Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

За свой грош... везде хорош.

Упражнение 1

Акробатический этюд, за...лелась заря, бархати­стые лепестки, б... л изна скатерти, шёлковый в...ерок, пронзительно зав...зжал, сильное нав...днение, в...ждение автомобиля, гипн...тический сон, сизо­крылая г...лубка, тот ещё гр...мотей, приехал изд...ле­ка, восстание дек...бристов, д...ловой человек,...ло-вая лапа, стоять в т...ни дер...ва, кн...гиня Ольга, ком...риный укус, виноградная л...за,...синый рой, надутые п...руса, н...бесная с.нева, сп...ртивный костюм.

Проверяемые безударные гласные в корне слова _____________________ 3

Упражнение 3

Не для шапки только г...л...ва на пл...чах.

По платью встречают, по уму провожают.

Умную речь хор...шо слушать.

В умной беседе быть — ума прикупить, а в глу­пой — и свой раст...рять.

На кр...сивого гл...деть хор...шо, с умным жить л...гко.

Ворона за море л...тала, а ума не достала.

Ума палата, да разума м...ловато.

(Русские пословицы об уме и глупости)


2__________________ Проверяемые безударные гласные в корне слова

Упражнение 2

Вкусная...да, держать в...жовых рукавицах, по-ж...лтелые листья, ж...мчужно-голубой цвет, ж...лое здание, запретить разговаривать на уроке, яркая зв...зда, з...л...тые колосья, гашёная изв...сть, кава-л...рийский полк, к...словатый вкус, кл...вать носом, к...нечный результат, кр...соваться перед зеркалом, л...б...диная шея, л...дниковый период, л...чебные процедуры, лил...ватый оттенок, пустая м...слёнка, старая м...белишка, забавный медв...жонок, м...ди-цинский работник, м...длительный ребёнок.

4__________________ Проверяемые безударные гласные в корне слова

Упражнение 4

У Глафиры Сергеевны гл...за были н...бесно-голу­бого цвета. Дмитрий бл...стяще г...ворил по-н...мецки. Мне всё здесь было в н...винку. Мы останови­лись на н...члег у Ивана Петровича. По небу быст­ро н...елись...блака. Ст...рик надел...вчинный полушубок и вышел из избы. На под...коннике ст...яло много горшков с цв...тами. Ол...нёнок ни на шаг не отх...дил от своей матери. На улице было уже по-...сеннему прохладно. Наша с.мья...тдыхала про­шлым летом на Канарских...стровах.

 

 

Корни с чередованием гласных о//а_____________________________ 5

Упражнение 5

Щёки г...рят, бронзовый заг...р, алая з...ря, свет­лые з...ри, имена существительные первого скл...не­ния, глубокий покл...н, лёгкое прикосновение, к...саться земли ногами, хорошо написанное из­л..жение, нал...гать штраф, южное р...стение, дети подр...сли, ср...щение корней деревьев, нежный р...сток, отр...сли лёгкой промышленности, Р...СТИ-слав Александрович, подг...ревшее на сковороде мясо, сшить платье на выр...ст, выр...сти из пальто, прекл...нить голову, с л...жить полномочия.

Корни с чередованием гласных о//а ____________________________ 7

Упражнение 7

Во время еды не кладите руки на стол и не на­кл..няйтесь сильно над тарелкой. Пол...жи, пожалуй­ста, книги на место. Неук..снительно соблюдайте правила дорожного движения! Это вас не к..сает­ся! Казалось, всё небо охватило пунцовое з...рево. Сегодня я поднялась ни свет ни з...ря. Мой старший брат отр...стил длинные усы и бороду. Найдите в предл..жении главные и второстепенные члены. Пол...гаю, вы примете верное решение. Хорошо удить рыбу на вечерней з...рьке.

 

6_____________________________ Корни с чередованием гласных о//а

Упражнение 6

Жить в Р...стове-на-Дону, от з...ри до з...ри, склониться над книгой, выг...ревшая на солнце ткань, выл...жить продукты из сумки, занимается з...ренька, лёгкий накл...н головы, раскл...няться пе­ред зрителями, жадный р...стовщик, сильно выр...-сти за лето, малыш выр...с, предл..жить выпить кофе, ясно изл...гать мысли, отр...слевое производ­ство, к...снулся моей руки, уг...рный газ, к...сатель-ная к кругу, отблески далёкой з...рницы, укл..нить­ся от работы, подр...сшие кусты.

8_____________________________ Корни с чередованием гласных о//а

Упражнение 8

Окушки и щучки любят погреться в тёплой воде и понежиться на солнце. Для этого выходят они из глу­бины на самую мель. И подолгу стоят неподвижно. Будто бы заг...рают. Только заг...р рыбий особый. Мы, люди, от заг...ра темнеем, а рыбы от заг...ра светле­ют. Выходят они из глубины на мель тёмные, а «по-заг...рают» — и станут светлыми. Слаб рыбий заг...р. Стоит щуке или окуню вновь опуститься в глубину, и готово — сошёл весь «заг...р»! Снова станут тёмны­ми, будто и не грелись на солнце... (/-/. Сладкое)

Корни с чередованием гласных е//и ____________________________ 9

Упражнение 9

Соб...ру коллекцию марок, соб...рать грибы, ярко бл...стеть на солнце, бл...стать на сцене, зад...рёт нос, уд...рать во все лопатки, выж...чь сухую траву, выж...гать по дереву, зам...реть от страха, с зами­ранием сердца, зап...реть на замок, зап...рать дверь на ключ, наст...лить паркет, расст...лать ковёр, ст...реть пыль с мебели, ут...рать слёзы, переб...рать ягоды, приб...ру комнату, заниматься очковтиратель­ством, выт...реть ноги, решать примеры на вычита­ние, выч...сть из двадцати пятнадцать.

Корни с чередованием гласных е//и____________________________ 11

Упражнение 11

Сегодня на пустой поляне, Среди широкого двора, Воздушной паутины ткани Бл...стят, как сеть из серебра. Сегодня целый день играет В дворе последний мотылёк И, точно белый лепесток, На паутине зам...рает, Пригретый солнечным теплом...

(И. Бунин)


10____________________________ Корни с чередованием гласных е//и

Упражнение 10

Выт...рать — выт...реть; заб...рать — заб...ру; забл...стать — забл...стеть; вым...рать — вым...реть; нап...рать — нап...реть; уст...лать — уст...лить; зад... рать — зад...ру; выж...гать — выж...чь; выч...тать — выч...сть.

12____________________________ Корни с чередованием гласных е//и

Упражнение 12

Каморка зап...ралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный... Вот однажды проб...ралась Татьяна по двору, осторожно подни­мая на растопыренных пальцах накрахмаленную ба­рынину кофту... Герасим побаивался барыни, но всё-таки надеялся на её милость и соб...рался уже от­правиться к ней с просьбой, не позволит ли она ему жениться на Татьяне. Татьяна так и обм...рла... Всю ночь Герасим возился с собачонкой, укладывал её, обт...рал... (По И. Тургеневу)


Непроизносимые согласные в корне слова _________________________ 13

Упражнение 13

Вес...ник победы, мес.ное радио, любящее сер...це, кос.ный мозг, скупое северное со...нце, учас.ник школьной олимпиады по физике, уча...ст-вовать в шахматном турнире, агентство по туриз­му, чудес...ная весенняя погода, почувствовать за­пах газа, опас.ный горный маршрут, по-стариков­ски брю...жать, крес.ный ход, в окрес.ных деревнях и сёлах, голлан...ские моряки, лес.ные слова, пре-лес.ные фиалки, сахарный трос...ник, горные пас.бища, пресная вода, грус.ное настроение.

Непроизносимые согласные в корне слова __________________________ 15

Упражнение 15

В Любани было солнечно, а над Ленинградом ле­жал туман. Это был тот лёгкий голубоватый туман, за которым неясным пятном проступает утреннее со...нце. То тут, то там его багряные отблески про­бивались через туман, ложились на воду, на стены домов. Было ясно, что этот туман очень непроч­ный, что его снесёт первым же движением воздуха с залива и за ним откроется чистое небо и город в блеске росистых поутру садов.

{К. Паустовский)


14_______________________ Непроизносимые согласные в корне слова

Упражнение 14

Семён вошёл в комнату и громко поприветство­вал всех присутствующих: «Здра...ствуйте! Очень рад вас видеть!» Мой друг — добрейший и чес.нейший человек. Вчера был ужас.ный ненас.ный день. Стол ломился от заморских я...ств. Я я...ственно слы­шала голос нашего гувернёра. Колина бабушка была ровес.ницей двадцатого века. Мне кажется, люби­мый праз...ник всех людей — Новый год. На чердак вела узкая длинная лес.ница. Почти все мои одно­классники являются моими сверс.никами.

16_______________________ Непроизносимые согласные в корне слова

Упражнение 16

Взгляну я в окошко, Раскину рогожку, Посею горошку, Положу хлеба краюшку. Всякий видит, Да не всякий чует. Кому светло, Кому темно, А мне голубо.

Проверяемые согласные в корне слова _____________________________ 17

Упражнение 17

Жёлтые голо..ки ного...ков, богатое наследство, ближайшая сосе...ка, мер...кие комары, теннисная раке...ка, в ре...колесье не заблудишься, ре...кий звук, отправиться в похо..., камешек в мой огоро..., великий наро..., зале...ть на дерево, Красная пло-ща...ь, черничный пиро..., сва...ьба старшей сестры, мяч упру..., спортивная хо...ьба, котёнок ры..., кру­жевная наки...ка, утренняя заря...ка, приобрести сно-ро...ку, гимнастический снаря..., отре...ки материи, цветок кукушкины слё...ки.

Проверяемые согласные в корне слова ____________________________ 19

Упражнение 19

Благородный тру..., учитель стро..., скошенный лу..., голо...ка чеснока, не хватает сло..., безударный сло..., чечевичная похлё...ка, красивая похо...ка, на дорогах гололё..., малиновый пудин..., скромные рома...ки и нежные незабу...ки, колючий ё..., серая лоша...ка, играть в ша...ки, чуть слышные ша...ки, грубая орфографическая оши...ка, рыбный су...чик, красный гри..., прохо... закрыт, горячий бутербро..., похо... на отца, повторить сто ра..., конфеты «Гри-лья... в шоколаде», вкусная шокола...ка.


18__________________________ Проверяемые согласные в корне слова

Упражнение 18

Моло... — с игру...ками, стар — с поду...ками. Быль моло...цу не укор. Старый ду... не скоро сломится.

(Русские пословицы о молодости и старости) Товарами ла...ка красится. Лишняя дене...ка карману не в тягость. У дене... гла... нет.

На улице моро..., а в кармане деньги тают. Тор... — яма: стой прямо.

(Русские пословицы о торговле и деньгах)

20__________________________ Проверяемые согласные в корне слова

Упражнение 20

Ро... — вырост из костного вещества на черепе у некоторых животных.

Рого... — многолетняя высокая болотная трава, листья которой идут на плетения, на приготовление бумаги и на изготовление волокна, а корневище содержит сахар и крахмал.

Ро...ь — злак, из молотых зёрен которого выпека­ют чёрный хле....

Ро... — то же, что су...ьба.

(Словарь русского языка С. И. Ожегова)

 

Правописание приставок ________________________________________ 21

Упражнение 21

Бе...рукавка — бе...крайний, в...дутый — в...плеск, во...горание — во...певание, и...вечный — и...колоть, ни...вести — ни...падать, ра...жечь — ра...качать, ро-...ыгрыш — ро...пись, р...ссказывать — р...ссказни, р...зыскивать — р...зыск, б...зудержный — б...зупреч-ный, бе...кризисный — бе...грешный, бе...культур­ный — бе...рассудный, ни...верженный — ни...про-верженный, в...будораженный — в...полошённый, во...благодарить — во...торжествовать, бе...действен­ный — бе...контрольный, и...редка — и...коса.

Правописание приставок _______________________________________ 23

Упражнение 23

Пр...лететь в Швейцарию, пр...отличная работа, пр...гадкий мальчишка, пр...рисовать цветы на кар­тине, пр...рвать гастроли, пр...клеить марку на кон­верт, жить в Пр...карпатье, преградить дорогу, пр...открыть дверь, пр...ступить закон, пр...колоть на платье брошь, пр...нарядиться к празднику, пр...бы­вать в плохом настроении, пр...бывать в пункт назна­чения, пр...ступить к делу, пр...творить план в жизнь, пр...творить форточку, пр...дать строгость выраже­нию лица, пр...дать товарища.


22____________________________________________ Правописание приставок

Упражнение 22

...конец измучился —...бежал в класс, д...рисовать портрет — д...сидеть до конца фильма, з...писать адрес — з...дремать в кресле, н...дземные части ра­стения — н...дтреснутая чашка, река о...мельчала — о...тесать бревно, о...воёванные земли — о...петые мошенники, п...длёдный лов рыбы — п...дтянуться на перекладине, пре...вестник бури — пре...писание врача,...делать последнее предупреждение —...фо­тографировать друзей, по...стреленная птица —по...-забыл стихотворение.

24____________________________________________ Правописание приставок

Упражнение 24

Неправильно, когда женщина говорит о себе: «Я п...кушала», — это в..спринимается как глупое ма­нерничанье. Ещё нелепей и смешней, когда так — слащаво-«уважительно» — говорит о себе мужчина. Также не следует говорить о себе: «Я прибыл». Скромнее сказать: «Я пр...ехал»... Здесь невольно в...поминаются выражения, какими кое-кто из под­чинённых говорит о высоком начальстве, которое: не...паздывает, а «з...держивается», не читает, а «пр..сматривает»... (По Б. Тимофееву)

 

 

Правописание суффиксов существительных _________________________ 25

Упражнение 25

Воспитат...ль, стекол...щик, приказч...к, дворн...к, храбр...сть, красн...та, присвоен...е, напарн...к, ко­феин...к, шипуч...ка, берёз...нька, реч...нька, букет...к, пап...нька, фант...к, пёр...шко, плать...шко, плать...це, сара...шко, носит...ль, глин...ще, глаз...ньки, глух...та, гниен...е, гнёзд...шко, голуб...нька, горл...шко, кипя-тильн...к, год...к, бант...к, рубл...к, косич...ки, над-смотрщ...к, угнетат...ль, правонарушен...е, прав...та, предпринимат...ль, одноклассн...к, окислен...е, корж...к, соучастн..к, темн...та.

Правописание суффиксов существительных __________________________ 27

Упражнение 27

Бан...щик — работник бани, обслуживающий по­сетителей.

Гон...щик — участник спортивных гонок.

Камен...щик — рабочий, специалист по кирпичной, каменной кладке.

Носил...щик — рабочий по переноске багажа на вокзалах, пристанях и т. п.

Пил...щик —рабочий, который занимается пилкой, распилкой.

{Словарь русского языка С. И. Ожегова)


26_________________________ Правописание суффиксов существительных

Упражнение 26

Глоточ...к — калач... к; глазоч...к — ключ...к; овраж...к — ёж... к; порож...к — нож...к; ореш...к — ёрш...к; бараш...к — карандаш... к; годоч...к — луч...к; платоч...к — мяч...к; кармаш...к — ковш...к; дубоч...к — птенч...к.

28_________________________ Правописание суффиксов существительных

Упражнение 28

Скуч...ная картина!

Тучи без конца,

Дожд...к так и льётся,

Лужи у крыльца...

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит дереву...ка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла? (А Плещеев)


Правописание окончаний существительных 1, 2 и 3-го скл. ____________ 39

Упражнение 31

Незаметно зажглась и тихо начала разгораться в неб... алая полоска зар.... Утренний ветерок прошу­мел в вершин...х берёз. Тонким перезвон...м оледе­нелых хвоинок отозвались ему высокие сосн.... Вни­зу, в глубокой темноте лес..., явственней зажурчал невидимый ручеёк. И весь лес стал полниться чуть слышным шуршани...м, шорох...м, хрупким, тихим ЗВОН...М — звук...ми неодушевлённой жизн.... И каж­дый звук был сам по себе: то хруст ветвей, то звон капель, а то посвисты жёстких хвоинок. (Н. Сладкое)

Правописание окончаний существительных 1, 2 и 3-го скл. ____________ 37

Упражнение 29

Служить в арми..., мыть волосы шампун....., стоять

на порог... дома, у полевой мыш..., готовить в русской
печк..., любоваться белоснежной хризантем...... и ро­
зовой орхиде...... прийти на берег мор..., говорить по

телефону с подруг..... Ирин......, написать письмо до-

чер..., что в имен... твоём, посадить сем... в землю,
яркое плам..., поставить знаки препинания в сложно­
подчинённом предл..жен и..., развеваться над зда-
ни....., на ветках магноли... и акаци..., приятный аро­
мат сирен....


38__________ Правописание окончаний существительных 1, 2 и 3-го скп.

Упражнение 30

Осенние багряные листь..., кружились над синими
колокольчик...ми и жёлтыми одуванчик...ми, встретить
в тундре стадо олен...й, под вековыми лип...ми, купить
новое пальт..., красивый фасон этих пальт..., высоко­
профессиональные инженер... и шофёр..., у ботин.....

острые носы, маленький размер чул........ и носк.......,

увидеть в зоопарке забавных шимпанз... и ярко окра­шенных какад..., косточки спелых абрикос...в и пер­сик...в, проложить новые шосс..., ехать по мокрому шосс..., сыграть в театре многие рол....

40__________ Правописание окончаний существительных 1, 2 и 3-го скл.

Упражнение 32

Он раздвинул кусты жимолост... и сирен... и скрыл­ся в зелен... под стеной часовн...; я последовал туда за ним и очутился на небольшой, плотно утоптанной площадк..., которая совершенно скрывалась в зе­лен.... Между стволами черёмух... я увидел в земле довольно большое отверсти... с земляными ступе-н...ми, ведущими вниз. Валек спустился туда, пригла­шая меня с собой, и через несколько секунд мы оба очутились в темноте, под землёй.

(В. Короленко)


Гласные после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях ------------------ 43

Упражнение 35

Ты, Саш...нька, просто обж...ра! Ш...фёр лихо гнал маш...ну по ш...ссе. Мыш...нок выглядывал из нор­ки. Мама сварила груш...вый компот и добавила в него ягоды крыж...вника. Я разрезала струн...к крас­ного жгуч...го перца. Стены нашего загородного дома сплошь увиты пышным изумрудно-зелёным плющ...м. На ж...рдочке сидел задиристый горластый петуш...к. Мы заказали в кафе ш...коладное мороже­ное с еж...винным сиропом. Петиного котёнка зовут Снеж...к, а Валиного котёнка — Пуш...к.

Гласные после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях ___________ 41

Упражнение 33

Кислый-прекислый щ...вёль, поспевший крыжов­ник, справедливое ж...ри, запасной параш...т, весё­лая ш...тка, ш...карная вещь, ш...лковое покрывало, в ч...рноте ночи, интересная брош...ра, ш...рох листвы, ч...рный хлеб, дж...нсовый сарафан, белые ш...рты, проворный щ...рёнок, колдовские ч...ры, последний ш...нс, капроновые ч...лки, ш...пот морских волн, ш...птать на ухо, красные от мороза щ...ки, пож...хлая трава, ярко-ж...лтые лимоны, цирковой ж...нглёр, яич­ный Ж...ЛТОК, зимняя куртка с капюш...ном.


44________ Гласные после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях

Упражнение 36

Ж...молость — кустарниковое или вьющееся рас­тение с душ...стыми цветками.

Ч...рника — мелкий полукустарник семейства брусничных с круглыми ч...рно-синими сладкими яго­дами, а также ягоды его.

Ш...фон — ш...лковая или хлопч..тобумажная тон­кая мягкая ткань.

Ш...тландка — пёстрая клетч...тая ткань.

Крепдеш...н — сорт ш...лковой ткани.

{Словарь русского языка С. И. Ожегова)

42________ Гласные после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях

Упражнение 34

Пирож...к — овраж...к; петуш...к — ореш...к; каблуч...к — мешоч...к; руч...нка — руч...нька; камыш...вый — плюш...вый; парч...вый — плеч...вой; еж...вый — беж...вый; луч...м — смерч...м; плащ...м — товарищ... м; больш.'.му — больш...му.

 

Гласные после Ц в корнях, суффиксах и окончаниях ___________________ 47

Упражнение 39

Оказалось, что зайц... — прямо как куриц...! — «порхаются» в пыли. Как-то иду и вижу: заяц в пыли валяется и ногами длинными дрыгает. На одном боку поёрзал, на второй перевалился. На втором поёр­зал — спиной о дорогу чесаться стал... Каждое утро из сырых тугаев выходят на сухие дорожки зайц.... Ложатся мокрыми животами на тёплую пыль. А шкур­ка линяет, начинает чесаться. Вот заяц и дрыгает­ся. И до того выкатается в пыли, что даже лисиц..., глядя на него, чихают и кашляют. (Н. Сладкое)

Гласные после Ц в корнях, суффиксах и окончаниях ___________________ 45

Упражнение 37

Жёлтые и белые нарц...ссы, душистая акац...я, ц...фра 5, ц...гейковая шубка, ц...ганский табор, ма­ленький пушистый ц...плёнок, ц...тата из произведе­ния А. С. Пушкина «Евгений Онегин», джемпер цве­та ц...кламена, оц...нкованное ведро, встать на ц...почки, ц...трусовые растения, ц...рковое представ­ление, ц...п-ц...п-ц...п, металлический ц...ркуль, пред­мет в виде ц...линдра, античная ц...вилизац...я, го­довой ц.-.кл вращения Земли, ц...ферблат часов, мощная ц...тадель, плетёная ц...новка.


48_________________ Гласные после Ц в корнях, суффиксах и окончаниях

Упражнение 40

Ц...када — хоботное прыгающее насекомое с про­зрачными крыльями, издающее характерный стрекот.

Ц...клоп — в древнегреческой мифологии: одно­глазый великан.

Ц...корий — растение, сушёный корень которого употребляется как примесь к кофе.

Ц...нк — химический элемент, ковкий металл си­невато-белого цвета.

Ц...кать — прикрикивать с угрозой.

(Словарь русского языка С. И. Ожегова)

46_________________ Гласные после Ц в корнях, суффиксах и окончаниях

Упражнение 38

Перц...вый пластырь, дворц...во-парковый ан­самбль, свинц...вые тучи, ситц...вая простыня, пес-ц...вый воротник, образц..вый порядок, конц...вая строка книжной страниц..., глянц...вая поверхность, след куниц..., свежие огурц..., десять пальц...в, со всех конц...в страны, сваренное вкрутую яйц..., белое блюдц... с розовой каёмочкой, волки и овц..., пёс с куц...м хвостом, бледнолиц...й ребёнок, раскрытые клювики птенц...в, сестриц...н подарок, цариц...ны палаты, упасть с лестниц....

 


Разделительные Ь и Ъ _________________________________________ 49

Упражнение 41

«Солов...иный язычок», «Вороб...ишкина весна», «Ущел...е каменных козлов», «Рубаху с...ел», «Чере-паш...и бега», «Дерев...я покоя», «Медвеж...я ябло­ня», «У лис...ей норы», «Плясун...я», «Вверх от нена­ст...я», «Первая полын...я», «Белый в...юн» — все эти и многие другие рассказы для детей написал за­мечательный писатель Николай Иванович Сладков. Об...ект, об...ектив, ад...ютант, кан...он, шин...он, батал...он, медал...он, бул...он, павил...он, ко­тил...он— слова иностранного происхождения.

Ь для смягчения согласных _____________________________________ 51

Упражнение 43

Жестокая бор...ба, отчаянный спор...щик, деревян­ный мос...тик, убедительная прос.ба, не ел вес... ден..., трухлявый пен..., пышные капроновые бан...-тики, усталые бетон...щик и камен...щик, держать ка­меи... за пазухой, мощ...ная сила, июл...ская жара, цветоч...ная пыл...ца, опытный стекол...щик, январ...-ская стужа, феврал...ские метели, аппетитные пон...-чики, двенадцат... месяцев, государство Пол...ша, сер...ги с янтарём, ноч...ная бабоч...ка, печ...ки-ла-ВОЧ...КИ, воз...му себя в руки, мал...чик-с-пал...чик.


50_________________________________________ Разделительные Ь и Ъ

Упражнение 42

Крепко не полюбилось Герасиму сначала его но­вое жит...ё. Отчуждённый несчаст...ем своим от со­общества людей, он вырос немой и могучий, как де­рево растёт на плодородной земле... Занятия Гера­сима по новой должности казались ему шуткой после тяжких крест...янских работ... Со всей остальной че-ляд...ю Герасим находился в отношениях не то что­бы приятельских — они его побаивались, — а корот­ких. Они с ним об..яснялись знаками, и он их пони­мал... (И. Тургенев)

52____________________________________ Ь для смягчения согласных

Упражнение 44

Это очен... печал...но — когда забывают друзей. Не у всякого был друг. И я боюс... стат... таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр. Ещё и поэтому я купил ящик с красками и цветные карандаши. Не так это просто — в моём возрасте внов... принимат..ся за рисование, если за всю жизн... тол...ко и нарисовал что удава снаружи и из­нутри, да и то в шест... лет! Конеч...но, я постара-юс... передат... сходство как можно луч...ше.

де Сент-Экзюпери)


Ь после шипящих на конце существительных ________________________ 55

Упражнение 47

Нелюдимо наше море,

День и ноч... шумит оно;

В роковом его просторе

Много бед погребено. (/-/. Языков)

Солнце зимнее ли мещет На него свой луч... косой — В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. (Ф. Тютчев)

Ь после шипящих на конце существительных ________________________ 53

Упражнение 45

Белая ноч..., спелая рож..., лесной ландыш..., брош... с изумрудом, пасхальный кулич..., много учи­лищ..., нет луж..., чёрный грач..., косой луч... солн­ца, деревья рощ..., редкая вещ..., жёлтый плюш..., возле загородных дач..., длинный плащ..., вьющий­ся плющ..., домашняя мыш..., футбольный мяч..., хлебный мякиш..., ночная тиш..., убирать снег с крыш... домов, вооружённый мятеж..., бессвязная реч..., у самых корневищ..., на руке прыщ..., рваные края туч..., провинциальная глуш..., нервная дрож....


56________________________ Ь после шипящих на конце существительных

Упражнение 48

Уединение любя,

Чиж... робкий на заре чирикал про себя...

Мой Чиж... замолк. «Ты что ж, —

Спросил его с насмешкой Ёж..., —

Приятель, не поёшь?» —

«Затем, что голоса такого не имею,

Чтоб Феба я достойно величал, —

Сквозь слёз Чиж... бедный отвечал, —

А слабым голосом я Феба петь не смею». (И. Крылов)

54________________________ Ь после шипящих на конце существительных

Упражнение 46

За свой грош... везде хорош.

Игра свеч... не стоит.

Пшеничка кормит по выбору, а рож... сплошь.

Повинную голову меч... не сечёт.

Лес сечь — не жалеть плеч....

Не печ... кормит, а руки.

Глупая реч... не пословица.

Сказка — лож..., а песня — правда.

Богат как церковная мыш....

{Русские пословицы)

 

 


Написание собственных имён существительных _____________________ 57

Упражнение 49

...лёша,...лексей,...ван...ванович...ванов, цветок...оза, девочка по имени...оза,...сения,...нна...ндреевна...хматова, бабочка...поллон, древнегре­ческий бог солнца...поллон, солнечная...лта,...ас-пийское море, собака...арик, кошка...урка, река...непр,...инский залив, лайнер «...итаник», поезд «...расная стрела», сказка...авла...етровича...ажо-ва «...еребряное копытце», кинофильм «...раброе сердце», журнал «...овесник», газета «...мена», спек­такль «...астер и...аргарита».

60______________.____________________________ Обобщающие упражнения

Упражнение 52

Друз...я мои! Хр...ните драгоценный н...родный
кла... — родную реч..., б...ритесь за правильность и
ч...стоту ру..... кого...зыка, за культуру реч... — важ­
ную составную ч...сть общей культуры человека
(Б. Тимофеев). Г...р...док был мал...нький, н...поло­
вину сг...ревший во время в...йны. Улиц... были так
густо з...сыпаны сенной трухой, что телега к...тилась
по ним б...сшумно, как по к...вру. От скл...дов с пень­
кой т...нуло сухим пр...ятным зап...хом, н...поминав­
шим зап...х вощины (К. Паустовский).


Обобщающие упражнения __----------------------------------------------------- об

58_____________________ Написание собственных имён существительных

Упражнение 50

Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова...уяна, К царству славного...алтана...

(А. Пушкин) Меж тем...услан далёко мчится; В глуши лесов, в глуши полей Привычной думою стремится К...юдмиле, радости своей...

Пушкин)

Написание собственных имён существительных _____________________ 59

Упражнение 51

Не стоит рубить берёзы, чтобы на их месте сажать платаны, не стоит нашему...легу делаться...ливером. И пусть...оман остаётся...Оманом, а не превраща­ется в...ичарда; оставим...ичарда англичанам, у ко­торых в памяти народа сохранился...ичард...ьвиное...ердце!.. Не следует забывать, что у нас принято называть людей по имени и отчеству, почему...ар-менсита...тепановна и...омуальд...укич будут зву­чать весьма нелепо, равно как и...енера...узьминич-на и...еракл...етрович. (Б. Тимофеев)


Упражнение 55

Когда в руках у вас...кажется рубль, з...думайтесь о том, что общ...го у этого слова с др...вами. Можно решить вопрос так: все г...ворят — рубль у нас д...р...вянный. И др...ва д...р...вянные. Вот вам и вза­имосвязь. Но такой ответ будет хотя и...строумным, но ош...боч...ным. Рубль не всегда был д...р...вянным. В самом начал... на...уси он стоил дор...го и был куском сер...бра определённого веса, который...тру-бали от слитка....т-руб-али! Вот вам и рубль. И др...ва тоже рубят. Такая взаимосвязь. (Н. Голь)

Обобщающие упражнения. ______________________________________ 61

Упражнение 53

Васютка пр...жался в кустах. С.дит, слушает. Шум бли...ко, а понять не может, кто шумит. Васютка тог­да взмостился пот...хоньку на с...сну, огл...делся и увидел... Выше-то реч...ка надвое р...сходится....стровок тут пр...шёлся....стровок высок...нький, полой в...дой его не зал...ёт. П...ближе к в...де та­ловый куст, а из него лебе...ь шею выт...нул, да и ш...пит по-гусиному, вроде как сердится. По реч...к..., прямо к тому месту, медве...ь шлёпает.

{П. Бажов)


64___________________________________________ Обобщающие упражнения

Упражнение 56

Утёс Н...чевала туч...ка з...л...тая На груди утёса-вел...кана; Утром в пут... она умч...лась рано, По лазур... весло играя; Но...стался влажный сле... в морщин... Старого утёса. Од...ноко Он ст..ит, з...думался глубоко И т...хонько плачет он в пустын....

(М. Лермонтов)

62___________________________________________ Обобщающие упражнения

Упражнение 54

Абр...кос — ро... пл...довых д...рев...ев и кустарни­ков с м...систыми, обыч...но...пушёнными пл...дами.

Гиац...нт—ро... мн...голетних лукович...ных расте­ний с.меиства л...лейных.

Ав...кадо — веч...ноз...лёное дер...во с.меиства лавровых со с.едобными пл...дами.

Лот...с — ро... мн...голетних з...мноводных тр...вя-нистых р...стений с.мейства лот...совых с кр...сивы­ми крупными цв...тками.

{Словарь иностранных слов)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...