Хронокарта занятия (180 минут)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: «ОБЩАЯ АНЕСТЕЗИЯ В ДЕТСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ НА АМБУЛАТОРНОМ ПРИЕМЕ И В СТАЦИОНАРЕ. ВИДЫ И МЕТОДЫ ОБЩЕГО ОБЕЗБОЛИВАНИЯ. ПОНЯТИЕ О ПРЕМЕДКАЦИИ И СЕДАЦИИ. ПРИНЦИПЫ КОНТАКТА ВРАЧА С РОДИТЕЛЯМИ БОЛЬНОГО РЕБЁНКА. ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ПЛАНОВОМУ И СРОЧНОМУ ОПЕРАТИВНОМУ ВМЕШАТЕЛЬСТВУ. ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ»
Факультет стоматологический Курс 4, семестр 8
Авторы: асс. Гаршина М.А. доц. Корытина И.В.
ВОРОНЕЖ 2015 Тема № 2: « ОБЩАЯ АНЕСТЕЗИЯ В ДЕТСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ НА АМБУЛАТОРНОМ ПРИЕМЕ И В СТАЦИОНАРЕ. ВИДЫ И МЕТОДЫ ОБЩЕГО ОБЕЗБОЛИВАНИЯ. ПОНЯТИЕ О ПРЕМЕДКАЦИИ И СЕДАЦИИ. ПРИНЦИПЫ КОНТАКТА ВРАЧА С РОДИТЕЛЯМИ БОЛЬНОГО РЕБЁНКА. ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ПЛАНОВОМУ И СРОЧНОМУ ОПЕРАТИВНОМУ ВМЕШАТЕЛЬСТВУ. ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ » Цель занятия: изучить основные принципы контакта хирурга-стоматолога с родителями ребёнка; особенности психоэмоционального состояния у детей в различные возрастные периоды и методы их коррекции, показания для проведения стоматологических вмешательств под наркозом. В результате изучения темы студент должен обладать способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-1); логическому и аргументированному анализу, ведению дискуссии и полемики, к толерантности (ОК-5); находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7); осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8); проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицинскую карту амбулаторного больного (ПК-5); к проведению премедикации, назначению медикаментозной терапии до, во время и после стоматологического вмешательства (ПК-29); к осуществлению приемов реанимации и первой помощи при экстренной ситуации, которые могут иметь место в стоматологической практике (ПК-38)
Знать: - роль премедикации и седации при стоматологических вмешательствах у детей - особенности оказания хирургической помощи при неотложных состояниях Уметь: - собрать полный медицинский анамнез пациента (биологическую, медицинскую, социальную и психологическую информацию) - провести физикальное обследование пациента различного детского возраста (осмотр, пальпацию, аускультация, измерение артериального давления, пульса и дыхания) - разработать оптимальную тактику лечения стоматологической патологии у детей с учетом общесоматического заболевания - определить состояние, требующее неотложной стоматологической и медицинской помощи, выходящей за рамки компетенции стоматолога - обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях; определять способы введения режим и дозу лекарственных препаратов; оценить эффективность и безопасность проводимого лечения - осуществлять приемы реанимации и первой помощи при остановке сердца, анафилактическом шоке, закупорке верхних дыхательных путей, коллапсе, вазовагальной атаке, эпилептическом припадке, кровотечении, вдыхании и проглатывании инородных тел, гипогликемии, диабетической коме или других экстренных ситуаций, которые могут иметь место в стоматологической практике.
Владеть: - интерпретацией результатов лабораторных, иструментальных методов диагностики у пациентов любого возраста - техникой антропометрии, термометрии, транспортировки больных, кормления больных, измерения АД, ЧСС и ЧДД, измерение суточного диуреза, введения лекарств, сбор биологического материала для лабораторных исследований Мотивация темы занятия. Знание особенностей детского психо-эмоционального состояния в различные возрастные периоды, а также методики его коррекции позволят снизить количество обращений пациентов в стационар. Теория занятия. В течение жизни ребенка происходят развитие и совершенствование функций всех органов и систем. С этих позиций нужно рассматривать рост и развитие ребенка как систематическое приспособление его биоритмов к конкретным условиям окружающей среды. Каждый ребенок уникален, и его развитие колеблется в широких пределах, обозначенных термином «норма». При развитии различных заболеваний, не только стоматологических, наблюдаются значительные изменения в организме ребенка, обусловленные патологическим процессом, изменяется реакция ребенка на различные факторы окружающей среды, лечебные процедуры и т.д. В большей мере это касается нервной системы, щадящего отношения к ней. При многих стоматологических заболеваниях контакт ребенка с персоналом детских стоматологических подразделений (поликлиник и стационаров) неизбежен и нередко многократен. Кроме того, полость рта и зубочелюстная система для многочисленных общесоматических заболеваний (рахит, заболевания желудочно-кишечного тракта, инфекционные и др.) являются органом-мишенью, где возникают их первые признаки. Это также определяет необходимость формирования особых отношений в процессе лечения детей между персоналом, пациентом и родителями. Общеизвестно, что обследование ребенка, особенно с целью диагностики заболеваний зубов, нередко представляет большие трудности, поэтому важно учитывать его психо-эмоциональные особенности. Детский врач, прежде всего стоматолог, должен быть психологом. Ему следует постоянно помнить о тоне и манере разговора с маленьким пациентом. Важно заручиться доверием ребенка — не следует говорить ему, например, что не будет больно, если предстоит неприятная процедура. Правильнее предупредить ребенка, что может быть немного больно, но уже известно, что другие дети это легко перенесли. Вообще полезно брать в «союзники» других детей, которым уже проводили ту или иную процедуру. Они сами объясняют своему соседу или соседке по стоматологическому креслу или палате, что это не очень страшно.
Детский стоматолог должен учитывать психологические особенности детей различных возрастных групп. Важной предпосылкой доверия ребенка является умение врача почувствовать и понять его состояние. Врач должен всегда помнить, что атмосфера кабинета, его оборудование и даже белый халат являются для ребенка необычными, незнакомыми. Завоевать доверие ребенка необходимо при первом контакте с ним. Дошкольник — эмоциональный, но боязливый ребенок. Во время приема он пугается всего, но если его отвлечь и заинтересовать, тогда он забывает о боли и страхе, особенно тогда, когда ему позволяют помогать (включить лампу, воду и т.д.). Похвала оказывает благотворное влияние. Врач должен быть приветлив, даже если ребенок обороняется или агрессивно настроен, но в, тоже время тверд в своих действиях. Именно эти качества врача завоевывают доверие детей, даже упрямых и пугливых. Конечно, не существует общих правил поведения врача у кресла или постели больного ребенка, но очень важно оказать на пациента позитивное психологическое воздействие при первом знакомстве. Такт и чуткость должен проявлять детский стоматолог при беседе с родителями своих пациентов. Родителям, травмированным болезнью ребенка и волнующимся за его судьбу, очень трудно выслушивать недостаточно серьезное заключение о состоянии своего ребенка. Врач не может допустить в беседе с родителями свободный, небрежный тон. В беседе с родителями наиболее правильно выбрать методику общения информационную (рассказать и показать результат лечения других детей) или интерпретационную (все подробно объяснить, как будут проходить этапы лечения). Это не всегда легко сделать, и часто такой выбор бывает интуитивным.
Сопереживание, такт, опыт врача позволяют в совершенстве овладеть и проводить в жизнь принцип деонтологии — неотъемлемой формы профессиональной деятельности детского стоматолога. Оказание стоматологической помощи ребенку — сложная проблема. Работе детского стоматолога препятствуют чувство страха, болевые ощущения и стресс ребенка. Причины этого неоднозначны: приобретенный «болевой» опыт, индуцирование родителями, условия воспитания в семье и другие факторы. Отрицательные эмоции от посещения стоматолога могут оставить следовую реакцию на всю жизнь. Врач должен помочь ребенку справиться с чувством страха с помощью особых приемов общения. Усилия врача должны быть направлены не на физическое преодоление сопротивления, а на создание условий для оказания эффективной помощи. У ребенка процессы возбуждения превалируют над процессами торможения, поэтому обезболиванию следует уделять особое внимание.
Виды обезболивания в детской практике: 1) анестезия инъекционная местная инфильтрационная и проводниковая с предварительной аппликационной; 2) премедикация в сочетании с местной анестезией; 3) общая анестезия.
Основные проблемы обезболивания в детской терапевтической стоматологии: - устранение психоэмоциональной напряженности; - выбор анестетика (наименее токсичного, но с наибольшей анестезирующей способностью, учитывая необходимый объем оперативного вмешательства); - обеспечение профилактики функциональных нарушений в детском организме; - выбор местного обезболивания в зависимости от нозологической формы заболевания; - оказание квалифицированной стоматологической помощи и обеспечение максимальных удобств для врача-стоматолога. Ведущие методы при санации полости рта — это инфильтрационная и проводниковая анестезия. Обезболивание следует проводить при санации полости рта у детей с постоянным и молочным прикусом. В связи с психологическими особенностями детей разных возрастных групп можно ожидать адекватной реакции и понимания анестезии как обезболивающего метода с возраста 4—5 лет и старше. Дети более младшего возраста реагируют на инъекцию как на дополнительный травмирующий фактор. Предварительно до начала вмешательства под местной анестезией необходимо собрать у родителей подробный анамнез об общем состоянии ребенка, аллергологиче-ском статусе, непереносимости лекарственных препаратов, анестетиков, пищевых продуктов, реакциях на болевые ощущения в виде обморока, шока, коллапса.
В основе контакта врача с ребенком и его родителями лежат уважение к личности ребенка, понимание его эмоционального состояния, создание чувства безопасности в ходе обследования и лечения. Ребенок должен быть спокоен, без признаков психоэмоционального напряжения. Анестетики должны обладать выраженным обезболивающим действием, не вызывать аллергических реакций, иметь минимальную токсичность, обеспечивать скорое наступление анестезии, необходимую продолжительность обезболивания и быструю реабилитацию. На эффективность местного обезболивания в амбулаторной практике влияют фармакологические свойства анестетиков, техника проведения анестезии, особенности строения костей лицевого скелета. ЧЛО детей разных возрастов имеет анатомо-топографические особенности, которые следует учитывать. В ответ на любое лечебное воздействие у ребенка может возникнуть стрессовая реакция, обусловленная психоэмоциональным напряжением, страхом, психической травмой, болевым синдромом, изменениями гомеостаза: нарушением дыхания и гемодинамики, обменных процессов, биохимическими сдвигами, кровопотерей. Любой отрицательный момент: шум или вибрация бормашины, вид инструментов, следы крови на тампоне, болевой раздражитель — вызывает негативную реакцию ребенка, степень которой зависит от его индивидуальной психологической реактивности. Таким образом, главной задачей анестезиологии у детей является обеспечение спокойного поведения ребенка, независимо от характера и объема вмешательства, психического и вегетативного статуса, болезненности и травматичности стоматологических манипуляций. При оказании стоматологической помощи ребенку на амбулаторном приеме возникает проблема адекватной анестезии. Одним из первых условий, которые стоят перед детским врачом-стоматологом, является безболезненность проводимых вмешательств. У детей отмечается стойкая память на боль, и сформированное в детстве отрицательное отношение к лечению зубов сохраняется иногда на всю жизнь. Стоматологическое вмешательство под любой анестезией должно осуществляться только с согласия родителей. Нельзя уговаривать родителей проводить ту или иную анестезию, ни в коем случае нельзя обещать быстрый и благоприятный исход, отсутствие побочных реакций и осложнений. Наоборот, родители детей, психически неуравновешенных, с сопутствующей соматической патологией, должны быть предупреждены о длительности вмешательства, возможных осложнениях и их исходе. Следует дать им четкие разъяснения о необходимости выбора того или иного вида анестезии. Обезболивание неотделимо от операции и в значительной мере определяет течение восстановительного периода. Проведение анестезии в стоматологии детского возраста связано прежде всего с необходимостью решения ряда вопросов, обусловленных спецификой стоматологических вмешательств при челюстно-лицевой патологии. Врожденные пороки лица и челюстей, заболевания ВНЧС, опухоли ЧЛО, заболевания зубов и слизистой оболочки полости рта создают определенные трудности на этапах анестезиологического обеспечения и усложняют контроль за состоянием ребенка. Очень важным является выбор вида и способа анестезии в зависимости от возраста ребенка, состояния его психики и эндокринной системы, общего состояния и сопутствующих болезней, их характера и локализации, степени дыхательных нарушений, вызванных этим заболеванием, и предполагаемого плана его лечения, объема и продолжительности вмешательства, сопоставления степени анестезиологического и стоматологического риска. Вид обезболивания и способ его применения обязательно должны соответствовать планируемому объему и травматичности стоматологического вмешательства.
Подготовка к проведению анестезии и стоматологических вмешательств. С учетом особенностей стоматологических заболеваний у детей, ранимости детской психики и наличия сопутствующей соматической патологии подготовка к анестезии и стоматологическим вмешательствам должна складываться из нескольких этапов. Обследование ребенка. Подготовка ребенка к стоматологическому вмешательству под местным или общим обезболиванием должна проводиться строго индивидуально с учетом его возраста, общего состояния, характера стоматологического заболевания и вида анестезии. Во избежание неожиданностей во время анестезии, связанных с индивидуальной повышенной чувствительностью или непереносимостью каких-либо лекарственных препаратов (особенно наркотических), врач должен тщательно выяснить анамнез ребенка у родителей, уточнить наличие у него необычных реакций на прием различных лекарственных средств, пищевых продуктов, выраженного аллергического статуса, склонности ребенка к обморокам, потере сознания в ответ на такие факторы, как боль, страх. Имеет значение и семейный анамнез: данные о непереносимости ближайшими родственниками каких-либо препаратов, так как не исключено, что непереносимость фармакологических средств генетически передалась ребенку. Важно выяснить, состоит ли ребенок на диспансерном учете у других специалистов. Ясное представление об общем состоянии ребенка и жизненно важных функциях организма определяет правильный выбор вида и способа анестезии и является профилактикой возможных осложнений при проведении местного и общего обезболивания. Психологическая подготовка. На анестезиолога возлагается задача защитить ребенка от отрицательных эмоции в связи с предстоящим вмешательством. Условиями благоприятного проведения анестезии и операции являются правильный психологический подход к ребенку и надлежащий подход к родителям. Чтобы добиться спокойного поведения ребенка, врач должен войти с ним в контакт, проявляя при этом терпение и выдержку. Немаловажное значение имеет и установление контакта с родителями ребенка. Беспокойство, слезы родителей отрицательно воздействуют на психо-эмоциональное состояние ребенка, и он становится неуправляемым. Вот почему деонтология и этика врача-анестезиолога имеют особенно важное значение. Общесоматическая подготовка. В доанестезиологическом периоде она должна быть направлена на восстановление нарушенных функций. Характер лечебных мероприятий, назначение фармакологических препаратов при подготовке ребенка к анестезии и операции зависят от сопутствующих соматических заболеваний. При заболеваниях ЦНС, сердца, легких, печени, почек, эндокринной системы, при аллергических заболеваниях необходимы заключение специалистов (невропатолога, кардиолога, нефролога, эндокринолога, аллерголога) и выполнение их рекомендаций. Перед операцией (особенно в полости рта), которая должна быть выполнена под наркозом, в общесоматическую подготовку включают санацию полости рта, носа, носоглотки, так как сопутствующие заболевания в этих отделах могут быть причиной различных осложнений как во время наркоза (отрыв аденоидной ткани при назотра-хеальном наркозе, ранение миндалин, кровотечение при интубации грахеи через нос), так и в восстановительном периоде вследствие занесения инфекции из полости рта в грахею и легкие (бронхит, пневмония). Исключение составляют дети с острыми повреждениями и воспалительными заболеваниями, которых оперируют по экстренным показаниям. Все операции, включая удаление зубов (молочных и постоянных) и их лечение, у детей должны проводиться под полноценным обезболиванием. Только очень подвижные молочные зубы с рассосавшимися корнями можно удалять под аппликационной анестезией. При лечении зубов можно прибегать к методам физиологического отвлечения: видео- и аудиоаналгезии, демонстрации фильмов, чтению сказок. Это помогает добиться более спокойного поведения детей в стоматологическом кресле. Для эффективного обезболивания необходимо целенаправленное воздействие на основные компоненты боли (сенсорный, психоэмоциональный, вегетативный и двигательный), для чего используются препараты различных фармакологических групп — бензодиазепины, препараты для местной анестезии, неопиоидные анальгетики, антигистами-ные средства. Эти препараты применяют для проведения премедикации и местной анестезии. Премедикация(седация). Даже при применении высокоэффективных анестетиков нового поколения для обезболивания при проведении амбулаторных стоматологических вмешательств имеется необходимость в снижении психоэмоционального напряжения ребенка перед операцией и во время ее проведения. Под премедикацией в амбулаторной стоматологии надо понимать введение лекарственных препаратов, чаще через рот за некоторое время (30—60 мин) до местной анестезии. Премедикация может быть назначена и проведена врачом-стоматологом. Цели премедикации: - снижение психоэмоционального напряжения и болевой чувствительности; - предупреждение осложнений, вызываемых стрессом; - облегчение стоматологического лечения; - уменьшение вводимого количества местного анестетика; - проведение более длительного вмешательства под местной анестезией; - стабилизация показателей гемодинамики; - подавление рвотного рефлекса, повышенного слюноотделения и т.д. Противопоказанием к премедикации у ребенка может быть лекарственная непереносимость. Используя премедикацию, не следует забывать, что дети реагируют на нее в зависимости от индивидуального психоневрологического состояния. Наиболее эффективное действие премедикации в сочетании с местной анестезией отмечено у детей среднего и старшего возраста. У детей младшего возраста применение транквилизаторов иногда снижает мотивацию мужественного поведения и ослабляет волевые процессы. Все лекарственные средства, применяемые для премедикации, могут вызвать аллергическую реакцию, поэтому требуется наблюдение за ребенком. Целесообразно проводить премедикацию в поликлинике, а не заранее вдомашней обстановке. Препараты используют в возрастных дозировках. Расчет дозировки проводят по дозис-фактору. Премедикация является обязательным компонентом при общей анестезии. Премедикация при общей анестезии предупреждает и устраняет возможные осложнения и побочные реакции, связанные с анестезией и операцией. Основные задачи премедикации: 1) создание психического и эмоционального покоя перед анестезией и вмешательством; 2) облегчение введения в наркоз и снижение концентрации наркотических веществ во время наркоза; 3) предупреждение избыточных рефлекторных влияний в ходе анестезии и операции; 4) уменьшение саливации и секреции желез трахеобронхиального дерева. Премедикация у детей с челюстно-лицевыми заболеваниями не отличается от таковой, обычно применяемой в педиатрической анестезиологии. Для премедикации перед оперативным вмешательством, проводимым под общим обезболиванием, применяют М-холинолитические препараты, оказывающие антитисаливационное и ваголитическое действие. Чаще всего это атропин и метацин, снотворные, транквилизаторы, нейролептики и нейроплегические препараты (дипразин, дроперидол и др.) и анальгетики. Снотворные чаще всего дают детям на ночь накануне операции, а препараты других групп за 30—45 мин до операции.
Общее обезболивание Понятие общей анестезии (общего обезболивания) включает в себя всю совокупность мер, направленных на защиту организма в связи с операцией: выключение сознания, нейровегетативное торможение, анестезию, миорелаксацию, обеспечение нормального газообмена, поддержание адекватного кровообращения. Состояние наркоза носит обратимый характер, и после прекращения подачи анестетиков исходное состояние восстанавливается. Надо заметить, что выражение «общий наркоз» неправильное, так как местного наркоза быть не может. Наркоз — всегда общая реакция ЦНС. Задачи общего обезболивания: 1) искусственное анестезиологическое обеспечение адекватного поддержания жизненно важных функций детского организма на этапах наркоза и операции с помощью различных фармакологических препаратов и как следствие этого сохранение защитных сил организма и предупреждение их истощения; 2) создание наиболее благоприятных условий для выполнения оперативных вмешательств в стационаре и поликлинике. Хотя большинство наркотических средств, используемых в небольших концентрациях, для детей практически безопасно, однако нельзя забывать о возможной передозировке этих препаратов, связанной с индивидуальной чувствительностью к ним ребенка. При выборе наркотика предпочтение следует отдавать такому, который у данного ребенка окажет минимальное влияние на его дыхание и кровоснабжение. Наркотические вещества и методика наркоза должны обеспечивать плавное и спокойное проведение вводного и основного наркоза и способствовать быстрому пробуждению детей, что имеет существенное значение у стоматологических больных. Различают ингаляционный, неингаляционный и комбинированный наркоз. Для ингаляционного наркоза наиболее часто употребляют закись азота, фторотан (наркотан, галотан) и их комбинации. Ингаляционный наркоз осуществляют путем вдыхания газонаркотической смеси ингаляционных анестетиков (закись азота, фторотан, наркотан, галотан и др.). Преимущество этого вида наркоза в его управляемости, быстром вхождении пациента в наркоз и достаточно быстром пробуждении. Невоспламеняемость этих наркотиков позволяет использовать электронож, диатермокоагуляцию, снижает операционную взрывоопасность от статического электричества. Для неингаляционной (внутривенной или внутримышечной) анестезии применяют нейролептическую смесь (дроперидол с фентанилом), лексир (морфиноподобный анальгетик), кетамин (кеталар, калипсол) и их комбинации. При неингаляционном наркозе анестетики вводят в организм любым возможным путем, кроме ингаляции через дыхательные пути. Наиболее часто препараты вводят внутривенно (нейролептическая смесь, в которую входит дроперидол и фентанил, лексир — морфиноподобный анестетик, кетамин и др.). Преимущество неингаляционного мононаркоза в его простоте: нет необходимости в наркозной аппаратуре, очень удобен для индукции в наркоз, отсутствует загазованность помещений. Недостаток — малая управляемость. В детской практике неингаляционный наркоз часто комбинируют с любыми другими видами обезболивания. Комбинированный наркоз — широкое понятие, подразумевающее последовательное или одновременное использование различных анестетиков, а также сочетание их с другими препаратами (анальгетиками, транквилизаторами, релаксантами), которые обеспечивают анестезию или усиливают отдельные компоненты анестезии. Остальные пути: ректальный, оральный — используются для введения анестетиков при стоматологических вмешательствах у детей крайне редко. В стоматологической практике общая анестезия у детей может проводиться масочным, назо- и орофарингеальным, эндотрахеальным (назо- или оротрахеальным) способом или через трахеостому. Выбор способа общей анестезии должен быть индивидуальным в зависимости от характера и локализации патологического процесса ЧЛО, объема и доступа оперативного вмешательства, создавать максимальные удобства для выполнения разнообразных стоматологических вмешательств и проведения анестезии. Современная общая анестезия делится на несколько этапов: подготовка и премедикация, вводный наркоз, оро- или назотрахеальная интубация (если она необходима) или продолжение наркоза масочным способом, основной наркоз, экстубация (если была трубка) или удаление фарингеальной трубки при эндофарингеальном наркозе. Подготовка ребенка к наркозу в определенной степени совпадает с подготовкой к оперативному вмешательству. В зависимости от экстренности оперативного вмешательства подготовка к анестезии может продолжаться от нескольких часов (иногда меньше) до нескольких дней. Общая анестезия в поликлинике. Особенность амбулаторного обезболивания заключается в специфике поликлинического приема детей. Ребенок не должен длительное время находиться в поликлинике и может в сопровождении родителей уйти из нее после любого стоматологического вмешательства. Наркоз является не только надежным обезболивающим средством, но и позволяет провести комплексную односеансную санацию полости рта, включая терапевтическое и хирургическое лечение. Наркоз у детей в поликлинике представляет больший риск, чем стоматологическое вмешательство. Для обеспечения безопасности ребенка, правильного выбора вида и метода общей анестезии необходимо тщательно собрать анамнез и сопоставить объективные данные: переносил ли ребенок когда-либо наркоз и как его перенес; какие сопутствующие заболевания у него имеются, имеется ли аллергия и на что; возраст и общее состояние ребенка в день приема; локализация патологического процесса внутри и вне полости рта; объем и травматичность вмешательства; продолжительность вмешательства; его экстренность; предварительное определение, во сколько посещений будет проведено лечение; опыт работы анестезиолога и стоматолога. Наркоз в амбулаторном детском приеме имеет ряд особенностей, в частности при внутриротовом вмешательстве. Это обусловлено возможностью аспирации слюны или крови, попаданием инородных тел в дыхательные пути во время вмешательств. Общая анестезия в амбулаторных условиях должна отвечать следующим требованиям: введение ребенка в наркоз должно быть быстрым, но плавным; анестезия не должна оказывать существенного влияния на функции организма; пробуждение также должно быть быстрым, но спокойным. Общая анестезия не должна вызывать длительных остаточных явлений (сонливости или изменять существенным образом поведение ребенка). Ребенок, покидающий стоматологический кабинет в сопровождении родителей или родственников, должен быть бодрым и активным. При проведении общего обезболивания по экстренным показаниям возможны неподготовленность и необследованность больного в целях выявления той или иной патологии со стороны внутренних органов. Поэтому для проведения наркоза в поликлинических условиях существуют абсолютные и относительные показания. Абсолютные показания к наркозу в амбулаторной стоматологической практике: 1) заболевания ЦНС, протекающие со снижением интеллекта(олигофрения, болезнь Дауна); 2) ДЦП; 3) медикаментозная полиаллергия; 4) повышенный рвотный рефлекс. Все остальные показания можно считать относительными (экстренные операции по поводу травмы, острые воспалительные заболевания внутри и вне полости рта — периостит, лимфаденит, абсцесс, флегмона, множественное поражение зубов кариесом с осложнениями — пульпитом, периодонтитом у детей до 3 лет). Общую анестезию проводят у детей при наличии сопутствующих соматических болезней — бронхиальной астме и астмоидном бронхите, невротических реакциях. Основные качества, которыми должен обладать наркоз в поликлинике, — кратковременность, быстрое наступление анестезии и пробуждения, малая токсичность используемых препаратов, незначительное отрицательное влияние на организм, обеспечение хорошего расслабления жевательной мускулатуры. В детской поликлинике этими свойствами обладает фторотан-закисно-кислородный наркоз. Индукция в наркоз осуществляется через ротоносовую маску. По достижении хирургической стадии наркоза ротоносовую маску снимают и через нижненосовой ход вводят назо-фарингеальный катетер, дистальный конец которого подводят к области надгортанника. Неингаляционный наркоз не нашел применения в практике детского амбулаторного приема. Ингаляционный наркоз в поликлинике может проводиться масочным и инсуффляционным методом. Проведение масочного наркоза при вмешательствах в полости рта через носовую маску создает определенные трудности для анестезиологов. Наиболее предпочтителен инсуффляционный метод через назо-фарингеальный катетер, когда подача газонаркотической смеси производится непрерывным потоком. Противопоказания. Острые инфекционные заболевания, деком-пенсированные пороки сердца, острые заболевания печени и почек, некомпенсированный сахарный диабет, тяжелые формы рахита, полный желудок (если ребенок недавно ел). В этих случаях требуется специальная подготовка ребенка. Подготовка к наркозу. Необходимы предварительное знакомство с ребенком и его родителями, установление с ними контакта. Затем следует собрать анамнез, наметить план клинического обследования (анализы крови и мочи, заключение районного педиатра о состоянии здоровья). Детей с сопутствующей соматической патологией консультируют специалисты. В клинике в подавляющем большинстве случаев проводятся операции под ингаляционным или неингаляционным наркозом. Широко применяется эндотрахеальный наркоз. Чем больше при операциях потенциальная опасность возникновения нарушений газообмена и кровообращения, тем больше показан этот вид наркоза. Определение степени риска, которому подвергается ребенок во время вводного наркоза и при различных способах интубации трахеи, зависит от его общего состояния до операции, развития возможных дыхательных нарушений, связанных с техническими трудностями проведения вводного наркоза и интубации. Отдельные непродолжительные операции по поводу кист челюстей, сосудистых образований, фиброматоза десен, предушных свищей, хронических остеомиелитов, проводимые вне полости рта, а также рентгенологическое исследование у детей грудного возраста могут выполняться под внутримышечной анестезией. Выбор метода интубации. В педиатрической практике интубация трахеи является ответственной манипуляцией, более сложной, чем у взрослого. Легкая ранимость слизистых оболочек верхних дыхательных путей у детей младшего возраста может быть причиной возникновения подсвязочного отека гортани и ларинготрахеита. Учитывая опасность травматизации слизистых оболочек и узость дыхательных путей у детей, применяют гладкие эндотрахеальные трубки без надувных манжеток. Проведение наркоза в стационаре/ Подготовка больного к наркозу – перед операцией и наркозом больному проводят комплекс подготовительных мероприятий, включая и психотерапию. Психологическая подготовка предполагает создание благоприятного эмоционального фона. Эффект психологической подготовки может быть усилен назначением малых транквилизаторов. Полость рта, носоглотки должны быть санированы. Вечером и накануне операции больного не кормят во избежание рвоты, очищают прямую кишку с помощью клизмы на ночь, опорожняют мочевой пузырь. Учитывая страх перед операцией и наркозом проводят премедикацию: снотворное, антигистаминные препараты и малые транквилизаторы. Профилактическая премедикация проводится врачом-анестезиологом каждому больному индивидуально с учетом его общего состояния, характера предстоящего вмешательства и способа обезболивания. Особенности эндотрахеального наркоза – он проводится у челюстно-лицевых больных, также как у больных общехирургического профиля, однако в зависимости от патологического процесса (анкилозы, контрактуры, микрогнатии, микростома, рубцы в области шеи, новообразования в области языка, дна полости рта, глотки, гортани) могут создавать значительные трудности для интубации трахеи. У таких больных в ряде случаев интубацию трахеи удается провести только с помощью фиброскопа. Однако в послеоперационном периоде из-за отека языка, дна полости рта, наличия изменения анатомии в области верхних дыхательных путей, раневого отделяемого во рту возможно развитие дыхательной недостаточности. Во время операций в челюстно-лицевой области возникает обильное кровотечение, которое нельзя остановить механическими способами, поэтому большое значение имеет своевременное и полноценное восполнение кровопотери. Нарушаются кислотно-щелочное равновесие и водно-электролитный баланс, которые требуют коррекции во время операции и в послеоперационном периоде. На фоне применения общих анестетиков у больных возникает рефлекторный ларингоспазм или бронхоспазм, особенно при манипуляциях на тканях ротоглотки и гортани, с этой целью не используют общие анестетики, которые повышают рефлекторную возбудимость слизистой оболочки верхних дыхательных путей: циклопропан, хлороформ, хлорэтил, кетамин. Показания к эндотрахеальному наркозу – применяют при длительных и травматичных операциях. Противопоказания: острые респираторные заболевания верхних дыхательных путей; острые бронхиты, фарингиты, пневмония, инфекционные заболевания, острые заболевания печени и почек, инфаркт миокарда, сердечно-сосудистая недостаточность в стадии декомпенсации, острые заболевания желез внутренней секреции. Нейролептаналгезия (НЛА) – потеря болев
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|