Исполнительная власть: понятие и соотношение с государственным управлением
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Как отмечают многие авторы, ключевую роль для понимания природы административного права играет понимание сущности категории «исполнительная власть», закрепленной в Конституции Российской Федерации, и ее соотношение с категорией «государственное управление». Власть — это право и возможность распоряжаться кем-чем-либо, повелевать, управлять кем-чем либо. Более узким является понятие государственной власти. В отличие от общего это понятие персонифицировано. В нем уже присутствует действующий субъект — народ и (или) государство в лице его органов, призванных оказывать воздействие на поведение людей и в целом на процессы, происходящие в обществе, с помощью убеждения либо принуждения. Государственная власть является формой политической власти. Государственная власть возникает вместе с государством как организованная сила, обеспечивающая способность государства как властвующего субъекта, — подчинять своей воле людей, используя различные методы, в том числе и метод принуждения. Государственная власть — основной вид социальной власти в обществе: публичная власть, обладающая суверенным характером, независимостью от любой другой власти, осуществляемая непосредственно народом или от имени народа (общества) представительными и иными органами государства- Необходимость существования в обществе государственной власти обусловлена, во-первых, существованием особого всеобъемлющего коллектива - - общества, которое, как и любой коллектив, нуждается в управлении и руководстве и, следовательно, в особой, универсальной организации; во-вторых, тем, что в интересах общества необходима особая организация, которая должна выполнять «общие дела» для всего общества; в-третьих, общество асимметричный коллектив, где существуют лица и группы с завышенными притязаниями на долю общественного продукта, что не соответствует их вкладу в общественное производство, следовательно, необходимы некоторые меры принудительного регулирования производства и потребления в обществе.
Исполнительная власть как юридическая категория появилась в отечественной науке административного права в начале 90-х гг. XX в. и была закреплена в Конституции РФ в ст. 10, которой устанавливается, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную». До этого в течение многих десятилетий в науке административного права доминировала категория «государственное управление». Как было отмечено выше, существует несколько подходов к пониманию государственного управления. С точки зрения широкого подхода государственное управление осуществляется органами всех ветвей власти, только исполнительно-распорядительная деятельность характерна для всех ветвей власти. Управление со стороны органов законодательной и судебной власти можно охарактеризовать как внутриорганизационную деятельность органов, ее представляющих, которая реализуется наряду с выполнением основных задач, но для исполнительной власти эта деятельность является преобладающей. Поэтому термины «государственное управление» и «исполнительная власть» отдельные авторы отождествляют, что представляется верным. Некоторые авторы выделяют признаки исполнительной власти, позволяющие отличать ее от других ветвей власти. Среди них следует отметить следующие: 1) исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти РФ,тесно взаимодействующую с законодательной и судебной;
2) исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе (исполнительство), для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий; 3) исполнительная власть - непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей; 4) исполнительная власть, как и любое другое проявление властных полномочий, есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, право и возможность подчинять других своей воле. Ее отличает то, что она реализуется в отношении к различным элементам государственно-организованного общества, т. е. в общегосударственном масштабе, и в качестве специфической государственной функции правоприменительного характера; 5) исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности -не сама власть, а лишь форма ее реализации; 6) исполнительная власть, выражающаяся в особом виде государственной деятельности, по своей сути правоприменительна,и правоприменение, как правило, позитивного характера; 7) исполнительная власть имеет определенное субъектноевыражение. Это значит, что она олицетворяется в деятельностиспециальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, органами исполнительной власти; 8) исполнительная власть - это не система органов, а ихпрактическая деятельность; 9) исполнительная власть характеризуется тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся вес наиболеесущественные атрибуты государственной власти, как-то: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинскиеформирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности и т.д.1 Сущность исполнительной власти состоит в ее организующем и распорядительном характере, и она реализуется через осуществление государственного управления. Таким образом, исполнительная власть — это одна из ветвей власти, выражающаяся в осуществлении исполнительно- распорядительной деятельности специально уполномоченными органами государства, направленной на практическое претворение в жизнь законов и иных нормативных положений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|