Понятие и признаки правосудия. Органы, осуществляющие правосудие в Российской Федерации.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Понятие, задачи и основные направления правоохранительной деятельности. Правоохрани́тельная де́ятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. К числу таких направлений (функций) следовало бы относить: — конституционный контроль; — правосудие; — организационное обеспечение деятельности судов; — прокурорский надзор; — выявление и расследование преступлений; — оказание юридической помощи. Задачи правоохранительной деятельности: • охрана личности, ее прав и свобод; •охрана общества, его материальных и духовных ценностей; •охрана государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности. Понятие правоохранительных органов в Российской Федерации, их система и общая характеристика. Классификация правоохранительных органов. Правоохранительные органы — обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охранеправопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).к правоохранительным органам можно относить: суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Российской Федерации— см. § 3 гл. III учебника); органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные службы этого Министерства, а также другие органы и должностные лица, о которых речь пойдет в гл. XIV учебника);
прокуратуру (см. гл. XV учебника); некоторые из органов, призванных выявлять и расследовать преступления (см. ниже в данном параграфе и гл. XVI учебника); адвокатуру и другие организации, оказывающие юридическую помощь (нотариат и др. — см. гл. XVII учебника). В целом, в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов[1]: · Прокуратура Российской Федерации · Следственный комитет Российской Федерации · Федеральная служба безопасности · Министерство внутренних дел · Федеральная миграционная служба · Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков · Федеральная таможенная служба · Министерство юстиции Российской Федерации · Федеральная служба исполнения наказаний
Предмет, задачи и система учебной дисциплины “Правоохранительные органы”. Известно, что предмет любой учебной дисциплины определяется прежде всего кругом тех вопросов и проблем, которые должны изучаться в ее рамках. В соответствии с такой общей установкой и обозначен предмет преподаваемой в юридических высших учебных заведениях дисциплины "Правоохранительные органы". "Правоохранительные органы" можно было бы определить как такую, в рамках которой изучаются основыорганизации и наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами государства. Однако в принципе система дисциплины существенно не изменилась. Как и прежде, в ее рамках рассматриваются некоторые общие вопросы, связанные с характеристикой и уяснением понятия и содержания правоохранительной деятельности, круга государственных и негосударственных организаций, создаваемых для выполнения этой деятельности, некоторых исходных идей, которые лежат в основе построения правоохранительных органов, их взаимодействия друг с другом и иными учреждениями.
Общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах Российской Федерации. Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует изучения значительного количества законодательных и иных правовых актов. Сколько их — точно определить невозможно. Но во всяком случае можно смело утверждать — не менее полусотни. Невозможно также точно вычислить и объем таких актов: в некоторых из них содержатся многочисленные статьи, параграфы, пункты и т.д. Такое обилие актов и содержащихся в них конкретных правовых предписаний в значительной мере объясняется тем, что учебная дисциплина "Правоохранительные органы" касается многих государственных и негосударственных организаций и должностных лиц. И все они призваны выполнять в высшей степени ответственную деятельность. В силу этого требуется особо тщательная правовая регламентация построения соответствующих организаций, их полномочий и полномочий должностных лиц. Требование тщательности обусловлено в первую очередь стремлением свести к минимуму или полностью исключить вероятность, скажем, произвола, судебных или следственных ошибок, которые порой калечат судьбы людей, наносят непоправимый ущерб их правам и свободам. Для характеристики массива правовых актов о правоохранительных органах существенно также то, что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы). В нем "соседствуют" и взаимодействуют положения Конституции РФ и федеральных законов с положениями конституций, уставов и иных законов субъектов Российской Федерации, указы Президента РФ с постановлениями Правительства РФ, положения международных соглашений с положениями ведомственных нормативных актов и т.д. У названных и других документов — свой юридический статус, свое значение. И данное обстоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение правовой базы, на которую опирается система правоохранительных органов.
Преодолению трудностей такого рода призвана содействовать классификация актов, которые в совокупности образуют эту базу. Осуществлять ее целесообразно, опираясь на два основания. Одно из них — предмет (содержание) группируемых актов независимо от их юридической силы. Другое — группировка актов по их юридическому значению. Понятие и основные признаки судебной власти. Функции судебной власти. судебная власть — одно из проявлений государственной власти в целом. Конституционные признаки 1. осуществляется только судами; 2. имеет полную самостоятельность номинально, но ФЗ 188 закрепляет назначаемость судебной власти. 3. реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства; 4. характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём: 1. закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ». 2. соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства; 3. признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны; 4. закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства; 5. финансирования судей из федерального бюджета. Функции судебной власти · Правосудие. · Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения. · Толкование правовых норм. · Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение. · Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России. Понятие и признаки правосудия. Органы, осуществляющие правосудие в Российской Федерации. Правосудие одно из направлений государственной деятельности, именуемой правоохранительной. Оно также относится к числу важнейших полномочий судебной власти. 1. Признаки: Правосудие осуществляется только судом (специальными государственными органами в лице судей).
2. Судьи и присяжные заседатели обладают особым правовым статусом, обеспечивающим их независимость и самостоятельность при принятии решений. 3. Правосудие осуществляется путём рассмотрения гражданских, конституционных, уголовных, административных и арбитражных дел. 4. Правосудие реализуется через гражданское, конституционное, уголовное, административное и арбитражное судопроизводство. 5. Акты реализации правосудия носят общеобязательный характер. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|