Есть ли какая-то разница между просветленным человеком и обычным?
По пути назад я спросил Тошу, что он думает о практике дзэнского коана. Он ответил: – Коаны работают только на японском языке и созданы для дальневосточного менталитета. На работу с коаном может уйти много лет, для этого нужно быть монахом, иметь посвящение и наставника. Та парадоксальность, изысканность и кажущаяся легкость, которые привлекают западного человека, не имеют ничего общего с подлинной работой над коаном. На самом деле – это очень тяжелый труд. Есть история о дзэнском монахе, которому была дана современная версия древнего коана. Старый коан звучит так: «Останови взбесившегося несущегося на тебя коня». Монаху был дан такой вариант: «Останови скорый поезд, идущий из Токио». В течение десяти лет он медитировал на этом коане и, наконец, в один прекрасный день пришел на железнодорожные пути и бросился под этот самый поезд. — Он погиб? — Раздавило, как муху. Сказать на это мне было нечего, и мы продолжали шагать молча. Через какое-то время Тоша возобновил разговор. — Тебе не нужно больше никаких специальных техник или методов. Того, что я вам уже дал, вполне достаточно. Теперь все дело за практикой. Имей в виду, что самая изощренная техника не будет работать, если связь с потоком нарушена. С другой стороны, поток входит в тело по своей воле и ни в каких практиках и техниках не нуждается. Это нам нужны костыли для того, чтобы восстановить утраченную связь. Я спросил: — Так не лучше ли забыть все, чему ты нас учил? — Это было бы неплохо, – согласился Тоша. – Только я сомневаюсь, что вы сумеете это сделать, все-таки нагрузил я вас изрядно. Практика – это игра, которая ускоряет наш рост. Когда вырастаешь, отбрасываешь ее, как ребенок отбрасывает игрушки, в которые уже наигрался.
Мы практикуем для того, чтобы научиться жить, а не наоборот. Я хотел бы довести вас до той точки, когда вы сможете просто жить и радоваться всему, что с вами происходит. Тогда моя работа будет сделана, и можно будет забыть обо всех техниках и практиках. Жизнь сама по себе вполне самодостаточна. Поразмыслив некоторое время, я спросил: — Так что же мы будем делать, если перестанем заниматься? Просто жить, и все? — А разве этого недостаточно? – спросил Тоша в ответ. — Не знаю, – искренне признался я. – В жизни надо что-то делать. — Перед тем, как что-то делать, разве не нужно сначала научиться жить? — Но разве мы уже не живем? Чему тут учиться? — Жить-то мы живем, но довольны ли мы своей жизнью? Если да, то никаких вопросов нет. Живи дальше и радуйся, что еще нужно? Если же нет, что бывает чаще, то делай садхану. Между прочим, просто плыть с потоком, ничего особенно при этом не делая, – это самая сложная вещь и наивысшая из практик. — Что препятствует этому течению? — Нарушение законов потока. — Что это за законы? — По-моему, ты их уже знаешь. Попробуй сформулировать сам, – предложил Тоша. — Не хвататься за поток, – сказал я наобум. — Близко, но это не самое главное. — Ну, тогда, значит, делать то, ради чего поток дан. Поскольку он не предназначен исключительно для нашей личной реализации, то нужно передавать его другим и расти вместе с ними, так? Тоша кивнул: — Короче – передавай поток дальше. Что еще? — Не использовать его для своих личных целей. — Это подразумевается первым законом. Если ты замыкаешь поток на себя, он дальше не идет. Какое второе правило? Я безуспешно шевелил мозгами. — Если ты все время передаешь поток, что происходит с тобой? – подсказал Тоша. — Он продолжает идти на тебя. Шеф сформулировал за меня: — Не разрывай связь. Это работа с вниманием. Если осознание потока становится таким же непрерывным, как струя масла, переливаемого из одного горшка в другой, ты обязательно дойдешь до истока. Третий закон.
— Поток ослабевает, если делаешь ошибку, и усиливается, если поступаешь правильно. — Точно. Воспринимай поток как учителя. Он постоянно корректирует твои действия степенью своей интенсивности – как внутренние, так и внешние. Если окончательно разрываешь связь и принимаешь решение действовать самостоятельно, то поток уходит совсем. — А четвертый? — Ты хочешь четвертый? Пожалуйста: иди вверх по течению. Другими словами – ищи источник потока. Я возразил: — Но разве это не противоречит тому, что ты говорил раньше о том, что с потоком нужно плыть? — Вся штука в том, что исток и устье потока – одно. — Как это? — Есть такой древний символ йоги – пламя свечи, тянущееся к солнцу. Источник пламени один – это солнце, понимаешь? Какое-то время я шел молча, пытаясь переварить Тошины слова. После длинной паузы он продолжил. — Ну, и последний закон – это то, что ты сказал вначале: не. хватай. Поток нельзя насиловать, этого никто не любит. Это закон насчет терпения. Помнишь в Писании: претерпевший до конца спасется. Я искоса взглянул на начальника. Вот уж на священника он был похож меньше всего. Я ухмыльнулся: — Тогда уж, святой отец, и про смирение бы добавить не худо. — Истину говоришь, чадо, – сказал Тоша, усилив свое северное оканье до нижегородского. – А и добавим. Смирись, скотина. — Почему же скотина? — Потому что это скот в человеке смириться не может, пашу по-санскритски. А коли смирится – так, глядишь, и человеком станет. — Ну, это уже что-то из Федора Михайловича. — Ладно, не будем ломать стиль. Уберем про скотину. Пусть будет пять законов. Пятерка – это пятиконечная звезда, символ власти над пятью стихиями. Ну что, осталось вырубить скрижали? Где-нибудь, – Тоша оглянулся вокруг – вон на той скале. — Оставим потомкам. Мы дошли до разрушенного камня, остановились и сняли рюкзаки, чтобы перекурить. Тоша продолжил на серьезной ноте: — В работе с потоком есть одна серьезная проблема. Чем больше ты открываешься на него, тем сильнее поддержка, это очевидно. Поток работает как катализатор, усиливая в тебе и хорошее, и дурное. Таким образом, чувство эго растет, как на дрожжах, и риск пасть его жертвой, то есть замкнуть поток на себя, очень велик.
Парадокс заключается в том, что, становясь сильнее, нужно, вместе с тем, исхитриться стереть себя в порошок, а это штука непростая. Сила хороша поначалу, чтобы окрепнуть, но со временем она превращается в препятствие. Мощное эго постепенно развивает нечто вроде панциря, который блокирует поток. В этом панцире можно провести долгие годы, пока не израсходуешь накопленную силу, потом опять приходится начинать все сначала. Я потрогал носком россыпь камней на месте разрушенного валуна и спросил: — Это ты про себя? — И про себя тоже, – с какой-то непонятной грустью отозвался Тоша. Я с удивлением взглянул на него. Сантименты мастера? Что-то раньше я от него такого не слышал. Мы поднялись, подтянули рюкзаки и двинулись дальше. Я сказал: — Это твои проблемы, меня пока больше заботит мое сомнение. — От него есть хорошее лекарство, – усмехнулся Тоша. — Что за лекарство? — Посмотреть на прану. —??? — Прану можно видеть в любое время, она всегда вокруг тебя, – скажем, в воздухе. — Разве она не невидима? — Посмотри на небо, – скомандовал он. Я прикрыл глаза ладонью от солнца и взглянул вверх. — Расслабь глаза и не фокусируй взгляд. Смотри рассеянно, это называется веерное зрение. Я последовал инструкции. — Что ты видишь? — Я вижу маленькие прозрачные капли, плавающие в воздухе. — Это и есть прана. — И всего-то? Их все видят. — Извини, – Тоша развел руками, – виноват. — А как насчет ночи? Ночью тоже видно? — Ночью посмотри таким же образом на обнаженное тело. Потом доложишь. — Слушаюсь, товарищ начальник. Мы переходили через ручей, и я нагнулся, чтобы напиться. Тоша продекламировал: — Пьющий из ручья не подозревает, что вода выше по течению была отравлена павшим животным. Я выплюнул воду. — Ты что, серьезно? Тоша засмеялся: — Это тебе коан на вечер. Я махнул на него рукой и продолжал жадно пить.
Глава 26
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|