Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

контрольные задания для отработки темы

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Контрольные задания для отработки темы

Задание 1. В каком случае допустимы два варианта произношения? Укажите слова, у которых значение меняется в зависимости от его произношения.

1.А.острие – остриё; Б. бытие – бытиё; В. околесица – околёсица.

2. А. новорожденный – новорождённый; Б. недоуменный – недоумённый; В. местоименный – местоимённый.

3. А. афера – афёра; Б. двоеженец – двоежёнец; В. маневры – манёвры.

 

Задание 2. Укажите случаи неверного произношения согласного перед е.

1. А. [де]фис, Б. [дете]ктив, В. фа[нэ]ра.

2. А. ти[не]йджер, Б. [дэ]кор, В[дэ]ндрарий

3. А.компью[те]р; Б. [дэтэ]ктор; В. ши[нэ]ль и ши[не]ль.

4. А. [дэ]пеша; Б. [де]мократизация; В. ка[пэ]лла.

5. А. компе[те]нция; Б. [се]йм; В. [дэ]-ю[рэ.]

6. А. па[тэ]нт; Б. [де]понент; В. [дэ]номинация и[де]номинация.

Задание 3. Укажите правильные варианты произношения буквосочетания ЧН

1. А. коне[чн]о 2. А. ску[чн]ый

Б. Никити[чн]а Б. праче[шн]ая

В. пустя[шн]ый В. порядо[чн]ый и

порядо[шн]ый

 

3. А. рыно[чн]ый 4. А. Ильини[чн]а

Б. скворе[чн]ик Б. яи[шн]ица

В. двое[чн]ик и двое[шн]ик В. наро[чн]о и

наро[шн]о

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Контрольные задания для отработки темы

Задание 1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1. кАучук, жалюзИ, духовнИк, блокИровать

2. облечИт, принУдить, завИдно, позвОнит

3. знАхарство, убЫстрит, повторИт, корЫсть

4. нефтепровОд, срЕдства, нанЯл, началсЯ

5. прИданое, ходАтайство, умЕрший, аполОг

6. сосредотОчение, статУт, нАчала, путепровОд

7. упрОчение, вероисповедАние, экспЕрт, граффИти

8. договОр, вЫговор, досУг, асиммЕтрия

Задание 2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

 

1. СоздалАсь, сИроты, изогнУтый, звОнит

2. УведомИть, премировАть, прИбыть, Эксперт

3. КвАртал, Оптовый, анатОм, оцененА

4. КатАлог, дремотА, облегчИл, убЫстрил

5. ВключИм, сОздали, усугУбит, принудИт

6. ПринЯл, принЯвший, обепечЕние, намерЕние

7. АпострОф, упрочЕние, факсимилЕ, генЕзис

8. диспАнсер, зАвидно, анАлог, некрОлог

Задание 3. Найдите четвертое лишнее, мотивируйте свой выбор.

1 Некролог, неприязнь, мытарство, духовник.

2. Провидение, намерение, знамение, стремление

3. Алиби, втридорога, досуг, иконопись

4. Менеджмент, созыв, средства, снадобье.

5. Нефтепровод, облегчить, каталог, ходатайство

6. Факсимиле, мытарства, апостроф, танцовщик.

7. Еретик, житие, эксперт, дремота.

8.Лифты, гербы, пульты, шарфы

9. Оптовый, форзац, ракурс, средства

10. Гастрономия, кулинария, пиццерия, индустрия.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Контрольные задания для отработки темы

Задание 1. Какой термин нужно употребить на месте пропуска?

1. _______________ - способность слов соединяться друг с другом по смыслу.

2. ______________ - неоправданное употребление в одной фразе (или фрагменте текста) однокоренных слов или одного и того же слова.

А. – плеоназм

Б. – лексическая сочетаемость

В. – смысловая несовместимость

Г. – тавтология

 

Задание 2. Установите соответствие между лексическими ошибками и терминами.

1. Главная суть уголовного дела изложена в протоколе.

2. Недостоверные факты должны нас настораживать.

3. Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно.

4. Слово представляется прокурору.

5. Для получения качественного образования студент должен отдать массу усилий, полностью углубиться в процесс изучения научных дисциплин.

 

А. Тавтология.

Б. Смешение паронимов.

В. Плеоназм.

Г. Нарушение лексической сочетаемости

Д. Неверное употребление слов-антонимов

Задание 3. Укажите номера предложений, в которых есть лексические ошибки.

 

1) В построении всех известных зарубежных рынков государственные кредиты играют немалое значение.

2) Научно-исследовательская работа является основой для оценки эффективности антикоррупционных мероприятий, проводимых в стране.

3) В настоящее время в Музее истории СЮИ-УрГЮА осуществляется работа по формированию музейных фондов.

4) Верховенство права и закона – общий и заглавный принцип правового государства.

5) Отделу мониторинга было поручено разработать квалифицированные требования к экспертам областного уровня.

Задание 4.

Распределите данные ниже плеонастические сочетания на две группы:

А – ошибочные словосочетания

Б – закрепленные в языке как правильные

1. экспонаты выставки

2. гуманность и человечность

3. памятные сувениры

4. первый дебют

5. информационное сообщение

6. практика работы

7. необычный феномен

8. мемориальный памятник

Задание 5. В каком предложении вместо слова демократический нужно употребить демократичный?

1. В предвыборную борьбу вступила не так давно сформированная демократическаяпартия.

2. В своих письмах Гоббс оставался противником демократическоготипа правления.

3. В пресс-релизе указано возросшее значение объединения всех прогрессивных и демократических сил.

4. Игрушка – одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и демократическое.

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Контрольные задания для отработки темы

Задание 1. Укажите правильный вариант распределения слов по группам при образовании формы именительного падежа множественного числа:

1. прокурор 2. бухгалтер 3. директор 4. ректор 5. офицер 6. профессор

7. доктор 8. инспектор 9. инструктор 10. диспетчер

А.

-Ы/-И -А/-Я вариативно
1, 2, 4, 5, 10 3,6,7 8,9

 

Б.

-Ы/-И -А/-Я вариативно
1, 3, 4, 5, 10 2, 6, 7 8,9

 

В.

-Ы/-И -А/-Я вариативно
1, 3, 4, 5 3, 6,7, 9 2,8,10

 

Задание 2.

Укажите ошибочный вариант образования формы родительного падкжа множественного числа:

1. а) без комментариев б) без комментарий

2. а) грузинов б) грузин

3. а) узбеков б) узбек

4. а) армянов б) армян

5. а) турков б) турок

Задание 3.

Укажите ошибки в определении рода имен существительных:

1. амплуа – с.р. 2. атташе – общий род 3. МИД – с.р. 4. бра – с.р.

5. сирота – общий род 6. промилле – с.р. и ж.р. 7. коммюнике – с.р.

8. ракета-носитель – ж.р. 9. рантье – с.р. 10. портмоне – м.р.

 

Задание 4. Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова. Чем вызваны данные ошибки?

1) с семи тысячами

2) нет шестисот экземпляров

3) более четырех тысяч километров

4) около пятиста тридцати участников

5) с восемьюстами образцами

 

 

Задание 5. Исправьте грамматические ошибки, допущенные в предложениях.

 

1. Общественность проявляет самый живейший интерес к разрешению участи подростков, сидящих сегодня на скамье подсудимых.

2. Обоих свидетельниц пригласили пройти в зал заседания.

3. Ответ на многие сложные вопросы вы может найти в пособии Романа Лейдерман.

4. БАМ была легендарной стройкой советского периода.

5. Бухгалтера выписывают фиктивные расходные ордеры.

 

 

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

контрольные задания для отработки темы

Задание 1. Укажите ошибочный вариант глагольного управления.

1. а) указать об этом б) указать на это

2. а) подчеркивается то, что б) подчеркивается о том, что

3. а) надеяться о том, что… б) надеяться на то, что

Задание 2. Сопоставьте два фрагмента. Какой из них ошибочный? В чем заключается причина ошибки?

Фрагмент 1:

К обязанностям руководителя подразделения относятся: 1) обеспечение работников подразделения необходимыми материально-техническими средствами; 2) оценка качества деятельности работников подразделения, 3) способствовать повышению производительности труда работников подразделения, 4) своевременно информировать руководство об изменениях в подразделении.

Фрагмент 2:

К обязанностям руководителя подразделения относятся: 1) обеспечение работников подразделения необходимыми материально-техническими средствами; 2) оценка качества деятельности работников подразделения, 3) способствование повышению производительности труда работников подразделения, 4) своевременное информированиеруководства об изменениях в подразделении.

Задание 3. Укажите номера предложений, в которых нарушен порядок слов.

1. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

2. Все свидетели утверждают, что это был средних лет мужчина.

3. В результате небрежного хранения тары свалившийся металлический сосуд со стеллажа причинил телесные повреждения кладовщику.

4. При обсуждении проекта закона был внесен ряд предложений, которые вызвали неформальное обсуждение многих социальных проблем.

5. Потерпевшему был не только нанесен моральный вред, но и причинен средней тяжести вред здоровью.

Задание 4.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Статистически обработав данные о многих языках,

1) учёные нашли среднюю величину скорости изменения языка.

2) была открыта интересная закономерность развития языка.

3) подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языков

законов.

4) для лингвистов многое осталось не вполне ясным.

 

Задание 5. Исправьте грамматические ошибки, допущенные в предложениях.

1. Согласно имеющихся в деле нарядов за июль работы по заданию проводились до 31 июля.

2. Крамер угрожала и оскорбляла потерпевшую.

3. Находясь в местах лишения свободы, моему подзащитному исполнилось 18 лет.

4. Какое отношение вы имеете к Беккер Юрию Александровичу?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...