Экономические взгляды И.В. Вернадского
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В XIX в. для экономики России были характерны нехватка прибавочного продукта для расширенного воспроизводства всех отраслей народного хозяйства, удовлетворения постоянно растущих материальных, культурных потребностей всех социальных групп общества. Сохранялась контрастность в уровне жизни различных слоев общества. Вызывала беспокойство правительства, государственных деятелей и интеллигенции бедность, безграмотность и социальная напряженность в среде крепостных и государственных крестьян. Россия отставала от некоторых стран мира, особенно Великобритании, по уровню технической оснащенности и формам организации производства в сельском хозяйстве и промышленности. Возрастала доля прибавочного продукта, присвоенного помещиками. Крестьянские хозяйства не имели лошадей, орудий и средств для обработки угодий. В этих условия российская научная общественность ищет причины замедленного развития экономики России, относительной бедности и низкой культуры быта трудового народа. Привлекает внимание проблема отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных и культурных благ между всеми социальными группами общества.вернадский экономист капитализм россия В университете св. Владимира Вернадский читал политическую экономию, по 2 часа в неделю, руководствуясь сочинениями Шторха, Мальтуса, Рикардо, Небениуса, Смита и Якоба, и, статистику, по 2 часа в неделю, руководствуясь сочинениями Шуберта, Френцля, Кетлэ и специальными монографиями. В своем курсе политической экономии и статистики Вернадский обращал особенное внимание на историю науки, в которой старался представить общий ход научных идей. Излагая весьма подробно все части политической экономии, он признавал экономические законы всеобщими, не зависящими от человеческого произвола. Он посвящал также значительную часть времени на ознакомление слушателей с главными основаниями хозяйства, как системы экономической деятельности. Постепенно, из области теоретических положений он переходил в область экономической практики, анализ которой составлял содержание прикладной части политической экономии. В ней он разбирал главные начала и учреждения касательно внутренней и внешней торговли. Наконец, переходил к изложению системы финансов, в котором, между прочим, старался выяснить зависимость последней от степени экономического развития народа. В лекциях по статистики он обращал особенное внимание на теоретические основы новой статистики, как они выработаны Кетлэ и его последователями.
В изложении статистических законов И.В. Вернадский не ограничивался одной страной, или одним народом, а представлял их на основании данных, взятых из всех стран, статистически обследованных. В тех только случаях, когда исследования были недостаточны для того, чтобы дать понятие о самом законе явлений, Вернадский преподавал статистические данные в их среднем выражении, как они представляются в различных, преимущественно европейских странах. Состав населения, народный быт и труд с его подразделениями занимали значительные отделы в его изложении. Под последней рубрикой излагаемы были все отрасли европейской промышленности с статистической точки зрения, в их взаимной связи и влиянии на различные стороны народной жизни, а равно и средства сообщения в стране. Главные положения нравственной статистики, благотворительности и, наконец, статистики образования, в обширном смысле слова, заключали науку. Как прибавление в системе науки, представляем был очерк государственных форм главнейших стран Европы и статистики учреждений, имеющих в виду сохранение существующего и безопасность народную и имущественную. Во всех этих случаях Вернадский постоянно старался из статистических материалов сообщать наиболее сведений касательно России, данные которой всегда находились у него на первом плане; данные же других стран служили для сравнения и верной оценки отечественных фактов.
В таком виде излагались эти науки до введения программ от министерства. В какое же положение становился иногда преподаватель со введением последующих, показывает пример, имевший место в преподавательской деятельности И.В. Вернадского. 4 февр. 1850 г. последний подал рапорт декану, в котором изъяснял, что, на основании программы по статистики, утвержденной в Министерстве народного просвещения, он обязан излагать манифест о 8-ой ревизии, между тем 11 янв. 1850 г. обнародован был указ о новой, 9-ой ревизии, в которой определен порядок переписи, во многих и важных чертах отличный от прежнего. „Не смея, с одной стороны, преступить программы, с другой стороны, считая своею обязанностью читать науку в виде, наиболее удовлетворяющем требованиям современного знания и боясь сообщить по статистике данные уже устаревшие, писал профессор, я со своей стороны отклоняю от себя ответственность за несовременное знание упомянутой части моими слушателями», причем просил декана разрешить его затруднение, так как его чтение об этом предмете могло быть отложено не далее следующей лекции. Однако, в таком виде, этот вопрос восходил, через Совет университета, в Министерство народного просвещения, откуда последовало разрешение в благоприятном смысле, сообщенное попечителем учебного округа в предложении Совету 7 июня. И.В. Вернадский считал, что политическая экономия должна, прежде всего, изучать потребности человека и средства к их удовлетворению. Все человеческие потребности он делил на две части: стремление к самосохранению и к самоусовершенствованию. Потребность самосохранения заставляет остерегаться верховой езды, плавания и любых опасных предприятий. Напротив, жажда самоусовершенствования толкает людей на рискованные действия, на преодоление препятствий, на борьбу с собственными слабостями. По мнению И.В. Вернадского, борьба этих двух потребностей создает человеческую личность и одновременно влияет на жизнь общества.
Итак, в человеке одновременно присутствуют стремление к покою, удобствам и неосознанная потребность борьбы, действия, соревнования. Общество должно предоставлять человеку возможность для удовлетворения всех этих потребностей. Подобные взгляды на предмет политической экономии сейчас покажутся наивными и устарелыми. Однако важно отметить сам факт поисков И.В. Вернадского своих путей в науке, выработки своей более или менее оригинальной точки зрения. При этом - пристальное внимание к истории научных идей; изучение прошлого для того, чтобы лучше постичь настоящее и вернее предвидеть будущее (истории своей науки И.В. Вернадский посвятил отдельную книгу). Ивана Васильевича Вернадского отличал острый интерес к практической стороне науки и общественной жизни. В 1856 году он, статский советник и чиновник особых поручений при министерстве внутренних дел, был командирован на Волгу для обследования положения бурлаков. Работу свою он выполнил очень тщательно. Написал подробный отчет. Предложил назначить специального чиновника для защиты интересов бурлаков. «Бурлачество образует, - писал он, - бродячее, невежественное, предоставленное случайностям население, истрачивающее свои силы на такое занятие, которое, большей частью, может быть исполнено животными или машинами». Но, несмотря на трудные условия жизни и работы, бурлаки вовсе не превращаются в полудикий сброд, бандитов и пьяниц, как считали многие «знатоки» народной жизни. Как уже говорилось, в 1857 году И.В. Вернадский стал издавать еженедельный журнал «Экономический указатель», где совершенно определенно писал о грядущем крахе общества, стремящегося к удовлетворению интересов лишь избранных: «Прямо или косвенно каждый шаг, поступательный шаг гиганта, называемого обществом, давит частные, отжившие свой век интересы, попавшиеся под его могучую ногу».
Иван Васильевич был ярким представителем русской либеральной интеллигенции середины прошлого века. Он хорошо знал несколько европейских языков, высоко ценил европейскую науку и культуру, а царское самодержавие считал вредным для России пережитком прошлого. Он был сторонником введения в России демократического конституционного правления.
Заключение
Как видно из вышеизложенного, И.В. Вернадский считал, что задача политической экономии - в раскрытии «естественных законов производства», под чем подразумевал естественность капиталистических законов, соответствующих природе человека. Политическая экономия - это наука о ценностях, а не о богатстве или производстве богатства. Именно крупный капитал делает возможным разделение труда, что является главным условием успешного развития производства, в т.ч. и машинного, и расширение рынка. Отрицал крупную помещичью собственность. Труд есть «главный и единственный источник богатства», труд основа не только отношения человека к природе, но и отношения человека к человеку. Научное наследие И.В. Вернадского значительно и многообразно. Он автор работ по политической экономии, истории экономической мысли, статистике. В 1849 г. он защитил докторскую диссертацию на тему «Критико-историческое исследование об итальянской политико-экономической литературе до начала XIX в.» С этого момента И.В. Вернадский вел исследование работ различных экономических школ, опубликовал исторический обзор экономических концепций под названием «Очерк истории политической экономии» (1858). Система экономических взглядов И.В. Вернадского сложна и противоречива. Хотя он не оставил систематического изложения курса политической экономии, все основные вопросы этой науки были затронуты в его работах. Среди этих работ можно выделить «Предмет политической экономии» (1856), «О поземельной собственности» (1857), «Крестьянский вопрос» (1858), «Туман и миллиард» (1859). Вернадский являлся идеологом крупного капитала, противником социализма. Его полемика с Н.Г. Чернышевским по вопросу общины вылилась в борьбу против социалистических идей. Список использованной литературы
1. Бартенев С.А. История экономических учений. Электронная библиотека РГИУ 2. Войтов А.Г. История экономических учений. - М.: Маркетинг, 2002.- 103 с. . Городецкий В.К. История экономических учений. Электронная библиотека Омского государственного педагогического университета . Зверева Ю.Н. История экономических учений. Ярославль: 1998 - 128 с. 5. Хрестоматия по истории экономических учений. Электронная библиотека РГИУ www.i-u.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|