Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Избирательная система и избирательный процесс в РФ




(урок в 10 профильном классе; предмет «Право»)

(2 часа)

 

Цели уроков: - образовательная: познакомить учащихся с избирательной системой в Россий­ской Федерации, определить ее содержание и основные принципы; сформировать представление об избирательном процессе, рассмотреть его содержание и основные этапы;

- развивающая: способствовать формированию у учащихся умений и навыков анализа правовой информации, система­тизации полученных знаний, моделирования правовых ситуаций, ар­гументирования собственных суждений;

- воспитательная: продолжить работу по воспитанию нравственной и правовой культуры и воспитание политически активного гражданина, воспитывать понимание того, что каждый гражданин через выборы влияет на развитие страны, формировать у учащихся активную жизненную позицию.

 

Основные понятия и термины: избирательная система, избирательное право, активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательный ценз, избирательный процесс, тайное голосование, прямые выборы, референдум.

 

I. Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята!

Разрушение тоталитарной системы и последующая демократизация страны позволила каждому гражданину Российской Федерации стать реальным субъектом государственной политики, активным участником формирования органов государственной власти. Пройдет совсем немного времени, и вы получите статус «избирателя». В связи с этим хочу напомнить слова Президента Российской Федерации В.В. Путина, который, отмечая низкую политическую активность молодежи на выборах, сказал: «Конечно, можно прийти к избирательным урнам и через четыре года (мол, на наш век выборов хватит), но через четыре года это будет уже другая Россия».

Новейшая история России показывает, что только активная жизненная, гражданская позиция и позитивная инициатива каждого гражданина Российской Федерации является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.

Существует известное выражение: «Демократия – это процедура». Роль процедуры (фр. рrocedure от лат. рrocedo – продвигаюсь; официально установленный порядок действий при обсуждении, ведении какого-либо дела) при демократическом строе становится понятной, если принять во внимание значительный объем свобод, составляющих сущность этого строя (в отличие от авторитарного и тоталитарного режимов).

В любом обществе (и в демократическом в том числе) существуют силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и экономические свободы в своих корыстных целях. Вот почему в условиях демократии положение спасают хорошо разработанное законодательство, четкая его реализация, безусловное следование установленным правилам тех или иных действий, имеющих общественное и государственное значение, т.е. процедурам.

Поскольку выборы являются важнейшим институтом демократического государства, точная и четкая процедура их проведения – решающее условие развития страны в истинно демократическом направлении.

Именно поэтому сегодня на уроке мы будем знакомиться с избирательной системой нашего государства, ее основными принципами и особенностями избирательного процесса в РФ. Тема нашего урока - «Избирательная система и избирательный процесс в Российской Федерации»

II. Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Избирательная система: понятие и содержание.

2. Принципы избирательной системы.

3. Понятие и этапы избирательного процесса.

4. Понятие референдума и порядок его проведения.

5. Выборы Президента Российской Федерации

 

Проведение данных уроков возможно на основе методического при­ема технологии критического мышления «зигзаг».

На стадии вызов всем учащимся сначала предлагается обдумать, вы­сказать и кратко обосновать свое мнение относительно следующей ситуации.

При проведении предвыборной агитации кандидат Петров решил в доступной форме изложить сущность своей про­граммы преобразований в стране. Он критиковал суще­ствующий политико-правовой режим, призывал к измене­нию конституционного строя. Избирательная комиссия, посчитав, что Петров нарушил юридические нормы порядка проведения агитации, обратилась в суд с предложением об отмене решения о его регистрации. Петров не согласен с такими выводами и считает, что каждый кандидат имеет право на свободу слова, а подобные ограничения только сковывают инициативу людей, которые, по его мнению, ни­как не могут противостоять тем, кто оказался у власти.

Разрешите спор. Выскажите свое мнение по данному вопросу.

 

В «корзинке мнений» после четырехминутного обдумывания ситу­ации фиксируются различные точки зрения учащихся.

Учитель отмечает, что суд при вынесении решения должен основываться на положения статей 13,19, части 3 статьи 17 Конституции РФ.

 

Далее учитель отмечает, что в современном мире в каждом госу­дарстве сложились свои правила, регулирующие порядок выборов и предоставление избирательных прав гражданам. Познакомимся с ними.

 

 

Стадия осмысление. Формируется пять-семь (но не более) ба­зовых групп учащихся с условием, что в каждой группе не должно быть более пяти человек. Число «пять» обусловлено количеством смысловых частей текста. Эти группы будут называться «ученики». Каждой группе присваивается номер или символ.

Затем учащиеся в каждой группе рассчитываются на 1, 2, 3, 4, 5 запо­минают номер (символ) своей группы и расходятся по новым четырем группам (первые номера — в группу № 1, вторые — в группу № 2, тре­тьи — в группу № 3, четвертые — в группу № 4. пятые – в группу № 5), которые будут назы­ваться «учителя». В каждой группе «учителей» — по 5—7 участников.

Схема распределения учащихся

 

ГРУППЫ «УЧЕНИКИ»
1,2,3,4,5   1,2,3,4,5   1,2,3,4,5   1,2,3,4,5   1,2,3,4,5   1,2,3,4,5
                               

 

1,2,3,4,5   1,2,3,4,5   1,2,3,4,5   1,2,3,4,5   1,2,3,4,5    
                           
ГРУППЫ «УЧИТЕЛЯ»

 

Группы «учителя» работают со следующими материалами:

Группа № 1 — «Что такое избирательная система?».

Группа № 2 — «Принципы избирательной си­стемы».

Группа № 3 — «Избирательный процесс».

Группа № 4 — «Референдум».

Группа № 5 — «Выборы Президента Российской Федерации».

 

Задание для учащихся внутри групп «учителя» одинаковое: они го­товятся к объяснению учебного материала.

Каждый участник группы получает карточку с заданием:

1.Прочитать указанный текст.

2.Выделить в прочитанном главное: сведения, понятия, термины, факты и пр., которые необходимо будет в дальнейшем сообщить по возвращению в свою группу «учеников».

3.Предложить наилучший способ объяснения прочитанного.

4.Сформулировать вопросы, которые вам могут быть заданы по ходу объяснения.

5.Оформить выполненное задание в форме таблицы.

 

Информация (сведения) для объяснения Способ передачи информации (объяснения) Ожидаемые вопросы
Основные понятия, тер­мины, идеи, факты Схема, таблица, кластер, тезисы, простой план, развернутый план, логическая цепочка понятий и др.  

 

Совместная работа учащихся в группе организуется следующим об­разом:

—обсуждение прочитанного;

—принятие решения о том, что необходимо объяснить;

—принятие решения о том, каким способом будет излагаться мате­риал.

Учитель контролирует работу групп, предлагает учащимся исполь­зовать разнообразные способы передачи информации.

 

Материал для 1 группы:

1. Избирательная система: понятие и содержание.

Зарождение государственной власти и создание специ­ального аппарата управления обществом в древний период человеческой истории сопровождалось формированием порядка выборов людей, которые стали занимать государствен­ные должности. Известно, например, что при избрании дол­жностных лиц в Афинах голосование на народном собрании осуществлялось поднятием рук.

В Афинах для законной действенности определенного реше­ния необходимо было набрать минимум 6000 голосов. При реше­нии вопроса об изгнании какого-либо лица из государства приме­нялся особый вид тайного голосования — суд черепком (остракизм). Гомеровский эпос сообщает о волеизъявлении кри­ком при голосовании. Такой способ решения важных вопросов был известен и в Спарте. В республиканском Риме голосование в народных собраниях и на суде производилось посредством табли­чек, на которых голосовавшие отмечали свое согласие или откло­няли обсуждаемое предложение. При избрании должностных лиц голосующие писали имена кандидатов.

Прошли годы, и в каждом государстве к настоящему вре­мени сложились свои правила, которые регулируют порядок выборов и предоставления избирательных прав гражданам. Выборы позволяют людям выразить свою волю и сформиро­вать такую государственную власть, которая могла бы отра­жать их интересы.

В тоталитарных государствах, как правило, выборы не прово­дятся или носят формальный характер, находясь под строгим кон­тролем властей. Путем фальсификаций представители правящей элиты подбирают себе «достойных» избранников.

 

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. В России сло­жился особый порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ, должностных лиц федеральных государственных органов, орга­нов местного самоуправления, кото­рый закрепляется соответствующими федеральными законами. Они и обра­зуют избирательное законодательство.

Избирательная система — совокуп­ность юридических правил, устанав­ливающих порядок проведения выбо­ров, предоставления избирательных прав, определения результатов голо­сования.

Существуют различные избиратель­ные системы. Так, при использовании пропорциональной системы учитывается количество поданных голосов, и в соответствии с ними рас­пределяются депутатские мандаты при выборах в парламент. В случае применения мажоритарной системы мандаты рас­пределяются по избирательным округам на основе большин­ства поданных голосов.

Избирательное право может быть активным и пассивным.

Активное избирательное право — право избирать, то есть право граждан государства участвовать в выборах в органы го­сударственной власти, местного самоуправления.

Пассивное избирательное право — право быть избранными.

Избирательная система включает:

• порядок избрания Президента РФ;

• порядок избрания депутатов Государственной Думы ФС РФ;

• порядок избрания глав администраций субъектов Феде­рации;

• порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ;

• порядок избрания органов местного самоуправления.

В настоящее время в России действует немало норматив­ных правовых актов, которые определяют сущность избира­тельной системы.

Субъекты Федерации могут принимать нормативные право­вые акты по вопросам организации и проведения выборов: как создавать списки избирателей, избирательные участки, избира­тельные комиссии.

ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

•Конституция РФ (закрепляет принципы избирательной системы, порядок избрания Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ).

•Федеральный конституционный закон «О референдуме».

•Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

•Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».

•Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Фе­дерального Собрания Российской Федерации».

•Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления».

•Указы Президента РФ (по вопросам организации и проведения вы­боров).

•Нормативные акты Центральной избирательной комиссии РФ.

•Конституции республик, уставы краев, областей, акты глав админи­страций избирательных комиссий и др.

 

Материал для 2 группы:

2. Принципы избирательной системы.

В настоящее время выработаны обязательные требования к порядку организации и проведения выборов, которые и образуют принципы избирательной системы.

 

 

В нашей стране выборы являются всеобщими. Это значит, что все взрослые граждане имеют право принимать в них участие независимо от пола, расы, вероисповедания.

Ценз — специальные юридические правила, ограничивающие допущение лица к пользованию какими-либо политическими (в первую очередь избирательными) правами.

Российское избирательное право вводит два ценза: воз­растной и оседлости. В первом случае избирательное право и право голосовать на референдуме предоставляется только гражданам, которым исполнилось 18 лет. Во втором случае устанавливаются дополнительные условия приобретения гражданами избирательного права, связанные с их постоян­ным проживанием на территории Российской Федерации. Эти условия не могут содержать требования о продолжитель­ности и сроке проживания.

В нашей стране гражданин свободен в решении вопроса о своем участии в выборах.

Не могут избирать и быть избранными граждане, при­знанные судом недееспособными, или те, кто содержится в местах лишения свободы по приговору суда. Закон запреща­ет устанавливать возрастной верхний предел для избрания граждан на выборные должности.

Все граждане, имеющие право избирать и быть избран­ными, имеют равные права и обязанности. Юристы использу­ют специальную терминологию, объясняя сущность равных выборов, — «один человек имеет один голос», «все голоса имеют равный вес».

Прямые выборы означают, что каждый гражданин сам, не­посредственно принимает в них участие. У него нет никаких посредников, которым бы он делегировал свои полномочия.

В некоторых государствах действуют иные правила. Напри­мер, избиратели образуют специальную коллегию выборщиков, которая, в свою очередь, избирает какого-либо депутата или дол­жностное лицо. В США каждые четыре года граждане избирают выборщиков в количестве 538 человек, которые избирают Прези­дента государства.

Каждый российский избиратель вправе никому не рас сказывать о своем выборе, реализуя это право тайным голосо­ванием. На избирательных участках создаются специальные кабины, позволяющие гражданам выражать свою волю тайно, заполняя бюллетень. Запрещается оказывать на избирателей давление при принятии решения.

 

Материал для 3 группы:

Избирательный процесс. Понятие и этапы избирательного процесса.

Избирательный процесс — регламентированная законом и обле­ченная в форму правоотношений деятельность компетентных органов и должностных лиц государства, содержанием которой является формиро­вание выборных органов государства и местного самоуправления.

Избирательный процесс состоит из нескольких этапов. Первоначально устанавливается конкретная дата выборов, составляются списки избирателей. При этом гражданам не нужно никуда обращаться с заявлением. Все, кто имеет пра­во участвовать в выборах, автоматически включаются в эти списки. Территориальная избирательная комиссия по каж­дому избирательному участку оформляет списки избирате­лей на основе сведений, полученных от главы муниципаль­ного образования. Учет избирателей осуществляется два раза в год. При этом учитывается преимущественное или по­стоянное проживание гражданина в определенном месте.

Гражданин может быть включен в списки избирателей только на одном избирательном участке. Любой избиратель может познакомиться с такими списками не позднее чем за 20 дней до выборов. Если его не внесли в список или там до­пущены неточности, следует заявить об этом в участковую избирательную комиссию. Комиссия обязана проверить за­явление, устранить ошибку и уведомить об этом заявителя. Гражданин, который не удовлетворен решением избиратель­ной комиссии, может обратиться в суд или в вышестоящую избирательную комиссию. Его жалоба рассматривается в трехдневный срок, а в день голосования — немедленно.

Для проведения выборов образуются избирательные окру­га и участки. Как правило, избирательный округ представля­ет собой единую территорию. В рамках избирательного ок­руга образуются избирательные участки. Так легче проводить голосование и подсчет голосов.

Избирательные участки образуются и в больницах, санаториях, домах отдыха, труднодоступных районах, где находятся граждане. Эти избирательные участки входят в состав избирательных округов по месту их расположения. Списки избирательных участков с их границами, адреса участковых избирательных комиссий обязатель­но публикуются для того, чтобы все могли о них узнать.

Для подготовки и проведения выборов создаются спе­циальные избирательные комиссии. Они также помогают ре­ализовать и защитить избирательные права граждан. Поря­док их работы определяется специальными нормативными правовыми актами. Например, запрещается, чтобы в состав избирательных комиссий входили родственники, супруги кандидатов, их подчиненные, судьи.

В соответствии с законом в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:

• Центральная избирательная комиссия РФ;

• избирательные комиссии субъектов РФ;

• окружные избирательные комиссии;

• территориальные (районные, городские и другие) избира­тельные комиссии;

• участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия РФ при подготовке и проведении выборов Президента РФ в пределах своих полномо­чий, установленных федеральными законами:

• руководит деятельностью избирательных комиссий;

• осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;

• издает нормативные акты;

• оказывает правовую, методическую, организационно-тех­ническую помощь избирательным комиссиям;

• регистрирует уполномоченных представителей политиче­ских партий;

• регистрирует кандидатов и выдает удостоверения.

Государственные органы, органы местного самоуправле­ния, предприятия, средства массовой информации обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям, в частно­сти на безвозмездной основе предоставлять им необходимые помещения, транспорт, средства связи и т.д.

Работа избирательных комиссий осуществляется откры­то и гласно. На избирательных участках могут присутство­вать наблюдатели. Это люди, которые представляют интере­сы кандидатов, общественных организаций.

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РФ дей­ствует постоянно. Она руководит деятельностью избиратель­ных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ, по проведению референду­ма; осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав; распределяет деньги из федерального бюджета на под­готовку, проведение выборов. В ее состав входят 15 членов — юристов с высшим образованием (пять назначаются Госу­дарственной Думой ФС РФ, пять — Советом Федерации ФС РФ, пять — Президентом РФ).

Важным этапом избирательного процесса является вы­движение и регистрация кандидатов. Этим правом обладают избирательные объединения, сами избиратели, а также сами граждане. Решения объединений о выдвижении кандидатов принимается тайно. Необходимо также собрать подписи в поддержку кандидата. Их количество определяется зако­ном. Подписи в поддержку кандидата собираются и в том случае, если его выдвигают сами избиратели. При этом закон запрещает принуждать граждан подписаться за конкретного кандидата, осуществлять их подкуп.

Кандидаты при наличии всех необходимых документов (законом может быть предусмотрено и представление сведе­ний об источниках доходов) регистрируются избирательной комиссией. После этого кандидаты по их заявлению осво­бождаются от работы, военной службы, учебы. Им выплачи­вается денежная компенсация за счет средств, выделенных для проведения выборов. При этом закон запрещает уволь­нять кандидатов с работы или переводить на другую работу.

Со дня регистрации кандидата начинается предвыборная агитация. Она может осуществляться через средства массо­вой информации, посредством организации встреч, публич­ных дискуссий, дебатов, шествий, демонстраций.

Кандидат имеет право на бесплатное эфирное время по кана­лам государственного, муниципального теле- и радиовещания. Однако закон разрешает пользоваться таким правом за плату и сверх того времени, которое определено как бесплатное. Агити­руя избирателей, кандидат не имеет права нарушать закон, призывать к захвату власти, войне, разжигать национальную вражду и т.д.

Предвыборная агитация прекращается за один день до выборов.

Голосование проводится в выходной день. Избирателю, который по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства в день выборов и не сможет прийти на избирательный участок, должна быть предоставлена воз­можность проголосовать досрочно. Участковая избиратель­ная комиссия должна обеспечить возможность проголосо­вать тем людям, которые по состоянию здоровья не могут прийти сами на участок.

Участие гражданина в выборах является свободным и добро­вольным. Никто не вправе принуждать или препятствовать участию в выборах.

Голосование осуществляется бюллетенями. В избиратель­ном бюллетене указывается любой знак в тех квадратиках, которые относятся к выбранному кандидату.

Нельзя голосовать за другого человека. При получении бюллетеней гражданин обязан предъявить паспорт или дру­гой документ, который удостоверяет его личность.

Заполненные бюллетени опускаются в ящики для голо­сования. Неправильно заполненные бюллетени признают­ся недействительными.

Подсчет числа голосов избирателей осуществляется чле­нами избирательной комиссии. Он начинается сразу после окончания времени голосования. Такое правило введено для того, чтобы не допустить фальсификацию. После подсчета голосов составляется специальный протокол. Подсчет голо­сов осуществляет участковая избирательная комиссия, кото­рая передает протокол в вышестоящую комиссию. Так информация доходит до Центральной избирательной комис­сии РФ, которая объявляет результаты выборов.

При выборах депутатов в Государственную Думу ФС РФ может устанавливаться общественный контроль за подсче­том голосов. Тогда один экземпляр протокола любой изби­рательной комиссии предоставляется для ознакомления до­веренным лицам кандидатов, наблюдателям.

Наблюдатель вправе:

• знакомиться со списками избирателей;

• находиться в помещении для голосования;

• наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных изби­рателям, погашенных избирательных бюллетеней;

• знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в ко­торую он направлен.

Наблюдатель не вправе:

• выдавать избирателям избирательные бюллетени;

• расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;

• заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, изби­рательные бюллетени;

• предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

• принимать непосредственное участие в проводимом члена­ми избирательной комиссии с правом решающего голоса подсче­те избирательных бюллетеней;

• совершать действия, препятствующие работе избиратель­ной комиссии;

• вести предвыборную агитацию среди избирателей;

• участвовать в принятии решений соответствующей избира­тельной комиссией.

Выборы могут быть признаны несостоявшимися, если в них приняло участие меньшее число избирателей, чем пре­дусмотрено в законе.

За нарушение избирательных прав граждан — подкуп, об­ман, подлог избирательных документов, заведомо непра­вильный подсчет голосов — предусмотрена административ­ная, а в некоторых случаях — уголовная ответственность.

 

Материал для 4 группы:

Референдум

Для решения особо важных проблем в государстве ис­пользуют референдумы.

Референдум — проведение тайного голосования по утвер­ждению или неутверждению, выражению согласия или не­согласия с каким-либо важным документом, действиями главы государства, парламента, правительства.

В нашей стране, например, проводился референдум по принятию Конституции РФ, в районе – по вопросу объединения города и района.

Законом предусмотрены следующие виды референдумов: общероссийский, местный и субъекта Федерации. На общерос­сийский референдум не могут выноситься вопросы о введе­нии или отмене федеральных налогов, сборов; об амнистии, помиловании. Нельзя проводить референдум в условиях во­енного или чрезвычайного положения, введенного на терри­тории Российской Федерации.

Правила проведения референдума аналогичны рассмот­ренным выше. Право участвовать в нем имеют граждане Рос­сии, достигшие 18 лет (кроме недееспособных и тех, кто нахо­дится в местах лишения свободы).

Инициаторами проведения референдума могут быть российские граждане (не менее чем 2 млн.), а также Феде­ральное Собрание РФ.

Граждане могут образовывать инициативную группу в количе­стве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку про­ведения референдума. Избирательная комиссия субъекта Федерации регистрирует инициативную группу и выдает ей свидетельство. Об этом извещается Центральная избиратель­ная комиссия РФ.

Подписи собираются посредством внесения их в подпис­ные листы, в которых обязательно должен быть указан воп­рос, выносимый на референдум.

Референдум назначает Президент РФ. Однако перед при­нятием такого решения он направляет документы в Консти­туционный Суд РФ, который проверяет, соблюдены ли тре­бования Конституции.

В бюллетене для голосования на референдуме воспроизводит­ся текст вопроса. Перед словами «за» или «против» ставятся пус­тые квадраты. В бюллетене также содержится текст о порядке за­полнения такого документа.

Референдум признается состоявшимся, если в нем при­няло участие более половины граждан, которые имеют пра­во участвовать в референдуме на территории его проведения.

Решение, которое принимается на референдуме, являет­ся общеобязательным и не нуждается в дополнительном ут­верждении.

 

Материал для 5 группы:

О выборах Президента Российской Федерации

Особые правила разработаны в отношении выборов Пре­зидента РФ. Как известно, он избирается гражданами страны на основе всеобщего, равного и прямого избирательного пра­ва при тайном голосовании. Президент не может занимать свой пост более двух сроков подряд.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федераль­ному избирательному округу, включающему всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за преде­лами территории Российской Федерации, считаются припи­санными к федеральному избирательному округу. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Если Совет Федерации Федерального Собрания РФ не назна­чит досрочные выборы Президента РФ, они назначаются и прово­дятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое или во второе воскресенье по истечении трех месяцев со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации мо­жет выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Для поддержки

самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Россий­ской Федерации, обладающих активным избирательным правом.

При подготовке и проведении выборов Президента РФ избирательные комиссии вправе использовать государствен­ную автоматизированную информационную систему для информирования избирателей о ходе подготовки и проведе­ния выборов, результатах выборов.

Граждане Российской Федерации, политические партии вправе в любых допускаемых законом формах проводить предвыборную агитацию.

Расходы на подготовку и проведение выборов Президен­та РФ производятся за счет средств федерального бюджета.

 

 

После окончания работы участники групп «учителя» возвращаются в свои первоначальные группы «ученики» и по очереди выступают в роли учителя (сначала первый номер, затем второй и т.д.). Каждому предоставляется пять минут на объяснение и ответы на возможные вопросы.

 

Стадия рефлексия. Учащимся предлагается написать короткий от­зыв о том, как проходило обсуждение темы внутри групп «ученики». Для этого можно использовать следующие неоконченные предложе­ния: «Мне понравилось объяснение.., потому что...», или: «Я хотел бы подробнее узнать о...», или: «Я так и не понял...» и др.

 

III. Закрепление.

1.Учащимся предлагается ответить на вопросы:

· Как вы понимаете смысл понятия «избирательная система» страны?

· В чем различие между активным и пассивным избиратель­ным правом?

· На основании каких источников права регулируется избира­тельный процесс в нашей стране?

· Каков смысл принципов российской избирательной систе­мы? Приведите соответствующие примеры.

· Кто не имеет права избирать и быть избранными в Россий­ской Федерации? Как вы относитесь к такому юридическо­му правилу?

· Какие общие правила проведения выборов существуют? Слышали ли вы о каких-либо нарушениях этих правил?

· Что такое референдум? В каких случаях он может прово­диться?

 

2 урок проводитсяв виде игры- викторины.

Викторина

I тур

Из истории выборов

1. Этот человек был последним выборным царем на Руси (Михаил Романов, 1613 г.)

2. Кто был избран в 1991 году первым по счету президент России (Б.Н.Ельцин)

3. В России в этом году женщины получили избирательное право (1918 г.)

4. Эта Дума, вошла в историю как Дума «народного гнева». (I Государственная Дума, апрель 1906 г.)

5. Единый день голосования в России(второе воскресенье сентября)

«Почемучка»

1. Почему выборы проходят в выходной день? (большинство людей в этот день свободны от работы)

2. Почему законодательная власть называется представительной? (законодательный орган власти входят представители от народа, представляя их интересы)

3. Почему стать Президентом Российской Федерации можно только с 35 лет? (чтобы занять столь ответственный пост, гражданин должен иметь определенный жизненный опыт, определенный уровень правосознания, а также соответствующий образ мышления)

4. Почему человек не может проголосовать по телефону или по почте? (т.к. не известно является ли его воля свободной и соответствуют ли указанные данные тому, кто голосует)

5. Почему граждане заинтересованы в том, чтобы выборы были признаны состоявшимися после первого тура голосования? (Средства, затрачиваемые государством на проведение выборов, достаточно велики)

Термины

1. Всенародное голосование по вопросам государственного значения (референдум)

2. Это место, где проводится голосование и подсчитываются голоса избирателей (избирательный участок)

3. Выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (органы местного самоуправления)

4. Так называется определенная территория, от которой граждане РФ избирают депутата или иное выборное лицо (избирательный округ)

5. Так называют документ, удостоверяющий права и полномочия какого – либо лица (мандат)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...