Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самостоятельная работа студентов № 2




Самостоятельная работа студентов №1

Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

Цель: диагностика общего уровня толерантности.

Метод: тестирование.

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

  №   Утверждение Абсолютно не согласен Не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Согласен Полностью согласен
1. В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение            
2. В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности            
3. Если друг предал, надо отомстить ему            
4. К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение            
5. В споре может быть правильной только одна точка зрения            
6. Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах            
7. Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные            
8. С неопрятными людьми неприятно общаться            
9. Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения            
10. Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества            
11. Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности            
12. Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше            
13. Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же            
14. Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей            
15. Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"            
16. Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители            
17. Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение            
18. К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться            
19. Беспорядок меня очень раздражает            
20. Любые религиозные течения имеют право на существование            
21. Я могу представить чернокожего человека своим близким другом            
22. Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим            

 

Обработка результатов

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия.

Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.

Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Самостоятельная работа студентов № 2

Типы этнической идентичности.

(Г.Солдатова, С.Рыжова)

 

Цель: диагностика этнического самосознания

Метод: тестирование

Инструкция: Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько Ваше совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.

  Я – человек, который…   Согласен Скорее согласен В чем-то согласен, в чем-то нет Скорее не согласен Не согласен
1. предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам          
2. считает, что межнациональные браки разрушают народ          
3. часто ощущает превосходство людей другой национальности          
4. считает, что права нации всегда выше прав человека          
5. считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения          
6. предпочитает образ жизни только своего народа          
7. обычно не скрывает своей национальности          
8. считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности          
9. часто испытывает стыд за людей своей национальности          
10. считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа          
11. не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную          
12. нередко чувствует превосходство своего народа над другими          
13. любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов          
14. считает строго необходимым сохранять чистоту нации          
15. трудно уживается с людьми своей национальности          
16. считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей          
17. безразлично относится к своей национальной принадлежности          
18. испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь          
19. готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия          
20. считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов          
21. часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности          
22. считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами          
23. считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории          
24. раздражается при близком общении с людьми других национальностей          
25. всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре          
26. считает необходимым "очищение" культуры своего народа от влияния других культур          
27. не уважает свой народ          
28. считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу          
29. никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам          
30. считает, что его народ не лучше и не хуже других народов          
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...