Краткий комментарий к открытым
Тематическим направлениям 1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования: → соответствие открытым тематическим направлениям; → обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения); → обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации); → нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке); → соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.); → ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений. Источник: ФИПИ. Этапы работы над итоговым сочинением
✒Разум и чувство 1. Внутренний конфликт: чувства против разума. 2. "Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами" (Эрих Мария Ремарк) 3. "Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести" (В.Г.Белинский)
4. "Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле" (А.С.Пушкин) 5. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движения чувств" (М.Пришвин) 6. Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь" (Пифагор) 7. "Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями" (Н.В.Гоголь) 8. "Разуму не постичь надобностей сердца" (Люк де Клапье Вовенарг) 9. "Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге" (В.Г.Белинский) 10. "Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце" (Шиллер) 11. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни" (Л.Н.Толстой)
Итоговое сочинение. Темы-цитаты и другие материалы для направления "Дружба и вражда"
Предлагаю для обсуждения подобранные мною материалы к пятому направлению итогового сочинения – «Дружба и вражда». «Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду».
Попыталась представить это направление в разных ракурсах. Пока их у меня получилось пять. Подобрала в соответствии с ними цитаты (высказывания великих, пословицы). Думаю, что какие-то из них можно представить в качестве названий тем сочинений, какие-то взять в качестве эпиграфа.
Дружба – великая сила Дерево держится корнями, а человек друзьями. (Пословица) Человек без друзей что сокол без крыльев. (Пословица) Дни свои влачить без друга — наигоршая из бед. Жалости душа достойна, у которой друга нет. Низами (персидский поэт) И дружить уметь нужно «Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками». Индира Ганди
«Знать меру следует во всем, везде. Знать меру надо в дружбе и вражде». Саади «Надругательство над дружбой — это с мудростью разлад». Шота Руставели «Дружба кончается там, где начинается недоверие». Сенека Друг познается в несчастье «Хороший друг должен на веселие являться по зову, на бедствие же друга приходить без зова». Демокрит (древнегреческий философ) «Не избегай друга, в беде находящегося». Менандр (древнегреческий драматург, комедиограф) «На вершине величия не забывай, что друг в беде». Фридрих Шиллер (немецкий поэт) Знал дружка в радости, не оставляй в горести (пословица). Порой меж дружбой и враждой лишь шаг… И друзья наши, и враги – собственные наши творения. «Расположенье наше и вражда всегда от нас самих зависят». Бхаса (один из первых древнеиндийских драматургов, III-IV вв.) «Непонимание делает из друзей врагов». Лион Фейхтвангер (немецкий писатель) Нет крепче друзей, чем бывшие враги, нет хуже врагов, чем бывшие друзья (народная мудрость) «Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом». Шота Руставели (грузинский поэт XII века) Что слаще халвы? Дружба после вражды. (Арабская пословица) «Врагов можно победить, превратив их в друзей». Сальвадор Дали (испанский живописец) «Лучший способ узнать и уничтожить врага — это стать его другом». Пауло Коэльо Нетрудно раскопать топор войны - сложнее раскурить трубку мира (индейская мудрость). «Кто стал дружить с тобой для обретенья благ, не друг надёжный твой, а самый страшный враг». Абу Шукур (персидско-таджикский поэт X века) «Я тех людей никак понять не мог, кто омрачает на земле прекрасной жизнь, что дается всем на малый срок, враждой ненужной, злобою напрасной». Расул Гамзатов «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься». Л.Н. Толстой. Лучше вода у друга, чем мед у врага. (Русская пословица) Нахмуренный друг лучше, чем улыбающийся враг. (Английская пословица) «Уроки» врагов «Не будь у меня врагов, я не стал бы тем, кем стал. Но, слава богу, врагов хватало». Сальвадор Дали «Обожаю умных врагов». Сальвадор Дали
«Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их». Леонардо да Винчи «Все на свете союзники мне, и я открываю объятья моим врагам, чтобы они укрепляли меня и возвышали». А. де Сент-Экзюпери. "Цитадель". Произведения для тем данного направления, думаю, каждый сумеет подобрать по своему вкусу. Первое, что приходит в голову, естественно, «Война и мир» Л.Н. Толстого – роман, как говорится, на все случаи жизни. «Два капитана» В. Каверина. – Здесь тоже есть и дружба, и вражда. «Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери. «Разговор о друге» А. де Сент-Экзюпери. «Мститель» В. Солоухина. «Повесть о дружбе и недружбе» Стругацких... Далее – небольшая подборка стихов о дружбе и вражде.
Темы, отражающие единство разума и чувств:
1.«Мудрость – это сочетание знания и чувств». Иван Ефремов 2.«Нравственность — это разум сердца». Генрих Гейне 3.«Разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви». А.де Сент-Экзюпери 4.«Когда от любви поет сердце, разум должен не подпевать, а дирижировать». Вадим Панов 5.«Сердце и разум сильны лишь тогда, когда они заодно». Людмила Татьяничева 6.«Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце». Фридрих Шиллер 7.«Разум и страсть — руль и паруса …плывущей по морю души». Джубран Хамиль (ливанский писатель) 8.«Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой». К.Г. Паустовский 9.«Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств». Франческо Патрици (итальянский и хорватский философ)
Темы, отражающие противоборство разума и чувств, составляющее внутренний конфликт личности:
1.Когда ум с сердцем не в ладу 2.«Коль сердце и разум затеяли спор, не жди для себя добра». Людмила Татьяничева 3.«Основная причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе чувств с разумом». Блез Паскаль
Огромен простор для аргументации суждений, выражающих суть каждой темы. Причем в большинстве произведений можно найти как героев, «обладающих разумом сердца», так и тех, чьи «ум с сердцем не в ладу». Порою один и тот же персонаж оказывается то в той, то в другой ситуации.
Назову лишь несколько таких произведений из русской и зарубежной литературы: А.С. Пушкин «Капитанская дочка», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Л.Н. Толстой «Война и мир», В.В. Вересаев "Состязание", А. И. Куприн "Гранатовый браслет", И.А. Бунин. Рассказы из цикла "Темные аллеи", А.И. Солженицын «Матренин двор», В.Г. Распутин «Прощание с Матерой», И.Ефремов «Туманность Андромеды», А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» и др.
КОЛЬ СЕРДЦЕ И РАЗУМ ЗАТЕЯЛИ СПОР... Коль сердце и разум затеяли спор, 1960 г. БЕРЕГИТЕ ДРУЗЕЙ Знай, мой друг, вражде и дружбе цену И судом поспешным не греши. Гнев на друга, может быть, мгновенный, Изливать покуда не спеши. Может, друг твой сам поторопился И тебя обидел невзначай. Провинился друг и повинился - Ты ему греха не поминай. Люди, мы стареем и ветшаем, И с теченьем наших лет и дней Легче мы своих друзей теряем, Обретаем их куда трудней. Если верный конь, поранив ногу, Вдруг споткнулся, а потом опять, Не вини его - вини дорогу И коня не торопись менять. Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей. На земле друзей не так уж много: Опасайтесь потерять друзей. Я иных придерживался правил, В слабости усматривая зло. Скольких в жизни я друзей оставил, Сколько от меня друзей ушло. После было всякого немало. И, бывало, на путях крутых Как я каялся, как не хватало Мне друзей потерянных моих! И теперь я всех вас видеть жажду, Некогда любившие меня, Мною не прощенные однажды Или не простившие меня. Расул Гамзатов *** Я врагами богат и друзьями, Стало быть, и вражда — не беда, Но беда, что сильна, и криклива, И смела боевая вражда. А наивная дружба готова Мне и денег, и славы желать, Но робка, щекотлива и любит, Молча мне сострадая, вздыхать. И я, право не знаю, что лучше, — Эта дружба иль эта вражда? Поневоле, завидуя силе, Я врагами горжусь иногда. Яков Полонский
У дружбы есть свои законы… У дружбы есть свои законы, И у вражды есть свой закон, – Враг может другом стать, А друг - врагом. Таков у жизни вечный круг, Нет злей врага, чем бывший друг. Генрих Акулов
*** И с другом и с врагом ты должен быть хорош! Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь. Обидишь друга - наживешь врага ты, Врага обнимешь - друга обретешь. Омар Хайям
*** Мой мальчик, нанося обиды, о чем заботятся враги? Чтоб ты не выполз недобитый, на их нарвавшись кулаки. Мой мальчик, но — верны и строги — о чем заботятся друзья? Чтоб не нашел ты к ним дороги, свои тревоги пронося. И все-таки, людьми ученый, еще задолго до седин, рванешь рубаху обреченно, едва останешься один. И вот тогда-то, одинокий, как в зоне вечной мерзлоты, поймешь, что все, как ты, двуноги, и все изранены, как ты. Булат Окуджава
*** Соперники в искусстве брани, Не знайте мира меж собой; Несите мрачной славе дани, И упивайтеся враждой! Пусть мир пред вами цепенеет, Дивяся грозным торжествам. Никто о вас не пожалеет, Никто не помешает вам. А.С. Пушкин
А РАЗВЕ ДРУГА НАДО ЗВАТЬ
А разве друга надо звать, Когда темно в пути, Когда дороги не узнать И нету сил идти? Когда беда со всех сторон, Когда при солнце – ночь, Да разве не увидит он, Не ринется помочь? Ведь он не сможет есть и спать, Когда такое вдруг! Но... если друга надо звать, – То вряд ли это друг... Валентина Кошелева О дружбе и вражде Я подумал, - нет на свете друга Более надёжного, чем тень Но тень лишь прячется от солнечного круга Вот грянул гром, и нет её весь день. *** Когда замок вражды сорвав, с души закрытых врат Тебе твой друг сказал: «Входи!», сказав при этом: «Брат» Увидеть в нём себя сумей, и человеком будь, Входя в простор его души, снять обувь не забудь. Мухтар Гусенгаджиев Темы-цитаты для направления "Разум и чувства" Опираясь на краткий комментарий к первому направлению для итогового сочинения, попыталась подобрать к нему темы-цитаты. Приглашаю коллег к их обсуждению, своим ученикам предлагаю выбрать наиболее близкую душе цитату и попробовать свои силы в изложении мыслей. "Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума".
Комментируя направления для итогового сочинения, Н.Д. Солженицына отметила, что предложены они "в виде сопоставления двух полярных, или по крайней мере контрастных, понятий".
Такие понятия, считает Наталья Дмитриевна, "задают как бы две точки, между которыми возникает некоторое напряженное пространство, дающее возможность составить огромное число тем. Контраст, противопоставление... как бы расшевеливают, задевают, вовлекают ученика сделать собственный выбор... проявить свою позицию и ее аргументированно защищать".
Размышление на тему ДРУЖБА Еще хочу сказать пару слов на тему. Я, вот, думала, над словами вебинара, и думаю, что нужно углубить позиции. Вот, я думала, а действительно, почему нет друзей у главных героев нашей литературы? Т.е. писатели очень редко берутся за тему Дружбы. Очень мало есть литературных примеров на эту тему. И я стала думать - почему? В общем-то, если так смотреть, то главные герои нашей классической литературы они все люди мыслящие люди, плюс - они эгоисты. Т.е. это одно из другого вытекает: если у тебя есть свое мнение и ты его отстаиваешь, ты ему верен - то ты уже эгоист (на мой взгляд). И я думала, что у этих героев нет друзей, потому что они эгоисты, они не могут быть с кем-то другим, принять не свою точку зрения. Но потом я задала себе вопрос: почему авторы оставляют своих главных героев без друзей? И какой ответ нашла? Они их оставляют для "себя". Если смотреть исследование вебинара, то слова Дружба (корень: друг, другой, равный, равный себе, относится к человеку как к самому себе). Друг - это не одинаковый тебе человек! Так вот, мне почему-то показалось, что сам писатель Друг своему герою. Пушкин - друг Онегину. Лермонтов - друг Печорину. Даже, я думаю, Шолохов - друг Мелехову. И тут, опять же, надо понимать, что такое Дружба. Дружба, это ни когда ты соглашаешься с мнением человека, Дружба, это когда ты говоришь А, Б, а друг скажет - В, Г и т.д.. И когда ты скажешь К, то друг скажет Л и М. Т.е. Дружба - это взаимодумание двух человек, и от этого они получают огромный кайф. Есть же такая поговорка, что тот Друг не с кем можно поговорить, а с кем можно помолчать. Но в «помолчать» вкладывается именно взаимодумание (на мой взгляд). Этот момент, мне кажется, иллюстрирует дружба Олейникова и Стоянова. Но, если вернуться к литературе, то мне кажется, разве Пушкин не относится к Онегину как к самому себе? А Лермонтов к Печорину? Разве они не отдают им всего самого себя? И разве их герои не отвечают им тем же? Они живут! Герои не дают читателям забыть своих Друзей-авторов. И я думаю, что Без Онегина мы бы не знали Пушкина, а Лермонтова без Печорина. Ну, кто знал бы Пушкина, как частное лицо ни будь Онегина? А Онегин, наверное, после того как вышел из-под пера Пушкина, стал неким самостоятельным лицом и уже относился к Пушкину, как к самому себе: где Онегин, там и Пушкин. Тоже самое и у Лермонтова с Печориным. И если я могу согласится с тем, что в каком-то смысле Онегин собирательный образ, то для меня Печорин - это отражение Лермонтова. Я не говорю, что Печорин - брат-близнец Лермонтова. Нет. Но Печорин - это отражение Лермонтов. И это отражение может быть преломлённым, искаженным, но оно есть. И Лермонтов относится к Печорину так, как к самому себе. Т.е. Лермонтов любит Печорина, как самого себя, а Печорин Лермонтова. К кому обращены все монологи Печорина? Не к Лермонтову?...
Вебинары, видео: Направление "Разум и чувства"
Разум и чувства Ведущая Вострикова Оксана Владимировна "Победа и поражение" "Дружба и вражда" Бесплатный курс "Подготовка к итоговому сочинению"
19 сентября. Структура сочинения. Частые ошибки в логике и композиции. Юлия Фишман.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|