Избирательная система и избирательный процесс в РФ
Стр 1 из 2Следующая ⇒ (урок в 10 профильном классе; предмет «Право») (2 часа)
Цели уроков: - образовательная: познакомить учащихся с избирательной системой в Российской Федерации, определить ее содержание и основные принципы; сформировать представление об избирательном процессе, рассмотреть его содержание и основные этапы; - развивающая: способствовать формированию у учащихся умений и навыков анализа правовой информации, систематизации полученных знаний, моделирования правовых ситуаций, аргументирования собственных суждений; - воспитательная: продолжить работу по воспитанию нравственной и правовой культуры и воспитание политически активного гражданина, воспитывать понимание того, что каждый гражданин через выборы влияет на развитие страны, формировать у учащихся активную жизненную позицию.
Основные понятия и термины: избирательная система, избирательное право, активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательный ценз, избирательный процесс, тайное голосование, прямые выборы, референдум.
I. Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Разрушение тоталитарной системы и последующая демократизация страны позволила каждому гражданину Российской Федерации стать реальным субъектом государственной политики, активным участником формирования органов государственной власти. Пройдет совсем немного времени, и вы получите статус «избирателя». В связи с этим хочу напомнить слова Президента Российской Федерации В.В. Путина, который, отмечая низкую политическую активность молодежи на выборах, сказал: «Конечно, можно прийти к избирательным урнам и через четыре года (мол, на наш век выборов хватит), но через четыре года это будет уже другая Россия».
Новейшая история России показывает, что только активная жизненная, гражданская позиция и позитивная инициатива каждого гражданина Российской Федерации является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. Существует известное выражение: «Демократия – это процедура». Роль процедуры (фр. рrocedure от лат. рrocedo – продвигаюсь; официально установленный порядок действий при обсуждении, ведении какого-либо дела) при демократическом строе становится понятной, если принять во внимание значительный объем свобод, составляющих сущность этого строя (в отличие от авторитарного и тоталитарного режимов). В любом обществе (и в демократическом в том числе) существуют силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и экономические свободы в своих корыстных целях. Вот почему в условиях демократии положение спасают хорошо разработанное законодательство, четкая его реализация, безусловное следование установленным правилам тех или иных действий, имеющих общественное и государственное значение, т.е. процедурам. Поскольку выборы являются важнейшим институтом демократического государства, точная и четкая процедура их проведения – решающее условие развития страны в истинно демократическом направлении. Именно поэтому сегодня на уроке мы будем знакомиться с избирательной системой нашего государства, ее основными принципами и особенностями избирательного процесса в РФ. Тема нашего урока - «Избирательная система и избирательный процесс в Российской Федерации» II. Изучение нового материала. ПЛАН 1. Избирательная система: понятие и содержание. 2. Принципы избирательной системы. 3. Понятие и этапы избирательного процесса. 4. Понятие референдума и порядок его проведения. 5. Выборы Президента Российской Федерации
Проведение данных уроков возможно на основе методического приема технологии критического мышления «зигзаг». На стадии вызов всем учащимся сначала предлагается обдумать, высказать и кратко обосновать свое мнение относительно следующей ситуации. При проведении предвыборной агитации кандидат Петров решил в доступной форме изложить сущность своей программы преобразований в стране. Он критиковал существующий политико-правовой режим, призывал к изменению конституционного строя. Избирательная комиссия, посчитав, что Петров нарушил юридические нормы порядка проведения агитации, обратилась в суд с предложением об отмене решения о его регистрации. Петров не согласен с такими выводами и считает, что каждый кандидат имеет право на свободу слова, а подобные ограничения только сковывают инициативу людей, которые, по его мнению, никак не могут противостоять тем, кто оказался у власти. Разрешите спор. Выскажите свое мнение по данному вопросу.
В «корзинке мнений» после четырехминутного обдумывания ситуации фиксируются различные точки зрения учащихся. Учитель отмечает, что суд при вынесении решения должен основываться на положения статей 13,19, части 3 статьи 17 Конституции РФ.
Далее учитель отмечает, что в современном мире в каждом государстве сложились свои правила, регулирующие порядок выборов и предоставление избирательных прав гражданам. Познакомимся с ними.
Стадия осмысление. Формируется пять-семь (но не более) базовых групп учащихся с условием, что в каждой группе не должно быть более пяти человек. Число «пять» обусловлено количеством смысловых частей текста. Эти группы будут называться «ученики». Каждой группе присваивается номер или символ. Затем учащиеся в каждой группе рассчитываются на 1, 2, 3, 4, 5 запоминают номер (символ) своей группы и расходятся по новым четырем группам (первые номера — в группу № 1, вторые — в группу № 2, третьи — в группу № 3, четвертые — в группу № 4. пятые – в группу № 5), которые будут называться «учителя». В каждой группе «учителей» — по 5—7 участников. Схема распределения учащихся
Группы «учителя» работают со следующими материалами: Группа № 1 — «Что такое избирательная система?». Группа № 2 — «Принципы избирательной системы». Группа № 3 — «Избирательный процесс». Группа № 4 — «Референдум». Группа № 5 — «Выборы Президента Российской Федерации».
Задание для учащихся внутри групп «учителя» одинаковое: они готовятся к объяснению учебного материала. Каждый участник группы получает карточку с заданием: 1.Прочитать указанный текст. 2.Выделить в прочитанном главное: сведения, понятия, термины, факты и пр., которые необходимо будет в дальнейшем сообщить по возвращению в свою группу «учеников». 3.Предложить наилучший способ объяснения прочитанного. 4.Сформулировать вопросы, которые вам могут быть заданы по ходу объяснения. 5.Оформить выполненное задание в форме таблицы.
Совместная работа учащихся в группе организуется следующим образом: —обсуждение прочитанного; —принятие решения о том, что необходимо объяснить; —принятие решения о том, каким способом будет излагаться материал. Учитель контролирует работу групп, предлагает учащимся использовать разнообразные способы передачи информации.
Материал для 1 группы: 1. Избирательная система: понятие и содержание. Зарождение государственной власти и создание специального аппарата управления обществом в древний период человеческой истории сопровождалось формированием порядка выборов людей, которые стали занимать государственные должности. Известно, например, что при избрании должностных лиц в Афинах голосование на народном собрании осуществлялось поднятием рук.
В Афинах для законной действенности определенного решения необходимо было набрать минимум 6000 голосов. При решении вопроса об изгнании какого-либо лица из государства применялся особый вид тайного голосования — суд черепком (остракизм). Гомеровский эпос сообщает о волеизъявлении криком при голосовании. Такой способ решения важных вопросов был известен и в Спарте. В республиканском Риме голосование в народных собраниях и на суде производилось посредством табличек, на которых голосовавшие отмечали свое согласие или отклоняли обсуждаемое предложение. При избрании должностных лиц голосующие писали имена кандидатов. Прошли годы, и в каждом государстве к настоящему времени сложились свои правила, которые регулируют порядок выборов и предоставления избирательных прав гражданам. Выборы позволяют людям выразить свою волю и сформировать такую государственную власть, которая могла бы отражать их интересы. В тоталитарных государствах, как правило, выборы не проводятся или носят формальный характер, находясь под строгим контролем властей. Путем фальсификаций представители правящей элиты подбирают себе «достойных» избранников.
Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. В России сложился особый порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ, должностных лиц федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, который закрепляется соответствующими федеральными законами. Они и образуют избирательное законодательство. Избирательная система — совокупность юридических правил, устанавливающих порядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определения результатов голосования. Существуют различные избирательные системы. Так, при использовании пропорциональной системы учитывается количество поданных голосов, и в соответствии с ними распределяются депутатские мандаты при выборах в парламент. В случае применения мажоритарной системы мандаты распределяются по избирательным округам на основе большинства поданных голосов. Избирательное право может быть активным и пассивным. Активное избирательное право — право избирать, то есть право граждан государства участвовать в выборах в органы государственной власти, местного самоуправления. Пассивное избирательное право — право быть избранными. Избирательная система включает: • порядок избрания Президента РФ;
• порядок избрания депутатов Государственной Думы ФС РФ; • порядок избрания глав администраций субъектов Федерации; • порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ; • порядок избрания органов местного самоуправления. В настоящее время в России действует немало нормативных правовых актов, которые определяют сущность избирательной системы. Субъекты Федерации могут принимать нормативные правовые акты по вопросам организации и проведения выборов: как создавать списки избирателей, избирательные участки, избирательные комиссии. ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ •Конституция РФ (закрепляет принципы избирательной системы, порядок избрания Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ). •Федеральный конституционный закон «О референдуме». •Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». •Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации». •Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». •Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления». •Указы Президента РФ (по вопросам организации и проведения выборов). •Нормативные акты Центральной избирательной комиссии РФ. •Конституции республик, уставы краев, областей, акты глав администраций избирательных комиссий и др.
Материал для 2 группы: 2. Принципы избирательной системы. В настоящее время выработаны обязательные требования к порядку организации и проведения выборов, которые и образуют принципы избирательной системы.
В нашей стране выборы являются всеобщими. Это значит, что все взрослые граждане имеют право принимать в них участие независимо от пола, расы, вероисповедания. Ценз — специальные юридические правила, ограничивающие допущение лица к пользованию какими-либо политическими (в первую очередь избирательными) правами. Российское избирательное право вводит два ценза: возрастной и оседлости. В первом случае избирательное право и право голосовать на референдуме предоставляется только гражданам, которым исполнилось 18 лет. Во втором случае устанавливаются дополнительные условия приобретения гражданами избирательного права, связанные с их постоянным проживанием на территории Российской Федерации. Эти условия не могут содержать требования о продолжительности и сроке проживания. В нашей стране гражданин свободен в решении вопроса о своем участии в выборах. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или те, кто содержится в местах лишения свободы по приговору суда. Закон запрещает устанавливать возрастной верхний предел для избрания граждан на выборные должности. Все граждане, имеющие право избирать и быть избранными, имеют равные права и обязанности. Юристы используют специальную терминологию, объясняя сущность равных выборов, — «один человек имеет один голос», «все голоса имеют равный вес». Прямые выборы означают, что каждый гражданин сам, непосредственно принимает в них участие. У него нет никаких посредников, которым бы он делегировал свои полномочия. В некоторых государствах действуют иные правила. Например, избиратели образуют специальную коллегию выборщиков, которая, в свою очередь, избирает какого-либо депутата или должностное лицо. В США каждые четыре года граждане избирают выборщиков в количестве 538 человек, которые избирают Президента государства. Каждый российский избиратель вправе никому не рас сказывать о своем выборе, реализуя это право тайным голосованием. На избирательных участках создаются специальные кабины, позволяющие гражданам выражать свою волю тайно, заполняя бюллетень. Запрещается оказывать на избирателей давление при принятии решения.
Материал для 3 группы: Избирательный процесс. Понятие и этапы избирательного процесса. Избирательный процесс — регламентированная законом и облеченная в форму правоотношений деятельность компетентных органов и должностных лиц государства, содержанием которой является формирование выборных органов государства и местного самоуправления. Избирательный процесс состоит из нескольких этапов. Первоначально устанавливается конкретная дата выборов, составляются списки избирателей. При этом гражданам не нужно никуда обращаться с заявлением. Все, кто имеет право участвовать в выборах, автоматически включаются в эти списки. Территориальная избирательная комиссия по каждому избирательному участку оформляет списки избирателей на основе сведений, полученных от главы муниципального образования. Учет избирателей осуществляется два раза в год. При этом учитывается преимущественное или постоянное проживание гражданина в определенном месте. Гражданин может быть включен в списки избирателей только на одном избирательном участке. Любой избиратель может познакомиться с такими списками не позднее чем за 20 дней до выборов. Если его не внесли в список или там допущены неточности, следует заявить об этом в участковую избирательную комиссию. Комиссия обязана проверить заявление, устранить ошибку и уведомить об этом заявителя. Гражданин, который не удовлетворен решением избирательной комиссии, может обратиться в суд или в вышестоящую избирательную комиссию. Его жалоба рассматривается в трехдневный срок, а в день голосования — немедленно. Для проведения выборов образуются избирательные округа и участки. Как правило, избирательный округ представляет собой единую территорию. В рамках избирательного округа образуются избирательные участки. Так легче проводить голосование и подсчет голосов. Избирательные участки образуются и в больницах, санаториях, домах отдыха, труднодоступных районах, где находятся граждане. Эти избирательные участки входят в состав избирательных округов по месту их расположения. Списки избирательных участков с их границами, адреса участковых избирательных комиссий обязательно публикуются для того, чтобы все могли о них узнать. Для подготовки и проведения выборов создаются специальные избирательные комиссии. Они также помогают реализовать и защитить избирательные права граждан. Порядок их работы определяется специальными нормативными правовыми актами. Например, запрещается, чтобы в состав избирательных комиссий входили родственники, супруги кандидатов, их подчиненные, судьи. В соответствии с законом в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии: • Центральная избирательная комиссия РФ; • избирательные комиссии субъектов РФ; • окружные избирательные комиссии; • территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; • участковые избирательные комиссии. Центральная избирательная комиссия РФ при подготовке и проведении выборов Президента РФ в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами: • руководит деятельностью избирательных комиссий; • осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; • издает нормативные акты; • оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям; • регистрирует уполномоченных представителей политических партий; • регистрирует кандидатов и выдает удостоверения. Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, средства массовой информации обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям, в частности на безвозмездной основе предоставлять им необходимые помещения, транспорт, средства связи и т.д. Работа избирательных комиссий осуществляется открыто и гласно. На избирательных участках могут присутствовать наблюдатели. Это люди, которые представляют интересы кандидатов, общественных организаций. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РФ действует постоянно. Она руководит деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ, по проведению референдума; осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав; распределяет деньги из федерального бюджета на подготовку, проведение выборов. В ее состав входят 15 членов — юристов с высшим образованием (пять назначаются Государственной Думой ФС РФ, пять — Советом Федерации ФС РФ, пять — Президентом РФ). Важным этапом избирательного процесса является выдвижение и регистрация кандидатов. Этим правом обладают избирательные объединения, сами избиратели, а также сами граждане. Решения объединений о выдвижении кандидатов принимается тайно. Необходимо также собрать подписи в поддержку кандидата. Их количество определяется законом. Подписи в поддержку кандидата собираются и в том случае, если его выдвигают сами избиратели. При этом закон запрещает принуждать граждан подписаться за конкретного кандидата, осуществлять их подкуп. Кандидаты при наличии всех необходимых документов (законом может быть предусмотрено и представление сведений об источниках доходов) регистрируются избирательной комиссией. После этого кандидаты по их заявлению освобождаются от работы, военной службы, учебы. Им выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделенных для проведения выборов. При этом закон запрещает увольнять кандидатов с работы или переводить на другую работу. Со дня регистрации кандидата начинается предвыборная агитация. Она может осуществляться через средства массовой информации, посредством организации встреч, публичных дискуссий, дебатов, шествий, демонстраций. Кандидат имеет право на бесплатное эфирное время по каналам государственного, муниципального теле- и радиовещания. Однако закон разрешает пользоваться таким правом за плату и сверх того времени, которое определено как бесплатное. Агитируя избирателей, кандидат не имеет права нарушать закон, призывать к захвату власти, войне, разжигать национальную вражду и т.д. Предвыборная агитация прекращается за один день до выборов. Голосование проводится в выходной день. Избирателю, который по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства в день выборов и не сможет прийти на избирательный участок, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Участковая избирательная комиссия должна обеспечить возможность проголосовать тем людям, которые по состоянию здоровья не могут прийти сами на участок. Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать или препятствовать участию в выборах. Голосование осуществляется бюллетенями. В избирательном бюллетене указывается любой знак в тех квадратиках, которые относятся к выбранному кандидату. Нельзя голосовать за другого человека. При получении бюллетеней гражданин обязан предъявить паспорт или другой документ, который удостоверяет его личность. Заполненные бюллетени опускаются в ящики для голосования. Неправильно заполненные бюллетени признаются недействительными. Подсчет числа голосов избирателей осуществляется членами избирательной комиссии. Он начинается сразу после окончания времени голосования. Такое правило введено для того, чтобы не допустить фальсификацию. После подсчета голосов составляется специальный протокол. Подсчет голосов осуществляет участковая избирательная комиссия, которая передает протокол в вышестоящую комиссию. Так информация доходит до Центральной избирательной комиссии РФ, которая объявляет результаты выборов. При выборах депутатов в Государственную Думу ФС РФ может устанавливаться общественный контроль за подсчетом голосов. Тогда один экземпляр протокола любой избирательной комиссии предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям. Наблюдатель вправе: • знакомиться со списками избирателей; • находиться в помещении для голосования; • наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; • знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен. Наблюдатель не вправе: • выдавать избирателям избирательные бюллетени; • расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней; • заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени; • предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; • принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней; • совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии; • вести предвыборную агитацию среди избирателей; • участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией. Выборы могут быть признаны несостоявшимися, если в них приняло участие меньшее число избирателей, чем предусмотрено в законе. За нарушение избирательных прав граждан — подкуп, обман, подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов — предусмотрена административная, а в некоторых случаях — уголовная ответственность.
Материал для 4 группы: Референдум Для решения особо важных проблем в государстве используют референдумы. Референдум — проведение тайного голосования по утверждению или неутверждению, выражению согласия или несогласия с каким-либо важным документом, действиями главы государства, парламента, правительства. В нашей стране, например, проводился референдум по принятию Конституции РФ, в районе – по вопросу объединения города и района. Законом предусмотрены следующие виды референдумов: общероссийский, местный и субъекта Федерации. На общероссийский референдум не могут выноситься вопросы о введении или отмене федеральных налогов, сборов; об амнистии, помиловании. Нельзя проводить референдум в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации. Правила проведения референдума аналогичны рассмотренным выше. Право участвовать в нем имеют граждане России, достигшие 18 лет (кроме недееспособных и тех, кто находится в местах лишения свободы). Инициаторами проведения референдума могут быть российские граждане (не менее чем 2 млн.), а также Федеральное Собрание РФ. Граждане могут образовывать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку проведения референдума. Избирательная комиссия субъекта Федерации регистрирует инициативную группу и выдает ей свидетельство. Об этом извещается Центральная избирательная комиссия РФ. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, в которых обязательно должен быть указан вопрос, выносимый на референдум. Референдум назначает Президент РФ. Однако перед принятием такого решения он направляет документы в Конституционный Суд РФ, который проверяет, соблюдены ли требования Конституции. В бюллетене для голосования на референдуме воспроизводится текст вопроса. Перед словами «за» или «против» ставятся пустые квадраты. В бюллетене также содержится текст о порядке заполнения такого документа. Референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины граждан, которые имеют право участвовать в референдуме на территории его проведения. Решение, которое принимается на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
Материал для 5 группы: О выборах Президента Российской Федерации Особые правила разработаны в отношении выборов Президента РФ. Как известно, он избирается гражданами страны на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент не может занимать свой пост более двух сроков подряд. Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Если Совет Федерации Федерального Собрания РФ не назначит досрочные выборы Президента РФ, они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое или во второе воскресенье по истечении трех месяцев со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ. Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. При подготовке и проведении выборов Президента РФ избирательные комиссии вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему для информирования избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, результатах выборов. Граждане Российской Федерации, политические партии вправе в любых допускаемых законом формах проводить предвыборную агитацию. Расходы на подготовку и проведение выборов Президента РФ производятся за счет средств федерального бюджета.
После окончания работы участники групп «учителя» возвращаются в свои первоначальные группы «ученики» и по очереди выступают в роли учителя (сначала первый номер, затем второй и т.д.). Каждому предоставляется пять минут на объяснение и ответы на возможные вопросы.
Стадия рефлексия. Учащимся предлагается написать короткий отзыв о том, как проходило обсуждение темы внутри групп «ученики». Для этого можно использовать следующие неоконченные предложения: «Мне понравилось объяснение.., потому что...», или: «Я хотел бы подробнее узнать о...», или: «Я так и не понял...» и др.
III. Закрепление. 1.Учащимся предлагается ответить на вопросы: · Как вы понимаете смысл понятия «избирательная система» страны? · В чем различие между активным и пассивным избирательным правом? · На основании каких источников права регулируется избирательный процесс в нашей стране? · Каков смысл принципов российской избирательной системы? Приведите соответствующие примеры. · Кто не имеет права избирать и быть избранными в Российской Федерации? Как вы относитесь к такому юридическому правилу? · Какие общие правила проведения выборов существуют? Слышали ли вы о каких-либо нарушениях этих правил? · Что такое референдум? В каких случаях он может проводиться?
2 урок проводитсяв виде игры- викторины. Викторина I тур Из истории выборов 1. Этот человек был последним выборным царем на Руси (Михаил Романов, 1613 г.) 2. Кто был избран в 1991 году первым по счету президент России (Б.Н.Ельцин) 3. В России в этом году женщины получили избирательное право (1918 г.) 4. Эта Дума, вошла в историю как Дума «народного гнева». (I Государственная Дума, апрель 1906 г.) 5. Единый день голосования в России(второе воскресенье сентября) «Почемучка» 1. Почему выборы проходят в выходной день? (большинство людей в этот день свободны от работы) 2. Почему законодательная власть называется представительной? (законодательный орган власти входят представители от народа, представляя их интересы) 3. Почему стать Президентом Российской Федерации можно только с 35 лет? (чтобы занять столь ответственный пост, гражданин должен иметь определенный жизненный опыт, определенный уровень правосознания, а также соответствующий образ мышления) 4. Почему человек не может проголосовать по телефону или по почте? (т.к. не известно является ли его воля свободной и соответствуют ли указанные данные тому, кто голосует) 5. Почему граждане заинтересованы в том, чтобы выборы были признаны состоявшимися после первого тура голосования? (Средства, затрачиваемые государством на проведение выборов, достаточно велики) Термины 1. Всенародное голосование по вопросам государственного значения (референдум) 2. Это место, где проводится голосование и подсчитываются голоса избирателей (избирательный участок) 3. Выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (органы местного самоуправления) 4. Так называется определенная территория, от которой граждане РФ избирают депутата или иное выборное лицо (избирательный округ) 5. Так называют документ, удостоверяющий права и полномочия какого – либо лица (мандат)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|