Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды и порядок наложения административных взысканий




 

Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего используется метод морального воздействия, затем — материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть лишен отдельных прав. Достаточно часто административное взыскание сочетает в себе эти методы.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

· предупреждение;

· штраф;

· возмездное изъятие предмета или орудия административного правонарушения;

· конфискация предмета или орудия административного правонарушения;

· лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);

· дисквалификация;

· административный арест;

· административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

 

Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все указанные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение, кроме того, и в качестве дополнительных административных взысканий.

Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Предупреждение является административным взысканием, оказывающим в основном моральное воздействие.[13] Кроме того, возможна иная смысловая нагрузка предупреждения: иногда государственные органы в предупреждении разъясняют противоправный характер действий нарушителя, который для него неочевиден. Данный вид административных взысканий применяется за совершение незначительных административных правонарушений и может налагаться только путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, не могут рассматриваться как административное взыскание. Юридическое значение предупреждения в основном заключается в том, что оно является основанием для последующего применения административного взыскания по признаку повторное.

Штраф — это денежное взыскание в пользу государства, налагаемое в качестве взыскания за административное правонарушение.[14] Данная мера ответственности наиболее распространена в административном праве, так как она, с одной стороны, отличается оперативностью исполнения, а с другой — воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него. Административный штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения (например, сумме неуплаченных налогов).

Штраф устанавливается в пределах от 1/10 до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на граждан, на должностных лиц — до 50 МРОТ, а на юридических лиц — 1000 МРОТ. Штраф, исчисляемый в зависимости от стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения, не может превышать трехкратный их размер.

В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере.

Возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.[15] Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. [16] Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Однако, иногда допускаются исключения из этого правила, например, в случае конфискации предметов контрабанды. Законодательством предусмотрен перечень предметов, не подлежащих конфискации. Кроме того, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину специальным индивидуальным правовым актом, в случае грубого и систематического нарушения порядка его использования.[17] Речь идет о праве управления транспортными средствами и о праве охоты. Очень близко к лишению специального права стоит такая мера ответственности, как аннулирование или приостановление лицензии. Однако в этом случае срок не указывается.

По общему же правилу лицо может быть лишено специального права на срок от одного месяца до двух лет. Не могут быть лишены права охоты лица, для которых охота является основным источником существования. Кроме того, не могут быть лишены водительских прав лица, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев наиболее грубых нарушений.

Дисквалификация — это новый вид административных санкций и заключается он в лишении физического лица права управлять юридическим лицом: единолично, в составе его исполнительного (правления, дирекции) или контролирующего (совета директоров) органа. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.[18]

Административный арест может применяться только в исключительных случаях и только по решению суда. Такой вид административного взыскания целесообразен только в тех случаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя. Срок административного ареста не может превышать 15 суток, однако в условиях чрезвычайного положения этот предел увеличивается до 30 суток.[19]

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства введено не так давно, в 1995 г., хотя фактически использовалось и ранее. Законодательство предусматривает два способа административного выдворения:

• самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Федерации под контролем соответствующих органов;

• принудительное перемещение указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации.

Законодательство отдает преимущество второму способу выдворения, так как первый может применяться только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.[20]

 

Наложение административного взыскания. Здесь существуют следующие правила.

 

Во-первых, административное взыскание может быть наложено только на лицо, которое совершило административное правонарушение. Другими словами, только тогда лицо может быть привлечено к административной ответственности, когда в его действиях установлен состав проступка.

 

Во-вторых, при наложении административного взыскания должен соблюдаться принцип законности. Это означает, что взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. В принципе, орган, привлекающий нарушителя к административной ответственности, не может налагать взыскание ниже низшего предела, установленного статьей, предусматривающей ответственность. Однако в тех случаях, когда совершенное правонарушение малозначительно, а лицо, его допустившее, не является закоренелым правонарушителем и активно проявляет раскаяние, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, которое, как известно, не является административным взысканием и не влечет за собой никаких правовых последствий. Кроме того, требование принципа законности означает, что принять решение о наложении административного взыскания может только орган, полномочный в соответствии с законом разбирать дело об административном правонарушении. При этом должны соблюдаться все правила производства по делам об административных правонарушениях.

 

В-третьих, при привлечении лица к административной ответственности должен соблюдаться принцип индивидуализации взыскания. Это означает, что лицо, полномочное наложить административное взыскание, обязано учитывать характер допущенного правонарушения, его последствия, личность правонарушителя, форму и степень его вины, его имущественное, семейное положение и другие обстоятельства дела и определить такое взыскание, которое наилучшим образом будет соответствовать цели воспитания и исправления правонарушителя. Замечено, что излишне мягкое наказание стимулирует повторение допущенных правонарушений, возникновение ощущения безнаказанности, а излишне суровое — чувство несправедливости и произвола административных органов, что в конечном счете также провоцирует новые правонарушения. В правовом преломлении принцип индивидуализации ответственности проявляется в перечне обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за административное правонарушение, а также в возможности освобождения от административной ответственности.

 

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются[21]:

• раскаяние виновного;

• предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;

• добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

• совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

• несовершеннолетний возраст;

• совершение правонарушений беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

 

Этот перечень является открытым: законодательством и правоприменителями могут быть признаны смягчающими и другие обстоятельства.

 

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является закрытым и может быть изменен только законом Российской Федерации. Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административные правонарушения, признаются[22]:

• продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его;

• повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию;

• вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

• совершение правонарушения группой лиц;

• совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

• совершение правонарушения в состоянии опьянения. Однако, если административный проступок не был обусловлен таким состоянием, правоприменитель с учетом конкретных обстоятельств может не признать данное обстоятельство отягчающим.

 

Освобождение от административной ответственности. Лицо может быть освобождено от административной ответственности по основанию малозначительности, о чем было сказано выше.

 

При совершении лицом двух и более административных правонарушений по общему правилу административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если дела об этих правонарушениях одновременно рассматриваются одним и тем же органом, то взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение, допущенное этим лицом.

Обстоятельством, препятствующим привлечению виновного к ответственности, может быть истечение сроков наложения административного взыскания. По общему правилу административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Лицо, подвергнутое административному взысканию, которое в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, считается не подвергавшимся административному взысканию.

 

Задача 1

Швец продал Гранину жилой дом. После переезда в купленный дом Гранин обнаружил, что исчезли зимние рамы от окон этого дома, которые он при осмотре видел в чулане дома, и телевизионная антенна, установленная на крыше. Выяснилось, что эти вещи забрал с собой Швец. На требование Гранина возвратить их, поскольку они являются принадлежностью дома, Швец ответил, что не собирался их продавать и еще до продажи дома обещал брату.

 

Какова правовая судьба принадлежности при продаже вещи? Являются ли указанные вещи принадлежностью дома?

 

Решение

Задача попадает под Часть первую, Раздела 1. Общие положения, Подраздела 3. Объекты гражданских прав Гражданского Кодекса РФ. 

Здесь рассматриваются нормы гражданского права, как объекты гражданских прав, оборотоспособность объектов гражданских прав, недвижимые и движимые вещи, государственная регистрация недвижимости, неделимые вещи, сложные вещи, главная вещь и принадлежность и т.д.

Вещи представляют собой предметы и явления материального мира, которые обладают полезными свойствами и служат средством удовлетворения потребностей участников правоотношений.

В зависимости от делимости вещи подразделяются: на главную, которая находится в определенной зависимости от другой, но может функционировать самостоятельно. Принадлежность, которая самостоятельной ценности не имеет и предназначена служить главной вещи (судьба принадлежности следует главной вещи).

Таким образом, согласно статье 135 Гражданского Кодекса РФ. Главная вещь – жилой дом, приобретенный гражданином Граниным. Принадлежность – зимние рамы в приобретенном доме. Зимние рамы являются вещью, предназначенной для обслуживания другой, главной, вещи (дома) и связана с ней общим назначением (принадлежностью) и следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Поэтому требования гражданина Гранина к гражданину Швецу о возврате зимних рам обоснованны и подлежат удовлетворению. Антенна не является принадлежностью дома и не выполняет функций обслуживания главной вещи, поэтому гражданин Швец может не возвращать антенну гражданину Гранину, если антенна не предусмотрена договором купли-продажи.

 

Задача 2

Сердюк, находясь в состоянии алкогольного опьянения, на почве бытовой ссоры нанес своему соседу Добренюку легкие телесные повреждения, повлекшие кратковременное расстройство здоровья Добренюка. По заявлению Добренюка против Сердюка было возбуждено уголовное дело. Однако спустя незначительное время после конфликта стороны примирились.

 

Какие правовые последствия повлечет за собой факт примирения поссорившихся сторон в данном случае?

 

Решение

Задача попадает под Раздел 4. Освобождение от уголовной ответственности и наказания Уголовного Кодекса РФ.

В соответствии со статьей 76 Уголовного кодекса РФ, лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред. Прекращение уголовного дела производится судом на основании заявления потерпевшего с согласия руководителя следственного органа.

Поэтому, гражданин Сердюк, нанесший легкие телесные повреждения гражданину Добренюку, может быть освобожден от уголовной ответственности в связи с примирением конфликтующих сторон, с условием того, что он загладил причиненный потерпевшему вред.

 

 

Список литературы

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

2. Уголовный кодекс РФ.

3. Гражданский кодекс РФ. Часть первая.

4. Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. «Основы Российского права», учебник для вузов 3-е издание. Москва 2008 г.

5. Крылова «Правоведение». Москва «Высшая школа» 2005 г.

6. А. И. Рарог. «Уголовное право России. Части Общая и Особенная». Москва 2004 г.

7. Н. Ф. Кузнецова и И. М. Тяжкова «Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении». Москва 2007 г

8. Н. И. Бахрах «Административное право». Москва 2008 г

9. http://www.consultant.ru/popular/koap/

10.  http://ru.wikipedia.org/wiki/Административное_правонарушение

 


[1] Статья 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях

[2] Статья 2.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях

[3] Статья 2.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях

[4] Статья 3.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях

[5] Статья 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях

[6] Статья 2.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях

[7] Уголовное право России. Части Общая и Особенная. Под ред. А. И. Рарога. М., 2004. С. 39

[8] Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 156—157

[9] Уголовное право России. Части Общая и Особенная. Под ред. А. И. Рарога. М., 2004. С. 39

[10] Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 157

[11] Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. А. И. Бастрыкина; под науч. ред. А. В. Наумова. М., 2007. С. 49

[12] Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В. С. Комиссарова. СПб., 2005. С. 91—92

[13] Статья 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях

[14] Статья 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях

[15] Статья 3.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях

[16] Статья 3.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях

[17] Статья 3.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях

[18] Статья 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях

[19] Статья 3.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях

[20] Статья 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях

[21] Статья 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях

[22] Статья 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...