Каким тяжелым гнетом ложится и как вредно отзывается нравственная распущенность на духовном и экономическом развитии государства.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Дух наживы и русские БОГИ Ты жалок потому, что вера, Слава, гений Все, все великое священное Земли, С усмешкой глупою Бессовестных стремлений Тобой растоптано в пыли. М.Ю. Лермонтов В наш век всеобщей разнузданности и распущенности – принцип честности, положенный в основание какого-либо общественного учреждения, представляет собой явление чрезвычайной редкости. Жадное стремление к деньгам и к различного рода приобретениям, уничтожившее всякое понятие о нравственных идеалах, начинает все более и более охватывать наших дельцов. Нажива – вот единственный стимул, служащий для этих господ началом и концом их деятельности и желания стяжать мирские блага, без труда, путем легким, путем различных комбинаций – заставляет их забывать всю безнравственность средств, употребляемых ими для достижения своей цели. Не получившие никакого образования, развращенные до мозга костей – эти пройдохи составляют УСТАВЫ за УСТАВАМИ, учреждают различные акционерные предприятия, различные БАНКИ, КАССЫ и приманивая огромными барышами, как баранов, стригут нашу почтеннейшую публику, стригут и стригут. Мы постоянно нуждались в деньгах не для производства, а для непроизводительного их обращения, барышничества, биржевой игры… Несмотря на таможенную систему, наши фабрики и заводы сделали очень мало успехов, земледелие находится еще по сие время в первобытном состоянии. Причина такого поразительного застоя и расстройства нашего народного хозяйства объясняется довольно просто. Всякая производительная промышленность для своего развития требует усиленного труда и знания, а мы мало и дурно работали и ничему не учились.
Мало того: все наши оборотные капиталы постоянно и всевозможными путями обегали производство и до сих пор обегают его. Они истребляются тунеядством, отвлекаются от дела на бездельные меркантильные спекуляции, на торговый обман, лихоимство, азартную биржевую игру или поглощаются, наконец, такими акционерными предприятиями, которые прибыльны для одних лишь учредителей и директоров компаний. Одним словом, без сомнения, у нас нуждаются в деньгах для ажиотажа, для спекуляций, для порабощения труда и поддержания тунеядства. Отвращение от работы, жажда обогащения путем обмана и прикрытого насилия вот смысл всех возгласов о нашем ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ! Эта распущенность, эта ненасытная жажда наживы, попирающая все «ВЕЛИКОЕ, СВЯЩЕННОЕ ЗЕМЛИ», проникла во все слои общества, охватила всех и каждого и представляет собой стройный аккорд разнузданности и безнравственности и доказательством нервно-психического контагия и душевных эпидемий. Бывают эпохи всеобщей деморализации, говорит В. Кандинский, когда нравственное чувство, по-видимому, исчезает. Прежние БОГИ остаются за штатом, и животный инстинкт человека единственную цель жизни видит в грубых чувственных наслаждениях. Безумная расточительность, великолепие домов, роскошь домашней обстановки; сладкие яства и щегольство одежды; беспечность жизни; жадность на наслаждения и соблазн внезапного обогащения – вот цель и стремления нашего общества. И, как естественное последствие этого, - страшная дороговизна, ростовщичество, спекулятивные плутни, полный разгар хищнических инстинктов, стремящихся к эксплуатации человеческой глупости и обширное поле для пропаганды различных вредных учений, под игом которых погибают лучшие здоровые силы… Каким тяжелым гнетом ложится и как вредно отзывается нравственная распущенность на ДУХОВНОМ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА.
Читайте также: VI. Передвижение в духовном мире Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|