" Холид пошел туда и увидел голую женщину с распущенными волосами, которая сыпала себе на голову песок. Накинулся на нее мечом и убил ее там. Потом вернулся к пророку (с.а.с.) и пассказал ему о случившемся. Пророк (с.а.с.) на это сказал: "Эта и есть Узза". Я(автор) же говорю:"Все это и то, что больше этого в эти времена делается возле могил и часовень." М а н а т. Что касаеся Манат,это идол, который находился около местечка Кодид в Мушеллеле, располагающемся между Меккой и Мединой были племена Хузаа, ал-Аус и Хазрадж, которые превозносили его и отправлялись к нему для совершения хаджджа. Утверждается, что название "Манат" взято из имени Аллаха(С.Т.) "ал-Маннан". А также говорится, что это название исходит из того, что там закалывались жертвенные животные и это слово обозначает пролитую по этой причине кровь. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: "Это идол, располагающийся между Меккой и Мединой." (Бухари, Тафсир:288) Ибн Хишам сказал: "Посланник Аллаха (с.а.с.) в год фатхи Мекки отправил Али (р.а.) на место расположения этого идола и тот разбил его." Мушрики наводят навет на Аллаха. “Ты видел их божества, разве они могут навредить или принести пользу, чтобы придавать их в сотоварищи Аллаху?" Ибн Касир относительно этого аята сказал: "Вы говорите: “У Аллаха есть ребенок." Аллаху ребенка женского пола приписываете, а для самих себя мужского пола предпочитаете, не так ли? В таком случае это несправедливый дележ, это нечто ложное и великая несправедливость (зульм). Как вы можете делить таким образом по отношению к Аллаху, приписывая Ему дочерей, разве не было бы это зульмом и несправедливостью, если бы вы производили такой раздел между людьми? Сами избавляясь от детей женского пола, вы считаете это относительно Аллаха достойным? Ваши предположения и приписывания, все эти заблуждения - это ваши измышления. Так как вы следуете только предположениям. Да еще обманываетесь пустословными речами своих ушедших отцов. В то время как Аллах (С.Т.) послал к ним посланников с ясным руководством и истиной, чтобы вывести их из мрака к свету. Несмотря на это, они не последовали за посланниками и не повиновались им. Здесь под словом "Зан" (предположение) имеется ввиду предположения мушриков по отношению к своим уалиям." Ложные вероубеждения мушриков. По собственным умозаключениям мушриков, их уалии слышат их мольбы и отвечают их зову. Однако у них относительно этого нет никаких доводов и доказателств. Напротив эти уалии не слышат их и не могут отвечать их зову. Это является ложным вымыслом и обычаем жрецов и их приспешников для того, чтобы не понести убыток в своём благополучии. У невежественных людей часто практикуется и очень распространено такое явление, что они оставляют Аллаха (С.Т.) и берут себе уалиями (покровителями) других помимо Него (С.Т.). Не хотят брать известные причины и не видят в них необходимости, напротив берут то, что угодно их нафсу(страсти) и желаниям. Они оказывают чрезмерное почтение к мертвым, и обрашаясь то к одному, то к другому, таким образом остаются внутри ширка всу свою жизнь. Не получая удовлетворенности в обрашении к одному мертвому, обрашаются к другому. Так как они предполагают, что другой их уали намного превосходит предыдущего в том, чтобы получать от него баракат и благословение. Однако они попусту обольщены тем, что подкидывают им их страсти и желания и повинуются им. Настойчивость в проявлении любви к своим покровителям и праведникам беспочвенна и полная чушь.“ Здесь заглавие темы согласуется с аятами по причине веры идолопоклонников в то, что обращаясь с мольбами к ним и оказывая им почтение, прося помощи у них, надеясь на ответ на их мольбы, ожидают от них барака. Они ожидают барака и заступничество не от Аллаха, а от других помимо Него. Ожидают барака от могил раведников наподобие “Лат“, которые жили и умерли давно и от деревьев наподобие “Узза“ и “манат“. Ведь все это является из деяний мушриков, поклоняющихся идолам. Кто поступит таким образом, проявляя ложную веру в могилу, камень или дерево, они становятся такими же идолопоклонниками как и мушрики. Обращаются они к Узза и Манат в поисках барака не потому что они камни. Они ждут от них барака (благословения). Так как по их убеждениям, женщина, которую они признавали как уали, часто обнаруживалась тут, а после ее смерти ее похоронили здесь. Потом назвали его Маннаф. Подобно тому, как сегодня некоторые соорудили над могилами Хусайн (р.а.) и Зайнаб (р.а.) сооружение из меди. Они в отношении праведников таким образом выдумали бидъат(новшества) и до сих пор продолжают придерживаться этих бидъатов. Так как по их невежественным убеждениям они вот так получают благословения." Хадис "Зату Ануат". Абу Уакид ал-Лайси (Абу Уакид, Харис б. Ауф сподвижник, который умер в 85 году жизни в 68 году по хиджре.) сказал: "Однажды мы вышли в поход с посланником Аллаха (с.а.с.). Только недавно мы отошли от куфра и ширка. Было у мушриков “священное“ по их мнению дерево Зату Ануат. Они под ним ставили свое оружие и поклонялись ему. Проходили мы мимо этого дерева. Обратились с предложением к посланнику Аллаха (с.а.с.): “О посланник Аллаха! Сделай нам тоже дерево, подобное их Зату Ануат". Расулуллах (с.а.с.) воскликнул: " Аллаху Акбар! Снова тот же путь! Поистине вы просите у меня то что просили бану исраил у Мусы, говоря:“О Муса! Сделай нам божество подобное их божеству.“ Поистине, что вы пойдете по пути тех народов, которые были до вас.“ (Ахмад: 5/218, Тирмизи Фитан: 18) Предложение сподвижников. Сподвижники, принявшие ислам задолго до этих сподвижников, относително этого хорошо знали истину, которую еще не знали эти. Так как у человека только что отошедшего от привычного ему, укоренившегося в сердце нечто ложного, остаются хоть самую малость какие то остатки. Мушрики поклонялись в подобных местах только для того, чтобы их возвеличить и получать благословения. Аллах сказал: Вот он сказал своему отцу и народу: «Что это за изваяния, которым вы предаетесь?» (Анбия: 21/52) Из этого аята становится понятно о том, что они поклонялись им с целью возвеличивания его. Табаррук означает провождение там времени. Именно подобным образом они и поклоняются деревьям и другим вещам. Абу Саад сказал: "Желание получить нечто подобное Зату Ануат, исходит от веры в их святость и в то, что это является любимым у Аллаха. Они таким образом хотели приблизится к Аллаху. Если бы они так не считали бы, они и не подумали бы разногласить с посланником Аллаха (с.а.с.). Так как об этом они были хорошо осведомлены." Произнесение такбира с целью восхваления и удивления. Произношения такбира и тасбиха посланником Аллаха (с.а.с.) было обусловлено желанием очищения Аллаха от недостаточных качеств (, которые придавали Ему люди по своему невежеству) и восхваления. Так же с целью отдаления (т.е. очищения) Аллаха (С.Т.) от всех видов(будь то малого или большого) ширка. Так как нельзя обращать свои мольбы другому, помимо Аллаха (С.Т.), направляя свой лик другому помимо Него (С.Т.). В таких положениях, выражая свое удивление и недовольство, посланник Аллаха (с.а.с.) произносил слова такбира(Аллаху Акбар!) и тасбиха(Субхан Аллах!) для танзиха(то есть не показывать согласия тому, что придают Аллаху недостаточные качества). Посланник Аллаха (с.а.с.) никогда не показывал согласия к вещам, которые не были достойны Величия Аллаха (С.Т.). Отдаляться от ширка. Посланник Аллаха (с.а.с.) уподобил ошибочное желание своего сподвижника ошибочному желанию бану исраил. Так как в обоих случаях речь идет об опасении обожествления другого объекта помимо Аллаха(С.Т.). Хоть название другое, результат один. Здесь есть опасение(предупреждение) от ширка. Так как человек может предположить, что может приблизиться к Аллаху (С.Т.) через что угодно. В то время как то, что он желает может его отдалить от милости Аллаха и навлечь на себя наказание Аллаха. Человек эту истину возможно и не заметит. Ширки сегодняшних невежд. Самое обидное то, что те, кто сегодня считаются ъалимами, большая их часть находятса в одном ряду с могилопоклонниками. Они в этом отношении перегибают палку. К тому же считают, что этим самым совершают нечто доброе. Однако, если они не покаятса, пусть знают, что это является великим грехом, который Аллах (С.Т.) никогда не простит. Ибн абу Шам в своем труде "Китабу-ль-Бида'и уаль-Хауадис" говорит следующее: “В каждой стране можно обнаружить ложные объекты поклонения наподобие стен и столбов, на которые вешают что то, а так же и празднование всяких кандилей, которые шайтан приукрашивает невежественным людям. Например, человек видит во сне или слышит, что в некотором месте находится некий праведный уалий. Сразу пойдет на то место, если обнаружит там разрушающуюся стену, он выровняет его и приделает к нему опоры. При том, что во главе всего стоит таухид, если даже придется переступить через многие хукмы, которые вменены в обязанность, не смотря ни на что он эти вещи совершит. Посещая эти места, они так привязываются к ним сердцем, что выделят в нем место для оказывания почтения к нему и его возвеличивания, что даже начнут ожидать от них исцеления и исполнения нужд, через давания им обетов. Придадут статус святости подобным образом некоторым деревьям, стенам, камням и т.д. Например в Шаме подобно этому есть много чего. Такие как Увайнатуль-Хума у ворот Тома, столб который находится внутри малых ворот, в том же месте дерево проклятия у ворот Наср, все они являютса из такого рода вещей. О Аллах! Уничтожь все это под корень! Правда в том, что все эти подобные вещи похожи со случаем о Зату Ануат. Мало того, они уверенны, что такими своими действиями приближаются к Аллаху (С.Т.)." Точно так же то, что связано с этим сном, часто встречается и в Мысре(Египте). Наподобие могил Хусайна(р.а.) и Зайнаб(р.а.), “арбаин“ т.е. могилы прозванные “сорок“, тоже из этого вида вещей. Это все является ложной религией доисламской джахилии. "Один уалий возносит благодарность в сорока телах" - такого рода убеждения тоже из того же ряда. Так же примером в этом ряду является множество могил, деревьев и камней, способствующих заблуждению и ширку людей. Принимается то, что каждая могила, в которой находится один человек, может находится во многих местах одновременно. Просим Аллаха (С.Т.) за это государство, чтобы Он избавил его от этих видов ширка. Точно так же подобные вещи имеют широкое распространение и в Хиджазе. Ибн Каййим (р.х.) подобно Абу Шаму упомянул нечто похожее, сказав следуюшее: “Сколь много идолов себе берут мушрики помимо Аллаха(С.Т.). Например говоря: “Это дерево, этот камень или этот родник примет наш обет“, они в это верят. Здесь говорится о согласии и принятии людьми поклонения другому помимо Аллаха (С.Т.). Так как обет является таким поклонением, что дающий его, ждет от него результата. Что касается этой темы, то она будет в дальнейшем подробно рассматриваться следующем хадисе: "О Аллах! Не позволяй, чтобы мою могилу превратили в место для поклонения." Здесь есть несколко уроков. Как известно, привязываться к дервьям, камням с целью ожидания от них благословения, совершения поклонения около них, принесения им жертвы, является ширком. С этой точки зрения невежественный народ не должен обманываться близостью бдизким им людям и заблудшими. Ведь ширк присущ не только другим народам, это касается и этой уммы. Примером тому является то, что даже некоторые из сподвижников просили о подобном у пророка (с.а.с.). Расулуллах (с.а.с.) обьяснил относително этого истину и напомнил им о просьбе бану исраилевых, говоря: " Аллаху Акбар! Снова тот же путь! Поистине вы просите у меня то, что просили бану исраил у Мусы, говоря:“О Муса! Сделай нам божество подобное их божеству.“ Нет сомнения, что вы пойдете по пути тех народов, которые были до вас.“ (Ахмад: 5/218, Тирмизи Фитан: 18) Какое бы название не носило, ширк он и есть ширк. В то время, как даже сподвижники посланника Аллаха по ошибке появляли такое желание, те кто далеки от них в отношении знания, предпочтительности перед Аллахом (С.Т.), по причине невозможности обращения к пророку (с.а.с.) для получения разъяснения на свои вопросы и преобладания невежества, так как не попасть им в ширк? В этих темах хукмы(суждения), переданные от пророка (с.а.с.) не исходят от названий, а исходят от тех действий, которые исходят от этих названий. С этой позиции пророк (с.а.с.) уподобил их просьбу просьбе бану исраиль. Не обратил он внимания на название "Зату Ануат"(т.е. не придал этому значения). Мушрик он есть всегда мушрик. Как ему угодно пусть он так и называет его, от этого ничего не меняется. Подобно положению тех, кто поклоняется и унижаясь обращаеся с мольбами, с почтением и любовью к мертвым. Так как это ширк. Какое бы из всех названий не давали они этому, не смогут изменить того, что оно в себя вбирает. Другие подобные вещи могут измерить через эту аналогию. Необходимо избегать всего, что схоже пути иудеев и христиан. "Опять тот же путь!" Имеется ввиду путь прежних, т.е. иудеев и христиан. В то же время здесь есть известие, связывающее с посланничеством и знамением. Так как каждое известие, которое приносил посланник Аллаха (с.а.с.), уже произошло либо должно произойти. В хадисе раскрывается ширк, который обнаруживался у джахилийских мушриков и мушриков обладателей писания. Получение благословения от вещей, от которых отказались праведники, запрещено и является нововведением. То, что говорят некоторые по незнанию, что “дозволено получение благословения от оставленных следов праведниками", является одним из отвратительнейших нововведений. Мы можем это подтвердить с нескольких позиций: 1 - Первые и последующие сподвижники ничего подобного не практиковали. Ни посланник Аллаха при жизни, ни мусульмане после его смерти такую ересь не совершали. Если бы была бы хоть какая-то польза в совершении подобного, то бессомнения, прежде нас они бы соревновались бы в этом. 2 - При жизни посланника Аллаха(с.а.с.) лучшие из сподвижников Абу Бакр (р.а.), Умар (р.а.), Усман (р.а.) и Али (р.а.) обрадованные раем сподвижники и табиины(последователи) никто из них относително этих благородных сподвижников не переходили границы дозволенного. Опять таки в период табиинов относително тех, кто превосходил знанием и богобоязненностью, которых они брали себе в пример, не возносили никого подобным образом. Никто из этой уммы ни в коем случае не может сопоставить себя с посланником Аллаха (с.а.с.). При жизни посланника Аллаха (с.а.с.) было много обстоятельств, присущих только ему, в этом отношении никто не может сравниться с ним.
Воспользуйтесь поиском по сайту: