Тема 2-01-06. Развитие представлений о взаимодействии
Тезаурус по дисциплине КСЕ Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира Тема 2-01-01. Научный метод познания Методология Свойства научного знания: - объективность - достоверность - точность - системность Эмпирическое и теоретическое познание Методы научного познания: - наблюдение - измерение - индукция - анализ - синтез - абстрагирование - дедукция - моделирование - эксперимент Гипотеза Требования к научным гипотезам: - соответствие эмпирическим фактам - проверяемость (принципы верификации и фальсификации) Научная теория Область применимости теории Принцип соответствия
Тема 2-01-02. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук) Дифференциация наук Интеграция наук Гуманитарные науки Гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической: - субъективность знания - нестрогий образный язык - интерес к индивидуальным свойствам изучаемых предметов - сложность (или невозможность) верификации и фальсификации Математика как язык естествознания Биоэтика, её основные проблемы: генная инженерия, клонирование, эвтаназия Псевдонаука как имитация научной деятельности Отличительные признаки псевдонауки: - фрагментарность - некритический подход к исходным данным - невосприимчивость к критике - отсутствие общих законов - неверифицируемость и/или нефальсифицируемость псевдонаучных данных
Тема 2-01-03. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития) Научная (исследовательская) программа
Древняя Греция: появление программы рационального объяснения мира Принцип причинности в первоначальной форме (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение (причина должна предшествовать следствию) Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: всё состоит из дискретных атомов; всё сводится к перемещению атомов в пустоте Континуальная исследовательская программа Аристотеля: всё формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте Взаимодополнительность атомистической и континуальной исследовательских программ Научная (или натурфилософская) картина мира как образно-философское обобщение достижений естественных наук Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира: - о материи - о движении - о взаимодействии - о пространстве и времени - о причинности, закономерности и случайности - о космологии (общем устройстве и происхождении мира) Натурфилософская картина мира Аристотеля Научные картины мира: механическая, электромагнитная, неклассическая (1-я половина XX в.), современная эволюционная
Фалес: проблема поиска первоначала Абстракция материи Механическая картина мира: единственная форма материи – вещество, состоящее из дискретных корпускул Материальная точка — основная абстракция классической механики Атомно-молекулярное учение Учение о составе — первый уровень научного химического знания Учение о строении — второй уровень научного химического знания Электромагнитная картина мира: две формы материи — вещество и непрерывное электромагнитное поле Волна как распространяющееся возмущение физического поля Длина волны Спектр электромагнитных волн Эффект Доплера: зависимость измеряемой длины волны от взаимного движения наблюдателя и источника волн
Современная научная картина мира: три формы материи — вещество, физическое поле, физический вакуум
Тема 2-01-05. Развитие представлений о движении Гераклит: идея безостановочной изменчивости вещей Учение Аристотеля о движении как атрибуте материи и разнообразии форм движения Механическая картина мира: единственная форма движения — механическое перемещение Описание механического движения материальной точки: координаты, скорость, траектория Система отсчёта, её основные элементы: тело отсчета, система координат («линейка»), часы Первый закон Ньютона (закон инерции): сохранение скорости тела в отсутствие воздействий на него Второй закон Ньютона: воздействие на тело вызывает изменение его скорости (ускорение) Электромагнитная картина мира: движение — не только перемещение зарядов, но и изменение поля (распространение волн) Волновые процессы: интерференция и дифракция Понятие состояния системы как совокупности данных, позволяющих предсказать её дальнейшее поведение Движение как изменение состояния Химическая форма движения: химический процесс Учение о закономерностях химических процессов — третий уровень научного химического знания Биологическая форма движения: процессы жизнедеятельности, эволюция живой природы Эволюционная химия — четвёртый уровень научного химического знания Современная научная картина мира: эволюция как универсальная форма движения материи Многообразие форм движения, их качественные различия и несводимость друг к другу
Тема 2-01-06. Развитие представлений о взаимодействии Представления Аристотеля о взаимодействии: одностороннее воздействие движущего на движимое; первоначальная форма концепции близкодействия (передача воздействия только через посредников, при непосредственном контакте) Механическая картина мира: - возникновение концепции взаимо действия (третий закон Ньютона) - открытие фундаментального взаимодействия (закон всемирного тяготения) - принятие концепции дальнодействия (мгновенной передачи взаимодействия через пустоту на любые расстояния) Электромагнитная картина мира: - открытие второго фундаментального взаимодействия (электромагнитное)
- возврат к концепции близкодействия (взаимодействие передаётся только через материального посредника — физическое поле — с конечной скоростью) - полевой механизм передачи взаимодействий (заряд создаёт соответствующее поле, которое действует на соответствующие заряды) Современная научная картина мира: - четыре фундаментальных взаимодействия (гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое) - квантово-полевой механизм передачи взаимодействий (заряд испускает виртуальные частицы-переносчики соответствующего взаимодействия, поглощаемые другими аналогичными зарядами) - частицы-переносчики фундаментальных взаимодействий (фотоны, гравитоны, глюоны, промежуточные векторные бозоны) - характеристики фундаментальных взаимодействий определяются свойствами частиц-переносчиков: масштабы, в которых эффективно фундаментальное взаимодействие, определяются массой его частиц-переносчиков и способностью его зарядов взаимно компенсироваться Фундаментальные взаимодействия, преобладающие между объектами: - микромира (сильное, слабое и электромагнитное) - макромира (электромагнитное) - мегамира (гравитационное) Примеры объектов, стабильность которых обеспечивается конкретным видом взаимодействия: - атом, молекула, вещество - электромагнитное
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|