Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора




- осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства в области гигиены и безопасности окружающей среды в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- организует разработку и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы в области охраны окружающей среды, которые направляются всем федеральным органам исполнительной власти;

- организует разработку и утверждает нормативные правовые акты по организации и проведению медицинских осмотров работников;

- организует изучение профессиональной патологии, ее причин, методов диагностики, лечения и профилактики;

- осуществляет надзор за соблюдением действующих санитарных правил и гигиенических нормативов;

- осуществляет методическое руководство в вопросах участия подведомственных организаций в расследовании профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, связанных с окружающей средой.

- Министерство науки и технологий Российской Федерации участвует в организации, проведении и координации научно-исследовательских работ по проблемам обеспечения безопасности окружающей среды в рамках приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий федерального уровня.

- Министерство образования Российской Федерации:

- организует обучение по управлению окружающей средой в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

- осуществляет подготовку специалистов по управлению окружающей средой в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

- Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии:

- организует разработку, принимает и вводит в действие государственные стандарты в области управления и охраны окружающей среды, ведет их реестр;

- организует работу (экспертизу документов) по сертификации средств индивидуальной и коллективной защиты;

- осуществляет регистрацию Системы сертификации работ по охране и управлению окружающей среды;

- осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ по метрологическому обеспечению, поверке оборудования и приборов промышленно-санитарных и других лабораторий по охране окружающей среды;

- аккредитует Органы по сертификации и испытательные лаборатории.

- Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу обеспечивает разработку, принимает, вводит в действие, и издает нормы и правила, государственные стандарты и инструкции по обеспечению безопасности окружающей среды в области строительства, градострои­тельства, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, жилищно-коммунального хозяйства. Формирует нормативы затрат на проведение мероприятий по охране окружающей среды в сметно-нормативной базе ценообразования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве.

- Российское статистическое агентство организует федеральное государственное статистическое наблюдение за состоянием условий и охраны окружающей среды в организациях, за профессиональными заболеваниями и материальными затратами, связанными с ними, обеспечивает в установленном порядке органы государственной системы управления окружающей средой статистической информацией.

- Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России):

- осуществляет нормативное регулирование, а также специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в пределах компетенции, установленной Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России;

- взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам обеспечения промышленной безопасности и создания безопасных условий труда на поднадзорных объектах;

- вносит предложения в федеральные целевые программы улучшения условий и окружающей среды;

- подготавливает материалы в ежегодный Государственный доклад по охране окружающей среды;

- расследует причины аварий и несчастных случаев на производстве на объектах, находящихся под контролем Госгортехнадзора России, повлекших загрязнение окружающей среды.

- Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) организует и осуществляет на территории Российской Федерации государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Положением о Госатомнадзоре России.

- Фонд социального страхования Российской Федерации:

- осуществляет обязательное социальное страхование от профессиональных заболеваний, связанных с загрязнением окружающей среды;

- совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывает предложения по установлению дифференцированных базовых страховых тарифов для отраслей (подотраслей) экономики на страхование от профессиональных заболеваний;

- устанавливает для конкретных страхователей персональные скидки и надбавки к базовому страховому тарифу в зависимости от состояния условий и безопасности труда в организации с учетом заключения органов исполнительной власти по охране окружающей среды субъектов Российской Федерации и органов государственного надзора и контроля;

- участвует в расследовании страховых случаев.

- Министерство внутренних дел Российской Федерации Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД):

- контролирует соблюдение правил дорожного движения, а также нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды от автотранспорта;

- разрабатывает предложения по снижению загрязнения окружающей среды, в том числе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и общественными объединениями;

- осуществляет государственный учет показателей состояния окружающей среды от выхлопных газов автомобилей;

- участвует в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения охраны окружающей среды, вносит в установленном порядке предложения по их совершенствованию;

- участвует совместно с заинтересованными организациями и учреждениями в определении приоритетных тем и направлений научных исследований в области охраны окружающей среды, осуществляет в установленном порядке их реализацию, а также участвует во внедрении в практическую деятельность ГИБДЦ научных разработок;

- в установленном порядке предоставляет в федеральную инспекцию по охране окружающей среды информацию, необходимую для объективного рассмотрения причин и условий загрязнения окружающей среды автотранспортом.

- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России):

- осуществляет в установленном порядке разработку и реализацию федеральных целевых программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф;

- осуществляет методическое руководство совместной деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам защиты граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий, а также реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению и контроль за осуществлением мероприятий в этой области;

- организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку концепций и предложений, касающихся режимов природопользования, безопасного проживания населения и хозяйственной деятельности на радиоактивно загрязненных территориях;

- организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф и разработку методик оценки последствий чрезвычайных ситуаций, участвует в разработке требований по защите населения от опасностей, возникающих от чрезвычайных ситуаций;

- участвует в установленном порядке в организации экспертизы деклараций безопасности объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью загрязнения окружающей среды.

- Министерство топлива и энергетики Российской Федерации Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения (Госэнергонадзор):

- осуществляет надзор за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и тепловых установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, за соблюдением организациями правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических, тепловых установок и требований безопасности окружающей среды при их эксплуатации, а также правил использования электрической, тепловой энергии и газа;

- организует работу по проверке знаний персоналом, обслуживающим электрические и тепловые установки, правил технической эксплуатации этих установок и требований безопасности окружающей среды при их эксплуатации;

- обеспечивает участие органов Госэнергонадзора в расследовании причин аварий и несчастных случаев на производстве, связанных с эксплуатацией электрических и тепловых установок;

- организует проверку соответствия проектов новых и реконструируемых электрических и тепло­вых установок действующим правилам охраны окружающей среды, требованиям рационального использования топливно-энергетических ресурсов;

- разрабатывает и издает нормативно-техническую документацию, осуществляет научно-техническую и информационную деятельность в области охраны окружающей среды.

- Российское агентство по боеприпасам осуществляет функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области охраны окружающей среды при производстве и утилизации порохов, ракетного твердого топлива, взрывчатых веществ, пиротехнических составов и изделий на их основе, испытании боеприпасов и ракет на опасных производственных объектах, использующих взрывоопасные технологии, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. № 223 «О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, ис­пользующих экологически вредные и взрывоопасные технологии».

- Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, участвует в проведении расследований причин аварий (катастроф), несчастных случаев со смертельным исходом и принимает соответствующие решения в пределах своей компетенции.

- Межведомственная комиссия по охране окружающей среды:

- разрабатывает предложения по осуществлению единой государственной политики в области охраны труда, обеспечению взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны окружающей среды, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей по предупреждению загрязнения ОС и профессиональных заболеваний;

- координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку и реализацию мер по охране окружающей среды, подготовку нормативных правовых актов по охране окружающей среды для организаций всех организационно-правовых форм;

- определяет приоритетные направления федеральных целевых программ улучшения условий и охраны окружающей среды;

- рассматривает проекты законов и иных нормативных правовых актов об охране окружающей среды;

- рассматривает методические и организационные вопросы по охране окружающей среды, предложения по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей;

- рассматривает ежегодные государственные доклады и тематические обзоры по охране окружающей среды;

- рассматривает вопросы, связанные с реализацией экономического механизма обеспечения охраны окружающей среды;

- координирует разработку межрегиональных, межотраслевых и международных проектов по охране окружающей среды.

Отраслевой уровень.

Следует отметить, что система государственного управления охраной окружающей среды на отраслевом уровне сочетает в себе функции как соответствующих федеральных органов исполнительной власти, так и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в пределах их полномочий.

Отказ от централизованного административно-командного метода руководства отраслями экономики изменил функции отраслевых министерств и ведомств. Создание организаций различных организационно-правовых форм вывело из прямого административного подчинения большинство однопрофильных предприятий отрасли.

В этих условиях изменяются функции отраслевых федеральных органов исполнительной власти, которые в большей мере играют роль координирующего центра, обеспечивающего нормальную работу служб охраны окружающей среды организаций.

Отраслевые федеральные органы исполнительной власти (и их территориальные органы):

- реализуют государственную политику в области охраны окружающей среды в отрасли или определенной сфере деятельности;

- создают службы охраны окружающей среды для координации деятельности в области охраны окружающей среды. Структуру, численность работников и функции службы охраны окружающей среды, ее подчиненность определяет руководитель федерального органа исполнительной власти с учетом рекомендаций Минприроды Российской Федерации;

- осуществляют организационно-методическое руководство службами охраны окружающей среды в организациях отрасли или определенной сферы деятельности;

- организуют разработку и реализацию отраслевых программ улучшения условий и охраны окружающей среды;

- принимают участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны окружающей среды;

- на основе законов и межотраслевых нормативных правовых актов об охране окружающей среды разрабатывают, пересматривают и утверждают в установленном порядке отраслевые нормативные правовые акты об охране окружающей среды; участвуют в рассмотрении проектов законов и иных нормативных правовых актов об охране окружающей среды;

- определяют совместно с отраслевыми профсоюзами круг производств и профессий отрасли, для которых необходимо установление гарантированных государством компенсаций за работу в условиях повышенного профессионального риска;

- организуют совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведение аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране окружающей среды в организациях отрасли или определенной сферы деятельности в соответствии с рекомендациями Минприроды Российской Федерации, разрабатывают, при необходимости, нормативные и методические документы по проведению этих работ с учетом специфики отрасли;

- участвуют в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях в соответствии с действующим порядком;

- организуют в организациях отрасли или определенной сферы деятельности обучение и проверку знаний требований охраны окружающей среды работников, в том числе руководителей;

- изучают состояние окружающей среды и профессиональной заболеваемости и ежегодно направляют Минприроды Российской Федерации информацию о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны окружающей среды в отрасли, предложения по совершенствованию федерального законодательства об охране окружающей среды и по формированию государственной политики в области охраны окружающей среды;

- определяют тематику исследований по отраслевым вопросам охраны окружающей среды, разрабатывают пакет заказов по данной тематике для отраслевых научно-исследовательских организаций;

- принимают участие в разработке и заключении отраслевых тарифных соглашений, организуют работу отраслевых комиссий по охране окружающей среды;

- организуют распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны окружающей среды;

- обеспечивают взаимодействие по вопросам охраны окружающей среды в отрасли федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и объединений работодателей;

- участвуют в формировании банка данных Российской информационной системы по охране окружающей среды (РИСООС).

В соответствии Федеральным законом «Об охране окружающей среды в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны окружающей среды, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны окружающей среды, а также координировать свою деятельность с Минприроды Российской Федерации.

Уровень субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

- реализуют государственную политику в области охраны окружающей среды на территории соответствующе­го субъекта Российской Федерации и в этих целях создают подразделения по охране окружающей среды и государст­венной экспертизы условий окружающей среды как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды, либо в составе органа исполнительной власти по охране окружающей среды субъекта Российской Федерации;

- разрабатывают и принимают законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации об охране окружающей среды;

- участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны окружающей среды;

- разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны окружающей среды, контролируют их выполнение;

- определяют расходы на охрану окружающей среды за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

- передают в случае необходимости органам местного самоуправления отдельные полномочия на государственное управление охраной окружающей среды на территориях муниципальных образований.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Наряду с координационной деятельностью по охране окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды:

- разрабатывает проекты законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации об охране окружающей среды;

- направляет на заключение о соответствии федеральному законодательству в Минприроды Российской Федерации проекты законодательных актов субъекта Российской Федерации;

- организует доведение до организаций нормативных правовых актов об охране окружающей среды, утвержденных Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти;

- поддерживает на региональном уровне функционирование Российской информационной системы по охране окружающей среды (РИСООС);

- организует разработку и реализацию территориальных целевых программ улучшения условий и охраны окружающей среды;

- принимает участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны окружающей среды;

- разрабатывает совместно с заинтересованными организациями меры по экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий окружающей среды;

- организует обучение и проверку знаний требований охраны окружающей среды специалистов и руководителей;

- оказывает информационную помощь организациям в размещении заказов на приобретение средств индивидуальной защиты;

- проводит государственную экспертизу условий охраны окружающей среды работников, сертификацию работ по охране окружающей среды в организациях;

- контролирует отражение требований охраны окружающей среды в учредительных документах юридических лиц при их регистрации;

- участвует в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве с тяжелым исходом, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;

- ежегодно направляет Минприроды Российской Федерации информацию о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны окружающей среды в субъекте Российской Федерации, предложения по совершенствованию федерального законодательства об охране окружающей среды и по формированию государственной политики в области охраны окружающей среды;

- и другое.

 

Заключение

 

В настоящее время в России многие организации и предприятия заинтересованы в том, чтобы добиться экологической эффективности, контролируют воздействие своей деятельности, продукции и услуг на окружающую среду. Всё это делается в условиях всё большего ужесточения законодательства, направленных на охрану окружающей среды, а так же в условиях общего роста озабоченности заинтересованных сторон вопросами охраны окружающей среды, включая устойчивое развитие. Задача состоит в том, чтобы такую работу по охране окружающей среды проводили не отдельные предприятия и организации, а решались эти вопросы на государственном уровне и были задействованы все организации и предприятия, оказывающие влияние на окружающую среду. Такая работа должна проводиться в рамках структурированной системы административного управления на всех уровнях (государственном, отраслевом, субъектов РФ).

Система государственного управления охраной окружающей среды направлена на реализацию и совершенствование государственной политики в области охраны окружающей среды; создание безопасной производственной среды в организациях; защиту законных интересов работников, пострадавших от загрязненной окружающей среды и профессиональных заболеваний; обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны окружающей среды.

 

Список используемой литературы

 

1. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник-М: Юристъ, 2004 - 430с.

2. Бекяшев К.А. «Принципы и источники международного экологического права». М.: Юрист, 2005.

3. Бринчук М.М., Боголюбов С.А. «Проблемы развития системы российского экологического законодательства» // Государство и право. 2005.

4. Бринчук М.М. «Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность» // Государство и право, 2004. - № 8/9.

5. Бринчук М.М. «Экологическое право». Учебник для вузов. М.: Юрист, 2005

6. Дубовик О.Л. «Экологическое право в вопросах и ответах»: Учеб. Пособие - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004

7. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. - 576с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...