Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1-01-03. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)




Тезаурус 2009 по дисциплине КСЕ

Для специальностей с числом часов по ГОС

Меньше 130 (уровень 1)

В скобках – дополнительные пояснения или возможные варианты ответов

Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира

Тема 1-01-01. Научный метод познания

Методология

Свойства научного знания:

- объективность (Все содержание знания определяется свойствами объекта. Отсутствует предвзятость, беспристрастное отношение к объекту исследования)

- достоверность (Строгая доказательность, обоснованность полученных результатов. эмпирически подтверждённые специальными экспериментами.)

- точность

- системность

Эмпирическое и теоретическое познание

Методы научного познания:

- наблюдение (целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение)

- измерение (определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон)

- индукция (вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам)

- анализ (процедура мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений.)

- синтез (соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое)

- абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов)

- дедукция (вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев)

- моделирование (изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя, т.е непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект)

- эксперимент (явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях)

Гипотеза (особого рода научное предположение о непосредственно наблюдаемых или вообще неизвестных формах связи явлений или причинах, производящих эти явления)

Требования к научным гипотезам:

- соответствие эмпирическим фактам

- проверяемость, принципы верификации и фальсификации (Принцип фальсифицируемостинаучных положений – их свойство быть опровергаемыми на практике. Т.е. выдвигаются только такие гипотезы, которые можно проверить практикой и если хотя бы один вывод не соответствует опытным данным – гипотеза неверна

Принцип верификации: какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно сводимо к непосредственному опыту или высказываниям о нем, т.е. эмпирически проверяемо.)

Научная теория

Область применимости теории (Теория верна только в своей области своей применимости.)

Принцип соответствия (Новая научная теория не отвергает начисто предшествующую, а включает ее в себя на правах частного случая, т.е. устанавливает для прежней теории ограниченную область применимости.)

 

Тема 1-01-02. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

 

Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук)

Дифференциация наук (Пример: деление науки на дисциплины, дисциплины на разделы и т.д. Необходимый этапом в развитии науки, направленной на более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов определенной области действительности.)

Интеграция наук (проявлятся во многих формах:

• в организации исследований «на стыке» смежных научных дисциплин,

• в разработке научных методов, имеющих значение для многих наук

• в поиске «объединительных» теорий и принципов,

• в разработке теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (общая теория систем, кибернетика, синергетика);

• в изменении характера решаемых современной наукой проблем: они по большей части становятся комплексными, требующими участия сразу нескольких дисциплин (экологические проблемы, проблема возникновения жизни и т.д.).

Гуманитарные науки

Гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической:

- субъективность знания

- нестрогий образный язык

- выделение индивидуальных свойств изучаемых предметов

- сложность (или невозможность) верификации и фальсификации

Естествознание что изучает природу (то, что существует независимо от человека)

Гуманитарное знание – (от лат «Homo» — человек) знание, знание о человеке, связано с общественными явлениями.

 

Математика как язык естествознания (Во многих случаях математика выполняет роль универсального языка естествознания.).

Псевдонаука как имитация научной деятельности

Отличительные признаки псевдонауки:

- фрагментарность (несистемность)

- некритический подход к исходным данным

- невосприимчивость к критике

- отсутствие общих законов

- неверифицируемость и/или нефальсифицируемость псевдонаучных данных

 

 

Тема 1-01-03. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)

Древняя Греция: появление программы рационального объяснения мира

Принцип причинности в первоначальной форме (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение (причина должна предшествовать следствию)

Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: всё состоит из дискретных атомов; всё сводится к перемещению атомов в пустоте.

Континуальная исследовательская программа Аристотеля: всё формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте.

Взаимодополнительность атомистической и континуальной исследовательских программ (в современной естественно научной картине мире атомистическое и континуальное описание взаимно дополняют друг друга)

Научная (или натурфилософская) картина мира как образно-философское обобщение достижений естественных наук

Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира:

- о материи

- о движении

- о взаимодействии

- о пространстве и времени

- о причинности, закономерности и случайности

- о космологии (общем устройстве и происхождении мира)

Натурфилософская картина мира Аристотеля (Учение Аристотеля, отрицало пустоту (вакуум) в природе, считало, что материальная субстанция беспредельно делима, и разграничивало "земное" и "небесное". Земля, по его представлениям, есть мир тленный, где происходит постоянный круговорот — рождение и смерть, произрастание и увядание; небо, наоборот, усеяно светилами, состоящими из одного эфира — нетленного элемента; все светила являются поэтому вечными и совершенными. Аристотель предположил существование четырех "стихий": земли, воды, воздуха и огня, из смешения которых будто бы произошли все тела, встречающиеся на Земле. Аристотель различает естественные и насильственные движения тел. Например, стихии вода и земля естественным образом стремятся двигаться "вниз”к центру мира.

Для земных тел естественными являются движения по прямой к центру Космоса (т. е. вниз) или от центра Космоса (вверх): тяжелые тела по самой своей природе стремятся вниз, а легкие — вверх. Всякие иные движения земных тел являются насильственными. Вселенная ограничена в пространстве, хотя ее движение вечно, не имеет ни конца, ни начала. Это возможно как раз потому, что кроме упомянутых четырех элементов существует и пятая, неуничтожимая форма материи, которую Аристотель назвал эфиром. Из эфира будто бы состоят все небесные тела, для которых вечное круговое движение — это естественное состояние)

 

Научные картины мира: механическая, электромагнитная, неклассическая (1-я половина XX в.), современная эволюционная (указан порядок возникновения)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...