Самостоятельная работа студентов № 2
Самостоятельная работа студентов №1
Экспресс-опросник "Индекс толерантности"
(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
Цель: диагностика общего уровня толерантности.
Метод: тестирование.
Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:
|
№
|
Утверждение
| Абсолютно не согласен
| Не согласен
| Скорее не согласен
| Скорее согласен
| Согласен
| Полностью согласен
|
| 1.
| В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Если друг предал, надо отомстить ему
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| В споре может быть правильной только одна точка зрения
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные
|
|
|
|
|
|
|
| 8.
| С неопрятными людьми неприятно общаться
|
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения
|
|
|
|
|
|
|
| 10.
| Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества
|
|
|
|
|
|
|
| 11.
| Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности
|
|
|
|
|
|
|
| 12.
| Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше
|
|
|
|
|
|
|
| 13.
| Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же
|
|
|
|
|
|
|
| 14.
| Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей
|
|
|
|
|
|
|
| 15.
| Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"
|
|
|
|
|
|
|
| 16.
| Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители
|
|
|
|
|
|
|
| 17.
| Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение
|
|
|
|
|
|
|
| 18.
| К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться
|
|
|
|
|
|
|
| 19.
| Беспорядок меня очень раздражает
|
|
|
|
|
|
|
| 20.
| Любые религиозные течения имеют право на существование
|
|
|
|
|
|
|
| 21.
| Я могу представить чернокожего человека своим близким другом
|
|
|
|
|
|
|
| 22.
| Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим
|
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов
Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.
Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.
Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.
Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.
2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.
3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.
Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия.
Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.
Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
Самостоятельная работа студентов № 2
Типы этнической идентичности.
(Г.Солдатова, С.Рыжова)
Цель: диагностика этнического самосознания
Метод: тестирование
Инструкция: Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько Ваше совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.
|
| Я – человек, который…
| Согласен
| Скорее согласен
| В чем-то согласен, в чем-то нет
| Скорее не согласен
| Не согласен
|
| 1.
| предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам
|
|
|
|
|
|
| 2.
| считает, что межнациональные браки разрушают народ
|
|
|
|
|
|
| 3.
| часто ощущает превосходство людей другой национальности
|
|
|
|
|
|
| 4.
| считает, что права нации всегда выше прав человека
|
|
|
|
|
|
| 5.
| считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения
|
|
|
|
|
|
| 6.
| предпочитает образ жизни только своего народа
|
|
|
|
|
|
| 7.
| обычно не скрывает своей национальности
|
|
|
|
|
|
| 8.
| считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности
|
|
|
|
|
|
| 9.
| часто испытывает стыд за людей своей национальности
|
|
|
|
|
|
| 10.
| считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа
|
|
|
|
|
|
| 11.
| не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную
|
|
|
|
|
|
| 12.
| нередко чувствует превосходство своего народа над другими
|
|
|
|
|
|
| 13.
| любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов
|
|
|
|
|
|
| 14.
| считает строго необходимым сохранять чистоту нации
|
|
|
|
|
|
| 15.
| трудно уживается с людьми своей национальности
|
|
|
|
|
|
| 16.
| считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей
|
|
|
|
|
|
| 17.
| безразлично относится к своей национальной принадлежности
|
|
|
|
|
|
| 18.
| испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь
|
|
|
|
|
|
| 19.
| готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия
|
|
|
|
|
|
| 20.
| считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов
|
|
|
|
|
|
| 21.
| часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности
|
|
|
|
|
|
| 22.
| считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами
|
|
|
|
|
|
| 23.
| считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории
|
|
|
|
|
|
| 24.
| раздражается при близком общении с людьми других национальностей
|
|
|
|
|
|
| 25.
| всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре
|
|
|
|
|
|
| 26.
| считает необходимым "очищение" культуры своего народа от влияния других культур
|
|
|
|
|
|
| 27.
| не уважает свой народ
|
|
|
|
|
|
| 28.
| считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу
|
|
|
|
|
|
| 29.
| никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам
|
|
|
|
|
|
| 30.
| считает, что его народ не лучше и не хуже других народов
|
|
|
|
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: