Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как приобретаются умения понимать метасмысл?

Тема. МЕМЫ.

МЕМ.

Термин "мем" был предложен английским биологом Ричардом Докинсом (Richard Dawkins) в 1976 г., в книге "Самовлюбленный ген" (The Selfish Gene). Читался как meme [mi: m] по аналогии с gene [dз: n] русский вариант мем. Докинс доказывал, что наряду с генами как носителями биологической информации существуют носители культурной информации, которые также склонны к самоцельному размножению и подчиняются законам дарвиновской эволюции. По аналогии с генами, Докинс назвал "мемами" эти единицы культурной памяти, которые стремятся к бесконечному воспроизводству и пользуются для этого книгами, песнями, спектаклями, телепередачами, средствами массовой коммуникации.

Мем — современное обозначение идеи, теории, пословицы, речитатива, лозунга, музыкальной мелодии и прочего подобного, так или иначе запавших в память людей и передающихся от человека человеку, из поколения в поколение устно, письменно, визуально. Мем имеет способность вируса, то есть может «заражать» массы людей. Мемы создаются сейчас сознательно кукловодами, чтобы манипулировать поведением и эмоциями масс. Также они используются в рекламе. Задача – проскользнуть в подсознание.

Сравнительно недавно, в лингвистике заинтересовались проблемой влияния слов на массовое сознание людей. Слова в этом случае понимаются расширительно, имеются в виду образы, идеи, пословицы и афоризмы, которые принимаются на веру и проникают в подсознание минуя логику и представления о об истинности/ложности излагаемых фактов. Главную особенность этих средств воздействия на сознание и подсознание людей можно определить как сознательное искажение реально происходящих событий, нарочитое нивелирование границ между реальностью и виртуальностью. Относительная легковерность современных людей объясняется их многочасовым пребыванием в виртуальном мире. Понятно, что имеется в виду. Роль этих медиатехнологий особенно ясно проявилась во время предвыборных кампаний в США в 2017 году.

Итак мемы действенны в современном обществе, где люди постоянно погружаются в иллюзорный мир фильмов, компьютерных игр. Тем самым логические навыки мышления ослабляются, создается впечатление, что все возможно и имеет право на существование. Снимаются табу и запреты.

Примеры словесных мемов: Крым – наш! Умом Россию не понять. Привед, Медвед, Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Вы там держитесь! Вся власть Советам! Фабрики – рабочим! Коммунизм – молодость мира и его возводить молодым.

Что такое сценарий русского речевого поведения?

Ниже приводится пример вербализации сценария уговоров.

Текст.

Закуске последовал обед. Здесь добродушный хозяин сделался совершенным разбойником. Чуть замечал у кого один кусок, подкладывал ему тут же другой, приговаривая: «Без пары ни человек, ни птица не могут жить на свете». У кого два – подваливал ему третий, приговаривая: «Что за число два. Бог любит троицу. Съедал гость три – он ему: «Где ж бывает телега о трех колесах? Кто ж строит избу о трех углах?» … Чичиков съел чего-то чуть ли не двенадцать ломтей и думал: «Ну, теперь не приберет больше хозяин». Не тут-то было: не говоря ни слова, положил ему на тарелку хребтовую часть теленка, жаренного на вертеле, с почками, да и какого теленка!

– Два года воспитывал на молоке, – сказал хозяин, – ухаживал как за сыном!

– Не могу, – сказал Чичиков.

– Вы попробуйте да потом скажите: не могу.

– Не взойдет, нет места.

– Да ведь и в церкви не было места, взошел городничий – нашлось…

Попробывал Чичиков – действительно, кусок был вроде городничего… Нашлось ему место…[1:450].

Комментарий. Казалось бы, что общего между словами «Без пары ни человек, ни птица не могут жить на свете; Где ж бывает телега о трех колесах» и желанием хозяина убедить гостя отведать то или иное блюдо. Видимо, пословицы устанавливают эмотивно-семантические связи в сознании гостя между привычным устройством внешнего мира и идеей о том, что отказ гостя нарушает заведенный порядок вещей. Этими словами, обходящими сознание косвенными путями, внушается мысль, что если сидящий за столом не отведает всех угощений, то привычный мир может измениться, потеряет устойчивость. Перед нами намеки-поучения, суть которых предостеречь человека от необдуманных поступков. В словаре Даля читаем блестящее определение речевых действий намекания: «Намекать, намекнуть кому о чем, или на что; говорить непрямо, обиняками, окольно; давать знать, чувствовать; вразумлять косвенно»[2: 1143].

Как приобретаются умения понимать метасмысл?

Если оставить в стороне генеративную гипотезу Н. Хомского о врожденной языковой способности человека передавать мысли словами, то остается предположить, что речевая способность человека в плане понимания и производства метасмысла формируется за счет особых речевых практик. Видимо, в подсознании и в сознании оседает опыт участия в многочисленных эпизодах речевого общения, где люди использовали косвенные средства трансляции своих мыслей или искажали реальное положение дел.

Любой русскоговорящий человек обладает речевой способностью понимать скрытые смыслы или подтекст в письменных и устных текстах. На эту способность отыскивать смысл в текстах, которые, на первый взгляд, не содержат смысла, обратил внимание Л.В. Щерба, придумав следующее предложение Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка. Грамматически правильно оформленное предложение дает возможность представить последовательность событий и выявить действующее лицо куздру, которая что-то сделала с неким бокром и что-то делает с его детенышем бокренком. Нетрудно предположить, что это событие произошло в мире животных с трагическими последствиями для меньшего бокра.

Интерпретационные способности человека трудно переоценить, люди могут придать смысл, казалось бы, бессмысленным текстам. Даже известное предложение Н. Хомского Зеленые идеи яростно спят, которое он сочинил как образец бессмысленности, поддается интерпретации, если воспринимать его как развернутую метафору. Одно из толкований звучит так: речь идет о незрелых до поры до времени идеях, которые погружены в глубокий сон, однако вскоре они способны проснуться.

В русской культуре дети обучаются искать и понимать скрытые смыслы с «молодых ногтей».

Как же образуется, воспитывается эта способность? Уже в раннем детстве детям бесконечное количество раз читали или рассказывали сказку о Курочке Рябе.

Текст сказки

Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое. Старик бил-бил – не разбил; старуха била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха. Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».

Казалось бы, ничего сложного в содержании сказки нет, однако смысл сказки находится в глубинных смысловых структурах.

Так, академик РАН В.Н. Топоров относит сюжет русской народной сказки «Курочка Ряба», в которой начало мира представлено в образе яйца, к наиболее древней мифологическо-астрономической религиозной русской традиции [7]. Сюжет сказки содержит мотив, который восходит к мифологическим представлениям многих народов, в том числе и славян. Этот мотив Топоров В. Н. реконструирует по текстам сказочного типа и близким к нему. Речь идёт о мотиве Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Из Мирового Яйца, судя по представлениям, финнов, древних греков, у жителей Китая, Индии, Индонезии, Океании, Австралии, Африки и. т. д., возник мир в целом или отдельные его части (небо, земля и т. п.). Конечно, никто в повседневной жизни не рассказывает детям о мифах, объясняющих мироустройство. Однако всем понятен и другой смысл, заключенный в ткань сказки, он содержит поучение, моральное наставление: золото, этот символ богатства, осложняет жизнь человека, мир и покой нужно искать не в богатстве, а в привычном простом укладе жизни. Вспомним в этой связи учение Л.Н. Толстого об опрощении жизни.

 

 

ТЕМЫ занятий по курсу

«Лингвистика глубинных структур в текстах, скрытые смыслы в фигурах непрямой коммуникации»

1. Где находятся скрытые смыслы. Что такое метасмысл?

2. Лингвистическая теория метафоры. Роль метафор в осознании окружающего мира. Виды метафор. Метафоры в политдискурсе.

Изучение глубинных структур метафоры и роли метафорических построений в освоении новых знаний о строении мира и общества открыло дверь к изучению таких фигур косвенной коммуникации (иносказаний), как ирония, намеки, эвфемизмы, уклонения и т.п

3. Прямые и косвенные способы вербализации мыслей и намерений участников речевого общения.

4. Иносказания в русском речевом взаимодействии. Иронические высказывания.

5. Намеки как фигуры косвенной коммуникации.

6. Эвфемизмы в русской устной и письменной речи.

7. Уклончивые ответы в речевом общении.

 

Литература.

1. Текст в коммуникативном пространстве. Шляхов и др.

2. Иносказания в русском речевом взаимодействии. Шляхов и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...