Требования к личностным качествам педагога.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Проблемы развития педагогических способностей. Личностные качества педагога Стиль педагогической деятельности (ОПК-2) Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем Стиль деятельности обусловливается спецификой самой деятельности и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта Стиль педагогической деятельности - устойчивая индивидуально специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов и способов осуществления педагогической деятельности Отражая специфику педагогической деятельности, педагогический стиль охватывает стиль управления, стиль саморегулирования, стиль общения и когнитивный стиль ее субъекта - учителя Формирование стиля педагогической деятельности зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются: а) индивидуально-психологические особенности учителя (индивидуально-типологические, личностные и поведенческие); б) особенности деятельности; в) особенности учащихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.) зависимости от индивидуально-психологических качеств педагога выделяют следующие стили деятельности: 1 Демократический стиль При таком стиля педагогической деятельности учитель рассматривает ученика как равноправного партнера в общении, коллегу в совместном поиске знаний Педагог привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только на успешность, но и на личностные качества воспитанников Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба Школьники при этом с авжды спокойны, довольны своей работой, уверены в себе Учителя-демократы много работают над собой, своими психологическими умениями их характеризует высокая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей п рофесиеофесією.
2 Авторитарный стиль Учитель, который является носителем этого стиля, видит в ученике объект педагогического воздействия, а не равноправного партнера Он единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнит анням задач, не обосновывает своих действий перед воспитанниками Вследствие этого ученики становятся пассивными, снижается их самооценка, вызывает агрессивность; их силы направлены на психологическую защиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие Основными методами воздействия авторитарных учителей есть приказ, поучение Они не довольны профессией, им присуща профессиональная неустойчивость Учителя с этим стилем дея те заботятся прежде всего о методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируютдирують. 3 Либеральный стиль Учитель с таким стилем работы избегает ситуаций принятия решений, передает инициативу ученикам и коллегам Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет бессистемно, ему присущи нери ишучисть, колебания В современной психолого-педагогической науке прослеживается тенденция к определению типов личности специалиста Личностные и профессиональные качества педагога, определяющие готовность к работе с детьми Современный педагог - осознаёт смысл и цели образовательной деятельности в современной школе; имеет собственную образовательную позицию; - умеет составить целостную образовательную программу; - наделён способностями видеть индивидуальные способности учеников и выстраивать обучение в соответствии с ними; - владеет формами и методами сопровождающего обучения; - способен изменять задачи урока в соответствии с изменяющейся реальностью;
- умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений ученика; - способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности. Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога (профессионализация) является основой для формирования и развития личности ребенка. С момента выбора профессии ведущим противоречием профессионализации становится степень соответствия личности и профессии, что является главным условием высокого профессионального мастерства любого специалиста. Причем личностный склад может быть благоприятен для одного вида деятельности и совершенно не подходит для другого. Профессионализм педагога определяется - профессиональной пригодностью, - профессиональным самоопределением, - саморазвитием. Но сегодня все чаще говорят о профессиональной компетентности и культуре педагога. -Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой научную модель компетентности педагога, отображает научно - обоснованный состав знаний, умений и навыков. По существу, это свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта. -Под профессиональной компетентностью педагога образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Требования к личностным качествам педагога. Педагог как носитель профессии, по результатам исследований ученых, должен обладать такими качествами, как: адекватность самооценки, оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, настойчивость, трудолюбие, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается наличие такого качества, как остроумие, наличие ораторских способностей, артистичность. Требования второго уровня, предъявляемые к педагогу вообще — это личная готовность к педагогической деятельности, которая предполагает широкую и профессиональную системную компетентность.
Отделяя профессиональную компетентность от других личностных качеств, имеем ввиду, что усвоение знаний (накопление информационного фонда)- не самоцель, а необходимое условие для выработки «знаний в действии» т. е. умений и навыков- главного критерия профессиональной готовности. В педагогике разграничивают наиболее общие, интегральные или «сквозные» умения, которые являются неотъемлемыми для педагогов любой специальности и частных умений. Наиболее общими умениями являются умение педагогически мыслить и действовать, которые тесным образом связаны с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу. В результате модель проф. компетентности педагога может быть представлена как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в 4 группы: 1)Умение ставить педагогические задачи, связанные с · изучением личности и коллектива с целью определения уровня подготовленности к активному овладению знаниями; · проектированием на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; · выделением комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач; их конкретизацией; · определением доминирующей задачи. 2) Умение программировать способы педагогического взаимодействия, позволяющие · комплексно реализовывать образовательно-воспитательные и развивающие задачи; · делать обоснованный отбор содержания образовательного процесса; · оптимально выбирать формы, методы и средства его организации. 3) Умение выполнять педагогические действия, включающие; · создание необходимых условий осуществления образовательного процесса; · развитие деятельности, превращающей школьника из объекта в субъект педагогического процесса; · организацию и развитие совместной деятельности · обеспечение связи школы с окружающей средой; · регулирование внешних непрограммируемых воздействий.
4) Умение изучать процесс и результаты решения педагогической задачи(самоанализ и анализ хода педагогического процесса и действий педагога. Мастерство педагога формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником мастерства. Таким источником является только труд осознанный, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональных компетентностей. Учителя мастера отличает от учителей не мастеров характер конструктивной деятельности. Так при разработке урока по конкретной теме учитель - мастер имеет ввиду всю систему знаний ученика и тот результат, который он хочет получить от ученика через несколько лет. Исследованиями установлены характерные отличия учителей - немастеров от мастеров. «Знание предмета и те и другие выдвигают на первое место. Но если не мастера далее называют знание методики преподавания, то вторые, мастера, называют «знание психологии детей, а уже потом умелое применение методики благодаря этому знанию. Итак, профессиональная компетентность, выступая условием становления и развития мастерства и готовности к работе со школьниками, составляет содержание педагогической культуры. Однако и они сами по себе не могут гарантировать успеха в профессиональной деятельности. Изучение биографий выдающихся педагогов показывает, что именно преодоление профессиональной ограниченности, способность рассматривать вопросы с узко-профессиональные вопросы с точки зрения широких философско-методологических и социально-культурных позиций дает наивысшие результаты в деятельности педагога. (гуманитарная культура). · Гуманистическая культура педагога - оптимальная совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности. Именно наличие такой культуры позволяет педагогу изучать и диагностировать уровень развития учеников, понимать их, вводить в мир духовной культуры, организовывать духовно-насыщенную деятельность, формировать социально-ценностные ориентации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|