Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественные средства живописи.




Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника. Образы живописи очень наглядны и убедительны. Живопись способна передавать на плоскости объем и пространство, природу, раскрывать сложный мир человеческих чувств и характеров, воплощать общечеловеческие идеи, события исторического прошлого, мифологические образы и полет фантазии. Живопись делится на станковую и монументальную. Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название "станковая живопись. Монументальная живопись - это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно и др.). Следует отличать такие виды живописи, как декоративная роспись, иконопись, миниатюра, театрально-декорационная. Каждая из разновидностей живописи отличается спецификой технического исполнения и решения художественно-образных задач. Многообразие объектов и событий окружающего мира, пристальный интерес к ним художников привели к возникновению на протяжении XVII-XX вв. жанров живописи: портрета, натюрморта, пейзажа, анималистического, бытового (жанровая живопись), мифологического, исторического, батального жанров. По техническим приемам и используемым материалам живопись можно разделить на следующие виды: масляная, темперная, восковая (энкаустика), эмаль, клеевая, водяными красками по сырой штукатурке (фреска) и др. Важными средствами художественной выразительности в живописи являются, кроме цвета (колорита), пятно и характер мазка, обработка красочной поверхности (фактура), изменения тона в зависимости от освещения, рефлексы, появляющиеся от взаимодействия лежащих рядом цветов. Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой, пространственными свойствами теплых и холодных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего цветового тона полотна. Для создания картины, кроме цвета, необходимы хороший рисунок и выразительная композиция. Выразительные средства живописи - художественные средства живописи: цвет; рисунок; композиция; а также фактура красочной поверхности; и выразительность мазков. Графические средства - выразительными средства рисунка: контурные линии, штрихи, пятна. Различные сочетания графических средств: - позволяют создавать светотеневые и тональные эффекты; - осуществлять пластическую моделировку рисунка.

Билет 5 Вопрос 1:

Художник и окружающий мир. Все мы ходим по одной Земле. Греемся одним Солнцем. Мокнем под одним и тем же Дождем. Наша жизнь полна повседневных забот, мы все куда-то спешим, нам постоянно не хватает времени. И окружающий мир постепенно становится для нас обыденным, порой серым и будничным. Но вот приходит Он - Художник. Со всей щедростью своего таланта он помогает нам раскрыть глаза на то, что всегда рядом с нами. И мы в невольном восхищении замедляем шаг, чтобы насладиться незатейливой красотой полевых цветов, проникнуться легкой грустью ромашек в белоснежной вазе, нас зовет вдаль синь неба, очаровывает первозданный свет одинокой луны, мокрый от дождя осенний парк представляется райским уголком. И в сердце просыпается Любовь, о существовании которой мы начинаем забывать, в душе поселяется Праздник, а память подсказывает: "А ведь я это тоже видел, мне это так знакомо, это - мое!" Каждая работа задевает за живое, играет на струнах нашей души, и мы становимся соучастниками какой-то беспредельной радости, какой-то непонятной грусти. А ведь так важно для человека знать и чувствовать всё то богатство, которое переполняет душу его. Чувствовать и уметь радоваться этому. Только настоящий художник может уловить все нюансы красоты, что нас окружает, и только щедрый человек может дарить людям все самое ценное и неповторимое - свои чувства. Художник оперирует цветом как музыкант нотами. В картинах художников все подчинено ритму, как основополагающей силе воздействия. Многие художники видят окружающую действительность через такую призму: сюжет картины не главенствует в произведении, а только помогает ему своим настроением. Динамика развития драпировок, лучи света скользящие по плоскостям предметов, ритмы рук – все создает в произведении причудливый орнамент, с акцентами и вырванными из действительности знаками. Мы видим, как картина превращается в замысловатый ребус, который интересно раскрывать.

Вопрос 2: Особенности художественной культуры Древней Греции. Всю историю древней Греции принято делить на две большие эпохи: 1) микенская цивилизация и 2) античная цивилизация. Прогресс пластических искусств в античной Греции был поистине огромен. Впервые в истории мировой художественной культуры сложилась развитая система реалистических принципов; наряду с культовыми развились многочисленные светские формы искусства. В архитектуре были выработаны основы градостроительства, но особое место в архитектуре занимало строительство храмов (Акрополь); в скульптуре осознана выразительность человеческого тела на основе великолепного знания его анатомической структуры, изображая богов и атлетов скульпторы воспевали красоту физически здорового и развитого тела; в живописи были созданы первые станковые картины, зародились принципы светотени и перспективы; развилась совершенная по своим декоративным качествам вазопись. Особенно примечательно внимание искусства к внутреннему миру человека и стремление изобразить индивидуальные черты изображаемых персонажей. Но, всё же рассматривая скульптуры, фрески древнегреческих творцов, мы не увидим эмоциональной характеристики образов. Лица богинь – задумчивы и невозмутимы, спортсмены – так же предстают перед нами с застывшими лицами. Эмоции и переживания, особенности характера не передавались древнегреческими художниками в портретном жанре. Литература ранних греков восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии - эпоса, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени. К середине II тыс. эпическая традиция греков усложнилась, в обществе появились профессиональные поэты-сказатели, аэды. В их творчестве уже в XVII-XII вв. заметное место заняли сказания о современных им важнейших исторических событиях. Это направление свидетельствовало об интересе эллинов к своей истории. Об уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея" - выдающиеся памятники мировой литературы. Обе поэмы относятся к кругу исторических повествований о походе на Троянское царство.

Билет 6 Вопрос 1:

Трагическое в искусстве.

Трагическое — философская категория в искусстве, характеризующая возникновение страданий и переживаний героев произведений в результате их свободной воли или предначертаний судьбы. Зритель сопереживал и сострадал герою трагедии. В общем смысле, трагическое характеризуется борьбой нравственного идеала с объективной реальностью. Каждая эпоха вносит свои черты в трагическое и подчеркивает определенные стороны его природы.

Грекам удавалось сохранить занимательность своих трагедий, хотя и действующим лица, и зрителям часто сообщалось о воле богов или хор предрекал дальнейшее течение событий. Смысл трагедии заключался в характере поведения героя. Гибель и несчастья трагического героя заведомо известны. Герой античной трагедии не в силах предотвратить неотвратимое, но он борется, действует, и только через его свободу, через его действия и реализуется то, что должно произойти. Таков, например, Эдип в трагедии Софокла «Эдип-царь». Такова и Антигона - героиня другой трагедии Софокла. В отличие от своей сестры Исмены Антигона не подчиняется приказу Креонта, под страхом смерти запрещающего похоронить ее брата, который сражался против Фив. Ромео и Джульетта Шекспира несут в себе обстоятельства своей жизни. Эпоха Возрождения по-своему решала проблемы любви и чести, жизни и смерти, личности и общества, впервые обнажив социальную природу трагического конфликта. Трагедия в этот период открыла состояние мира, утвердила активность человека и свободу его воли. Важная тема трагедии - «человек и история». Характер трагического героя выверяется самим ходом истории, ее законами. Тема ответственности личности перед историей глубоко раскрыта в «Тихом Доне» М. А. Шолохова. Характер его героя противоречив: он то мельчает, то углубляется внутренними муками, то закаляется тяжкими испытаниями. Трагична его судьба. В музыке новый тип трагедийного симфонизма разработан Д. Д. Шостаковичем. Если в симфониях П. И. Чайковского рок всегда извне вторгается в жизнь личности как мощная, бесчеловечная, враждебная сила, то у Шостаковича подобное противостояние возникает лишь однажды - когда композитор раскрывает катастрофическое нашествие зла, прерывающее спокойное течение жизни (тема нашествия в первой части Седьмой симфонии).

Вопрос 2:

Карнавал. Карнава́л (от лат. car val- «корабль шутов») — праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями. Аналогичен славянской Масленице. Распространен в католических странах и восходит к языческим обычаям Римской империи. Сопровождается массовыми народными гуляньями, уличными шествиями и театрализованными представлениями. Карнавал появился в IX—X в. Первые карнавалы появились в Италии, где раньше всего появились большие независимые города. Затем появились карнавалы во Франции, позже всего — в Германии. Народно-праздничные формы обычно составляли вторую, неофициальную половину праздника, тогда как первая была связана с выполнением определённых церковных ритуалов. Лишь в XVIII и XIX вв. они разделились, и карнавал стал существовать как один из видов массовых развлечений. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Ведущий его мотив — изобилие, происходящее от древнейших праздников урожая. Оно может быть выражено в огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Самый знаменитый карнавал в мире проводится в Рио-де-Жанейро. На этот праздник в Бразилию съезжаются туристы со всего мира.

Билет 7 Вопрос 1:

Традиция в искусстве, отражая объективные стандарты, устойчивые требования к произведениям искусства, ограничивает и упорядочивает многообразие художественных проявлений: художественные стили, направления, вкусы, пристрастия, оригинальные художественные находки. Однако любой деятель культуры, искусства всегда стремится привнести в создаваемое им произведение что-то новое, оригинальное, неповторимое, отражающее его индивидуальное мировосприятие и, в то же время, актуальное интересное для других. Он стремится сказать новое слово в искусстве. Реализация этих стремлений и есть новаторство в культуре, искусстве. Таким образом, художник всегда как бы раздваивается: он стремится соответствовать вневременным канонам искусства — вечным критериям прекрасного и вместе с тем старается добавить что-то свое, неповторимое в сокровищницу мировой культуры. (Назвать новаторов)

Вопрос 2: Образ воина-Защитника в русской культуре уходит своими корнями в далёкие времена.

Во многом он связан с памятью о богатырях прошлого, храбрых князьях, дружинах, славных царях-Рюриковичах. На смену этому легендарному наследию приходит вместе с преобразованиями Петра I и ментальностью Нового времени образ Императора во славе и храброго многочисленного войска российского. XIX век с демократическими подвижками, отразившимися в вольнодумии дворянства и интересе к народной культуре, открыл образ простого солдата, крестьянина-рекрута, обращаясь и к духовному облику русского офицерства. Советский период в рамках соцреализма, сформировал документальный, натуралистический, патетико-патриотический подход к отражению образа Советской Армии, её подвигов и героев.

Образ героя мы можем увидеть во всех видах искусства: кино, живопись, музыка, литература, скульптура, фото. (на примере образа А.Невского)

Билет 8 Вопрос 1: Комическое в искусстве. Каждый человек знает, что трагическое — это горе и страдание, а комическое — веселье и смех. Но в жизни горе и радость, слезы и смех соседствуют, идут рука об руку. Казалось бы, что может быть трагичнее и суровее войны? Но жить даже в это время без веселья и шутки люди не могли. Не только в особых обстоятельствах уживаются смех и слезы. В обычной жизни человек, кажущийся смешным, может страдать и мыслить, быть несчастным. Трагедия жизни поэта Сирано де Бержерака, блестящего, остроумного, храброго человека, произошла из-за того, что у него был непомерно большой нос. За смешной и нелепой его внешностью не всегда и не все могли разглядеть подлинную сущность Сирано. Он подвергался насмешкам, сам остроумнее других высмеивал свой недостаток, но глубоко страдал. Трагическое и комическое в жизни существуют не в чистом виде, а превращаясь одно в другое, сочетаясь между собой, и контраст, который возникает между ними, еще более усиливает грани того и другого. Чередуя трагическое и комическое в искусстве, учитывают, как воспримет его человек. Как бы сильно ни страдал человек, он остается человеком. Он не может без конца страдать. Горе и боль притупляются. То же происходит и в искусстве. Люди, воспринимающие его, не могут в течение нескольких часов с одинаковым напряжением смотреть и переживать трагедию. И чтобы добиться необходимого накала чувств, им как бы дают передышку, которая подготовит их к трагедии и сделает ее восприятие более сильным. Связь трагического и комического не случайна. Она возникает из-за сложностей самой жизни, где переплетены смех и слезы. Но каждая из этих категорий имеет свои особенности. Трагическое — это горе, страдание, гибель, ужасное в жизни человека, а комическое — это веселье, радость и смех. А веселье, радость и смех любят все. Все помнят и смотрели фильмы с участием трех комедийных актеров: Ю. Никулина, Г. Вицина и Е. Моргунова. Каждый из них создал определенный тип: нагловато-простодушного Балбеса играет Ю. Никулин, жеманного меланхоличного Труса — Г. Вицин и самодовольного тупицу Бывалого Е. Моргунов. Важным условием приобретения лексическими единицами комической окраски является комическая среда, неожиданная связь слова в тексте с другими словами и выражениями. Комическая природа метафор, эпитетов, сравнений, та легкость, с которой они превращаются в средства комического, открывает широкие возможности перед мастерами сатиры.

Вопрос 2: Особенности храмового зодчества. Издавна на Руси было развито деревянное зодчество-искусство постройки различных зданий. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Русское деревянное зодчество имело свои традиции. Для него была характерна много-ярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек-клетей, переходов, сеней. Художественная резьба по дереву украшала деревянные строения. Каменное строительство началось на Руси в конце Х века после принятия христианства. Первым каменно-кирпичным храмом стала церковь Богородицы в Киеве в 989. Все основные постройки на Руси ставились плотниками, т.к. они были деревянными, поэтому первые христианские храмы на Руси возводились византийскими зодчими. В западной части храма располагалось предхрамие, церковные сени. Во время богослужения здесь было положено находиться кающимся и оглашенным (кого готовили к принятию крещения и обучали (гласом) основам веры). Древнейшим, хорошо сохранившимся памятником древнерусской архитектуры является Киевский Софийский собор. В Киеве возводятся Золотые Ворота, церковь Богородицы, Юрьев монастырь. Весь русский Север можно назвать музеем - заповедником под открытым небом. Ярким примером деревянного зодчества является Кижский погост на Онежском озере, Витославлицы в устье Волхова на Ильмень-озере, Суздаль. Самая старинная постройка Кижей – Лазоревская церковь – 16 век. В ансамбль Кижи входит знаменитая 22-х главая Преображенская церковь. Купола этих церквей выполнены в технике лемеха, как рыбья чешуя. Все здания построены народными мастерами- плотниками из сосны, без гвоздей. София новгородская – 1045 году 5 купольная. Успенский собор Владимира 5 купольный, 1185 год, Дмитриевский собор во Владимире украшенный каменной резьбой (1200 изображения). Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году князем Андреем Боголюбским, является символом гармонии в архитектуре. Вся архитектура до 18 века была храмовая. В основе лежит крестово-купольная система.

Билет 9 Вопрос 1:

Библейские сюжеты в искусстве Произведения искусства по сюжетам Библии создаются на протяжении двух тысячелетий. За это время сложилась соответствующая традиция и галерея художественных образов. Сложный, духовно насыщенный мир Священного Писания представлен в творениях художников, работавших в разных стилях и направлениях, гравюре, книжной миниатюре, мозаике и фресках, в архитектуре, скульптуре от первых веков нашей эры до начала XX столетия. Художники не просто иллюстрируют книги Ветхого и Нового завета, а писатели их пересказывают на свой лад. На протяжении многовековой истории христианской культуры отношение к библейским текстам, к чтению самой священной книги было различным. В средние века Библию скорее смотрели, чем читали. Это было связано с тем, что грамотных людей было очень мало. В живописи в средние века была очень сильна иконографическая традиция. Для эпохи Возрождения характерна свободная трактовка библейских сюжетов. XIX век обратился к библейским текстам, прежде всего к евангельским, рассматривая их как исторический документ, как источник для воссоздания реальной биографии Иисуса и реальных событий первых веков распространения христианства. Русских мыслителей и художников XIX - начала XX вв. особенно волновал морально-этический и философский аспекты личности Христа и его учения. Всё это не могло не отразиться на характере образного воплощения библейской тематики в изобразительном искусстве.

Вопрос 2: Дом – жилище человека. В течение своей эволюции люди использовали разные виды жилищ. В первую очередь жилища служили для защиты человека от внешних погодных условий и живого природного мира, который угрожал человеку в течение всего его существования. В роли первых жилищ у людей выступали пещеры и землянки. Земля́нка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй. Человек развивался, продолжительность его жизни увеличивалось, человек спускался с гор на равнины, - где практически не было никаких жилищ. Именно это вынудило первобытного человека начать строительство домов из различных подходящих для этого материалов. Люди занимались строительством домов из дерева, камней и т.д.. Впервые жилые дома начинают возводить в Древнем Риме.

Характер жилищ определяют географическое положение, условия и образ жизни народа. В крупных городах Рима начали возводить и первые многоэтажные дома – инсулы. Имели обычно от четырёх до семи этажей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...