Отсюда согласно (12’) получаем
Решение рекуррентного соотношения (11) суть В монографии [9] (с. 66) приведено рекуррентное соотношение, являющееся обобщением (11), и определено его решение. ФОРМУЛА ВКЛЮЧЕНИЙ И ИСКЛЮЧЕНИЙ Здесь мы введем важную комбинаторную формулу, которой озаглавлен этот параграф. Пусть Убедимся, что верна следующая формула
В самом деле, каждый элемент из При изображении
Когда
Теперь, исходя из равенств (12) и (12’), найдем мощность множества
Тогда согласно равенству (12’) получаем, что
Придадим равенству (13) следующий смысл. Пусть Х есть множество элементов, каждый из которых может обладать либо свойством
Формула (14) есть частный случай формулы включений и исключений, общий вид которой мы напишем после следующих обозначений.
Пусть имеется множество Х из N элементов, обладающих n свойствами
В формуле (15) алгебраическая сумма распространена на все сочетания свойств из n -множества Доказательство формулы (15) можно провести следующим образом. Действовать будем аналогично тому, как мы доказали формулу (14). Убедимся методом математической индукции по n, что для любых конечных множеств
в правой части которого имеется Формулу (16) запишем в более компактном виде следующим образом:
Базис индукции: n =2 верен согласно формуле (12), в правой части которой имеется Предположим, что равенство (16) верно для случая n -1 подмножеств, где Докажем ее для n подмножеств. Разобъем множества
Согласно индуктивному предположению имеем (используем (16’)): а)
b)
где в каждой из этих формул в правой части имеется по Подставляя в (17) формулы, полученные в пп. а) и b), получаем (16). Осталось подсчитать число слагаемых в (16). В формуле (17) имеется 3 слагаемых, но вместо 1-го и 3-го подставляются по Теперь пусть каждое из рассмотренных множеств
Тогда а Отсюда согласно (12’) получаем
откуда Используя в последнем равенстве формулу (16) и интерпретацию, аналогичную той, которую мы применили к равенству (13), получаем формулу (15). Заметим, что в формуле (15) имеется в правой части ровно Примеры. 1. Было опрошено 70 человек. В результате опроса выяснили, что 59 человек знают английский язык, 31 – немецкий, 45 – французский, По формуле (15) при 2. В ряде случаев формулу (15) можно использовать для того, чтобы показать, что решения комбинаторной задачи не существует. Например, староста одного класса дал следующие сведения об учениках: “В классе учатся 45 учащихся, в том числе 25 мальчиков. Спортом занимаются 28 учеников, из них 18 мальчиков и 17 хорошо успевающих школьников, 15 мальчиков в классе учатся хорошо и в то же время занимаются спортом”. Выясним, являются ли эти сведения совместимыми. Обозначим через Тогда
Но отрицательным ответ быть не может. Значит, данные сведения противоречивы. Рассмотрим частный случай формулы (15), когда число и т. д. Тогда в сумме потому что в левой части сумма берется по всем возможным сочетаниям k свойств из n свойств. Следовательно, в рассмотренном случае формула (15) принимает вид
Пример 3. Найти число
т. е. Очевидно, что фигурирующая здесь сумма есть частная сумма разложения
2.11. ПРОИЗВОДЯЩИЕ ФУНКЦИИ Одним из наиболее эффективных средств решения перечислительных комбинаторных задач является метод производящих функций. Основная идея этого метода состоит в сопоставлении каждой числовой последовательности функции действительного (или комплексного) переменного, причем отношения между последовательностями отражаются в отношениях между функциями. К самим функциям применимы аналитические методы исследования, которые иногда оказываются более простыми и удобными, чем непосредственное оперирование с числовыми последовательностями. Вместо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|